1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая классификация причин

Классификация причин конфликтов

Причины конфликтов — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях вызывают его. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Среди множества причин можно условно выделить общие, которые проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним конфликтологи относят следующие причины.

Социально-политические и экономические причины. Связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины. Отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к различным этническим группам и др.

Социально-психологические причины. Обусловлены социально-психологическими явлениями в социальных группах (взаимоотношения, лидерство, групповые нормы, мотивы, мнения, настроения и т.д.).

Индивидуально-психологические причины, отражающие особенности личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы и т.п.).

Другую группу причин в этой классификации весьма условно можно назвать частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом деятельности. Назовем некоторые из них.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях, регионах и государствах ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся им более обоснованными.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.

Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники.

Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту.

Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других.

Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, даже при отсутствии противоречивых интересов. Например, все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, но о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Например, перед проведением аттестации, сокращением кадров неполная или неточная информация о критериях отбора приводит к появлению слухов, домыслов, сплетен, неадекватному поведению личностей, что препятствует управлению конфликтом.

К частным причинам можно отнести также неудовлетворенность условиями деятельности, нарушение служебной этики, трудового законодательства.

Перечислить все причины конфликтов невозможно. Некоторые авторы считают, что все многообразие причин можно объединить в следующие группы:

· причины, обусловленные трудовым процессом (технологические или организационные трудности, недостатки в оплате труда);

· причины, обусловленные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими и другими различиями людей.

В конфликтологии существуют и другие классификации причин конфликтов (табл. 2). Но все онисчитаются причинами конфликта, если только в них присутствуют три составные части: взаимодействие, взаимозависимость и цель.

Таблица 2

Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 942 | Нарушение авторских прав

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В криминологии понятия классификация и типология, при всей их схожести, не являются тождественными.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место.

Типология такой жесткой дифференциации не содержит.

Под группировкой чаще всего понимается определенное распределение статистической совокупности на определенные группы, категории с использованием такого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков.

Важными для понимания причинного комплекса преступности являются следующие характеристики:

социально-демографическая – численность населения, плотность проживания, половозрастной и национальный состав, миграция населения, соотношение групп населения по социально-профессиональному и семейному положению, размер территории и др.;

экономическая – источники сырья и другие природные ресурсы, преобладающие отрасли хозяйства, наличие свободных экономических зон, источники и интенсивность инвестиций, состояние бюджета, ход приватизации и других экономических реформ, уровень развития частного предпринимательства и др.;

правоохранительная – силы, задействованные в охране правопорядка, материально-техническая база правоохранительных органов, уровень законопослушания граждан, активность населения в борьбе с правонарушениями и др.;

социально-культурная – образовательный уровень населения, обеспеченность культурными, спортивно-развлекательными учреждениями, жизненный уклад, обычаи, традиции, стереотипы поведения, обусловленные этнопсихологическими, национальными, религиозными, историческими и другими факторами.

Классификация причин и условий преступности проводится по нескольким критериям: по механизму действия, по уровню функционирования, содержанию, природе, сущности и другим признакам.

По механизму действия:

По уровню действия детерминанты различаются:

а) причины и условия преступности в целом (общие);

б) причины и условия отдельных видов преступности:

по направленности: преступность корыстная, насильственная, корыстно-насильственная;

по субъектам: преступность несовершеннолетних, женская, городская, воинская и пр.;

в) причины и условия отдельных преступлений (выявляемые по конкретному уголовному делу).

По территориальной распространенности детерминанты подразделяются на:

а) в масштабе всей страны;

б) причины и условия преступности в регионе, крае, области;

в) факторы на отдельном объекте, в конкретном месте.

С точки зрения временной распространенности различаются:

– причины и условия, действующие относительно постоянно;

– причины и условия, действующие временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями).

По природе криминогенные детерминанты подразделяются на:

К объективным относят такие, которые в настоящее время не поддаются непосредственному воздействию (например, уровень надежности техники), поэтому их профилактика связана с нейтрализацией, блокированием.

Субъективные причины преступности– определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения.

Первые на данном историческом этапе независимы от воли людей и не поддаются немедленному устранению. На вторые можно воздействовать частично, третьи требуют интенсивного воздействия.

По глубине причины и условия преступности делятся на:

а) коренные и некоренные;

б) основные и неосновные;

в) главные и неглавные.

Криминогенные детерминанты подразделяют на полную и специальную причины.

Полная – это вся совокупность обстоятельств, детерминирующих преступность.

Специфическая – это собственно причина преступности, т.е. подсистема социально-психологической природы.

По близости к событию преступления или к определенной совокупности причины и условия подразделяются на:

– ближайшие и отдаленные;

– непосредственные и опосредованные.

По источникам воздействия причины и условия различается на:

– внутренние, которые связаны с внутренними противоречиями нашего общества;

– внешние, связанные с противоречиями на международной арене.

По содержанию причины и условия подразделяются на:

а) социально-экономические (спад производства и резкое сокращение ВВП; низкий уровень жизни; поляризация населения по уровню доходов; инфляция; безработица; нелегальный вывоз капитала за границу; маргинализация части населения; ошибки разгосударствления и приватизации; незаконное рейдерство; высокие цены на жизненно-важные продукты питания и товары первой необходимости; различия между условиями жизни в городах и в сельской местности; наличие разнообразных форм собственности и др.);

б) социально-психологические (снижение уровня законопослушания населения; правовой нигилизм; утрата доверия к правоохранительным органам; распространение алкоголизма, токсикомании и наркомании; этническая и религиозная нетерпимость; утрата частью населения идеалов в сфере социального общежития; семейно-бытовые проблемы и др.);

в) идеологические или духовно-нравственные (деформация ценностных ориентаций; снижение престижа трудовой деятельности и образования; криминализация науки, культуры и спорта; дискредитация норм морали, нравственности и справедливости; пропаганда культа насилия и жестокости; религиозная и национальная нетерпимость и пр.);

г) политические (нестабильность политического режима, коррумпированность государственной службы, отчуждение большинства населения от управления государственными делами, несовершенство межгосударственных границ, противоречия, связанные с уровнем и осуществлением демократии, геополитическая неустойчивость и т.д.);

д) правовые (нестабильность и проблемы применения законодательства; поспешное проведение реформ в правовой сфере; снижение эффективности работы правоохранительных органов; пробелы уголовно-правовой оценки общественно опасных деяний; снижение активности общественности в борьбе с преступностью; коррумпированность судебной власти и др.);

е) организационно-управленческие (перегрузка системы уголовной юстиции; низкий уровень технической и материальной обеспеченности правоохранительных органов; несоответствие системы мер борьбы с преступностью ее размаху и целями такой борьбы; невысокий уровень профессионализма работников; дефицитность криминологических исследований и прогнозов и др.);

ж) медицинские (кризис физического и психического здоровья населения; отклонения патологического характера; пьянство и наркомания; игромания; доступность медицинских препаратов, воздействующих на психику и опасных для жизни; высокий удельный вес умственно неразвитого населения и пр.);

з) технические (невысокая эффективность технических средств раскрытия и расследования преступлений; низкий уровень обеспеченности правоохранительных органов техническими средствами; слабый уровень автоматизации и ограниченность объемов криминальных учетов; техническая «конкурентоспособность преступных формирований и др.);

Читать еще:  Почему по кассе пирит не пробивается акция 2 1

и) криминальные традиции (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире; клички, татуировки; привилегии для «элиты», «прописка»; извращенная культура отдыха и развлечений и др.).

Проблема причин преступности является центральной проблемой криминологии: не располагая сведениями о причинах преступности, невозможно качественно оценить сложившуюся криминологическую обстановку, принять правильное решение, ориентированное на повышение эффективности борьбы с данным негативным явлением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8565 — | 8142 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Опасность: суть термина, виды, классификация, признаки и дерево причин опасностей

Опасность – это центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова опасность – это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

Угроза понимается как синоним слова «опасность», но более конкретная и непосредственная форма опасности причинения ущерба. Разница в том, что опасность может присутствовать, но не угрожать непосредственно. Например, ружье на стене – только потенциальная опасность, а в руках нападающего – уже конкретная угроза, непосредственная реальная опасность.

Термин «угроза» позволяет более точно обозначить стадию перехода от возможной (потенциальной) опасности и наличия опасных факторов к возникновению реальной опасной ситуации, когда эти факторы накапливаются до критического уровня и готовы начать оказывать свое непосредственное неблагоприятное действие на человека, машину или иной объект.

Признаки

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят в себе все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Опасность — понятие относительное.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни и здоровью живых объектов;
  • возможность нанесения ущерба здоровью и окружающей среде;
  • возможность нарушения условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Классификация

Табличка с надписью: “Опасно! Впереди скалы. Держись подальше”.

По происхождению опасности бывают: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные.

По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

По приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические.

По сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые предметы). Активными являются опасности, несущие различные виды энергии (физическую, химическую, биологическую, психическую), например, ионизирующая радиация, химически опасные вещества, микробы и вирусы и т.д.

По времени проявления: импульсивные (быстро развивающиеся), например, взрыв, обвал, захват, теракт, и кумулятивные (медленно развивающиеся), например, вибрация, которая при длительном действии может привести к развитию вибрационной болезни.

Источники и причины

Источники формирования опасности:

  • сам человек, его деятельность, средства труда;
  • окружающая среда;
  • явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплением и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта. Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие. Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтрольность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекательство и пр.

Опасный фактор – это неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Опасный фактор может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть уменьшен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие опасного фактора на какой-либо объект может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор – это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Уровень опасности или угрозы зависит от количества и силы действия опасных факторов, имеющихся в данный момент времени для данного объекта. Чем их больше, тем скорее опасность перерастает в угрозу и опасную ситуацию. Уровень опасности или безопасности может служить «индикатором» признаков устойчивого развития социальной системы, а процессу обеспечения безопасности — роль одного из механизмов управления социальной системой, нацеленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при соблюдении требований безопасности человека и окружающей его среды.

Опасная ситуация – совокупность уже действующих неблагоприятных факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы. Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, аварий, катастроф и ЧС. При правильном поведении и принятии необходимых защитных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию.

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

ОФ + ОФ → Опасность → Опасная ситуация → Экстремальная ситуация → ЧС

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

  • объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;
  • источники и факторы опасности;
  • цели, векторы, причины воздействия на объект;
  • средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;
  • элементы системы безопасности объекта;
  • результаты и последствия этого воздействия.

Рис. 1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

  • механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;
  • стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;
  • взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении безопасности;
  • поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности.

Дерево причин опасностей

Графическое изображение таких зависимостей между реализованными опасностями и причинами принято называть «деревьями причин опасностей» по сходству с ветвящимися деревьями. В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий».

Построение «деревьев» целей, задач, связей факторов является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т.д.). Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

Рис. 2. Дерево отказов в системе «человек – машина»

Логические операции при анализе безопасности систем принято обозначать соответствующими знаками (рис. 2): прямоугольник – рассматриваемое событие (основное); круг – исходное событие (первоначальное); ромб –неопределенное или несущественное событие; треугольник «и» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из двух-трех входных событий, появляющихся одновременно; треугольник «или» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из одного или нескольких исходных, возникающих не одновременно.

Головное событие (несчастный случай) образуется из двух основных событий через вентиль «и», а именно: опасного отказа машины, т.е. возникновения опасной зоны на рабочем месте (выброс сливной стружки, отказ блокировочных средств и т.д.); опасной ошибки (отказа) человека, т.е. появления его в опасной зоне вследствие неоправданных действий, неточностей, допущенных самим потерпевшим или другим работником (или одновременно обоими).

Каждое из основных событий (отказов, причин) является следствием одного или нескольких других событий. Построение «дерева отказов» и его анализ завершают, когда устанавливают первоначальное событие – отказ – как исходные причинные факторы несчастного случая или на таком уровне, где дальнейший анализ невозможен по каким-либо причинам.

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.

Читать еще:  Почему ночью болят и ноют тазобедренные суставы

При анализе проблем безопасности необходимо установить границы анализа системы. Например, обеспечить безопасность выпускного вечера в образовательном учреждении. Если проблема будет чрезмерно сужена, то появляется возможность получения неполных выводов и мероприятий, некоторые опасные ситуации могут остаться без внимания, например, качество пирожных летом, транспортные опасности, наличие пьяных на воде (названы реальные причины травматизма и гибели выпускников). Если рассматриваемая система и ее проблемы описаны слишком широко, то сложно выделить главное, можно увязнуть в мелочах, упустить слабые элементы.

Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».

При изучении опасностей выделяют три стадии:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III – анализ последствий.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЧИН БОЛЕЗНЕЙ

В зависимости от свойств этиологического фактора причи­ны болезней делят на механические, физические, химические и биологические. У человека причиной болезни могут быть психогенные воздействия. Недостаток этой классификации состоит в том, что в ней не учитывается характер ответной реакции организма. Поэтому более обоснованным и полным является прин­цип классификации, предложенный П. Д. Горизонтовым. В зависимости от свойств этиологического факто­ра и характера ответной реакции организма согласно данной классификации выделяют 3 группы причин болезней:

1. Патогенные факторы, вызывающие болезнь вследствие прямого по­вреждения субклеточных структур, клеток, тка­ней и органов, т. е. по меха­низму безусловнорефлекторного воздействия (механические, физические, химические и био­логические повреждающие факторы).

2. Индифферентные факторы, способные вызвать болезнь при изменении генетических свойств или при повторном воз­действии на организм.

А. Изменение генетических свойств затрудняет адаптацию и приводит кнарушению гомеостаза организма при действии этого индифферентного (безвредного в обычных условиях) фактора. Примеры: нарушения обмена веществ в организме человека при наследственных дефектах синтеза фермен­тов, необходимых для обмена некоторых аминокислот, глюкоза (наследст­венные ферментопатии).

Б. Повторная встреча с раздражителем может вызвать забо­левание по механизму условного рефлекса (воспроизведение пережитого ранее психо­эмоционального напряжения при по­падании в обстановку, где оно возникло) или по механизму «второго удара» (следовой реакции). Действие «индиффе­рен­тного» раздражителя оставляет «след» в виде нарушения ин­теграции в функциональной системе и нарушения внутри­системного контроля. При по­вторном воздействии раздражи­теля может происходить усиление дезинтегра­ции и развитие биологически нецелесообразной ответной реакции.

3. «Психогенные» факторы действуют через социальную среду (в основ­ном через 2-ю сигнальную систему). Проис­ходит перенапряжение и срыв высшей нервной деятельности, нарушение регулирующих влияний высших отделов мозга. К этой группе относят ятрогенные заболевания, вызванные не­благоприятными психогенными влияниями врача (неосторож­ные объяснения, вызывающие различные фобии, небрежные реплики врача в присутствии больного и т. д.).

Причина абсолютно необходима для возникновения боле­зни и опреде­ляет ее специфические черты (туберкулез вызы­вается палочкой Коха, без ко­торой не может быть специфи­ческих функциональных и морфологических изменений).

Условия — факторы, которые могут влиять на возникно­вение болезни, но, в отличие от причинного фактора, не яв­ляются обязательными: для воз­никновения некоторых забо­леваний достаточно действия причинного фак­тора (достаточ­ная доза облучения, механическая травма и некоторые др.).

Однако во многих случаях эффективность действия причины зависит от условий: условия модулируют взаимодействие причинного фактора с орга­низмом и могут способствовать или препятствовать возникновению болезни.

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ

1. По отношению к организму условия подразделяют на внешние и внут­ренние.

Внешние условия — различные климатические и эколо­гические факторы: температура, парциальное давление кис­лорода, магнитное поле Земли, влаж­ность, внешние вредно­сти (загрязнения внешней среды), питание, образ жизни.

Внутренние условия — наследственные и приобретенный свойства: на­следственность, конституция, пол, возраст, пере­несенные заболевания, голо­дание, утомление.

Следует отметить, что внешние условия через изменение внутренних факторов, а также при непосредственном дейст­вии изменяют функциональ­ное состояние всех систем орга­низма, от которого, в свою очередь, зависят реактивность и резистентность организма по отношению к действующему па­тогенному (этиологическому) фактору.

2. По значению (характеру влияния на возникновение болезни) условия подразделяют на благоприятные и небла­гоприятные, т. е. препятствующие или способствующие раз­витию болезни. Неблагоприятными являются усло­вия, спо­собствующие возникновению болезни, благоприятными — препятст­вующие.

Механизм влияния условий на возникновение болезни также неодина­ков. Одни условия действуют на причину бо­лезни, усиливая или ослабляя ее (например, применение спе­циальных средств снижает патогенность микроор­ганизмов и может препятствовать возникновению соответствующей боле­зни). Другие условия влияют на состояние организма и из­меняют его способность отвечать на воздействия и сопротив­ляться им.

Среди факторов внешней среды, вызывающих заболева­ния человека, особое место занимают социальные факторы. Человек как особый вид явля­ется продуктом биологического и социального развития, так что некоторые его биологичес­кие функции оказываются социально преобразованными (тер­морегуляция, размножение, пищеварение). Поскольку социальные изменения происходят быстрее, чем приспособительные перестройки биологических свойств человека, воз­никают несоответствия, которые могут вызвать заболе­вания человека. Эти болезни принято называть социально-обуслов­ленными или «болезнями цивилизации». К ним относят сле­дующие группы заболева­ний.

1. Заболевания, возникновение которых связано с сущест­вованием «фи­зиологической асимметрии» регуляции жиз­ненно важных функций организма (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахар­ный диа­бет и др.). «Физиологическая асимметрия» выражается в преоблада­нии тех механизмов регуляции, которые имели осо­бое значение для выжива­ния организма. В частности, для обеспечения оптимального кровоснабжения тканей было необходимо поддержание достаточно высокого уровня артери­ального давления и это обеспечено преобладанием прессорных механизмов над депрессорными, т. к. падение артериа­льного давления и нарушение кро­воснабжения тканей пред­ставляет для организма большую опасность, чем его повы­шение; в системе гемостаза — преобладание свертывающей системы, т. к. ее ослабление могло привести к угрожающим жизни кровопотерям; в регуля­ции уровня сахара в крови — преобладание влияний (в частности, гормональ­ных), способ­ствующих гипергликемии (адреналин, глюкагон, АКТГ, СТГ, пролактин, глюкокортикоиды, тироксин), — только инсулин снижает содержа­ние сахара в крови.

«Физиологическая асимметрия» создает «слабые», «уяз­вимые» места ре­гуляции. Перенапряжение их функции может привести к срыву равновесия и возникновению заболеваний Подобному перенапряжению могут способство­вать неблаго­приятные социальные факторы, в частности нервно-психическое напряжение» психические травмы, отрицательные эмо­циональные пережива­ния, гиподинамия. Эти факторы в свою очередь связаны с такими социаль­ными факторами как со­циальный строй, развитие техники, производственные отно­шения, условия быта и др.

2. Заболевания, вызванные вредными привычками (алко­голизм, нарко­мания, курение).

3. Заболевания, обусловленные бесконтрольным приме­нением лекарст­венных препаратов.

4. Заболевания, вызванные действием вредных социально-бытовых и экологических условий (химические вредности, запыленность, облучение, неправильное питание, в частнос­ти употребление легко усвояемых углево­дов). Среди этих заболеваний необходимо отметить. туберкулез, кариес, пневмокониозы и др.

5. Наконец, следует особо отметить различные нарушения детородной функции у женщин (применение гормональных противозачаточных средств, аборты, нарушение лактации).

В целом нужно отметить, что социальные болезни чело­века — результат безответственного ненаучного отношения к окружающей среде и здоровью людей.

Рассматривая причины многих заболеваний (гипертони­ческая болезнь, коронарная недостаточность, опухолевые процессы), называют не один, а не­сколько причинных фа­кторов. Следует подчеркнуть, что каждая болезнь как нозо­логическая единица неоднородна и включает в себя, как правило, не­сколько различных форм. Возникновение различ­ных форм болезни может быть обусловлено различными фа­кторами. Даже одна и та же форма болезни, но у разных лю­дей может вызываться разными причинами. Неоднородность существующих заболеваний человека позволяет говорить о полиэтиологич­ности почти всех заболеваний, кроме инфек­ционных. Но конкретная форма болезни у конкретного боль­ного возникает в результате взаимодействия ор­ганизма с од­ним конкретным фактором (причиной).

ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ

Патогенез — это учение о механизмах развития, течения и исхода заболе­вания. Общий патогенез — раздел патофи­зиологии, в котором изучается роль причинного фактора в развитии болезни, соотношение патогенетических ме­ханиз­мов и механизмов выздоровления на протяжении болезни.

Роль этиологического фактора в патогенезе различна и зависит от силы, характера и длительности его действия.

1. Этиологический фактор играет роль «толчка», пуско­вого фактора. Его действие кратковременно, быстро прекра­щается, и дальнейшее развитие бо­лезни происходит под вли­янием вызванных им изменений.

2. Этиологический фактор играет решающую роль в раз­витии и течении болезни на всем ее протяжении и с его уст­ранением наступает выздоровле­ние.

3. Этиологический фактор действует навсем протяжении болезни, но его роль на различных этапах болезни неодинакова. Болезнетворный фактор про­никает в организм и поначалу болезни не вызывает. Затем происходит посте­пенное изменение реактивности организма, приводящее к развитию болезни. В дальнейшем может наступить выздоровление даже при сохранении в орга­низме возбудителя.

4. Этиологический фактор, изменяя защитные свойства организма, от­крывает путь, «ворота» для действия других болезнетворных агентов, т. е. играет провоцирующую роль по отношению к действию другого фактора.

Читать еще:  Плюсы и минусы занятий с хулахупом

В результате действия этиологического фактора в органи­зме возникают нарушения, от которых зависит дальнейшее развитие болезни и ее проявле­ния. Функциональные и струк­турные нарушения, возникающие в организме в результате действия этиологического фактора и влияющие на дальней­шее развитие и проявление болезни, называются патогене­тическими факторами. Их значение в развитии болезни нео­динаково. Принято выделять основное звено и ведущие фак­торы патогенеза.

Свойства основного звена патогенеза: возникает под вли­янием этиоло­гического фактора, т. е. является первичным повреждением; предшествует остальным звеньям патогене­за и необходимо для их развертывания; специ­фично для дан­ной конкретной болезни.

Свойства ведущих факторов патогенеза: возникают в ди­намике болезни вслед за первичным повреждением; неспе­цифичны для конкретной болезни (встречаются при многих заболеваниях).,

Например, болевая травма в сочетании с кровопотерей, переутомлением и психическим напряжением может обус­ловить развитие травматического шока. Основным звеном в развитии травматического шока являются, измене­ния (воз­буждение, истощение и запредельное торможение) в центра­льной нервной системе. В результате этих нарушений и из­менений висцеральных функций развиваются гипоксия и ме­таболический ацидоз, которые являются ведущими фактора­ми патогенеза. Их устранение необходимо для воздействия на основное звено патогенеза.

Изменения, возникающие при развитии патологического процесса и свя­занные между собой причинно-следственными отношениями, образуют пато­генетическую цепочку, которая может замыкаться в так называемый «пороч­ный» круг; «порочный» круг всегда усиливает патологические изменения в органах и тканях и ухудшает течение болезни. Но «порочный» круг, возник­ший на уровне периферических органов и тканей, может быть разорван и ли­квидирован нормализу­ющим влиянием высших нервных и гормональных ме­ханиз­мов регуляции. Если в «порочный» круг при патологическом процессе вовлекаются жизненно важные органы (например, при шоке нервная, сер­дечно-сосудистая и дыхательная сис­темы), то из этого состояния сам больной без экстренных и энергичных врачебных вмешательств, как правило, выйти не может.

Таким образом, основными факторами, определяющими характер и осо­бенности болезни, являются характер этио­логического фактора, локализация первичного повреждения и характер повреждения. При этом особенности бо­лезни оп­ределяются не только специфичностью этиологического фак­тора, но и видом тканей и рецепторов, на которые он дейст­вует.

Влияние локализации первичного повреждения на харак­тер и тяжесть болезни определяется значением поврежденно­го органа для жизнедеятельно­сти организма и характером рецепции в месте повреждения.

На особенности развития и течение болезни влияют сле­дующие основ­ные виды первичного повреждения: структур­ные изменения органов и тка­ней; чрезмерное раздражение рецепторов; генерализованные расстройства обмена веществ;

первичные нарушения деятельности регуляторных систем.

Рассматривая болезнь как общее поражение всего орга­низма с преиму­щественной локализацией изменений в том или ином органе, необходимо подчеркнуть взаимозависи­мость общих и местных изменений в развитии бо­лезни. В одних случаях болезнь может начинаться с местных измене­ний, а в других — патологические изменения в органах и тканях возникают после раз­вития общих проявлений болез­ни.

Локализация патологических изменений определяется ме­стом первич­ного действия патогенного фактора, путями вы­ведения токсических продук­тов из организма (сулемовая по­чка). изменениями реактивности самих тканей (туберкулез­ный процесс в костях после ушиба их), особенностями био­хими­ческих процессов в органах и тканях. Местный патоло­гический процесс ока­зывает влияние на общее состояние ор­ганизма рефлекторно через афферент­ные нервные провод­ники и гуморально через продукты разрушения и денату­рации поврежденных тканей, через молекулы денатурирован­ных белков, ко­торые вызывают аутосенсибилизацию, и био­логически активные вещества. Поступающие из местного очага влияния с одной стороны стимулируют за­щитные силы организма, а с другой стороны подавляют развитие защит­ных реакций (через токсины). Течение болезни во многом зависит от соотношения этих влияний. Организм оказывает влияние на патологический очаг через нервные и гумораль­ные факторы, регулирующие обменные процессы, крово­обра­щение и функцию органов и тканей. При этом необходимо учитывать, что нервные и гуморальные влияния на патологи­чески измененные ткани не всегда могут быть вполне адек­ватными.

Болезнь всегда проявляется функциональными расстрой­ствами, а мор­фологические изменения часто не обнаружива­ются современными методами исследования. Несоответствие морфологических и функциональных измене­ний можно объ­яснить ограниченной разрешающей способностью морфологи­ческих методов исследования, неодинаковым значением стру­ктур даже од­ного органа для его функции, обратимостью структурных изменений, очаго­вым характером нарушений структуры органа или ткани, развитием компен­саторно-приспособительных реакций. При этом отсутствие выражен­ных функциональных расстройств при наличии значительных морфологических изменений свидетельствует о больших приспособительных возможностях ор­ганизма.

В зависимости от преобладания структурных или функ­циональных из­менений различают органические и функцио­нальные заболевания. Органиче­скими называют заболевания с выраженными морфологическими измене­ниями, которые могут перейти в стойкие, необратимые структурные измене­ния. В основе функциональных заболеваний находятся обра­тимые структур­ные изменения или временное нарушение нер­вной и гуморальной регуляции функции органа или системы.

Классификация причин и условий преступности

Общая классификация причин и условий преступности

Поскольку причины и условия преступности весьма многообразны, то современными криминологами предпринимались различные попытки по их систематизации и классификации. В криминологии классификация причин и условий преступности производилась по различным основаниям.

Поскольку причинность и другие связи детерминации при их криминологической интерпретации могут быть представлены как взаимодействие социальной среды и личности, причины и условия преступности по характеру подразделяют на объективные и субъективные.

К первым относятся причины и условия, существующие независимо от сознания и воли людей, например несовершенство техники, с чем связаны многие неосторожные преступления. Субъективные причины и условия — это, например, антисоциальные установки, взгляды и привычки, деформации нравственно-правовой сферы личности. Вместе с тем, следует иметь в виду относительность такого деления. Так, экономические противоречия, будучи в своей основе объективными (связанными с ограниченностью материальных ресурсов и т.п.), могут в значительной мере определяться субъективными факторами, в частности ошибками и просчетами, допущенными в ходе экономических реформ.

По глубине действия причины и условия преступности делят на коренные и некоренные, главные и неглавные, или на причины первого порядка и на причины второго порядка. В советской криминологии была принята следующая схема причин первого порядка существования преступности при социализме: а) историческая обусловленность социальных явлений, или социальное наследование (преступность пришла из капитализма); б) действие объективного закона отставания сознания от бытия (пережитки прошлого в сознании людей); в) наличие и влияние антагонистической формации (капитализма) [51, с. 83].

Недостатком такой схемы является предельно общий характер, настолько общий, что она приложима к объяснению существования преступности любой формации, в том числе и при капитализме. «Исходя из нее, — отмечает С.И. Курганов, — криминолог может заключить, что: а) преступность пришла из феодализма, 6) еще не изжиты пережитки феодального сознания, в) капитализм испытывает подрывное влияние социализма. Кроме того, подобная схема в конечном счете основывается на предположении об отсутствии внутренних социальных причин преступности при социализме» [22, с. 313]. Если одни советские криминологи (И.С. Ной) вообще отрицали существование при социализме социальных причин преступности, то в данном случае такие причины просто выносились вовне [51, с. 84].

По полноте учета всех обстоятельств причины преступности классифицируют на полные и специфические (ближайшие, непосредственные). Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, вызывающих следствие. Специфическая — это и есть собственно причина, это одно обстоятельство из всей совокупности, которое генетически связано со следствием.

Более теоретически осмысленной и практически пригодной является классификация, исходящая из комплексного характера предмета криминологии. Она подразделяет причины на три иерархических уровня: а) причины и условия преступности в целом, как массового социального негативного явления; б) причины и условия различных видов (групп) преступлений (умышленных и неосторожных, насильственных и корыстных, первичных и рецидивных и т.д.); в) причины и условия отдельных преступлений — конкретных деяний, предусмотренных уголовным законом. В соответствии с качественным различием этих уровней качественно различаются и характер детерминации: для преступности в целом — это социально-экономический, для отдельных видов преступности — это социально-психологический, для отдельного преступления — нравственно-психологический (личностный). Более высокий уровень детерминант выступает для низшего в качестве возможного (как условие проявления). Поэтому действительное (явление низшего уровня) прямо из него не выводимо. Хотя причины на всех уровнях разнопорядковы, все они имеют социальную природу» [22, с. 313].

Иерархическую связь причин можно проиллюстрировать следующим образом. Безработица является как общей социальной детерминантой преступности, так и других негативных социальных явлений — пьянства, распада семей, наркомании, самоубийств и т.д. Однако безработица оказывает различное воздействие на различные социальные группы. Отрицательнее всего она сказывается на молодежи (низкая квалификация, отсутствие дополнительных заработков, социальная незрелость и т.д.). Молодежь в силу ее социально-психологических особенностей склонна объединяться в неформальные группы. Незанятость, наличие значительного количества свободного времени может приводить к тому, что для многих из них участие в делах группы становится основной формой деятельности. При этом группа, не имеющая социально-полезной цели, всегда находит другую цель — она может трансформироваться в преступную группу, промышляющую кражами, угонами автомашин, грабежами, разбоями и т.д. Однако не всякий безработный попадает в преступную группу. Это зависит также от личностных качеств молодого человека (отсутствие трудолюбия, стремление быстро заработать, и т.д.) Так социально-экономические факторы взаимодействуют с социально-психологическими, социально-психологические с личностными, и таким образом замыкается цель причин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector