0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила занятий лфк

Лекция №2 Тема: « Организация занятий по ЛФК»

1) ЛГ должна воздействовать на весь организм больного.

2) Сочетать общеукрепляющие и специальные упражнения.

3) Соблюдать принципы постепенности и последовательности.

4) Чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физические упражнения.

5) Упражнения выполнять ритмично с постепенным возрастанием объёма движений.

6) Вводить в лечебную гимнастику дыхательные упражнения.

7) Ежедневно частично обновлять или усложнять комплекс ЛГ, вводить 10-15% новых упражнений.

8) На последних занятиях обучать самостоятельным занятиям.

9) Соблюдать дидактические принципы: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.

10)Рекомендованный пульс в акушерской практике не более 130удмин.

Курс ЛФК подразделяется на три периода:

1) Вводный (подготовительный) – 3-6дней. Применяют облегчённые нагрузки, щадить поражённые системы.

2) Основной (тренировочный) – используются все формы ЛФК, в соответствии с двигательным режимом для решения общих или специальных задач.

3) Заключительный – 3-5 дней. Обучение больных правильному выполнения упражнений в домашних условиях.

Процедура лечебной гимнастики состоит из трех частей:

1) Вводная – 20% (в начале курса ЛГ) , 10% ( в конце курса ЛГ).

2) Основная – 60% ( в начале курса ЛГ) , 80% ( в конце курса ЛГ).

3) Заключительная -20% (в начале курса ЛГ) , 10% ( в конце курса ЛГ).

Правила составления комплексов ЛГ (лечебной гимнастики).

При составлении примерного комплекса занятий ЛГ необходимо учитывать:

-физическое развитие и степень подготовленности;

Затем подбирают физические упражнения, выбирают:

— И.п. (исходные положения);

— систематизируются специальные и общеукрепляющие упражнения с дыхательными

— указывают темп, число повторений, амплитуду движений, длительность комплекса;

— предусматривается постепенное повышение нагрузки, учитывается необходимость чередования мышечных групп, участвующих в упражнениях. Выбранные средства систематизируются в схеме занятия.

Пример: Схема занятий ЛГ при ИМ (постельный режим).

Задачи и методические указания: стимулирование (улучшение) периферического кровообращения. Обучение правильному дыханию. Темп медленный.

И.п. лёжа на спине. Упражнения для мелких и средних мышечных групп конечностей в сочетании с дыхательными. Дозировка 2-3мин.

Задачи и методические указания: стимуляция вспомогательных факторов кровообращения. Подготовка к переходу в положение сидя. Темп медленный, дыхание не форсировать.

Содержание раздела: И.п. лёжа на спине. Элементарные и комбинированные упражнения для верхних и нижних конечностей. Элементарные упражнения для корпуса (туловища) в чередовании с дыхательными и на расслабление. Дозировка 5-6мин.

Задачи и методические рекомендации: снижение общей нагрузки.

Содержание: И.п. – лёжа на спине. Элементарные гимнастические упражнения для конечностей в сочетании с дыхательными. Дозировка 2-3мин.

Дозирование физической нагрузки в ЛФК:

Изменить величину физической нагрузки при проведении лечебной гимнастики можно:

1) Выбором исходного положения.

2) Объёмом мышечных групп, участвующих в упражнениях.

3) Амплитудой движений.

4) Числом повторений отдельных упражнений.

5) Темпом выполнения упражнений.

6) Степенью сложности упражнений.

7) Степенью силового напряжения мышц.

8) Ритмом движений.

9) Точностью выполняемых заданных упражнений.

10)Чередованием мышечных групп.

11)Использованием дыхательных упражнений.

12) Упражнениями на расслабление.

13)Использованием предметов и снарядов.

14) Продолжительностью занятия.

Общая нагрузка определяется:

1) Интенсивностью – пульсовым режимом. (220-возраст) • 75-80%

2) Длительностью – общее время физкультурного занятия.

3) Плотностью- выражается в процентном соотношении времени фактического выполнения физических упражнений к общему времени занятий. В начале курса, в стационаре: 20-25%, в завершении стационарного лечения – 50-75%, в санаторно- курортном лечении – 80-90%.

4) Объёмом нагрузки: Большая – без ограничения выбора средства ЛФК. Средняя – исключить бег, прыжки и др. сложные упражнения. Слабая – элементарные гимнастические упражнения в сочетании с дыхательными упражнениями.

Двигательные режимы стационара:

1) Строгий постельный режим – назначают тяжёлым больным. Применяют лёгкий массаж и пассивные упражнения неполной и полной амплитуды для конечносте й по 2-3 раза в день в течении 5-10 мин и статическое дыхание ( грудное или брюшное, или произвольная экономизация дыхания в зависимости от заболевания). Диафрагмальное или грудное дыхание повторяют 2-3 раза, повторяют каждый час бодрствования. Используют идеомоторные упражнения или упражнения на расслабление, или психопотенцирование. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 6 ударов в минуту.

2) Расширенный постельный – при общем удовлетворительном состоянии. Занятия 1 раз в день по 15-20мин. И.п.- лёжа на спине, на боку, используют элементарные гимнастические упражнения для конечностей без усилий с ограниченной и постепенно возрастающей амплитудой в чередовании с дыхательными упражнениями. Также используют экономизацию дыхания, психопотенцирование. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 12 ударов в минуту.

3) Палатный режим – ЛГ в И.п. – лёжа, сидя, стоя. Упражнения без предметов и с предметами до 500гр. Постепенно включать гимнастические упражнения для мышц туловища. Длительность занятия 20-25мин. Включают медленную ходьбу 60 шагов в минуту, на расстояние 100-150 метров. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 18-24 удара в минуту.

4) Свободный режим – ЛГ 1 раз в день 25-30 минут, добавляют малоподвижные и подвижные игры. Ходьба со скоростью 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 30-32 удара в минуту, максимальное повышение систолического давления рекомендуется на 10-25мм рт ст .

Двигательные режимы амбулаторного лечения ( санаторно- курортное лечение):

1) Щадящий – сходен со свободным двигательным режима стационара. Добавляют ходьбу до 3 км, купание, плавание в тёплой воде, спортивные игры. Запрещено: туризм, дальние экскурсии.

2) Щадяще –тренирующий – длительность ЛГ 45минут, плотность занятия 70-75%, включают быструю ходьбу до 4км, терренкур, спортивные игры ( волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон) , плавание, ходьба на лыжах, катание на лодках, коньках. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 42-48 удара в минуту. Максимальное повышение систолического артериального давления на 30-35мм рт ст.

3) Тренирующий – пульс на занятии 120-150 ударов в минуту, для больных с СС заболеваниями оптимальный 120ударов, занятия в группах общей физической подготовки.

Противопоказания для ЛФК:

Чаще имеют временный характер:

1. Отсутствие контакта с больным (тяжёлое состояние, нарушение психики).

2. Острый период заболевания, и его прогрессирующее течение.

4. Кровотечение или его угроза.

5. Повышение СОЭ и выраженный лейкоцитоз.

6. Высокая температура тела.

7. АД выше 220/120 мм.рт.ст.

8. Частые гипер- и гипотонические кризы.

9. Частые приступы нарушения ритма сердца и коронарного кровообращения.

10. Тахикардия в покое.

11. Злокачественные новообразования до радикального лечения.

12. Необратимые прогрессирующие заболевания.

13. Глюкоза в крови выше 16ммольл.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9693 — | 7546 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правила составления комплексов ЛФК.

— диагноз (основной и сопутствующий);

— физическое развитие и степень подготовки больного;

— пол, возраст, профессию;

2. Определяют задачи ЛФК,

— выбираются исходное положение,

— систематизируются специальные, общеукрепляющие упражнения и дыхательные;

— указывается темп ( количество движений за 1мин), число повторений, время.

Режимы двигательной активности— это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения в больничных условиях.

В стационаре:

Строгий постельный режим назначают тяжелым больным. Для профилактики осложнений применяют упражнения в статическом дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж. Особое внимание уделяют ПЭД и психопотенцированию. Допустимое учащением пульса на 5- 10 уд./мин.

Расширенный постельный режимназначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.

Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100-150 м, занятия ЛГ длительностью до 20-25 мин, с учащением пульса после занятия на 18-24 уд./мин. Динамические физические упражнения на все мышечные груп­пы с полной амплитудой движения в медленном темпе. Статические упражнения I и II вариантов в ис­ходных положениях лежа, сидя. Идеомоторные физические упражнения, ПЭД, психопотенцирование.

Свободный режимв дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60-80 шагов в минуту. Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия 25-30 мин, с учащением пульса после него на 30-32 уд./мин. Предусматрива­ется комбинирование всех лечебных вариантов лечебной гимнас­тики, лечебной ходьбы, лечебного бега, лечебного плавания.

Подсчёт пульса проводится до нагрузки, после выполнения упражнения и в конце занятия. Пульс восстанавливается через 3-8 мин, а артериальное давление — через 15-20мин.

В санаторно-курортных условиях:

Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре, с разрешением ходьбы до 3 км с отдыхом через каждые 20-30 мин, игр, купания (при подготовленности и закаленности).

Щадяще-тренирующий режим допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, тeppeнкyp, прогулки на лыжах, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.

Тренирующий режимприменяют в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешается бег, спортивные игры по общим правилам.

Исходные положения тела.В лечебной физкультуре применяют различные ИП, но чаще — положения лежа, сидя и стоя. Положение лежа применяют чаще для больных, находящихся на постельном режиме, при некоторых заболеваниях позвоночника; лежа и сидя — для слабых больных и при заболеваниях нижних конечностей, стоя — для окрепших, подвижных больных, при заболеваниях верхних конечностей.

Дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счет чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов. Улучшается кровообращение дыхательных путей и кровообращение в сердечной мышце. Ликвидируются явления застоя и кислородная недостаточность в организме, повышается работоспособность.

Упражнение для нормализации грудного дыхания. Вдох через нос верхней частью легких, расширяя грудную клетку (расправляя при этом плечи и отводя несколько назад локти); максимально сужая грудную клетку, произвести выдох через рот, завершив его паузой (задержкой дыхания в течение 2 сек). Повторить 4-6 раз.

Упражнение для нормализации диафрагмального дыхания. Вдох через нос с помощью диафрагмы (с выпячиванием живота); медленно и протяжно выдохнуть через сжатые трубочкой губы (как будто шарик надуваете), втягивая живот (слегка нажимая на него руками) и на 2 сек задержать дыхание. Повторить 4-6 раз.Помогает улучшить работу сердца, легких и органов брюшной полости.

Упражнение для нормализации полного дыхания.Медленно вдыхать сначала нижней частью легких (выпячивая живот) и продолжать наполнение легких, расширяя грудную клетку; после паузы выдыхать протяжно, одновременно втягивая живот и сужая грудную клетку; завершить упражнение задержкой дыхания на 3 сек. (при выдохе — одна ладонь на груди, другая на верхней части живота). Повторить 4-6 раз.

Произвольная экономизация дыхания (ПЭД) — это сознательное из­менение режима вдоха и выдоха, направленное на устранение из­быточного объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха за единицу времени. ПЭД ус­траняет прирост легочной вентиляции в покое и в физической деятельности, устраняет бронхоспазм, способствует безболезненному выведению мокроты.

Читать еще:  Побочные действия димексида и диклофенака в компрессе

1. Подсчет пульса за 10 с.

2. Вдох и выдох совершаются через нос. Вдох выполняется «тонкой струйкой», растягивается на 3 с. Движе­ния грудной клетки не усиливаются, излишнее напряжение дыха­тельной мускулатуры на вдохе устраняется, выдох выполняется автоматически на 1—2 с длиннее вдоха. Техника выполнения в тече­ние 3-5 мин

3. Подсчет пульса за 10 с

Примечание. При сохранении напряжения дыхательной муску­латуры частота сердечных сокращений по отношению к начально­му уровню Р возрастает. При экономичности работы дыхатель­ной мускулатуры частота сердечных сокращений остается прежней или уменьшается.

Психопотенцирование— это методика аутотренинга, представляющая собой внушение, переходящее в самовнушение.

1. Подсчет пульса за 10 с.

2. В течение 3-5 мин пациент начинает выполнять произвольную экономизацию дыхания (дыша только через нос).

3. Локальное воздействие в заданной области до появле­ния чувства тепла. Медсестра говорит: «Вы можете мысленным приказом направить действие дыхания на усиление кровообращения . (в зависимости от имеющегося заболевания). Каждый вдох прино­сит тепло в заданную область, улучшает кровообращение .

4. Проговаривайте про себя: «Дыхание устраняет ощущение непри­ятной тяжести, дыхание устраняет ощущение боли, дыхание устраняет неприятное сердцебиение, дыхание окончательно лик­видирует боль. (информация индивидуализируется)».

5. Подсчет пульса за 10 с пациентом или медсестрой.

Детская Лечебная Физическая Культура

Адекватная физическая активность — неотъемлемое условие, необходимое для правильного развития организма. ЛФК может использоваться как для коррекции уже проявившихся отклонений, так и для их профилактики.

При многих заболеваниях комплекс, подобранный с учетом особенностей конкретного организма, при регулярном выполнении оказывает лечебный эффект, не уступающий результатам медикаментозного воздействия. А при проблемах с опорно-двигательным аппаратом порой является единственным средством, способным привести к полному восстановлению.

Плюсы от занятий ЛФК

Выполнение комплекса ЛФК, составленного грамотным специалистом, позволяет:

  • сформировать осанку;
  • развить мышечный корсет спины;
  • обеспечить нормальное развитие суставов и костей;
  • устранить асимметрию тела, вызванную сколиозом;
  • скорректировать плоскостопие;
  • нормализовать работу эндокринной и иммунной систем организма, повысить выносливость.

Благодаря адекватной физической нагрузке улучшается кровоток, нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшается координация и равновесие. Помимо укрепления организма, занятия позволяют ребенку освоить навыки правильного дыхания, научиться контролировать различные мышцы.

Врачи отмечают, что ребенок, регулярно занимающийся физической культурой, имеет более стабильное психоэмоциональное состояние, легче адаптируется в школе, менее подвержен проявлениям аллергии и вирусным респираторным заболеваниям. Благодаря укреплению мышц и связок уменьшается риск получения растяжений и аналогичных травм при падениях. Активизация кровотока вследствие физической нагрузки улучшает питание тканей и предотвращает развитие дегенеративных заболеваний.

Особенности детской ЛФК

При проведении занятий с детьми следует принять во внимание ряд факторов:

  • возраст;
  • уровень развития мелкой моторики;
  • психическое состояние;
  • общее физическое состояние.

Продолжительность выполнения комплекса детского ЛФК должна варьироваться в пределах от 20 до 50 минут в зависимости от состояния ребенка. Занятия рекомендуется проводить со специалистом, поскольку родителям может быть трудно правильно дозировать физическую нагрузку.

Врачи отмечают, что в возрасте от 12 до 17 месяцев и в период от 5 до 6 лет занятия ЛФК в профилактических целях наиболее важны. Они помогут предотвратить отклонения в развитии скелета и суставов и выработать правильную осанку.

Начинать занятия с ребенком можно уже в месяц. В этом возрасте основные цели, которые преследует ЛФК, рекомендуемая здоровым детям, сводятся к нормализации режима сна и бодрствования, работы ЖКТ, развитию рефлексов. Обязательно выполнение лечебных комплексов для младенцев, имеющих такие патологии, как:

  • кривошея;
  • плоскостопие или косолапость;
  • ДЦП.

Без соответствующей возрасту физической нагрузки невозможно формирование здорового организма. Необходимо начать уделять внимание развитию ребенка с самого детства, не дожидаясь проявления отклонений.

Противопоказания

Абсолютными противопоказаниями к назначению ЛФК считаются следующие состояния:

  • острые заболевания;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • нарушения сердечного ритма;
  • кровотечения;
  • злокачественные образования.

Если ребенок заболел, у него наблюдается жар и общее недомогание, занятия следует отложить до момента выздоровления.

Разновидности упражнений

Упражнение, применяемые в ЛФК, делятся на 2 типа:

  • предназначенные для укрепления организма в целом и повышения выносливости;
  • нацеленные на проработку определенной зоны, например, формирование мышечного корсета спины при сколиозе.

При другой классификации выделяют динамические, в зависимости от возраста ребенка, представляющие собой активные или пассивные движения, а также статические упражнения, сводящиеся к принятию определенной позы и удержанию ее в течение установленного времени.

В дополнение различают следующие виды движений:

  • дыхательные;
  • рефлекторные;
  • координационные;
  • растягивающие;
  • расслабляющие;
  • коррегирующие.

Многие специалисты относят к ЛФК не только комплекс, направленный на коррекцию какого-либо недостатка, но и обычные активные игры или занятия спортом. Так, бег на коньках и лыжах помогает развивать мышцы голени и стопы и предотвращает формирование плоскостопия.

Правила при занятиях ЛФК

Желаемый лечебный эффект от ЛФК может быть достигнут только при условии соблюдения ряда правил:

  • постепенное повышение нагрузки, позволяющее исключить переутомление;
  • отсутствие боли при движениях;
  • проведение занятий в проветренном помещении при температуре не выше 22 ºС;
  • занятия должны быть регулярными и последовательными, выполнение упражнений от случая к случаю не даст результата;
  • разминка и заминка должны являться неотъемлемыми частями занятия;
  • приступать к выполнению комплекса можно спустя минимум 45 минут после еды.

Перед тем как приступать к детскому массажу и занятиям ЛФК с ребенком, необходимо посетить с ним врача, способного грамотно оценить его состояние и порекомендовать наиболее подходящий для коррекции комплекс. Различные типы искривлений позвоночника требуют разных терапевтических подходов и упражнений, направленных на разные группы мышц.

Важно наблюдать за действием, которое оказывает на ребенка выполнение предложенной программы, если занятия приводят к переутомлению или вызывают дискомфорт, необходимо пересмотреть программу тренировок.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки у детей

Основная задача упражнений, назначаемых при сколиозе, – укрепление мышц спины. Программа для занятий должна быть подобрана врачом, специализирующимся в этой области. Приведенный далее комплекс носит рекомендательный и ознакомительный характер:

  • установка правильного положения тела;
  • ходьба с сохранением осанки — 1 мин;
  • ходьба полной стопой с поднятыми руками, на носках с разведенными в стороны руками, на пятках с опущенными руками — по 40 сек. каждой разновидности упражнения;
  • поочередно поднимать выпрямленные руки над головой — до 12 раз;
  • попеременные наклоны корпуса в стороны — 10 повторов;
  • стоя, прижавшись пятками, ягодицами и лопатками к стене, подтягивание к животу согнутой ноги — по 5 раз для каждой;
  • из исходного положения, описанного в предыдущем пункте, выполнять подъем выпрямленной ноги до параллели с полом — по 5 раз;
  • приседания с вытягиванием рук вперед, в исходном положении руки на поясе, пятки вместе, носки смотрят в стороны — до 15 раз;
  • подъем вверх гимнастической палки с одновременным отведением выпрямленной ноги назад — до 6 повторов;
  • подъем палки с пола вверх на вытянутых руках с последующим опусканием — до 10 раз;
  • лечь на спину и вытянуть руки за голову, напрягая мышцы спины, медленно сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах — до 8 повторов;
  • по очереди поднимать выпрямленные ноги — до 6 раз;
  • прогибать спину, опираясь на пол пятками и локтями — 4 подхода;
  • лежа на животе поднять ноги и грудную клетку, задержаться в этом положении на несколько секунд — до 8 раз;
  • стоя на четвереньках, попеременно прогибать и округлять спину — до 12 раз;
  • поднимать большой мяч, удерживая его на вытянутых руках — до 10 повторений;
  • выполнять упражнение «Ласточка» — до 5 повторов;
  • ходить, высоко поднимая колени — до 3 минут, затем обычная ходьба с плавным замедлением темпа.

При выполнении упражнений обязательно нужно сохранять правильную осанку. Занятия ЛФК при детском сколиозе не только способны предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания, но и могут полностью устранить его проявления.

Упражнения при плоскостопии

Цель комплекса ЛФК при плоскостопии — развитие мышц и связочного аппарата голени и стопы. Основной упор в данном случае делается на ходьбу. Рекомендована следующая последовательность упражнений:

  • разминка;
  • ходьба на носках;
  • ходьба на наружном крае стопы;
  • ходьба с поджатыми пальцами;
  • удержание мелких предметов с помощью пальцев стопы;
  • ходьба по гимнастическому бревну.

Особенности упражнений для детей разных возрастных категорий

Если речь идет о младенцах, начинать и завершать занятия рекомендовано поглаживаниями, желательно не забывать про них и между подходами. При работе с маленькими детьми должны активно использоваться рефлекторные упражнения. К ним относятся такие приемы, как:

  • действия, вызывающие ответное движение пальцев ребенка: нажатие на подошву у основания пальцев и поглаживание наружной стороны стопы по направлению к пятке;
  • действия, приводящие к выпрямлению позвоночника: проведение пальцами вдоль столба по направлению к голове позвоночника;
  • стимуляция ползания.

Для тех, кто старше 3 месяцев, в комплекс добавляют пассивные движения, а именно:

  • сгибание и разгибание рук и ног;
  • скрещивание и разведение рук;
  • перевороты на живот и обратно;
  • поощрение ребенка тянуться за игрушкой.

Важно: все комплексы упражнений должны выполняться только после консультации с педиатром, неврологом и ортопедом. Несмотря на кажущуюся легкость и незначительность, неграмотное воздействие может навредить ребенку.

Активные упражнения включаются, когда ребенок начинает учиться стоять и ходить. До 1,5 лет рекомендованы индивидуальные занятия. Для детей старшее желательны групповые программы.

Занятия с детьми школьного возраста и старше должны включать в себя дыхательные и расслабляющие упражнения. Обязательно наличие игровых моментов, повышающих заинтересованность.

Количество упражнений и число повторов каждого из них во многом зависит от возраста ребенка. Так, составляя программу занятий, важно помнить, что дети младшего возраста, несмотря на свою высокую активность, быстро утомляются, поэтому не смогут выполнять зарядку длительное время. Для школьников младших классов рекомендованы занятия максимальной продолжительности, а подросткам следует подбирать более сложные, но и более короткие комплексы.

Методика и дозировка физических упражнений в ЛФК

Принципы проведения занятий ЛФК

  • Индивидуальный подход к больному в соответствии с его двигательными возможностями и состоянием.
  • Сознательность – осмысленное отношение больного к предлагаемым физическим упражнениям, непосредственное активное участие самого больного в процессе выполнения физических упражнений и контроля правильности их выполнения, что достигается умелым объяснением методиста.
  • Наглядность – показ физических упражнений в сочетании с объяснением.
  • Систематичность – регулярность занятий с постепенным и последовательным повышением нагрузки: от простых упражнений к более сложным, от известного к неизвестному (на каждом занятии включать одно сложное новое упражнение или 2 простых).
  • Принцип закрепления навыков – заниматься физическими упражнениями постоянно, чтобы не утратить достигнутые результаты.
  • Цикличность чередование упражнений с отдыхом.

Формы лечебной физической культуры

  • Гигиеническая (утренняя) гимнастика подготавливает организм к дневной активности после сна, который снижает активность нервных процессов и мышечное напряжение. Во время сна становятся реже пульс и дыхание, снижается активность нервных процессов, замедляется перистальтика кишечника, затормаживаются процессы пищеварения, снижается обмен веществ. Гигиеническая гимнастика предназначена для активизации всех этих процессов. Занятия проводятся до завтрака при отсутствии противопоказаний (определяет врач) в проветренном помещении в легкой, не стесняющей движений одежде, в течение 15-20 минут, желательно под аккомпанемент музыки.
    Комплекс гимнастики состоит из 10-15 упражнений из различных исходных положений для всех мышечных групп, включая упражнения на координацию, гибкость, расслабление, корригирующие осанку, самомассаж. Нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья, возрасту, полу, физическому развитию. Для мужчин рекомендуют включать силовые упражнения: с гантелями, эспандерами, с умеренным статическам напряжением; для женщин – упражнения на развитие гибкости, укрепление мышц брюшного пресса, тазового дна; пожилым следует избегать силовых упражнений, широко использовать дыхательные упражнения и на расслабление мышц, самомассаж головы и шеи для улучшения кровоснабжения сосудов головного мозга, детям необходимо включать упражнения для коррекции осанки, на развитие гибкости, координацию движений и равновесие.
  • Лечебная гимнастика – основная форма, включающая и самостоятельные занятия больными (дробная нагрузка), в которой применяются преимущественно гимнастические упражнения с лечебно-профилактической целью.
  • Прогулки (пешеходные, на лыжах, велосипедах, лодках).
  • Ближний туризм – походы на 1-3 дня снижают напряжение нервной системы, улучшают вегетативные функции.
  • Оздоровительный бег (трусцой), во время которого задействована вся скелетная мускулатура и нервная система испытывает значительное напряжение.
Читать еще:  Осложнения на суставы при остром и хроническом тонзиллите

Методы организации занятий

  • Индивидуальный (с тяжелыми больными).
  • Групповой (по принципу единого характера заболевания или травмы и уровню функционального состояния организма).
  • Самостоятельный.

Каждое занятие включает три раздела: вводный, основной и заключительный. Вводный раздел (разминка) состоит из нескольких общеразвивающих упражнений, последовательно охватывающих все мышцы, занимает 10-20% общего времени. Основной раздел занимает 60-80% всего времени, состоит из специальных упражнений применительно к данному заболеванию, которые обязательно чередуют с общеразвивающими упражнениями. Заключительный раздел занимает 10-20% общего времени. Нагрузку постепенно снижают с целью нормализации повышенной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (медленная ходьба в сочетании с углубленным дыханием).

Режимы движений устанавливает лечащий врач строго индивидуально.

Для стационаров

  • Строгий постельный режим назначают тяжелым больным – легкий массаж, пассивные упражнения для конечностей с неполной и полной амплитудой движений 2-3 раза в день по 5-10 минут и каждый час глубокое статическое дыхание.
  • Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии пациента. Разрешают активный прием пищи и активный туалет, самостоятельные повороты на бок, переход в положение сидя в постели 2-6 раз в день по 5-40 минут, элементарные упражнения для конечностей с дыхательными упражнениями.
  • Полупостельный (палатный) – пребывание в палате вне постели сидя 50% времени, передвижение по этажу, медленная ходьба (со скоростью 60 шагов в минуту) на расстояние 100-150 м. Лечебная гимнастика выполняется по индивидуальным показаниям: в исходном положении лежа, сидя, стоя, можно с предметами массой до 0,5 кг. Постепенно включают упражнения для мышц туловища. Продолжительность занятий – 20-25 минут.
  • Свободный – прогулки в пределах больницы, на расстояние до 1 км со скоростью с отдыхом через каждые 200 м со скоростью 60-80 шагов в 1 минуту. Занятия проводят в зале ЛФК в течение 25-30 минут. Используют предметы массой до 1 кг, игры.

Частота пульса у взрослых не должна превышать у взрослых 108 и у детей – 120 ударов в 1 минуту.

Для поликлиник, санаториев и на курортах

  • Щадящий (для истощенных, переутомленных и выздоравливающих) – аналогичен свободному режиму. Также разрешают дозированную ходьбу по ровной местности на расстояние 1,5-3 км в медленном и среднем темпе, отдыхая через каждые 10-20 минут, плавание с использование поддерживающих средств в течение 10-20 минут.
  • Щадяще-тренирующий – физическую нагрузку усложняют, выполняют упражнения в течение 30-45 минут, с предметами (массой до 3 кг), на снарядах. Назначается дозированная ходьба по ровной местности в среднем и быстром темпе в течение часа на расстояние до 4 км, терренкур с подъемом 5-10 градусов на расстояние 2-3 км в течение 1 часа с отдыхом через каждые 10-15 минут, плавание в течение 10-30 минут. Используют катание на лодках с греблей, волейбол, бадминтон, теннис.
  • Тренирующий режим назначают лицам без выраженных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, то есть практически здоровым людям. Физическая нагрузка большая, назначают дозированную ходьбу и бег. Спортивные игры проводят по общим правилам. Допустимо учащение пульса до 120-150 ударов в 1 минуту (у пожилых до 120-130 ударов в 1 минуту), повышение систолического артериального давления до 150 мм рт. ст., снижение минимального – до 55 мм рт. ст.

Лечебная физкультура показана почти при всех заболеваниях.

Общими противопоказаниями к применению лечебной физкультуры являются:

  • общее тяжелое состояние больного;
  • опасность возникновения кровотечения;
  • нестерпимая боль при выполнении физических упражнений;
  • лихорадочные и острые воспалительные заболевания;
  • злокачественные опухоли.

Назначает ЛФК лечащий врач, врач-специалист по ЛФК выбирает методику, определяет характер занятий, дозировку и контролирует исполнение физических упражнений. Процедуры проводят инструкторы ЛФК, руководствуясь рекомендациями врача относительно характера заболевания.

Величина физической нагрузки должна соответствовать состоянию больного и его физическим возможностям. Общая интенсивность физической тренировки зависит от индивидуальной толерантности больного к физической нагрузке.

В подборе и применении общеукрепляющих и специальных упражнений направленного действия учитывают клинические проявления заболевания или травмы и методический принцип – от здорового органа к больному. Оптимальное сочетание общего и частного (местного) используется в ЛФК при любой патологии, но особенно важно учитывать это в ортопедии, травматологии и неврологии. Общая нагрузка должна распределяться равномерно и последовательно на все мышцы для предупреждения утомления и улучшения кровообращения. Регулируют нагрузку, руководствуясь физиологической кривой – частотой пульса на протяжении занятия, что регистрируется графически. Дозирование зависит от числа и расположения вовлекаемых в упражнения мышц, формы движения, амплитуды, силы, ритма, темпа движений, продолжительности занятий и сложности упражнений. Для каждого пациента определяют:

  • плотность занятий (время фактического выполнения упражнений, выраженное в процентах к общему времени занятий) у стационарных больных не должна быть выше 50 % (в первые дни занятий составляет 20-25 %), в остальных случаях допустима плотность до 80-90%;
  • П) исходные положения (лежа, сидя, стоя). ИП лежа на спине, на животе, на боку обеспечивает устойчивое равновесие, максимальное расслабление скелетной мускулатуры, облегчает выполнение упражнений, назначают больным, находящимся на постельном режиме, при заболеваниях позвоночника. ИП сидя исключает значительные статические напряжения мышц нижних конечностей, создает свободу движений конечностей, шеи и туловища, назначают слабым больным и при заболеваниях нижних конечностей. ИП стоя характеризуется высоким расположением центра тяжести и малой площадью опоры. Равновесие поддерживается при непосредственном участии разных отделов нервной системы благодаря сокращению многих мышц тела. Наиболее устойчивым является положение стоя с широкой расстановкой ног;
  • число мышечных групп, участвующих в упражнении, подбор упражнений для них, соотношение дыхательных упражнений к общеукрепляющим и специальным, направленным на восстановление нарушенных функций (1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5). Начинать следует с упражнений для небольших мышечных групп. При выполнении сложных упражнений нагрузка увеличивается. Чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Для развития силы мышц (парез и гипотрофия) применяют изометрические упражнения с большим напряжением и динамические упражнения, которые проводят медленно, но при большом сопротивлении;
  • число повторений каждого упражнения, темп (медленный, средний, быстрый) и амплитуду движений в суставах;
  • продолжительность занятия. Общая продолжительность индивидуального занятия – 5-20 минут, группового – 15-40 минут;
  • самостоятельные занятия – выполнение специальных упражнений на протяжении дня;
  • использование игровых упражнений, музыки – для создания положительных эмоций, предметов и снарядов с целью изменения нагрузки. Так, упражнения с гимнастической палкой снижают напряжение мышц больной руки и увеличивают нагрузку для мышц здоровой руки.

В норме во время занятий ощущается возможность усиления интенсивности нагрузки, нет неприятных ощущений или болей за грудиной, учащения обычного темпа дыхания, нарушения координации, бледности, нарушения ритма сердца. Сразу после занятий ощущается «мышечная радость», самочувствие должно быть хорошим. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 минут. В перерыве между нагрузками может быть легкая усталость, но не более 2 часов, нет нарушений сна и аппетита, локальное утомление сохраняется не более 12 часов.

ЛФК для детей — виды и правила упражнений, противопоказания

Лечебная физкультура стала неотъемлемой частью детского здоровья. Она являет собой большое количество занятий, упражнений, игр. При регулярных занятиях они позволяют убрать или уменьшить физические недостатки, восстановить организм, нормализовать работу органов и систем.

Положительные стороны занятий ЛФК

Почему занятия ЛФК так необходимы для детского здоровья:

  • Способствует укреплению мышц и их растяжке.
  • Быстро и без медикаментов помогает избавиться от проблем с сухожильями, суставами, мышцами, нервами.
  • Нормализует физическое состояние ребенка.
  • Нормализует координацию движений. Чаще всего применяется для регулировки осанки, избавления от плоскостопия.
  • Служит профилактикой заболеваний опорно-двигательного корсета, тромбозов, воспалительных процессов.
  • ЛФК – настоящее спасение для детей с особыми потребностями. Специально подобранный курс поможет как можно больше обходиться таким детям без сторонней помощи.
  • ЛФК активно применяется для лечения многих заболеваний в педиатрии, спортивной медицине, гинекологии, ортопедии, неврологии, травматологии.

Виды упражнений

Существует несколько классификаций упражнений, которые предназначены для ЛФК. Упражнения должны назначаться только специалистом и зависят от возраста ребенка: до 1 года, дошкольный и школьный возраст.

Второй фактор, который влияет на классификации упражнений – заболевания или состояния организма ребенка, на которое будет направлены упражнения.

Противопоказания к занятиям

Ребенка могут не допустить к занятиям ЛФК, если:

  • Ребенок не идет на контакт с тренером из-за психических расстройств.
  • Имеет заболевания острого инфекционного или воспалительного характера.
  • Есть временное общее недомогание.
  • Есть болевой синдром любого происхождения.
  • Есть признаки кровотечения любого происхождения.
  • Нарушение кровотока, закупорка сосудов инородными частицами.
  • Повышенная температура тела, плохие результаты анализов или обследований, проведенные перед курсом ЛФК.
  • Повышенное артериальное давление.
  • Злокачественные опухоли, метастазы.
  • Серьезные прогрессирующие болезни.

Перед тем, как начать заниматься ЛФК каждому ребенку желательно пройти комплексное обследование, которое назначит врач.

ЛФК для детей

Комплексы упражнений для детей назначают в зависимости от возраста и состояния здоровья каждого ребенка.

Правила при занятиях ЛФК

Каждый отдельно взятый комплекс упражнений требует рассмотрения своих правил проведения занятий и правил безопасности.

Но есть общие правила ЛФК, которые должны знать все, кто хочет пройти такие занятия:

  • Занятия для детей проводит специалист: учитель, врач или тренер.
  • Не стоит нарушать методу проведения ЛФК: сначала разминка, далее основные упражнения, заминка.
  • Не продолжать занятия после начала болевых ощущений, которые могли спровоцировать занятия.
  • Не допускать резких движений во время ЛФК.
  • Не проводить вытягивание позвоночника самостоятельно. Это же касается и занятий на турниках.

Упражнения для детей до 1 года

Виды зависят от возрастной группы малыша:

  • 1-4 месяца. Направлены на нормализацию тонуса конечностей. Идет активное развитие рефлексов.

Чаще всего ЛФК детям до 4 месяцев включает в себе выкладывание на живот, легкое массирование ног и живота, массирование рук, ног, когда ребенок лежит на спине. Развитие рефлекса ползания – под подошвы подставляется ладонь, что заставляет ребенка пытаться ползти.

Рефлекторное сгибание и разгибание – нужно провести пальцами с обеих сторон позвоночника в направлении к шее от таза. Малыш при этом лежит на боку. Упражнение повторяется и на левом, и на правом боку. В качестве массажа применять только поглаживание. Для такой возрастной группы занятия не должны длиться более 8 минут.

  • 4-6 месяцев. Закрепление, обучение двигаться, укрепление мышц спины, шеи.
Читать еще:  Почему не раскрывается тазобедренный сустав все про суставы

В качестве упражнений можно использовать: выкладывание на живот, массирование спины и ног, поворачивание с живота на спину и наоборот, руки отводятся в стороны, после чего сводятся, скрещиваются на груди, стимулирование ползания, массирование живота и рук, отведение и соединение ног, согнутых в коленях, сгибание и разгибание ног. Держать в невесомости малыша до 5 секунд полезно для укрепления мышц и развития чувства невесомости.

  • 7-9 месяцев. Здоровый малыш в этот промежуток времени сам садится, встает, стоит, пытается ходить, сам может взять предметы, сесть. ЛФК должна быть направлена на стимуляцию этих процессов и их усовершенствование.

Для этого нужно проводить поднятие рук во все стороны, сгибать и разгибать ноги одновременно, стимулировать повороты на живот или спину с помощью игрушки, задерживать малыша в воздухе до 10 секунд, массаж спины, живота, стимулирование ползания при помощи игрушки, проводить круговые движения в тазобедренных суставах, делать присаживание. Все упражнения сопровождаются словесными указаниями.

  • 10-12 месяцев. ЛФК направлена на усовершенствование таких навыков как стояние, ходьба, приседание и сидение. Обязательно используются голосовые инструкции, несколько исходных положений: сидя, стоя, лежа. Как вспомогательное средство пользоваться предметами, игрушками. После ЛФК провести расслабляющий массаж.

Упражнения для дошкольников

Виды заданий зависят от возрастной группы:

  • 1-3 года. Все умения развиваются и совершенствуются в этом возрасте очень быстро. Рекомендована ежедневная зарядка по 5-6 минут после пробуждения и гимнастические упражнения не менее 2 раз в неделю, направлены на закрепления ходьбы, совершенствование координаций движений.

Рекомендуется проделывать такие упражнения:

Ходить по гимнастической доске, учить ребенка поднимать ноги до палки, которую вверху держит взрослый, присаживание с помощью палки, поднятие груди и головы, лежа на животе, ползание под предметом, который находится на высоте 25-30 см, прыгание через предмет на полу, поднятие и опускание на носочки, ходьба по ребристой поверхности.

  • 4-6 лет. Задания направлены на легкость бега и ходьбы, укрепление мышц. Для этого проводят бег или прыжки с препятствиями, прыжки в высоту, длину, через препятствие, бросание мяча, упражнения на гимнастической стенке. Упражнения направлены на выравнивания или формирования осанки, даются основы спортивных игр. Такие занятия нужно проводить не менее 3 раз в неделю.

Упражнения для школьников

Допускают проведения комплексов по 30-40 минут. В основном они направлены на:

  • формирование правильной осанки,
  • симметрического развития мышц,
  • используется как профилактическое средство от искривления позвоночника,
  • патологий внутренних органов.
  • Поэтому подбирают в зависимости от возраста школьников, их физических возможностей, нарушений в здоровье.

Упражнения при сколиозе

Такие комплексы подбирают индивидуально специалистом. Есть несколько вариантов их проведения: на четвереньках, стоя, лежа.

Они направлены на:

  • снятия нагрузки и напряжения с позвоночника,
  • восстановление мышц спины,
  • нормализацию мышц спины,
  • корректировка осанки и физического состояния,
  • регулировка кровообращения и дыхательной функции.

Количество заданий, их вид зависит от стадии сколиоза.

Упражнения при плоскостопии

К подбору комплексу специальных заданий нужно подойти серьёзно, поскольку неправильные занятия могут даже навредить. Осознано дети начинают делать упражнения от плоскостопия в 5-6 лет. Они должны быть одобрены ортопедом.

Рекомендованные упражнения ЛФК при плоскостопии для дошкольников

  • Сгибание и разгибание стоп, круговые движения стопами по часовой, против часовой стрелки.
  • Поднятие на носочки, опускание на пятки. После этого поочередно пройтись на носочках, на пятках.
  • Полуприседание на пальчики. Ортопеды советуют отложить это упражнения детям, у которых не получается и попробовать опять проделать через пару недель после занятий.
  • Задания в форме игры: достать пальчиками ног мелкие предметы с пола, сделать рисунок пальцами ног, сдвигать и раздвигать пальчики ног.
  • В завершении занятия пройтись на внутренней и на внешней стороне стоп.

Особенности ЛФК при плоскостопии для школьников

  • Для школьников допускается повышение нагрузок, усложнение занятий.
  • Сведение, разведения пяток. При этом носки касаются пола.
  • Захват, подъем мяча ногами.
  • Сгибание, разгибание стоп, поднятие и захватывание пальцами ног мелких предметов.
  • Собирание пальцами ног тонкого коврика в складки, катание стопами мяча или палки.
  • В положении стоя полезны перекаты с носков на пятки, приседания на носки, на пятки, занятия на гимнастической стенке, хождение по палке, ребристой, поверхности, коврике с супинаторами.

Выполняя подобные задания очень важна регулярность занятий. Для достижения результатов обязательно нужно пройти весь комплекс.

Правила, формы и виды контроля эффективности Лечебной Физкультуры

Ещё в древних обществах было замечено, что физические упражнения влияют на состояние здоровья человека. А правильно подобранные тренировочные комплексы помогают в лечении и профилактике многих заболеваний.

В Китае была разработана и успешно применяется до сих пор дыхательная гимнастика, в Индии – йога. Известны методики применения лечебной физкультуры Авиценной и Гиппократом.

В последующие годы использование ЛФК развивалось и совершенствовалось, и в современном обществе стало необходимой частью практически любого лечения.

Правила и формы

Лечебная физкультура применяется в виде тренировок с целью получения терапевтического воздействия. Она должна проводиться при соблюдении общих правил:

  • регулярность занятий;
  • обоснованная продолжительность;
  • чередования занятий и отдыха;
  • постепенное увеличение физической нагрузки в процессе лечения;
  • комбинация физического упражнения и правильного дыхания;
  • соблюдение гигиены;
  • индивидуальный подход к каждому пациенту.

Формы физкультурных занятий зависят от цели лечебного воздействия – общеукрепляющего, трофического, при формировании компенсаций или нормализации функций организма.

  1. Гигиеническая гимнастика или утренняя зарядка. Выполняется для общеукрепляющего и тонизирующего эффекта. Может применяться для всех пациентов, за исключением находящихся в коме. Непродолжительные упражнения (не более 15 минут) в проветренном помещении или на открытом воздухе, можно под музыку.
  2. Лечебная гимнастика. Комплекс упражнений, сформированный с учётом конкретного заболевания. Может содержать различные занятия – в постели, на улице, в воде.
  3. Прогулочная ходьба, дозированная для каждого пациента. Применяется для пациентов с заболеваниями дыхательных органов, сердца и сосудов с целью постепенной адаптации к нагрузкам. Дозировка производится скоростью ходьбы, преодолеваемым расстоянием, местным рельефом (равнины, подъёмы, спуски).
  4. Плавание, спортивные игры, туризм на ограниченные расстояния и т. д.

Лечебная гимнастика

Это основная форма физических тренировок, применяемая почти при всех заболеваниях. Упражнения разрабатываются индивидуально, для малых и больших групп.

По индивидуальному плану занятия выполняются тяжелобольными. Если состояние пациента улучшается, его можно вводить в группу.

Малые группы (до 5 чел.) подбираются, исходя из однотипности заболевания.

Большие группы (до 15 чел.) составляются из больных, находящихся на одном этапе излечения, при схожих целях. Занятия назначаются в кабинете для ЛФК или на открытой площадке.

Для проведения занятий должен быть составлен план, согласно которому тренировка делится на вводные упражнения, основные, заключительные.

Вводная часть имеет разминочный характер и подготавливает пациентов к основному комплексу спецупражнений. Здесь происходит настрой организма на физическую деятельность, оптимизация взаимодействия между нервной системой и мышцами. Это примерно 10-15 % от общей протяжённости занятия.

Основная часть нацелена непосредственно на решение лечебных задач. Упражнения воздействуют на проблемные органы и части тела и в целом на укрепление организма. Длительность главного раздела составляет 75-80 %.

Заключительная часть состоит из упражнений, предназначенных для плавного снижения физической нагрузки. Занимает оставшуюся часть занятий.

Отношение времени выполнения упражнений к общей продолжительности тренировки должно быть:

  • больные в стационаре – 50 % (при начале занятий – 25 %);
  • пациенты в санатории – 80 %.

Кроме занятий в группе больным можно дополнять лечебный курс индивидуальными занятиями для повышения эффективности ЛФК.

Оценка эффективности

Во время проведения тренировок нужно организовать наблюдение за пациентами. Измеряются и изучаются ответные реакции в процессе выполнения упражнений. При этом на основании таких показателей, как пульс, артериальное давление и частота дыхания выстраивается график – физиологическая кривая.

На ней отображается влияние спортивной нагрузки на состояние организма. График имеет вид пиков и снижений, где пики соответствуют наиболее частым сокращениям сердца, а снижения – замедлению пульса во время дыхательной гимнастики, отдыха, расслабления мышц тела.

Способы отслеживания влияния ЛФК находятся в зависимости от вида заболевания, формы лечебной физкультуры. Они сводятся к оценке состояния пациента – изменениям в частоте пульса, деятельности сердца и сосудов, работе дыхательной системы, появлению утомления или одышки.

Функционально-диагностические способы включают взятие проб и анализов, исходя из вида заболевания, например:

  • в травматологии – измерение окружности ног и рук, динамометрия, миотонометрия;
  • заболевания сосудистой системы и сердца – пульсометрия, электрокардиография;
  • патологии органов дыхания – пневмотахометрия, спирография.

Все полученные результаты сравниваются относительно времени замеров (при начале занятий, их развитии и окончании).

Виды контроля эффективности

  1. Этапный контроль. Проводится перед началом тренировок и в конце. Состоит из глубокого обследования пациента с использованием способов функциональной диагностики для оценки деятельности сердца, сосудов, нервной системы, органов дыхания, опорно-двигательной системы. Диагностические способы зависят от характера заболевания.
  2. Текущий контроль. Проведение наблюдений в течение лечения раз в неделю с применением простейших способов диагностики – контроль пульса, кровяного давления, ЭКГ и т. д.
  3. Экспресс-контроль. Замер реакции организма на конкретную физическую нагрузку. Может проводиться с применением расширенных способов исследования или по сокращённой программе. Обязательно оцениваются внешние проявления – утомляемость, самочувствие, ведётся контроль пульса.

Противопоказания к занятиям лечебной физкультурой

  1. Заболевание в острой форме.
  2. Повышенная температура, жар.
  3. Наличие сильных болей.
  4. Возможность кровотечения.
  5. Консервативная терапия злокачественных новообразований.
  6. Интоксикация организма.
  7. Психические патологии, олигофрения в тяжёлой форме.
  8. Существование инородных предметов в опасной близости от сосудов или нервных стволов.

Значение физкультуры в комплексном лечении

Лечебная физкультура, как важная часть терапии, применяется без ограничения возраста, при любых заболеваниях и травматических повреждениях. В её основе – задействование регуляторных механизмов для активации приспособительных, защитных, компенсаторных функций организма с целью их участия в преодолении заболевания. Доминирующая роль движения способствует общему восстановлению и поддержке здоровья.

Тонизирующий эффект физических тренировок – самый универсальный. При любом заболевании они используются для активации возбуждения в нервной системе, нормализации и улучшения функционирования сосудистой системы, сердца, органов дыхания, ускорения обмена веществ и иммунобиологических реакций. В результате выбора упражнений задействуются определённые группы мышц, улучшается работа внутренних органов.

Трофическое действие ЛФК заключается в стимулировании процессов регенерации. Если реальная регенерация органа невозможна, тренировки ускоряют формирование рубцовой ткани. Быстрее происходит компенсаторная гипертрофия.

В связи с улучшением кровоснабжения под влиянием физкультуры активируется рассасывание нежизнеспособных элементов тканей. При различных патологиях замедляются окислительные процессы. Деятельность мышц, стимулируя все формы метаболизма, ускоряет и окислительные реакции.

Нормализующее влияние лечебной физкультуры выражается в торможении возникших условно-рефлекторных взаимодействий, имеющих патологический характер, и возврате к нормальной жизнедеятельности организма.

Компенсаторный эффект наблюдается при патологиях определённой функции. Специальные упражнения способствуют использованию здоровых систем для компенсации деятельности поражённых. ЛФК стимулирует эти процессы, ускоряя и совершенствуя их.

Вывод

Грамотно разработанные и систематически выполняющиеся упражнения лечебной физкультуры помогут скорейшей реабилитации в случае серьёзных заболеваний. Послужат отличной профилактикой для укрепления организма, повышения иммунитета, выносливости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector