0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные стадии развития

Стадии развития организации

Первая стадия развития организации — ее формирование. На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю.

Если организации удается найти свое место на рынке, “раскрутить” свой товар, то она может перейти в следующую стадию — интенсивный рост. На второй стадии развития организация растет, увеличивается объем продаваемого товара, увеличивается число персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности.

Если организации удается удержаться на волне, стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии — стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка, потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации.

После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию — кризис, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.

Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она уже в превращенном виде может вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Для изменчивых же российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.

Анализ историй успешных компаний позволяет выделить следующие основные особенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития.

Стадия формирования — в условиях рыночных отношений определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представлениями о задачах деятельности организации.

Стадия закрепления на рынке с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. А поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со стороны организации, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурентов. Следовательно, важной особенностью организации на этом этапе является готовность к борьбе.

Стадия стабилизациипредставляется, на первый взгляд, той самой заветной мечтой, к которой организация и стремилась с самого начала. Однако основная цель, преследуемая на этой стадии, — закрепление на достигнутом — потребует от организации не меньших, если не больших усилий, чем цели предыдущих стадий. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Если для первой стадии была характерна определенная “пассионарность отцов-основателей”, означающая известную долю вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и определялся успех предприятия, а для второй — азарт борьбы, то для третьей стадии такое требование, как следование внутренним нормам (причем без всякого творчества), становится определяющим. Успешность организации на этой стадии зависит от ее “аутентичности” существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни организации, что чаще всего реализуется в форме создания мифа.

Стадия кризиса организации — самый трудный этап ее существования, поскольку это — сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния и нахождение альтернатив.

На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации. Более того, возникает возможность определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации в организации (табл. 2.2).

Однако если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период существования организации. Не менее существенным оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы в определенный период существования.

Таблица 2.2.Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии организации и особенностей персонала

Стадия. ЦельТип стратегии. Краткое описаниеКраткая характеристика стратегииХарактеристика особенностей персонала
Формирование. “Заявка” на рынке товаров/услугПредпринимательская.Привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлекательным для клиентаПринимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мерРаботники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников
Интенсивный рост. “Размножение систем”Динамический рост.Нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа структурСтепень риска — меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедурОрганизационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала
Стабилизация. Закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабельностиПрибыльность.Поддержание системы в равновесииВ центре внимания — сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правилаСлужащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска
Спад. Прекращение нерентабельного, зат-ратного производства ВозрождениеЛиквидация.Ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и психологическойПродажа активов, устранение возможных убытков, в будущем — сокращение работающихРаботники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные
Предпринима—тельская/Ликвидация.Снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельностиОсновное — спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективуГибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда

Организационные консультанты проанализировали ряд длительно существующих фирм и обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок.

  1. Установка, характерная для цикла развития организации “тусовка”, ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.
  2. Установка, характерная для цикла развития организации под названием “механизация”, связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно на данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.
  3. Установка, проявляющаяся в период цикла развития “внутреннее предпринимательство”, провозглашает необходимость максимального участия каждого из сотрудников в “предпринимательском процессе”. Такое представление о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.
  4. Установка, характерная для этапа “управление качеством”, связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества (соответствия представлениям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понимания качества также будет требовать уточнения — что понимать под качеством конкретного товара. Для кого-то качественным будет считаться вечная зажигалка, а для кого-то — остромодная вещь даже из очень хрупкого материала.

Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.

Резюме

  1. Для понимания специфики конкретной фирмы (предприятия) необходимо проанализировать элементы, из которых состоит организация: цели, структуру, управление, финансы, персонал, технологию.
  2. Все элементы организации должны соответствовать друг другу,. проблемы организации — тем более, чем в большем диссонансе находятся элементы организации.
  3. Зная цель, мы можем выбрать адекватную технологию, ориентируясь на имеющиеся ресурсы (как финансовые, так и человеческие), а также систему управления.
  4. Жизнь организации протекает по определенным законам: стадию формирования сменяет стадия интенсивного роста, которая может перейти в стадию стабилизации, а затем — спада.
  5. Если организации удается закрепиться на рынке, то она может пройти несколько циклов своего развития, более длительных периодов, которые отличаются друг от друга ценностными установками и ориентацией организации. Для первого цикла характерно особое внимание к внутренней атмосфере, созданию благоприятного (семейного) уклада, для следующего — стремление к максимальной формализации, затем — ориентация на создание предпринимательского потенциала, а далее — стремление к максимальному качеству продукции.

Контрольные вопросы

  1. Какие циклы проходит организация в своем развитии?
  2. Охарактеризуйте стадии развития организации.

7.3. Принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе;

Методы инновационного менеджмента — в кадровой работе — совокупность приемов, используемых:

  • — в области подготовки кадров;
  • — в области комплектации и использования персонала;
  • — в области сокращения персонала.

Стадии развития личности: этапы становления нашего «Я»

Развитие человеческой личности и стадии становления нашего внутреннего «Я», являются основополагающей концепцией в психологии, социологии и других науках, которые тесно связаны с взаимодействием людей в социальной среде.

Стадии развития личности изучали в своих трудах Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд и другие известные психологи. Кто-то классифицировал их всего лишь пятью этапами, а кто-то присвоил целых двадцать. Но, наверное, более точно выразился об этапах становления нашей личности Эрик Эриксон. В своих трудах он писал, что развитие личности любого человека продолжается всю его жизнь непрерывно.

Что же касается современной психологии, то ученые выделяют 10 четких стадий развития личности человека, которая затрагивает его детство, юношество и взросление. На границе этих промежутков, могут возникать различные кризисы в психологическо-эмоциональном состоянии человека. Поэтому очень важно знать эти этапы, чтобы быть готовым к любым неприятностям. Опираясь на исследования института психологии Макса Планка, Notagram.ru рассказывает о всех этапах развития личности у детей, подростков и взрослых.

Стадии развития личности: этапы становления нашего «Я»

Фаза 1: от момента рождения до 1 года

Самая яркая и насыщенная фаза развития нашей личности. Во время ее мы получаем огромное количество информации. Наше сознание формирует первые базовые принципы взаимодействия с внешним миром. Как уверяют психологи, мы не помним себя маленькими лишь по той причине, что эти яркие и необычные воспоминания, просто бы вытесняли все из нашей головы на протяжении всей нашей жизни.

Фаза 2: от 1 года до 3 лет

В тесном симбиозе с развитием нашего сознания, мы приобретаем первые моторные и социальные навыки. Мы стараемся изучить окружающий нас мир с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Базовый фундамент нашей личности и характера закладывается именно на этом промежутке времени. Поэтому родителям очень важно обеспечить комфорт ребенку в этом возрасте.

Фаза 3: от 3 до 7 лет

Фото: amanda tipton/flickr

По достижению 3-летнего возраста мы уже много умеем делать самостоятельно. В этот период мы начинаем наши первые вербальные взаимодействия с посторонними нам людьми. До семилетнего возраста мы закладываем основу нашей социальной адаптации среди людей. В этом возрасте очень важно контактировать с такими же малышами, как и мы. Родителям нужно быть очень внимательными, чтобы следить за процессом становления личности у ребенка в этом возрасте.

Фаза 4: от 7 до 12 лет

Этот период характерен всеми приобретаемыми комплексами неполноценности. Мы тщательно впитываем в себя окружающий нас мир, и все мнения (в 99,99% случаев неправильные) о нас, которые слышим со стороны. На этом этапе очень важно правильно оценивать себя и свое положение в социальной среде. Родители должны помочь детям приобрести уверенность и выработать стойкость характера.

Фаза 5: от 12 до 16 лет

Фото: Antoine K/flickr

Как правило, в этот период наше детское «Я» уходит, и мы взрослеем как личность. До 16 лет у нас формируется характер, который уже практически никак нельзя изменить в будущем. Если мы раньше задавались вопросом: «Откуда я взялся?», то в этом возрасте наш главный тезис: «Что я хочу, и каково мое место жизни?» Родителям очень важно на этом этапе помочь подростку понять истинную картину окружающего его мира, чтобы во взрослой жизни он трезво оценивал действительность.

Читать еще:  Плоскостопие что представляет собой недуг

Фаза 6: от 16 до 22 лет

Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон описывают этот период как прыжок во взрослую жизнь. Юношеский максимализм просто зашкаливает и нам кажется, что мы центр Вселенной. То как мы успешно прошли предыдущие периоды формирования личности, обуславливает нам успех или полный провал во взрослой жизни. Как показывает практика, некоторые люди в этот период могут изменить свой характер, чтобы подстроиться к окружающему миру. В этот момент очень важно не попасть под чье-то дурное влияние.

Фаза 7: от 22 до 27 лет

В этот период мы уже сформировавшаяся личность с определенными целями и взглядами на жизнь. Где-то, конечно, наша прыть поубавилась, но зато мы трезво понимаем, что творится в окружающем нас мире. В этом возрасте обычно люди не меняют себя, а просто живут в свое удовольствие, стремясь к своей системе ценностей. Наша личность полностью сформирована. Главные вопросы, которые мы себе задаем в этом возрасте: «Что нужно изменить, чтобы жить лучше?»

Фаза 8: от 27 до 35 лет

В этом периоде мы впервые сталкиваемся с кризисом среднего возраста. Наш гормональный фон падает, нам не хватает тех ярких ощущений и красок, которые были в бурной молодости. Именно в этот промежуток мы пытаемся занять себя чем-то новым. Либо идем по деструктивному пути: находим новые опасные увлечения, рушим семьи ради новой любви. Вопрос, который больше всего волнует нас: «Что нужно сделать, чтобы все изменить?»

Фаза 9: от 35 до 55 лет

Если мы успешно преодолели все ненастья до 35 лет, то тут мы полностью сосредоточиваемся на себе, в разумном пределе удовлетворяя все свои надобности. Если наша жизнь насыщена и счастлива, то мы не будем ощущать бессмысленность жизни. Некоторым из нас предстоит пережить чувство сопричастности человечеству и заняться очень важными и серьезными делами. Вот почему этот возраст считается «золотым» для политики и любых общественных дел. Наше «Я» говорит нам: «Что я могу изменить вокруг себя?»

Фаза 10: от 55 лет до конца жизни

После 50-летнего рубежа мы совершенно по-другому смотрим на жизнь. Можно сказать, что наша личность окаменела, и мы начинаем подводить некоторые результаты всей своей жизни. Мы анализируем наши успехи и неудачи, стараемся выжать на финальном отрезке жизни максимум. Главное на этом этапе отдыхать морально и физически. Ведь в жизни еще есть столько всего неувиденного. Так что, смело вперед к приключениям!

Фото на превью: freestocks-photos/pixabay

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Этапы эволюции человека

Теория происхождения человека

Среди множества наук существует та, что занимается изучением исторического формирования человека и основных этапов его развития. Это антропогенез, что в переводе с греческого означает «anthropos» – «человек» и «genesis» – «происхождение».

Долгое время единственным объяснением происхождения человека была теория креационизма – самая старая из всех существующих теорий, согласно которой человек есть творение высшего существа. Например, в христианской религии человек был создан по образу и подобию Бога. Аналогичная идея широко распространена во многих религиях и мифах.

В 19 веке в научном мире произошел настоящий переворот, когда английский ученый Чарльз Дарвин предложил сенсационную теорию, утверждающую, что человек произошел от обезьян. Эволюция человеческой расы стала возможной благодаря естественному отбору и законам наследственности и изменчивости.

Рис. 1. Чарльз Дарвин.

Наиболее экзотической теорией появления человечества является космическая. Согласно ей человеческая раса появилась на Земле вследствие инопланетных экспериментов, а люди являются прямыми потомками внеземных существ.

Основные этапы эволюции человека

При всем многообразии различных теорий, научный мир придерживается дарвинистской теории, которая имеет немало научно обоснованных доказательств.

Согласно этой теории человечество пережило пять основных этапов своего развития:

  • Австралопитек. Это переходное звено от приматов к человеку. Тело австралопитека было покрыто густой растительностью, и внешне он больше напоминал примата, нежели человека, однако уже передвигался на двух ногах, использовал орудия труда, а его мозг по объему превосходил обезьяний.

Рис. 2. Австралопитек.

  • Человек умелый. Первый полноценный представитель человеческой расы. Он обладал большей подвижностью тела и зачатками речи, его мозг на одну треть был больше мозга австралопитека, однако его внешний облик по-прежнему был далек от человеческого.
  • Человек прямоходящий. Отличался хорошо развитым мозгом, что позволяло ему изготавливать сложные орудия и вести коллективную охоту, умело использовать огонь, быстро реагировать на меняющиеся условия среды.

Местом, где археологами были найдены останки первобытных людей, оказалась Африка. Именно там произошло зарождение человеческой расы, которая постепенно освоила всю планету. По этой причине Африку часто называют колыбелью цивилизации.

  • Неандерталец. Мозг был развит так же хорошо, как и у современного человека. Для него характерны социальные связи, достаточно хорошо развитая культура, искусство, ритуалы.
  • Человек разумный или кроманьонец. Его внешность практически не отличалась от внешнего облика современного человека. Накопленный жизненный опыт и усовершенствованные орудия труда помогли в развитии хозяйственной деятельности – земледелии и одомашнивании диких животных. Пещерная живопись, скульптура, гравировки, ювелирные украшения – лишь часть достижений кроманьонца.

Рис. 3. Кроманьонец.

Что мы узнали?

При изучении темы «Этапы эволюции человека» мы узнали, что существует несколько основных теорий появления и формирования человечества. Мы познакомились с основными этапами эволюции человека, которые были выдвинуты английским ученым Чарльзом Дарвином, узнали, какими особенностями и навыками обладал древний человек на каждом этапе своего развития.

Основные этапы психического развития человека

ПериодСтадияСфера личностиКризис
Раннее детствоМладенчествомотивационно-потребностнаяКризис новорожденности
Ранний возрастоперационально-техническаяКризис 1 года
ДетствоДошкольный возрастмотивационно-потребностнаяКризис3 лет
Младший школьный возрастоперационально-техническаяКризис 7 лет
ОтрочествоПодростковый возрастмотивационно-потребностнаяКризис 11-12 лет
Ранняя юностьоперационально-техническаяКризис15 лет

1. Стадия младенчества (0-1 год)

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д. Даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что может ребенок, – это принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружают действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденностикомплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками, это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельностинепосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Первая потребность, которая формируется у ребенка, – это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» — теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это – автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким, специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность.

2. Ранний возраст. (1-3 года)

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельностиусвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый».

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

В чем заключается основное новообразование, которое возникает в конце раннего детства? Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л.С Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

3. Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей.

Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать человеческие отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, — это сюжетно-ролевая игра.

Играведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Предмет этой деятельности – взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Читать еще:  Почему необходимо соблюдать диету при подагре

Основные психологические новообразования дошкольного возраста – это:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими «Красивое не может быть плохим».

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»).

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

4. Младший школьный возраст. (7-11 лет)

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; 3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

В школе возникает новая социальная ситуация развития. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

1) Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. 2) Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

5. Подростковый возраст (11-15 лет)

Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах – вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

Центральное новообразование этого возраста – чувство взрослости; подросток стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Общение со своими сверстникамиведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются от ношения равенства и уважения друг к другу.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

6. Ранняя юность (15-17 лет)

Период развития личности, следующий за подростковым – от 15 до 17 лет – настолько тесно примыкает к предыдущему, что это вызывает неоднозначное толкование его смысла у психологов. Д.Б. Эльконин считал ведущей деятельностью учебно-профессиональную деятельность. На статус ведущей в ранней юности (старшем школьном возрасте) претендует и проектно-исследовательская деятельность. Имеется в виду не только проектирование и исследование в учении. Более широко речь должна идти о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного Я.

К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Свое выражение самоопределение должно найти в выборе профессии, учебного заведения.

Периодизация психического развития, предложенная Д.Б. Элькониным, завершается возрастом ранней юности. Однако в других периодизациях выделяют и другие возраста. Это:

Основные стадии развития интеллекта

Развитие интеллекта — последовательная смена познавательной позиции субъекта и структур мышления. Соответственно, Ж. Пиаже выделяет две основные линии развития интеллекта.

Первая линия: развитие познавательной позиции. Она включает три этапа: недифференцированность субъекта и объекта; начало разделения субъекта и объекта — Я и внешний мир, обусловленное развитием действий субъекта; разделение субъекта и объекта знаменует переход к эгоцентризму; децентрация.

Вторая линия: изменение структур интеллекта, связанное с развитием действий и формированием операций.

Важнейшим понятием в теоретической концепции Ж. Пиаже является понятие операции. Интеллект представляет собой развитие системы операций.

Операции — внутренние интериоризованные действия, скоординированные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости. Обратимость связана с сохранением основных свойств объекта, выступая как его условие.

Ключевое словосочетание в этом определении — интериоризованные действия. Операция — всегда внутреннее действие. Внешнее действие — материальное, физическое — не может быть операцией. Дело в том, что только интериоризованное действие предполагает выделение схемы действия как алгоритма и последовательности преобразования. Схема действия является основой построения логической операционной структуры.

Ж. Пиаже выделяет два вида опыта, связанного с деятельностью. Первый — физический опыт — это знание о результате преобразования, т. е. знание об изменении объекта в результате определенного воздействия. Второй— логико-математический или логический опыт. Логический опыт раскрывает логику преобразования объекта, это знание не о результате, а о последовательности и закономерностях преобразования. Развитие интеллекта основано на приобретении второго логико-математического опыта. Физический опыт — знание о том, что получается в результате нашего действия, а логико-математический — знание логики самих преобразований. Исследователь считает, что логико-математический опыт становится доступным человеку только в случае, если действие становится внутренним, обобщенным, т. е. выделены не случайные, единичные, а существенные аспекты преобразования. Если же действие внешнее, то для его выполнения необходимо учитывать все конкретные частные условия такого преобразования. Последовательность и закономерности преобразования объекта оказываются скрытыми. Поэтому Ж. Пиаже настаивает, что в основе развития операций лежит развитие именно интериоризованных действий. Интериоризация действий становится условием формирования операций.

Системность операций — самое важное их свойство. Операция не может быть изолированной, это всегда система действий. Отдельное действие не обеспечивает обратимости. Например, действие сложения (А + В = С) не станет операцией, даже если вы будете производить его в уме. Оно станет операцией только тогда, когда вы сумеете соотнести и уравновесить действие сложения с обратным действием вычитания.

Обратимость обеспечивается системностью, координацией прямого и обратного действий. Операции — такая система действий, которая подчинена принципу группировки. Группировка— закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются пяти критериям:

комбинативность (композиция) А + В = С; обратимость С — В = А;

ассоциативность (А + В) + С = А + (В 4 — С); общая идентичность А — А = 0; специальная идентичность А + А = А.

Ж. Пиаже разработал систему диагностических задач, позволяющих выявить уровень перехода от дооперационального к конкретно-операциональному интеллекту — задачи на сохранение или на инвариантность. Задачи Пиаже — пробы, направленные на выявление сформированности понятия сохранения. Понятие сохранения — это признание неизменности объекта, одного из его параметров, при условии отсутствия преобразования, направленного на этот параметр. Задачи включают три основные фазы: 1) признание исходного равенства объекта; 2) фаза трансформации объекта; 3) предъявление вопроса о сохранении.

Покажем решение задачи Пиаже на примере сохранения объема. Ребенку предъявляются два стакана одинаковой формы с подкрашенной водой. Уровень жидкости одинаковый. Вопрос: «У кого воды больше?» Ребенок должен констатировать равенство воды в обоих стаканах.

На глазах у ребенка воду переливают в стакан другой формы. Высота столба жидкости в стаканах изменилась и стала неравной. Следует обратить внимание на то, что трансформация объекта производится по несущественному, но яркому перцептивному признаку.

Ключевая фаза, включающая вопрос о сохранении: «А теперь у кого больше?» Ребенок, находящийся на дооперациональной стадии и не владеющий принципом сохранения, будет утверждать, что в одном из стаканов воды стало больше. Если ребенок владеет принципом сохранения, то он ответит, что только кажется, что в одном из стаканов воды больше, а на самом деле ее количество одинаково. «Почему?» — спрашивает экспериментатор. В зависимости от ответа ребенка диагностируются разные уровни сформированности понятия сохранения, соответствующие разным формам обратимости.

«Это только кажется, что у вас больше, а если перелить в стаканчик обратно, то будет одинаково», — простая форма обратимости. Ребенок в уме совершает обратное действие.

«Это только кажется, что одинаково, а посмотрите, у меня вот какой стаканчик, а у вас вот какой», — обратимость по принципу компенсации. Ребенок видит, что понижение уровня жидкости в стакане компенсируется формой стакана, т. е. площадью его основания. Последовательная центрация на различных перцептивных свойствах объекта (высоте уровня жидкости и площади основания) приводит ребенка к координации различных точек зрения на объект.

Существуют принципиальные различия конкретных и формально-логических операций. Конкретные операции характеризуются двумя ограничениями. Первое ограничение связано с тем, что овладение понятием сохранения характеризуется гетерохронно- стью. Например, ребенок уже овладел понятием сохранения в отношении массы, но еще не владеет сохранением объема. Это явление получило название «декаляж» — разновременность овладения принципом сохранения в отношении разных параметров, по типу запаздывания. Второе ограничение связано с тем, что конкретные операции выполняются только с объектами в наглядном перцептивном плане. Например, очень легко осуществить се- риацию по цвету волос с куклами, но крайне сложно решить ее в понятийном вербальном плане.

Развитие интеллекта, начиная с подросткового возраста, представляет собой процесс прогрессивного усложнения операциональных структур, образующих сложные иерархические системы. Развитие формально-логического интеллекта осуществляется как объединение и иерархизация систем операций. Формальные операции интегрируют и объединяют в системы группировки. На стадии формального интеллекта человеческое познание достигает высшей формы равновесия.

Концепция Пиаже — особое уникальное явление в психологии.

Она отличается глубиной, фундаментальностью, систематичностью как фактологии и феноменологии, так и теоретического изучения закономерностей развития интеллекта.

Можно выделить следующие основные направления критики концепции Ж. Пиаже.

Во-первых, исследователя критикуют за то, что он рассматривает формально-логический интеллект как высший уровень интеллекта. Ради справедливости стоит отметить, что, по его представлениям, при крайне неблагоприятных условиях формально-логический интеллект вообще может не сформироваться. Так, только 50% всех подростков владеют формально-операционным мышлением. Формально-логический интеллект, по мнению многих исследователей, не является высшей точкой в развитии мышления. Обращают внимание на мышление, основанное на диалектической логике, на экспертное мышление. Последнее связано с определенной предметной областью, как правило, предметно-профессиональной. Оно характеризуется тем, что человек может восполнить дефицит информации за счет экспертных знаний, т. е., например, предвосхищения, прогнозирования, в значительной мере — интуиции, эрудиции. Экспертное мышление часто противопоставляют алгоритмизированному «машинному» мышлению. Ригель в качестве альтернативы теории Ж. Пиаже предложил ввести в периодизацию еще и пятую — постформальную, стадию развития мышления, назвав ее «диалектическая стадия». Показано, что у многих людей формально-логический интеллект находится в латентном состоянии. Таким образом, если он не востребован в профессиональной деятельности, то он не присутствует в мышлении человека, а с возрастом происходят определенные потери формальнологического интеллекта.

Во-вторых, швейцарский психолог не показал реальных механизмов перехода с одной стадии развития интеллекта на другую. Его теория, скорее, описательная, чем объяснительная.

Читать еще:  Патогенез цервикальной неоплазии

Основные этапы психического развития человека

ПериодСтадияСфера личностиКризис
Раннее детствоМладенчествомотивационно-потребностнаяКризис новорожденности
Ранний возрастоперационально-техническаяКризис 1 года
ДетствоДошкольный возрастмотивационно-потребностнаяКризис3 лет
Младший школьный возрастоперационально-техническаяКризис 7 лет
ОтрочествоПодростковый возрастмотивационно-потребностнаяКризис 11-12 лет
Ранняя юностьоперационально-техническаяКризис15 лет

1. Стадия младенчества (0-1 год)

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д. Даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что может ребенок, – это принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружают действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденностикомплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками, это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельностинепосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Первая потребность, которая формируется у ребенка, – это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» — теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это – автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким, специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность.

2. Ранний возраст. (1-3 года)

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельностиусвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый».

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

В чем заключается основное новообразование, которое возникает в конце раннего детства? Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л.С Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

3. Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей.

Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать человеческие отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, — это сюжетно-ролевая игра.

Играведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Предмет этой деятельности – взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста – это:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими «Красивое не может быть плохим».

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»).

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

4. Младший школьный возраст. (7-11 лет)

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; 3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

В школе возникает новая социальная ситуация развития. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

1) Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. 2) Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

5. Подростковый возраст (11-15 лет)

Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах – вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

Центральное новообразование этого возраста – чувство взрослости; подросток стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Общение со своими сверстникамиведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются от ношения равенства и уважения друг к другу.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

6. Ранняя юность (15-17 лет)

Период развития личности, следующий за подростковым – от 15 до 17 лет – настолько тесно примыкает к предыдущему, что это вызывает неоднозначное толкование его смысла у психологов. Д.Б. Эльконин считал ведущей деятельностью учебно-профессиональную деятельность. На статус ведущей в ранней юности (старшем школьном возрасте) претендует и проектно-исследовательская деятельность. Имеется в виду не только проектирование и исследование в учении. Более широко речь должна идти о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного Я.

К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Свое выражение самоопределение должно найти в выборе профессии, учебного заведения.

Периодизация психического развития, предложенная Д.Б. Элькониным, завершается возрастом ранней юности. Однако в других периодизациях выделяют и другие возраста. Это:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector