0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общие требования к лфк

Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК

Перед назначением занятий ЛФК определяются задачи использования физических упражнений, подбираются средства и формы занятий для их решения.

Важно сочетать общее и местное (локальное) воздействие физических упражнений на организм больного, помня о том, что выздоровление во многом зависит от общего состояния организма.

Методика применения физических упражнений в каждом конкретном случае зависит от диагноза, стадии заболевания, функциональных возможностей, индивидуальных особенностей больного (уровня его физической подготовленности, возраста, профессии, наличия сопутствующих заболеваний), т.е. используется принцип индивидуального подхода.

В методике ЛФК необходимо придерживаться и других общепедагогических дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, постепенности увеличения нагрузок, регулярности, цикличности, новизны и разнообразия.

Принцип сознательности и активности. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе лечения создает у него необходимый эмоциональный фон и психологический настрой, что повышает эффективность применения ЛФК.

Принцип наглядности. При обучении больных физическим упражнениям осуществляется с помощью зрительного восприятия (показа). Показ физических упражнений делает словесное объяснение инструктора более понятным и помогает больному правильно выполнять упражнения.

Принцип доступности. Осуществляется на основании оценки врачом или методистом ЛФК уровня физической подготовленности больного и клинического течения болезни.

Принцип систематичности. Является основой лечебно-восстановительной тренировки в период реабилитации, который длится порой несколько месяцев и даже лет. Только систематически применяя различные средства реабилитации, можно обеспечить оптимальное для каждого больного воздействие на организм, способствующее улучшению его функционального состояния.

Принцип постепенности. Постепенное увеличение физической нагрузки — по объему, интенсивности, количеству выполняемых упражнений, числу повторений, степени сложности упражнений.

Принцип регулярности. Регулярное применение физических упражнений — ежедневно или несколько раз в день, дробными дозами.

Принцип цикличности. Чередование в процессе занятий работы и отдыха; включение в комплекс ЛФК дыхательных упражнений для изменения плотности занятия.

Принцип новизны и разнообразия. В процессе занятий 10-15% физических упражнений должны обновляться, а 85-90% — повторяться для закрепления результатов лечения. Нередко больные и выздоравливающие имеют недостаточный уровень физической подготовленности, поэтому следует особенно тщательно придерживаться этих принципов, иначе занятия ЛФК могут вызвать нежелательные осложнения и лишить больного веры в эффективность физических упражнений в процессах лечения и реабилитации.

В методике ЛФК важное значение имеет дозировка физической нагрузки, учитывающая общий объем и интенсивность.

Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной и максимальной (по В.К. Добровольскому).

К упражнениям малой интенсивности относятся движения для небольших мышечных групп, выполняемые преимущественно в медленном темпе; при этом физиологические сдвиги в организме незначительны.

К упражнениям умеренной интенсивности относятся движения для средних и крупных мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе: упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, упражнения с отягощениями, ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.п. Эти упражнения предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной системам, вызывая значительные физиологические сдвиги в организме, сроки восстановления которых варьируются (в пределах десятков минут).

Упражнения максимальной интенсивности характеризуются вовлечением в работу большого числа мышц и быстрым темпом выполнения движений: бег на скорость, значительные нагрузки на тренажерах, спортивные игры и др. При этом наблюдаются субмаксимальные и максимальные изменения пульса и частоты дыхания. Восстановление организма продолжается несколько часов и даже дней.

Дозировка физической нагрузки зависит от характера заболевания, его стадии, функционального состояния различных систем организма (прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной).

|следующая лекция ==>
Классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК|Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 760 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК

Перед назначением занятий ЛФК определяются задачи использования физических упражнений, подбираются средства и формы занятий для их решения.

Важно сочетать общее и местное (локальное) воздействие физических упражнений на организм больного, помня о том, что выздоровление во многом зависит от общего состояния организма.

Методика применения физических упражнений в каждом конкретном случае зависит от диагноза, стадии заболевания, функциональных возможностей, индивидуальных особенностей больного (уровня его физической подготовленности, возраста, профессии, наличия сопутствующих заболеваний), т.е. используется принцип индивидуального подхода.

В методике ЛФК необходимо придерживаться и других общепедагогических дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, постепенности увеличения нагрузок, регулярности, цикличности, новизны и разнообразия.

Принцип сознательности и активности. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе лечения создает у него необходимый эмоциональный фон и психологический настрой, что повышает эффективность применения ЛФК.

Принцип наглядности. При обучении больных физическим упражнениям осуществляется с помощью зрительного восприятия (показа). Показ физических упражнений делает словесное объяснение инструктора более понятным и помогает больному правильно выполнять упражнения.

Принцип доступности. Осуществляется на основании оценки врачом или методистом ЛФК уровня физической подготовленности больного и клинического течения болезни.

Принцип систематичности. Является основой лечебно-восстановительной тренировки в период реабилитации, который длится порой несколько месяцев и даже лет. Только систематически применяя различные средства реабилитации, можно обеспечить оптимальное для каждого больного воздействие на организм, способствующее улучшению его функционального состояния.

Принцип постепенности. Постепенное увеличение физической нагрузки — по объему, интенсивности, количеству выполняемых упражнений, числу повторений, степени сложности упражнений.

Принцип регулярности. Регулярное применение физических упражнений — ежедневно или несколько раз в день, дробными дозами.

Принцип цикличности. Чередование в процессе занятий работы и отдыха; включение в комплекс ЛФК дыхательных упражнений для изменения плотности занятия.

Принцип новизны и разнообразия. В процессе занятий 10-15% физических упражнений должны обновляться, а 85-90% — повторяться для закрепления результатов лечения. Нередко больные и выздоравливающие имеют недостаточный уровень физической подготовленности, поэтому следует особенно тщательно придерживаться этих принципов, иначе занятия ЛФК могут вызвать нежелательные осложнения и лишить больного веры в эффективность физических упражнений в процессах лечения и реабилитации.

В методике ЛФК важное значение имеет дозировка физической нагрузки, учитывающая общий объем и интенсивность.

Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной и максимальной (по В.К. Добровольскому).

К упражнениям малой интенсивности относятся движения для небольших мышечных групп, выполняемые преимущественно в медленном темпе; при этом физиологические сдвиги в организме незначительны.

К упражнениям умеренной интенсивности относятся движения для средних и крупных мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе: упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, упражнения с отягощениями, ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.п. Эти упражнения предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной системам, вызывая значительные физиологические сдвиги в организме, сроки восстановления которых варьируются (в пределах десятков минут).

Упражнения максимальной интенсивности характеризуются вовлечением в работу большого числа мышц и быстрым темпом выполнения движений: бег на скорость, значительные нагрузки на тренажерах, спортивные игры и др. При этом наблюдаются субмаксимальные и максимальные изменения пульса и частоты дыхания. Восстановление организма продолжается несколько часов и даже дней.

Дозировка физической нагрузки зависит от характера заболевания, его стадии, функционального состояния различных систем организма (прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9000 — | 7654 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные средства ЛФК. Физические упражнения

Основными средствами ЛФК (схема 5.2) являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, а также естественные факторы природы, дополнительными — механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках), массаж и трудотерапия (эрготе-рапия). К средствам ЛФК относят также массаж и двигательный режим пациента, проходящего лечение средствами восстановительной терапии.

Физические упражнения

Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры (схема 5.3).

Читать еще:  Ортопедические подушки для шеи

Гимнастические упражнения, применяемые с терапевтической целью в медицинских учреждениях, воздействуют не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить некоторые двигательные качества — силу, быстроту, координацию, выносливость и др. В связи с этим упражнения подразделяют на общеразвивающие (обшетонизирующие, общеукрепляющие) и специальные:
— общеразвивающие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма;
— задача специальных упражнений — избирательное воздействие на ту или иную часть (сегмент, регион) ОДА, например на стопу — при плоскостопии, на позвоночник — при его деформации, на тот или иной сустав — при ограничении движений.

В основу классификации физических упражнений положено несколько признаков:
— анатомический признак. Выделяют упражнения для мелких (кисть, стопа, лицо), средних (шея, предплечье, голень, бедро), крупных (конечности, туловище) мышечных групп;
— характер мышечного сокращения. Физические упражнения подразделяют на динамические (изотонические) и статические (изометричес кие).

Динамические упражнения — упражнения, при которых мышца работает в изотоническом режиме; при этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления, т.е. приводятся в движение суставы конечностей и туловища. Напряжение мышц при выполнении изотонических упражнений можно дозировать применением рычага, изменением скорости движения перемещаемого сегмента тела и использованием дополнительных отягощений, сопротивлений, гимнастических снарядов и др. Примером динамического упражнения могут служить сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение руки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, и сторону и т.п.

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет свою длину, называется изометрическим.

Это статическая форма сокращения. Например, если больной из исходного положения лежа на спине поднимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого времени, то он выполняет сначала динамическую работу (поднятие), а затем статическую, когда мышцы-сгибатели бедра производят изометрическое напряжение. Напряжение мышц под гипсовой повязкой при травматических повреждениях конечностей довольно широко используется для профилактики мышечной гипотонии.

Степень активности. Физические упражнения могут быть активными и пассивными в зависимости от поставленной задачи, состояния больного, характера заболевания или повреждения, а также для создания строго адекватной нагрузки.

Активные упражнения могут выполняться в облегченных условиях, т.е. с устранением силы трения, силы тяжести, реактивных мышечных сил (например, сгибание в локтевом суставе с опорой на горизонтальную плоскость стола или отведение нижней конечности, скользя стопой по плоскости кушетки/ постели и др.). Для облегчения выполнения движений предложены специальные скользящие плоскости (горизонтальные и наклонные), роликовые тележки, а также различные подвесы, устраняющие силу трения в момент активного движения. Для затруднения мышечного сокращения можно использовать движения с амортизатором или сопротивлением, оказываемым методистом. Сопротивление можно создавать на разных этапах движения — в начале, середине и в конце.

Пассивно-активными упражнениями называют такие, при которых больной помогает методисту произвести пассивные движения, а активно-пассивными — те, при которых методист оказывает сопротивление активно выполняемому больным движению. Упражнения в пассивных движениях применяются в форме перемещения отдельных сегментов тела. Их может выполнять методист ЛФК или сам больной (с помощью здоровых конечностей или под действием силы тяжести), пассивные движения применяются для стимуляции восстановления движений и профилактики контрактур и тугоподвижности в суставах (при парезах и параличах, в постиммобилизационном периоде и др.).

Упражнения с использованием рефлекторных движений применяются, когда больной не может произвольно сокращать те или иные мышцы. При параличах и парезах центрального происхождения, а также у детей первого года жизни можно использовать как физиологические, так и патологические рефлексы.

Упражнения на растягивание применяют в форме различных движений, вызывающих в суставах незначительное превышение свойственной им пассивной подвижности. Лечебное действие этих упражнений используют при контрактурах и тутоподвижности суставов, ухудшении эластических свойств тканей ОДА и кожи, чрезмерном повышении тонуса мышц (спастические парезы и параличи), для восстановления утраченной при заболеваниях подвижности и т.д.

Упражнения в активном расслаблении различных групп мышц можно применять для отдельных сегментов тела (кисть, стопа), конечности в целом, конечности и туловища одновременно. Они способствуют нормализации повышенного тонуса при различных проявлениях патологии (болевые контрактуры, спастические парезы и др.) и улучшению общей координации движений.

Корригирующими (исправляющими) упражнениями называются физические упражнения, в которых движения конечностей и туловиша или отдельных сегментов тела направлены на исправление различных деформаций (шеи, грудной клетки, позвоночника, стоп и др.). В этих упражнениях наиболее важны исходное положение, определяющее их строго локализованное воздействие, оптимальное сочетание силового напряжения и растягивания, формирование во всех возможных случаях незначительной гиперкоррекции порочного положения.

Упражнения на координацию широко применяются при нарушениях координационных движений как основном проявлении заболевания ЦНС. (спастические парезы, гиперкинезы, атаксии и др.).

Упражнения в равновесии характеризуются:
а) перемещениями вестибулярного аппарата в различных плоскостях при движениях головы и туловища;
б) изменениями площади опоры (например, переход из основной стойки в стойку на одной ноге) в момент выполнения упражнений;
в) перемещением высоты общего центра тяжести по отношению к опоре (например, при переходе из исходного положения сидя в положение стоя на носках с поднятыми вверх руками).

Упражнения в равновесии активизируют не только вестибулярные, но также тонические и статокинетические рефлексы.

По общему воздействию упражнения в равновесии аналогичны соответствующим по интенсивности упражнениям с дозированным силовым напряжением.

К дыхательным относятся упражнения, при выполнении которых произвольно (по словесной инструкции или по команде) регулируются компоненты дыхательного акта. Применение дыхательных упражнений с лечебной целью может обеспечить:
а) нормализацию и совершенствование механизма дыхания и взаимокоординацию дыхания и движений;
б) укрепление дыхательных мышц (основных и вспомогательных);
в) улучшение подвижности грудной клетки и диафрагмы; профилактику и коррекцию деформаций грудной клетки;
г) растягивание шварт и спаек в плевральной полости;
д) предупреждение и ликвидацию застойных явлений в легких; удаление мокроты.

Дыхательные упражнения также оказывают тормозящее, реже — активизирующее воздействие на корковые процессы, содействуют кровообращению, снижают повышенные (после применения других физических упражнений) вегетативные функции.

Средства ЛФК. Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:38, реферат

Описание

Лечебная физическая культура ( ЛФК ) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого вида лечения лежит обучение двигательным действиям.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Реферат на тему.docx

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский Государственный университет технологии и управления»

Реферат на тему: Средства ЛФК. Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК.

Выполнил: студент группы

  1. Классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК….………………………………………………………………… ….4
  2. Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК…………………………….……………………………………… …………………………….7
  3. Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК…………………………….……………………………………… …………………………….9

Лечебная физическая культура ( ЛФК ) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого вида лечения лежит обучение двигательным действиям.
В ЛФК применяются различные физические упражнения: гимнастические (наиболее простые и доступные больным), спортивно-прикладные (пешеходные и лыжные прогулки, терренкур, плавание, гребля, туризм и др.) и игры (подвижные и спортивные — городки, бадминтон, волейбол и др.). ЛФК является методом общей, неспецифической активной, функциональной терапии, а каждое физическое упражнение — неспецифическим раздражителем. Характерная особенность ЛФК — дозированная физическая тренировка больных. В лечебных учреждениях (больница, поликлиника и др.) процедуры ЛФК осуществляют индивидуальным и групповым методами. Показания к ЛФК обычно совпадают с началом выздоровления больного, преимущественно при хронических заболеваниях.

1.Классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК.

Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Читать еще:  Парацетамол при болях в суставах способы применения

Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д.

1. Подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).

2. Гимнастические упражнения подразделяют на группы:

  • по анатомическому признаку (для мелких мышц, средних, крупных, комбинированные)
  • по характеру упражнения (динамические, статистические);
  • видовому признаку (в метании, на координацию, на равновесие, в сопротивлении, висы и упоры, лазание, корригирующие, дыхательные, подготовительные, порядковые);
  • по признаку активности (активные, пассивные, на расслабление);
  • по признаку используемых предметов и снарядов (без предметов и снарядов; с предметами и снарядами; упражнения на снарядах, тренажерах)

Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения лежа на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа).

Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также для восстановления этой функции при заболеваниях ЦНС и вестибулярного аппарата. Корригирующие упражнения направлены на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. Упражнения на координацию восстанавливают общую координацию движений или отдельных сегментов тела.

Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое инструктором или здоровой конечностью.

Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного сокращения мышцы. Пассивные упражнения применяют, когда больной не может выполнить активное движение, для предупреждения тугоподвижности в суставах. Упражнения на расслабление снижают тонус мышц, создают условия отдыха. Больных обучают «волевому» расслаблению мышц с использованием маховых движений, встряхиваний.

Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.

К спортивно-прикладным упражнениям относятся ходьба, бег, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, гребля, ходьба на лыжах, коньках, езда на велосипеде, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм. Наиболее широко используется ходьба — при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах занятий. Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение. Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей. Специальная ходьба — на костылях, с палкой, на протезах применяется при поражении нижних конечностей.

Подразделяются на четыре возрастающие по нагрузке группы:

В ЛФК используют крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис и элементы других спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, водное поло). Спортивные игры широко применяют в условиях санаторно-курортного лечения и проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью.

2. Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК

Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса лечения). Соответственно для каждого периода составляют схемы и комплексы упражнений. Занятия лечебной физкультурой являются не только лечебным, но и воспитательным процессом, поэтому для их наилучшей эффективности необходимо соблюдать определенные педагогические принципы.

Индивидуальный подход к больному исключительно важен. Для этого следует предварительно изучить его двигательные возможности, характер заболевания, степень нарушения функций и др. При составлении программы физкультурных занятий следует учитывать также возраст, пол, профессию и способность к приспособляемости к физическим нагрузкам.

Постепенность является необходимым условием успешного восстановления и совершенствования нарушенных функций. Этот принцип постепенного увеличения количества и интенсивности физических упражнений должен выполняться как в отдельных занятиях, так и на протяжении всего курса лечения.

Длительность занятий обеспечивает закрепление и совершенствование результата лечения. Занятия должны проводиться сравнительно длительное время без продолжительных перерывов. Ежедневные занятия физическими упражнениями должны быть частью общего режима всю жизнь, иначе утрачиваются достигнутые результаты.

Систематичность и последовательность выполнени я упражнений предусматривают выполнение правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Поочередность выполнения общеразвивающихся упражнений для различных мышечных групп со специальными упражнениями создает условия для использования организмом физиологических механизмов «активного отдыха». Это дает возможность при необходимости увеличивать объем и интенсивность упражнений, не вызывая выраженного утомления.

Наглядность и доступность упражнений имеет большое значение и особенно в занятиях с детьми, пожилыми людьми и лицами с ограниченными двигательными умениями. Упражнения по своей сложности не должны превышать возможности больных для их выполнения.

Соблюдение цикличности в чередовании упражнений с отдыхом связано с необходимостью определения оптимального времени для отдыха между двумя упражнениями.

Принцип всесторонности предусматривает применение всех возможных средств лечебной физкультуры с целью не только местного воздействия на поврежденный орган и нарушенные функции, но также общего воздействия на организм. Действуя в качестве неспецифического терапевтического лечения, лечебная физкультура повышает общую тренированность организма, совершенствует все механизмы регуляции его жизнедеятельности.

Перечисленные выше принципы являются основой для составления частных методик лечебной физкультуры и эффективного проведения занятий.

3. Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК.

Применение каждого лечебного средства основано на его дозе: разовой, суточной и всего курса лечения. Это в полной мере относится и к лечебной физкультуре. Под дозировкой в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной величины физической нагрузки при применении как одного упражнения, так и всего занятия: утренней или лечебной гимнастики, дистанции и скорости дозированной ходьбы и т. п., а также и всей двигательной деятельности в течение дня.

Трудность дозировки зависит от особенностей метода лечебной физкультуры, характеризующегося активным участием больного в процессе собственного лечения и необходимостью применения в занятиях физических упражнений с оптимальной нагрузкой, не превышающей силы и возможностей конкретного больного. Физическая нагрузка зависит от многих условий и факторов.

  1. Исходные положения лежа, сидя — облегчают нагрузку, стоя — увеличивают.
  2. Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) — уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц — увеличивают.
  3. Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.
  4. Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.
  5. Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.
  6. Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.
  7. Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма — уменьшает.
  8. Упражнения сложные на координацию — увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.
  9. Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.
  10. Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.
  11. Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.
  12. Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Учитывая все сказанное, зная назначенный больному режим движений и проводя медико-педагогические наблюдения, можно относительно точно дозировать физическую нагрузку каждому больному.

Следует всегда помнить: нагрузка должна быть чуть меньше оптимальной. Общая физическая нагрузка на занятиях физическими упражнениями определяется ее интенсивностью, длительностью, плотностью и объемом. Важное значение имеет также и частота занятий. Все эти параметры измеримы и могут учитываться количественно. Оздоровительный и лечебный эффект физическими упражнениями от занятий наблюдается только в том случае, если интенсивность занятий будет соответствовать определенному уровню ее пороговой величины: от 30-40% в начале и до 80-90% в конце курса лечения.

Длительность нагрузки определя ется общим временем физкультурных занятий. Плотность нагрузки определяется временем фактического выполнения упражнений и выражается в процентах к общему времени занятий.

Читать еще:  Осторожно плохо сгибаются пальцы рук

Объем нагрузки представляет общую работу, выполненную на физкультурном занятии; если отдельные физические упражнения повторяются равномерно без перерывов (поточный метод), то он будет регулироваться интенсивностью и длительностью этой работы. При интервальном (раздельном) методе объем нагрузки будет зависеть от плотности занятий.

Общие требования к методике лечебного применения физических упражнений

Приступая к занятиям лечебной физической культурой, нужно прежде всего определить их задачи, а затем уже подбирать средства и формы решения этих задач. Чтобы правильно определить задачи и выбрать формы и средства их решения, необходимо учитывать фазу развития болезни, реакции организма на болезнь, состояние органов и систем, не вовлеченных непосредственно в болезненный процесс, влияние применяемого режима на отдельные проявления болезни, психическое состояние больного. Нужно также принимать во внимание весь комплекс используемых лечебных мероприятий. Во всех случаях важно соблюдать принцип сочетания общего и местного воздействия физических упражнений, так как при любом заболевании или повреждении выздоровление во многом зависит от общего состояния организма больного, которое может быть различным.

Лечебный эффект физических упражнений достигается при регулярном и длительном их применении и при достаточной интенсивности воздействия. Занятия лечебной физической культурой следует проводить ежедневно, а при некоторых заболеваниях несколько раз в день. Интенсивность воздействия упражнений должна постепенно увеличиваться, поскольку только нарастание нагрузки может обеспечить повышение уровня тренированности больного и улучшение его общего состояния.

Величина физической нагрузки зависит от характера упражнений, исходных положений, темпа и амплитуды движений, степени напряжения мышц и их величины (мелкие, средние, крупные), числа повторений и общего числа упражнений (общей длительности занятий), плотности занятий и эмоционального уровня их проведения.

При подборе упражнений следует учитывать также координационные способности и уровень тренированности больного (на основании расспроса и функциональных проб), способ выполнения движения (активно, с помощью или пассивно). Важным методическим приемом в лечебной физической культуре является «рассеивание» физической нагрузки, равномерное распределение мышечных усилий, чередование напряжений различных групп мышц.

Исходные положения. В лечебной гимнастике различают четыре типа исходных положений: а) изменяющие форму и величину опорной поверхности, б) изолирующие воздействие упражнений, в) изменяющие положение общего центра тяжести тела или центра тяжести его отдельных частей, г) облегчающие выполнение упражнения.

Существует много разновидностей исходных положений, изменяющих форму и величину опорной поверхности: лежа на спине, лежа на спине с высоким изголовьем, лежа на животе, лежа на боку, сидя, в упоре на коленях и др.

Изолирующие исходные положения применяются при необходимости усилить локальное воздействие физических упражнений и исключить всякого рода компенсаторные движения. Например, повороты туловища оказывают более сильное локальное воздействие, если выполняются в положениях сидя по-турецки и сидя верхом на скамейке.

Исходные положения с изменением центра тяжести всего тела или отдельных его частей служат для увеличения или уменьшения нагрузки. Например, наклоны туловища в сторону выполнять тем труднее, чем выше руки (на поясе, за головой, вверху).

Облегчающие исходные положения уменьшают силу тяжести конечности, способствуют ее движениям, уменьшают трение конечности о соприкасающуюся с ней поверхность, создают наиболее оптимальный угол для приложения силы мышц к рычагу, который они приводят в движение. Такие исходные положения применяются для тренировки ослабленных мышц и выявления активных движений у больных, перенесших паралич. Например, для уменьшения силы тяжести предплечья при сгибании в локтевом суставе рука поддерживается в таком положении, чтобы сгибание совершалось в горизонтальной плоскости — предплечье скользит по поверхности стола.

Темп выполнения упражнений. Чем выше темп движений, тем обычно выше нагрузка. Однако в тех случаях, когда организм привык к среднему темпу выполнения тех или иных движений, работа в медленном темпе оказывает более сильное воздействие на нервную систему. Так, медленная ходьба утомляет больше, чем обычная. Быстро сесть из положения лежа на спине легче, чем медленно. Увеличение амплитуды движений усиливает их воздействие на организм.

Эмоциональный уровень проведения занятий. Следует добиваться эмоциональной окраски занятия за счет разнообразия самих упражнений, смены исходных положений, использования различных предметов, игровых упражнений и игр (в групповых занятиях). Большое значение имеет благожелательное отношение методиста или врача к больным, их поощрение, показ улучшения их двигательных навыков и качеств. Эмоциональному настрою больных способствуют бодрый топ методиста, четкие команды, доступное объяснение и хороший показ самих упражнений, музыкальное сопровождение занятий (в условиях санаторно-курортного лечения).

Вместе с тем следует учитывать, что слишком эмоциональные занятия могут привести к передозировке нагрузки и ухудшению состояния больных.

Плотность занятия. Соответствие плотности занятия состоянию занимающихся обеспечивается соблюдением оптимальной длительности перерывов между отдельными упражнениями. В практике лечебной физической культуры, как правило, бывает малая плотность занятий — 50%, реже средняя —75%. Высокая плотность допустима в занятиях с молодыми людьми, спортсменами, перенесшими травмы, и с некоторыми группами санаторных больных.

Средства лфк. Общие требования к методике применения физических упражнений Средства лечебной физической культуры

страница5/21
Дата26.10.2018
Размер17.73 Kb.
Название файлаМодуль7.docx
Спортивно-прикладные упражнения. Из этой группы упражнений в ЛФК наиболее часто используют дозированные ходьбу, бег, прыжки; метания и лазания; упражнения в равновесии; поднимание и переноску тяжестей; дозированные греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, езду на велосипеде, лечебное плавание.

Применение в ЛФК спортивно-прикладных упражнений способствует окончательному восстановлению поврежденного органа и организма в целом; воспитывает у больных сознательное отношение к занятиям ЛФК и уверенность в своих силах.

Дозированная ходьба. Укрепляет мышцы не только нижних конечностей, но и всего организма за счет ритмичного чередования их напряжения и расслабления. В результате улучшаются крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ, оказывается общеукрепляющее воздействие на организм.

Дозированный бег. Равномерно развивает мускулатуру тела, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает обмен веществ и функцию дыхания. На занятиях лечебной гимнастикой бег применяется для достаточно тренированных к нему больных с индивидуальной дозировкой (при тщательном врачебно-педагогическом контроле).

Дозированные прыжки. Относятся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяемым в период выздоровления с индивидуальной дозировкой (с контролем пульса).

Упражнения в метании. Помогают восстановить координацию движений, улучшают подвижность суставов, развивают силу мышц конечностей и туловища, увеличивают скорость двигательных реакций. На занятиях лечебной гимнастикой используются набивные мячи, диски, мячи с петлей, гранаты.

Лазания по гимнастической стенке и канату. Способствуют увеличению подвижности в суставах, развитию силы мышц туловища и конечностей, координации движений.

Упражнения в равновесии. Применяются при поражении вестибулярного аппарата, при ампутации нижней конечности, заболеваниях и повреждениях нервной системы.

Дозированная гребля. В ЛФК применяется с целью общей тренировки организма, выработки ритмичности движений, способствующих углублению дыхания, развитию и укреплению мышц верхних конечностей и туловища, подвижности позвоночника. Повышение внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на процесс пищеварения и тканевый обмен. Применение гребли в условиях чистого, ионизированного воздуха, насыщенного водяными парами, оказывает оздоровительное влияние на организм.

Занятия греблей назначаются в дозированной форме, с указанием кратковременных пауз для отдыха и глубокого дыхания (при врачебно-педагогическом контроле).

Дозированная ходьба на лыжах. Активизирует работу мышц всего тела, улучшает обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренирует вестибулярный аппарат, повышает мышечный тонус, улучшает настроение, способствует нормализации состояния нервной системы.

Дозированное катание на коньках. Тренирует сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, улучшает обмен веществ, развивает координацию движений, укрепляет вестибулярный аппарат. Назначается в период выздоровления хорошо тренированным лицам, умеющим кататься на коньках (при врачебно-педагогическом контроле).

Дозированное лечебное плавание. Повышает теплоотдачу, улучшает обмен веществ, кровообращение и дыхание, укрепляет мышцы всего тела, нервную систему, закаливает организм.

Дозированная езда на велосипеде. Применяется с общеоздоровительной целью, для укрепления мышц и развития движений в суставах нижних конечностей; тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вестибулярный аппарат.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector