1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общее определение развития заболевания

Общие понятия о болезни

Значение доврачебной помощи

Введение. Основы доврачебной помощи и методы исследования. Основные принципы лекарственной помощи

Лекция № 1

План лекции:

1. Значение доврачебной помощи.

2. Общие понятия о болезни.

3. Лекарственная терапия.

3.1. Понятие о лекарственном препарате.

3.2. Лекарственные формы.

3.3. Действие лекарственных препаратов.

3.4. Реакция организма на повторное введение лекарственных средств.

Знания, требующие умений оказания человеку первой медицинской помощи в быту, на работе, поезде, путешествии, школе, на улице необходимы каждому человеку. В ряде случаев правильно оказанная помощь на месте может сохранить жизнь пострадавшему, предотвратить быстрое развитие необходимых изменений в его организме и обеспечить желаемый результат ещё до доставки в лечебное учреждение. Доврачебная помощь предусматривает, прежде всего, немедленное оказание само- и взаимопомощи в первые минуты после поражения.

Основная цель доврачебной помощи – ликвидация особо опасных или приносящих страдания проявлений болезни при недостатке времени и сведений о здоровье заболевшего.

Болезнь– это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное действием чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды и сопровождающееся функциональными или морфологическими изменениями (по Л.А. Николаеву).

Болезнь (лат. morbus) – термин применяется для обозначения заболевания отдельного человека, понятия о болезни как нозологической единице и обобщённого понятия о болезни как биологическом и социальном явлении.

Представление о болезни связано с качественно отличающейся от здоровья формой существования организма, по состоянию болезни и здоровья представляют хотя и различные, но непрерывно связанные между собой формы проявления жизни. В первобытном обществе болезнь представлена как внедрение в человека враждебного постороннего начала (демона, беса), позднее – как о наказании разгневанным божеством.

Самое краткое из известных определений болезни – «жизнь при ненормальных условиях» — принадлежит Р. Вирхову.

Болезнетворные агенты или чрезвычайные раздражители вызывают болезнь в тех случаях, когда сила их воздействия превышает защитные или компенсаторные возможности организма. При этом болезнь может возникать при однократном воздействии болезнетворных агентов (отравления, травмы) или развивается только после длительного его воздействии (при нарушениях режима питания – диабет, ожирение).

Факторы, ослабляющие защитные способности организма:

· перенапряжение в длительной и физической работе;

· состояние психологического дискомфорта;

· нарушение режима труда и отдыха;

· несоблюдение правил личной гигиены;

· нездоровый образ жизни;

· вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотиков) и т.д.

Этиология – учение о причинах и условиях возникновения болезней.

Причина болезни – это тот фактор, который вызывает заболевание и сообщает ему специфические черты (причиной неинфекционных болезней является патогенные микробы).

Причины болезни бывают:

1. внешние:

· механические (связаны с воздействием на организм движущихся предметов, которые вызывают ушибы, ранения, переломы костей, вывихи, разрывы, размозжение тканей, сотрясение головного мозга);

· физические (воздействие температуры, лучистой энергии, электрическим шоком, изменением артериального давления);

· химические (воздействие химическими соединениями – кислоты, щёлочи, ОВ, СДЯВ);

· биологические (воздействие на организм болезнетворных микроорганизмов, вызывающих инфекционные заболевания);

· социальные (отрицательное воздействие на психику).

2. внутренние:

· наследственность (наследственное предрасположение к заболеванию, врождённое нарушение обмена веществ) (диатез);

· возраст (особенности раннего детского или старческого возраста; детский возраст – корь, рахит; старческий возраст – атеросклероз);

· пол (мужчины чаще ИБ, язвенная болезнь; женщины – болезни щитовидной железы, желчного пузыря).

Причины болезней, исходящие из внешней среды, называются внешними (экзогенными). Внутренние (эндогенные) причины возникают в самом организме человека. Внешние и внутренние причины тесно взаимосвязаны. Будучи восприняты живым организмом, факторы внешней среды вызывают нарушения во внутренней его среде, а последние в свою очередь могут стать причиной возникновения нового патологического процесса.

Патогенез – учение о механизмах развития болезней. Этиологический фактор действует на пусковой механизм развития болезни. Однако при одной и той же причине механизм её развитии может быть различным.

По длительности лечения болезни:

· острые – продолжительность до 15 суток;

· подострые – до 45 суток;

· хронические – свыше 15 суток.

Основные стадии развития болезней (периоды):

1. Латентный (скрытый) период, именуемый в инфекционной практике инкубационным, начинается с момента контакта организма с патогенными факторами и заканчивается в момент появления первых симптомов болезни.

Длительность: от нескольких секунд (например, при отравлении цианидами, при травме) – до нескольких лет (проказа).

Основная характеристика: отсутствие видимых и субъективно ощущаемых нарушений здорового состояния.

2. Продромальный период – отрезок времени от момента появления первых симптомов болезни до полного развития симптомов болезни. Выделение этого периода несколько условно.

3. Стадия собственно болезни (период разгара болезни) – характеризуется возникновением типичных для данной болезни симптомов, на основании которых устанавливается диагноз.

4. Период исхода болезни.

Возможны следующие исходы болезни:

а) полное выздоровление;

б) рецидив, т.е. возврат болезни в форме нового цикла, переход болезни в хроническую форму;

в) летальный исход (смерть).

Симптомы болезни – это определённые признаки болезни.

1. субъективные (на основании жалоб больного);

2. объективные (на основании объективного исследования с применением функциональных и инструментальных методов исследования).

Синдром – закономерное сочетание нескольких симптомов, обусловленное единым патогенезом.

|следующая лекция ==>
Курс лекций. ОГЛАВЛЕНИЕ Лекция № Тема стр. Лекция № 1 Введение|Лекарственные формы

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1230 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общее определение развития заболевания

Развитие общих представлений о болезни менялось на протяжении истории медицины. Гиппократ причиной болезни считал неправильное смешение четырёх основных жидкостей организма: крови, слизи, жёлчи жёлтой и чёрной (венозная кровь). Примерно в то же время на основе атомистического учения Демокрита возникло представление, что болезнь развивается вследствие изменения формы атомов и их неправильного расположения. В конце старой и начале новой эры и особенно в средние века появились идеалистические взгляды на учение о болезни, согласно которым душа, или особый вид жизненной силы («архей»), определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнью. Материалистические взгляды на болезнь в средние века развивал Ибн Сина (возникновение болезни под влиянием невидимых существ, роль конституции организма). В 17—19 вв. большой вклад в учение о болезни внесли Дж. Б.Морганьи (мысль о связи болезни с анатомическими изменениями в органах), М. Ф. К.Биша (описание патологоанатомической картины ряда болезней), Р.Вирхов (теория целлюлярной патологии), К.Бернар (болезнь — нарушение физиологического равновесия организма со средой) и др. С. П.Боткин, В. В.Пашутин, И. П.Павлов, А. А.Остроумов связывали болезнь с нарушением условий существования человека и развивали представление о болезни на основе идеи нервизма.

Несмотря на обилие работ по проблеме болезни, это понятие до сих пор не является точно детерминированным. Некоторые авторы отрицают качественные особенности болезни по сравнению со здоровьем. Так, А. А.Богомолец высказывал мысль, что болезнь не создаёт в организме ничего существенно нового. Другие включают в понятие болезнь лишь биологические закономерности. По П. Д.Горизонтову, болезнь представляет собой общую сложную реакцию, возникающую в результате нарушения взаимоотношений организма и среды. Болезнь сопровождается развитием патологических процессов, представляющих местные проявления общей реакции организма. В трудах Давыдовского отстаивается положение, согласно которому не существует принципиальных отличий между физиологией и патологией. Патологические процессы и болезнь, по его мнению, — это всего лишь особенности приспособительных процессов, сопряжённых с субъективным страданием. Согласно концепции Г.Селье об общем адаптационном синдроме, болезнь представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него чрезвычайного раздражителя.

Факторы болезни

Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы:

  • механические
  • физические
  • химические
  • биологические
  • психогенные (для человека) (см. Ятрогенные заболевания)

Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности). Существующее в условиях капитализма социальное неравенство и национальный гнёт служат причиной ряда заболеваний и даже вымирания целых народностей, например австралийцев, бушменов, индейцев и др. (см. Социальная гигиена).

В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами:

  1. В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная (см. Социальные болезни). Изменения внутренних свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закреплённые (в том числе и наследственными механизмами), в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни (см. Генетика медицинская).
  2. Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма. Развитие болезни в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объёма и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение болезни большое влияние оказывает психогенный фактор.
  3. Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма. Различают следующие периоды болезни: скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный), — период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе). Продромальный период — период появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или в ряде случаев быть типичными для данного заболевания (например, пятна Филатова — Коплика при кори). Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа). Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически (см. Кризис) или постепенно, литически (см. Лизис). В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Оно может возникать в разгаре болезни и по миновании основных её проявлений. Осложнения отягчают болезнь, а иногда становятся причиной неблагоприятного исхода. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть. Смерть как завершение болезни может наступить внезапно, после краткой агонии или постепенно, через более или менее длительное агональное состояние.
Читать еще:  Обзор болезни шляттера коленного сустава симптомы и лечение

Классификация болезней

Классификация болезней человека проводится по характеру течения:

по уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни:

  • молекулярные
  • хромосомные
  • клеточные
  • тканевые
  • органные
  • заболевания всего организма

по этиологическому фактору:

  • вызванные механическими
  • физическими
  • химическими
  • биологическими
  • психогенными факторами

по способу их лечения

  • терапевтические
  • хирургические и др.

Наиболее принятым является нозологический принцип, то есть такая классификация болезней, в основу которой положена группировка болезней по родственным признакам (см. Нозология). Необходимо отметить, что ни одна из существующих классификаций болезней не является полностью удовлетворительной. Так, при классификации по нозологическому принципу пневмонию, например, можно отнести к заболеваниям органов дыхания, к инфекционным болезням и к аллергическим состояниям. Но вместе с тем, существует общепринятая классификация болезней:

  • Внутренние болезни (терапия) — это заболевания, главным методом лечения которых являются лекарства
  • Хирургические болезни (хирургия) — это заболевания, главным методом лечения которых является операция
  • Злокачественные заболевания (онкология) — это заболевания, в основе которых лежит неконтролируемый процесс размножения одного из видов клеток
  • Наследственные болезни — это заболевания, причиной которых является дефект гена
  • Болезни органов, участвующих в вынашивании беременности и родах (гинекология)
  • Кожные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых является поражение кожи
  • Глазные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых являются поражения глаза
  • Инфекционные болезни — это болезни, вызванные микроорганизмами или паразитами
  • Венерические болезни — это болезни, которые передаются главным образом половым путем
  • Болезни, ключевым клиническим феноменом которых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия)
  • Болезни уха, носа и горла (отоларингология)
  • Детские болезни (педиатрия) — изучение особенностей протекания заболеваний в детском возрасте.
  • Болезни неправильного питания (диетология) (от недостатка, от избытка)

Здоровье и болезнь. Определения понятия. Стадии развития болезни

Норма – форма жизнедеят., котор. обеспечив. орг-му адекватные физиолог. реак. при взаимод. с окр. средой.
Болезнь – нарушение норм. жизнедеят. орг-ма под влиянием вред. для него ф-ров и характеризующ. огранич. приспособл. и сниж. трудоспособ. чел. при одновр. активац. защитно-комп. мех.
Болезнетвор. ф-ры внеш. среды: глобальные – космич.-планетар. явл. (магнит. бури, солнеч. радиация); локальные – действ. на огранич. кол-во людей. Физич. болезнетв. ф-ры: мех. поврежд., температ., поврежд. действие шума, ионизир. рад., электрич. ток., изменен. давл. (гипербария/гипобария).Химические: Экзогенные – возд. разл. в-в из вне (ожоги и т.д.); Аутоинтоксикация (эндог.) – отравл. в-ва внутр. происх. (при пораж. печени/почек). Биологические: макрохищники – жив., кот. могут механич. повредить чел.; микрохищники – паразиты чел. (вирусы, гельминты).
Социальные: неблагопр. соц. обстановка, экология, психич. напряж., недостат. отдыха, гиподинамия и гипокинезия, неправ. режим и питание, вред. привычки, хронич. стрессовые возд.
Стадии разв. бол.: 1. предпатология – пониж. порог. резист. 2. латентный период – скрытый переход нормы в патологию. 3. предбол. – вкл. компенсат. мех. 4. болезнь. 5. исход бол.
Периоды болезни1. Скрытый, латентный (инкубационный при инф.) от момента действия раздражителя до появления первых самых незначительных симптомов. Процессы при инкубацион. периоде: попадание микроба, его размножение, выделение токсина. Скрытый период — время скрытого молчаливого формирования многозвеньевых рефлект. реакций, новых динамических организаций из осколков разрушенных под действием раздражителя физиологических систем. Это время на организацию патологических систем.
2. Продромальный период — от появления неясных симптомов до яркой картины заболевания. Недомогание, повышение температуры. Иногда есть специфич. симптомы: пятна Филатова-Комликова при кори.
3. Период выраженной клинически болезни. При некоторых заболеваниях делится на фазы. При инфекционных заболеваниях — конкретные сроки длительности. Могут быть стертые формы; абортивные формы — есть вся симптоматика, но менее выражена, быстро проходит.
По течению: а) острые заболевания (2 дня — 2-3 недели) б) хронические в) могут быть острыми и хроническими (нефрит, пиелонефрит, лейкоз . ) Главное — течение заболевания, а не конкретная длительность заболевания. Острое — быстро нарастающее течение. Хроническое — периоды обострения сменяются периодами ремиссии. Нередко возникают осложнения — могут быть тяжелые, чем само заболевание. Могут быть типичными (пневмония после кори).
4. Исход: 1. Полное выздоровление — после большинства травм. 2. Неполное выздоровление — есть остаточные явления (после скарлатины длительные изменения в почках). 3. Переход в патологическое состояние (после перенесенного эндокардита — порок сердца). 4. Смерть — при недостаточности компенсаторных восстановительных механизмов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10029 — | 7805 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ— наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Иначе: основные закономерности возникновения, меха­низма развития (т.е. патогенез) и исхода болезни (выздоровление, реабилита­ция или смерть), Знание этих общих закономерностей позволяет практическо­му врачу вести направленный поиск специфических признаков болезни, позво­ляющих поставить правильный диагноз.

Патофизиологию можно разделить на три части:

1.Нозология — общее учение 6 болезни.

2.Типические патологические процессы — общие закономерности процессов, лежащих в основе многих заболеваний.

3.Частная патофизиология, изучающая нарушения в отдельных органах и системах.

Объектомпатофизиологических исследований является патологиче­ский процесс. Основной целью— установление базисных закономерностей патологических процессов, механизмов его развития, коррекции или ликвида­ции. Клиническая патофизиология — это преимущественно клинико-диагностическая часть нашей науки. В ее задачу входит разработка и ис­пользование стандартных методов диагностики продромальных состояний и контроля за течением заболевания, а также учет влияния внешних факторов на организм человека с позиции патофизиологии

Современные методы, используемые в эксперименте.

В процессе познания научный эксперимент .выполняет следующие основные функции: 1) посредством вычленения отдельных свойств и сто­рон предмета дает возможность проникать в его сущность, раскрывать его за­кономерности; 2) материализуя ту или иную идею, выраженную в теории, ги­потезе или предвидении, выступает критерием их истинности, формой прояв­ления общего; 3) выступает в качестве средства получения и накопления но­вых научных данных, является первоисточником новых гипотез и теорий; 4) дает возможность зафиксировать «отклонения» реальных предметов от абст­рактно-идеального образа, созданного на основе известных законов науки.

Для постановки эксперимента необходимо:

1 Формирование рабочей гипотезы.

2 Определение цели и постановка задач исследования.

3 Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам.

4 Проведение эксперимента (серии опытов с контролем).

5 Фиксация и анализ данных эксперимента.

6. Обсуждение и выводы.

Экспериментальный метод: основной метод патофизиологии, основанный на воспроизведении болезни у животного, изучение ее, и перене­сение полученных данных в клинику.

Эксперимент: острый — сопровождается вивисекцией (напри­мер; воспроизведение острой кровопотери), хронический — подразумевает длительное наблюдение за экспериментальным животным (введение элек­тродов, трансплантация).

1. Выключения — удаление какого-либо органа хирургическим или каким-либо другим воздействием: тепло, холод, радиация, введение анти­тел, фармакологических препаратов.

2 Раздражения — производится стимуляция первичных структур для того, чтобы вызвать нарушение функции какого-либо органа.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ».

Здоровье — это состояние полного физического, психического и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (из преамбулы ВОЗ).

Здоровье — это не только отсутствие болезни и инвалидности, но и наличие полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека (Б.В.Петровский).

Здоровье — это высокоустойчивое состояние саногенетических механизмов, это выражение не только биологической сущности, но и социаль­ной стороны. (С. М. Павленко).

Здоровье — биологическая полноценность трудоспособного индиви­дуума (О.С. Глозман).

Здоровье— жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды (ИР. Петров).

Для здорового состояния человека характерно:

1. поддержание устойчивой неравновесности организма и среды;

2. сохранение целостности организма человека;

3. сохранение трудоспособности.

Норма здоровья— оптимальное состояние живой системы, при ко­тором обеспечивается максимальная адаптивность, т.е. приспособляемость к условиям жизни.

Норма здоровья— такая форма жизнедеятельности организма, ко­торая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекват­ные условия существования.

Патологическая реакция— кратковременная необычная реакция организма на какой-либо раздражитель и не сопровождающаяся длительным и выраженным нарушением регуляции функций трудоспособности человека (например, повышение или понижение АД под влиянием отрицательных эмо­ций)

Патологическая реакция— неадекватный и биологически нецеле­сообразный (вредный или бесполезный) ответ организма или отдельных его систем на воздействие обычных или чрезвычайных (патогенных) раздражи­телей

Патологический процесс— закономерная последовательность явлений, возникающих в организме при воздействии патогенного фактора и включающая (в различных соотношениях) нарушения нормального течения жизненных процессов и защитно-приспособительные реакции.

Патологическое состояние— стойкое отклонение от нормы, имею­щее биологически отрицательное значение для организма.

Патологическое состояние— болезненные расстройства с малой динамичностью, медленно развивающийся процесс или его последствия. При этом собственно болезни может и не быть в связи с полной компенсацией имеющихся нарушений (например, врожденные уродства — косолапость, ги­поплазия органа, состояние после ампутации конечности).

Патологическое состояние— это интегральное выражение патоло­гического процесса в каждый конкретный момент.

Типическим (типовым)является такой патологический процесс, который развивается по общим закономерностям, независимо от вызвавших его причин: локализации и вида живого. Они эволюционно закреплены. К типо­вым патологическим процессам относятся воспаление, отек, лихорадка, на­рушения микроциркуляции, гипоксия и другие процессы

Болезнь— это особый вид страдания, вызванный поражением орга­низма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, харак­теризующийся нарушением системы регуляции и адаптации и снижением тру­доспособности (ВОЗ).

Читать еще:  Немного о диагностике и лечении ревматоидного артрита в общем

Болезнь— это сложная реакция организма на действие болезнетвор­ного агента, качественно новый процесс, возникающий в результате расстрой­ства взаимоотношения организма с окружающей средой и характеризую­щийся нарушением его функций и приспособляемости, ограничением работо­способности и социально полезной деятельности (Д.Е Альперн).

Болезнь— качественно новый процесс жизнедеятельности, возни­кающий в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, характеризующийся, с одной стороны нарушением функции отдельных звеньев нервно-регуляторного аппарата, а с другой — рефлекторным включе­нием защитно-приспособительных механизмов, направленных на выздоровле­ние (С.М.Павленко).

Болезнь— это сложная качественно новая реакция организма на дей­ствие чрезвычайного раздражителя, возникающая вследствие расстройства взаимодействия его с окружающей средой и характеризуется:

— нарушением функций и морфологических структур организма, ре­гуляции функций и жизнедеятельности;

— расстройством взаимодействия организма с окружающей средой, т.е. снижением приспосабливаемое™;

— ограничением работоспособности и социально-полезной деятель­ности.

Предболезнь— это состояние организма, являющееся следствием ос­лабления некоторых саногенетических механизмов и их комплексов (СМ Павленко).

Предболезнь(т.е. переход от здоровья к болезни) — это снижение функциональной активности некоторых саногенетических механизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегуляции и ослаблению резистентности организма.

Предболезнь формируется под действием факторов внешней сре­ды, но, в ряде случаев, с опосредованием через внутреннюю среду орга­низма. В развитии предболезни можно выделить некоторые общие патогене­тические варианты:

1)наследственное (врожденное) состояние предболезни;

2)в ряде случаев на организм начинает действовать патогенный фактор, не способный (из-за малой интенсивности и (или) достаточности за­щитных сил организма) вызвать развитие болезни. Однако при длительном воздействии он постепенно может приводить к снижению саногенетических механизмов — например, запыленность, загазованность, вибрация;

3)чаще встречается иная ситуация, когда состояние предболезни обусловлено действием одного причинного фактора (N1), вызвавшего в ор­ганизме ограничение возможности компенсаторно-приспособительных реак­ций, и на этом фоне может действовать какой-то другой фактор (N2), кото­рый приведет к развитию определенного заболевания.

Хронический стресс может привести к снижению активности или де­зинтеграции системы иммунного надзора — состояние предболезнии на этой ос­нове возможно развитие различных заболеваний — инфекции, опухоли, ауто­иммунные болезни.

Преморбидная стадияотличается возникновением специфических обычно единичных, симптомов, предопределяющих общую направленность развивающейся патологии — кардиологическую, пульмонологическую, гастроэн­терологическую.

Донозологическое состояниепроявляется усугублением расстройств поражаемого органа, что приводит к нарастанию числа специфических синдромов, сочетание которых позволяет определить возможный; нозологический диагноз.

Факторы риска:

I.По принадлежности:

1.Социально-производственные. Материальное обеспечение, со­циальный дискомфорт, шум, вибрация, физическое и психическое перенапря­жение, монотонность и однообразность выполняемых операций, запылен­ность, микроклимат рабочих помещений, ночные смены и т.д.

2.Семейно-бытовые (жилищные условия, межличностные взаимо­отношения в семье, религиозно-воспитательные и санитарно-гигиенические критерии, вредные привычки, нарушения режима отдыха, особенности пита­ния и т.д.).

3. Экологические (загрязнение окружающей среды, радиоактив­ный фон, метеорологические и геомагнитные воздействия).

II По механизму действия:

ЭТИОЛОГИЯ.

Этиология— (от греч aetia — причина, logos — учение) это учение о причинах и условиях возникновения болезни возникают тогда, когда под влиянием причин и соответствующих условий нарушается уравновешива­ние организма с внешней средой, т.е. когда приспособление организма ста­новится недостаточным. Следовательно, под этиологией понимают процесс сложного, необычного взаимодействия организма с патогенным фактором и комплексом разнообразных условий

Причиной болезни называют тот фактор, который вызывает заболе­вание и сообщает ему специфические черты.

Выделяют три основных типа действия причинного фактора на орга­низм:

1.Причинный фактор действует на всем протяжении болезни и оп­ределяет ее развитие и течение (острое отравление и т.д )

2.Причинный фактор является лишь толчком, запускающим про­цесс, который затем развивается под влиянием патогенетических факторов (ожоги, лучевая болезнь и т.д.)

3.Причинный фактор воздействует и сохраняется на всем протя­жении болезни, но роль его на разных этапах неодинакова.

Условия жизни человека составляют: внешняя среда (социальная, гео­графическая и т.д.) и внутренняя среда: т.е. те условия, которые складывают­ся в самом организме для его различных органов и систем, отдельных клеток и внеклеточных образований

Учение о болезни. Определение понятия «болезнь». Стадии и исходы болезни. Принципы классификации болезней

Предмет и задачи ПФ, ее значение для медицины. Методы ПФ.

ПФ: 1) изучает и описывает конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, пат процессов, состояний и реакция; 2) формулирует принципы и методы их диагностики, лечения и профилактики; 3)разрабатывает учение о болезни и больном организме и теоретически положения медицины и биологии.

Предмет ПФ: болезнь, типовой пат процесс и типовая форма патологии.

Типовые пат процессы – компоненты различных болезней. Основу типового пат процесса составляет закономерно развивающийся комплекс р-ий и процессов повреждения, деструкции, защиты, компенсации, репарации и приспособления, возникающих в ответ на воздействия патогенного агента.

Признаки типового пат процесса: 1) полиэтиологичность, 2) монопатогенетичность ( пат. процессы имеют стандартные, стереотипные, общие механизмы развития), 3)комплексность ( комплекс взаимосвязанных изменений повреждения и одновременно развивающихся процессов защиты, компенсации, репарации и приспособления), 4) стандартность проявлений ( обусловлена тем, что в основе пат процесса лежат типовые механизмы развития).

Типовые формы патологии: пат процессы, поражающие конкретную ткань, орган, сопровожд-ся специф. пат. и адаптивными изменениями.

Признаки типовых форм патологии: 1) полиэтиологичность, 2)монопатогенетичность, 3)комплексность процессов повреждения и адаптации, 4)стандартность проявлений, 5) включение в качестве компонента в патогенез конкр. болезней.

Задачи ПФ: 1) этиология (выясняет, описывает и объясняет причины, условия возникновения болезней; ответ на вопрос: почему возникает?); 2) патогенез (исследует, описывает и объясняет механизмы развития болезней; ответ на вопрос: как развивается?); 3)диагностика (формулирует и обосновывает принципы и методы выявления болезней. В основе лежит знание механизмов возникновения, развития и завершения болезней; ответ на вопрос: как выявить?); 4)лечение и профилактика ( формирует и аргументирует принципы и методы лечения, профилактики болезней; отвечает на вопрос: как лечить и предупредить?)

Методы ПФ: I) метод моделирования: а)физическое ≥1) на биол объектах, 2) на искусственных физ системах; б) формализованное ≥1) логическое, 2)математическое, 3) компьютерное; II) метод клинического исследования( полученные данные позволяют: 1) провести точную диагностику, 2) оценит эффективность лечения, 3) исследовать особенности и закономерности возникновения, развития и исходов болезни, 4)дают материал для научного объяснения этиологии и патогенеза болезней); III) врачебное мышление.

Разделы ПФ: 1) общая ПФ (общая нозология + учение о типовых пат процессах), 2) частная ПФ (учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем).

Учение о болезни. Определение понятия «болезнь». Стадии и исходы болезни. Принципы классификации болезней.

Общая нозология (ОН) ≥ 1) нозология (учение о болезни), 2) общая этиология(учение о причинах болезни), 3)общий патогенез (учение о развитии и завершении болезни). ОН разрабатывает структуру и положение общего учения о болезни. Нозологическая единица — отдельные болезни.

Задачи нозологии: 1) формулирование понятий патологии (болезнь, здоровье, осложнение, пат процесс); 2) формулирование положений общего учения о болезни, 3) разработка классификации болезней, 4)разработка номенклатуры болезней, 5)формулирование теоретических положений медицины.

Основные понятия Н: Болезнь: 1)обозначение конкретного заболевания, определенной нозологической формы; 2) обозначение особого биологического явления – нарушенной жизнедея-ти организма.

Болезнь = повреждение + защита. Б возникает из-за реализации унаследованного дефекта генетич программы и/или действия на организм повреждающего фактора. Б – процесс, развивающийся по определен законам. Протекание болезни строиться на основе причинно-следственной зависимости. Б ограничивает диапазон биол и соц возможностей человека. Болезнь – динамический комплекс взаимосвязанных патогенных и адаптивных реакций и процессов, развивающихся в организме (нарушение жизнедеятел-ти организма при условиях патологии).

Механизм развития Б: 1) повреждение, 2) адаптация к условиям ж/д.

Механизм возникновения Б: 1) предболезнь: перенапряжение приспособительных механизмов в связи с действием на него поврежд факторов и /или проявлением дефектов генетич программы. С целью выявления этого состояния – фарм пробы.

Стадии болезни: 1) латентная – период скрытого, клинически не манифестирующего ее развития: от момента воздействия пат агента на организм до 1ых признаков Б: а) снижение эффективности адаптац механизмов, б) нет симптомов,в) при нагрузочных тестах — признаки истощения и недостаточности приспособит механизмов орг-ма; 2) стадия предвестников(продромальный период) – от момента первых проявлений до развития типичной клиники: а) результат недостат-ти адапт-ых процессов, направленных на нормализацию гомеостаза; б) 1ые неспециф-ие признаки Б: недомогание, быстрая утомляемость, раздражительность, болезненность в м-ах и суставах, головная боль; 3) стадия выраженных проявлений( разгар): а) появление типичных симптомов, б)при неблагоприят течении болезни развив-ся осложнение, в) адаптац-ые механизмы работают; 4)стадия исходов Б: а)выздоровление (полное), б)выздоровление (неполное): сохранение остаточных явлений Б, в)рецидив – повторное проявление симптомов болезни после их устранения, г) ремиссия – временное ослабление или устранение болезни( полная/неполная), д)осложнения (развиается на фоне основной болезни), е) смерть – процесс прекращения ж/д организма(период умирания: преагония, терминальная пауза, агония, клиническая смерть), ж) клиническая смерть – обратимый этап терминального состояния: прекращение дыхания, сердцебиения и кровообращения, з) биол смерть – необратимое прекращение ж/д организма и физиол процессов в кл-ах.

Длительность Б:1) молниеносная, 2)острейшая, 3) острая, 4)подострая, 5)хроническая

Классификация болезней – система распределения болезней по классам на основе определенных критериев. Критерии: 1) причина (наследственные, инфекционные, постинтоксикационные), 2) главное звено патогенеза, 3) основная локализация болезни, 4)возраст пациента, 5)основной принцип лечения.

Дата добавления: 2016-03-25 ; просмотров: 1428 | Нарушение авторских прав

Термины «здоровье» и «болезнь» с точки зрения уровня нормы и патологии

Понятия нормы и патологии на социальном уровне человеческого функционирования характеризуют состояние здоровья, а также выявленных у него заболеваний. В науке существует два базовых подхода для определения показателей организма. Они делятся на негативные и позитивные. Различия в них существенны.

Негативное определение состояния здоровья рассматривается как несоответствие нормы. Патология равносильна заболеванию. Но понятия нормы и патологии намного шире понятия болезни и здоровья. Они всегда континуальны. Ведь охватывают целый перечень взаимопереходящих состояний.

Здоровье и болезнь — это дискретные состояния, четко очерченные в определенных границах.

Они связаны с субъективным состоянием самочувствия, которое влияет на выполнение повседневных функций человека в общественной деятельности и в поведении.

Характеристика общего самочувствия рассматривается как центральное звено, разграничивающее здоровье и заболевания. То есть повседневные социальные функции может без проблем выполнять человек, который благополучно себя чувствует. Больному же с этим сложнее.

Читать еще:  Паховая грыжа у женщин фото симптомы и лечение операция

Но действительное отсутствие или наличие различных отклонений от нормы непосредственно на биологическом уровне существования не всегда становится определяющим для состояния здоровья. Ведь, к примеру, люди, употребившие спиртное на вечеринке, тоже могут иметь ряд отклонений от нормы. Это обусловлено изменение психического функционирования. После использования алкоголя человек временно находится в измененном состоянии сознания. Но вот больным его не признают, пока повседневные социальные функции не нарушены.

Следовательно, понятие здоровья значительно шире «нормы». Однако понятие болезни по своему содержанию тоже отличается от «патологии». Это обстоятельство и привело современных исследователей к необходимости искать новые позитивные концепции здоровья.

Позитивное определение здоровья

Специалисты сходятся во мнении, что позитивное определение здоровья вовсе не сводит последнее к отсутствию каких-либо недугов. Оно пытается раскрыть содержание, автономное от заболеваний.

Общее определения здоровья было предложено Всемирной организацией здоровья. Оно предусматривает:

  • сохранение функциональных и структурных характеристик организма;
  • высокую приспосабливаемость к изменениям в социальной и природной среде;
  • сохранение социального и эмоционального благополучия.

Отдельного внимания заслуживают критерии психического здоровья. Они предусматривают:

  • осознание, чувство постоянства, непрерывности своего «Я»;
  • критичность к результатам собственной деятельности и к себе самому;
  • чувство постоянства переживаний, возникающих в однотипных ситуациях;
  • соответствие психических реакций частоте и силе воздействия окружающей среды;
  • способность управлять собственным поведением согласно общепринятым нормам;
  • способность планировать собственную жизнь и реализовывать свои же планы;
  • способность менять свою манеру поведения, подстраиваясь под определенных жизненные ситуации и обстоятельства.

Исследователи выделяют такие критерии психического здоровья, как «индивидуализация», «социализация» и «адаптация». Каждый из них имеет свои особенности.

Например, понятие «адаптация» подразумевает способность осознанно относиться к базовым функциям организма, а также регулировать психические процессы. То есть нормально воспринимать необходимость процессов пищеварения и выделения, без проблем управлять собственными желаниями, чувствами, мыслями. Пределы индивидуальной адаптации, разумеется, существуют. Однако адаптированному человеку не проблематично жить в геосоциальных условиях, которые ему привычны.

Для определения социализации рассматривают три критерия, которые имеют прямое отношение к здоровью человека.

  • Первый — способность реагировать на других людей, как равных себе. То есть воспринимать их такими же живыми.
  • Второй критерий — реакция на факт существования каких-либо норма в отношениях с окружающими и стремление следовать общепринятым стандартам.
  • Третий критерий — восприятие относительной зависимости от других людей. Ведь каждому человеку порой нужна определенная мера одиночества. Если переступит эту меру, самочувствие ухудшится.

Мера одиночества является своеобразной соотнесенностью необходимости в определенной независимости и уединенности от других.

Индивидуализация, согласно Юнгу, описывает становление отношения человека к себе самому. То есть каждый может создавать определенные качества психической жизни, осознавать собственную неповторимость, рассматривать ее как ценность, не позволяя окружающим ее разрушить. Способность признать и сохранить индивидуальность в самом себе является одним из важнейших критериев психического здоровья.

Возможности индивидуализации, социализации, а также адаптации в определенной мере имеются у каждого человека. Степень их реализации напрямую связана с социальной ситуацией в развитии. Сказываются и идеалы нормального человека по отношению к обществу в конкретный момент.

Но можно заметить, что этих критериев недостаточно для полноценного описания всей внутренней картины человеческого здоровья. Ведь каждому свойственна рефлексия. То есть возможность посмотреть на собственную жизнь со стороны, адекватно ее оценив.

Поэтому анализ литературы, посвященной психологии человеческого здоровья выделяет три категории психологических факторов, которые коррелируют с болезнью и здоровьем. В их числе:

Каждый из этих факторов имеет ряд своих особенностей. Они определяют состояние человека, его общественную деятельность, обыденное поведение, психологический комфорт.

Факторы, воздействующие на здоровье и болезнь

Специалисты сходятся в однозначном мнении, что здоровье и болезнь различают по состоянию здоровья и самочувствию. Так состояние человеческого здоровья рассматривают, как истинное положение дел после врачебного осмотра.

Самочувствие — субъективно, не всегда точно может отражать объективное состояние человека. Чаще всего неполнота искажения соответствующей внутренней картины диагностируется у маленьких детей. Сказывается и своеобразность структуры личности. Нередко свою лепту вносит нестабильность самооценки, восприятие собственного образа, зависимости самооценки от мнения окружающих.

Некоторые отечественные авторы представляют критерии психического здоровья по вышеописанному параметру. Но, учитывая жалобы пациента, выделяют четыре группы людей:

  • совершенно здоровые;
  • с легкими функциональными нарушениями;
  • с доклиническим состоянием;
  • с клиническими формами недугов в стадии субкомпенсации.

К числу последних также относят пациентов с недостаточностью или поломкой определенных адаптационных механизмов, что вносит свою негативную лепту в повседневность и самочувствие.

При доклинических состояниях рассматривают и клинические формы заболеваний, находящихся в стадии компенсации, устойчивые астено-невротические жалобы, не зависящие от трудных ситуаций, а также перенапряжения адаптационных механизмов. Как правило, это может быть обусловлено неблагополучными родами, беременностью, диатезами, травмами головы, либо хроническими инфекциями.

К числу легких физических нарушений относят эпизодические жалобы, имеющие отношение к конкретным психотравмирующим событиям. Сюда же причисляют напряжение адаптационных механизмов, возникающих при отрицательных микросоциальных факторах.

Следовательно, психическое здоровье и здоровье вообще представлено динамическим сочетанием целого перечня показателей, в то время, как болезнь определяется неким сужением, нарушением, исчезновением критериев здоровья.

При определении болезни также рассматривают две точки зрения. То есть заболевание — любое состояние, диагностированное в клинических условиях профессионалом, либо же состояние субъективное, при котором человек лишь ощущает себя заболевшим. Первый случай оценивается по четким объективным признакам, определяющих расстройства функционирования.

Однако для определения нормы и патологии люди не всегда спешат обратиться в медучреждение за консультацией к профессионалам. К тому же объективных стандартов функционирования для человека, по сути, не существует. Не всегда ведь даже профессионалы могут прийти к единому пониманию того самого болезненного состояния.

Второй подход в определении заболевания тоже не лишен ограничений. Ведь состояние, сообщаемое пациентом, лишь отражает его проблемы. Оно не диагностирует самого расстройства. При тяжелых соматических состояниях порой негативные изменения состояния вовсе не возникают. Это немаловажно учесть. Отсюда напрашивается вывод, что болезнь — по сути, является отражением объективного состояния человека, хоть по большей мере выступает так называемым общим социальным и теоретическим конструктом, позволяющим определить и понять возникшие нарушения здоровья.

Содержание этого самого конструкта определяет и проявление болезни, и видение ее причин, и направление дальнейших исследований. От него будет зависеть лечение обнаруженных расстройств. То есть изначально определяют, что считается болезнью, а затем ее начинают детально исследовать и приступают к лечению.

Конструкт заболеваний для европейских культур

Конструкт заболевания предполагает определенную последовательность от причины до дефекта, от картины и до следствия. Она служит прообразом для последующего выдвижения гипотез, объясняет нарушения критериев психического здоровья и даже вносит свои коррективы в повседневные социальные функции современного европейского человека. Конструкт болезни дает возможность предположить, что за внешними признаками может скрывать определенный дефект в человеке, что вызвано определенными причинами.

Современная медицина выделяет две модели заболевания: биопсихосоциальную и биомедицинскую. В основе последней лежит изучение различных природных факторов, которые могут стать внешними причинами возникновения недугов. Биомедицинскую модель характеризуют четырьмя главными идеями:

  • клеточная концепция;
  • теория возбудителя;
  • механическая концепция;
  • концепция трех сущностей, взаимодействующих между собой.

В последнем случае речь идет об окружении, «агенте» и «хозяине». Эти три сущности человека между собой активно взаимодействуют, регулируя его поведение. Механическая концепция рассматривает людей иначе. Человек — как тело, его болезнь — повреждение определенной части организма. В рамках таких моделей нет места поведенческим, психологическим или социальным причинам развития болезней.

Дефекты, причем даже психические, невзирая на факторы, которые их вызывают, всегда имеют соматическую природу. Следовательно, ответственность за лечения возлагается исключительно на врача, но не на пациента.

Биопсихосоциальную модель болезни сформировали в далеких 1970-з. Она базировалась на системной теории. Любое заболевание рассматривалось, как иерархический континуум от элементарных частиц и до биосферы. Каждый нижележащий уровень выступал неотъемлемой составляющей вышележащего. Была взаимосвязь и во всех характеристиках. В центре континуума — личность со своим поведением и переживаниями. Ответственность за выздоровление возлагается частично или даже полностью на самого больного человека.

Основой модели диада является «диатез-стресс». То есть диатез рассматривается как биологическая предрасположенность к болезненному состоянию, стресс же, как психосоциальные факторы, которые активизируют эту самую предрасположенность. Взаимодействие таких компонентов объясняет различные недуги.

При оценке состояния здоровья в границах биопсихосоциальной модели главную роль играют психологические факторы. Они определяют нормы и патологии. Субъективно здоровье проявляется оптимизмом, психологическим и соматическим благополучием, радостью жизни. Это состояние обуславливают некоторые механизмы. В их числе:

  • принятие ответственности за собственную жизнь;
  • самопознание как путь к анализу своих индивидуальных особенностей (психологических и телесных);
  • процесс внутренней интеграции, то есть принятие себя, самопонимание;
  • умение жить настоящим;
  • способность понимать и принимать других;
  • осмысленность повседневного индивидуального бытия, осознанное построение иерархии ценностей;
  • доверие к жизненному процессу.

Наряду с такими рациональными установками и ориентиром на успех, а также сознательное планирование собственной жизни человеку необходимо и духовное качество. Его Э.Эриксон рассматривает, как базовое доверие. То есть умение человека четко следовать естественному течению жизненного процесса, в чем и где бы тот ни проявился.

Болезнь в рамках такой биопсихосоциальной парадигмы рассматривают как определенное расстройство, которое угрожает нарушением психобиологических механизмов, вносит негативные коррективы в повседневные социальные функции.

В настоящее время более предпочтителен термин «поведенческие, личностные и психические расстройства». Он охватывает различные виды патологических изменений в человеке. Но многое определяет образ жизни человека. Его повседневность, трудовая деятельность, формы применения свободного времени, быт, удовлетворение духовных и материальных потребностей, правила и нормы поведения, участие в общественной жизнедеятельности.

Именно образ жизни предусматривает три категории — стиль, качество и уровень. Последний определяет степень удовлетворения духовных, культурных, материальных потребностей человека. Стиль жизни является поведенческой особенностью человека, определенным психофизиологических стандартом личности. Качество же характеризует комфорт в плане удовлетворения социологических потребностей человека. Каждая из таких систем определения норм и отклонений имеет право на существование и практикуется нынче повсеместно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector