0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общее описание исследования

Методы исследования в научной работе

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Общее описание исследования

С.В. Филинов, А.Н. Волошенюк

Применение L-лизина эсцината при сочетанной

травме на догоспитальном этапе

Минск Бел. МАПО

2015

УДК 616. 2 – 008.4 – 083.88 (075.9)

ББК 51. 1 (2) 2 я 73 М 54

Белорусская медицинская академия последипломного образования (ректор – профессор М.А. Герасименко)

Автор:

Филинов С.В., ассистент кафедры скорой медицинской помощи и медицины катастроф Бел. МАПО.

Соавтор: Волошенюк А.Н., доцент кафедры скорой медицинской помощи и медицины катастроф Бел. МАПО, к.м.н.

Рецензенты: ученый секретарь медицинского отдела Академии Наук Республики Беларусь, профессор, д.м.н. Сердюченко Н.С.; заместитель главного врача по хирургии учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Минска, к.м.н. Шиманский И.Е.

Применение L-лизина эсцината при сочетанной травме на догоспитальном этапе: учеб.-метод. пособие / С.В. Филинов, А.Н. Волошенюк – Минск: Бел. МАПО, 2015.- 18 с.

ISBN

В учебно-методическом пособии изложены возможности улучшения оказания помощи пострадавшим при сочетанной травме путем применения L-лизина эсцината на догоспитальном этапе.

Учебно-методическое пособие предназначено для курса повышения квалификации врачей скорой помощи, руководителей центров экстренной медицинской помощи, главных врачей лечебно профилактических учреждений и их заместителей.

УДК

ББК

ISBN © Филинов С.В., 2015

© Оформление Бел. МАПО, 2015

ПРИМЕНЕНИЕ L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТА ПРИ СОЧЕТАННОЙ ТРАВМЕ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
Введение ……….……………………………………………………4
Терминология………….…………………………………………..6
Понятие сочетанной травмы……………….………………………6
L-лизина эсцинат……………………..……………………………7
Фармакологические эффекты………………………………………7
Задачи исследования………………………………………………..8
Общее описание исследования …………………………………….8
Результаты …………………………………………………………..9
Доктрина Монро-Келли…………………………………………….11
Заключение………………………………………………………….13
Приложение……………………………………………………….15
Список сокращений………………………………………………..17
Литература ………..……………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Пострадавшие с сочетанной травмой наиболее сложный и тяжелый контингент пациентов в практике здравоохранения. У этой категории больных самая высокая смертность и инвалидность, 70 % которых составляет трудоспособное молодое население, получившее травмы в дорожно-транспортных происшествиях и при падении с высоты [1].

Высокая актуальность проблемы предопределила огромное количество посвященных ей разноплановых научных исследований и разработок во всем мире. Однако, проблема далека от своего решения, о чем, в частности, убедительно свидетельствуют статистические данные о неудовлетворительных, в целом, результатах лечения [2, 3].

В настоящее время стратегия интенсивной терапии у пострадавших с сочетанной травмой постепенно приобретает всеобъемлющий универсальный характер. Общность патогенеза альтернативных процессов, приводящих к полиорганной дисфункции, а затем и несостоятельности, требует новых, научно обоснованных подходов к решению данной проблемы. Изначальная тенденция, предусматривающая использование лекарственных препаратов у пострадавших с политравмой в зависимости от количества поврежденных анатомических образований с выделением доминирующего поражения и органотропности, значительно увеличивала «себестоимость» сочетанной травмы и всегда приводила к полипрогмазии. В свою очередь, как показала практика, одновременной и не всегда оправданное назначение всего арсенала лекарственных средств существенным образом не влияет на течение и прогноз политравмы.

Как показывает опыт многих стран, материальные затраты, продолжительность и результаты лечения, дальнейшее состояние здоровья и работоспособность, а часто и жизнь человека зависят в первую очередь от своевременного оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе [4, 8].

В настоящее время действия врачей скорой помощи вышли далеко за пределы функции транспортировки и скорейшей доставки пострадавших в стационар. Скорая медицинская помощь стала истинным этапом оказания квалифицированной помощи. Поэтому, чем раньше начато лечение пострадавших с сочетанными повреждениями, тем больше шансов рассчитывать на его эффект. То есть при тяжелой механической травме определяющими являются временной фактор и качество оказания медицинской помощи [5].

Читать еще:  Периартрит тазобедренного сустава симптомы диагностика и лечение

В клинической практике одним из ведущих патологических синдромов является отечный синдром. В подавляющем большинстве случаев он не только является симптомом, но и значительно отягощает течение того или иного патологического процесса [6]. Он (отечный синдром) приводит к так называемому синдрому невосстановленного кровотока и, как следствие, отягощает течение заболевания или повреждения. С другой стороны, длительный период невосстановленного кровотока способствует возникновению тяжелого перфузионного повреждения органов и тканей, и очень часто является причиной усугубления или рецидива патологического процесса [7].

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Наиболее дискутабельным и актуальным вопросом современной травматологии и хирургии повреждений являются вопросы терминологии и классификации травм. В связи с изменением структуры современного травматизма в сторону возрастания удельного веса множественных и сочетанных травм в литературе прочно занял свое место термин «политравма». Несмотря на то, что существуют споры относительности трактовки этого термина, сформировалось мнение, что это жизнеугрожающее состояние, которое требует самых активных действий по его преодолению.

В отечественной литературе в результате проведенной дискуссии сформировалось понятие «сочетанная травма», по трактовке, являющейся синонимом «политравма». В основе этих понятий четко выявляется реализация основных принципов:

— учет локализации повреждений (внутренние органы полостей и ОДА),

— градация тяжести повреждений (количество поврежденных полостей или сегментов, состояние жизненно-важных функций организма).

Из этого вытекает, что политравма — это совокупность двух и более повреждений, одно из которых либо их сочетание несет непосредственную угрозу для жизни, обязательно требующих проведение реанимационных мероприятий, а также подлежащих лечению в специализированных многопрофильных центрах. Безусловно, это определение не может служить диагнозом, оно требует дальнейшей детализации в каждой конкретной ситуации, но является сигналом для всех медиков, столкнувшимся с подобным повреждением. Сложность лечения больных с такими травмами определяется не только непосредственными механическими повреждениями, но, в большей мере, тем комплексом расстройств функций организма, который развивается в ответ на эти повреждения.

Таким образом, понятие сочетанной травмы будет включать в себяповреждение одним или более механическим травмирующим агентом в пределах двух и более анатомических областей тела, одно из которых является опасным для жизни.

L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ

Защита и восстановление поврежденного эндотелия, нормализация венозного оттока, микроциркуляции и сосудисто-тканевой фильтрации – главные цели терапии. L-лизина эсцинат – оригинальный эндотелиопротектор, единственный в Беларуси препарат из класса инъекционных «капилляростабилизирующих средств, восстанавливает целостность мембраны эндотелиальной клетки, нормализует размер пор между эндотелиоцитами, позволяет не только обеспечить барьерную функцию эндотелия, но и сохранить активный транспорт через мембрану, что играет важную роль в поддержании гомеостаза.

Кроме того, влияя на боль и механизмы ее развития, а также разрывая порочный патологический круг патогенеза L-лизина эсцинат эффективно купирует и мышечно-тонический синдром (степень выраженности последнего напрямую зависит от интенсивности боли).

Основные фармакологические эффекты данного препарата следующие:

ü стабилизирует проницаемость стенки микрокапилляров (снижает ее патологическую проницаемость за счет улучшения её упруго-эластических свойств и венотонизирующего действия);

ü восстанавливает капиллярно-тканевую фильтрацию;

ü снижает агрегационные свойства тромбоцитов;

ü умеренно снижает уровень глюкозы крови, особенно в условиях стрессовой гипергликемии;

ü модулирующее действие на Т-клеточное звено иммунной системы;

ü анальгезирующее действие – за счет уменьшения отечности тканей (снижает механическое раздражение болевых рецепторов и, соответственно, выраженность болевой реакции, эффективно купирует мышечно-тонический синдром);

ü противовоспалительное действие за счет нейтрализации высвобождения арахидоновой кислоты в результате запуска воспалительного каскада (угнетает начальную экссудативную стадию воспаления).

Как известно, катализатором в развитии полиорганной дисфункции у пострадавших с политравмой является общая неспецифическая воспалительная реакция. Мобилизация иммунокомпетентных клеток с выбросом в кровь медиаторов воспаления и цитокинов, активация эндотелиоцитов и комплемента приводит к повреждению капиллярной мембраны и повышению ее проницаемости.

Таким образом, фармакологическая многогранность L-лизина эсцината позволяет его использовать в остром периоде сочетанной травмы и потенцировать действие других лекарственных препаратов. В наших клинических исследованиях применение L-лизина эсцината оказалось оправданным у пострадавших с повреждением опорно-двигательного аппарата и/или черепно-мозговой травмы. Поэтому, целью исследования явилась оценка раннего введения L-лизина эсцината (догоспитальный этап) на течение политравмы доминирующими повреждениями при которой являлась черепно-мозговая травма и повреждения опорно-двигательного аппарата.

Задачи исследования

Изучить влияние раннего введения препарата L-лизина эсцината на течение острого повреждения мозга у больных с инсультом и черепно-мозговой травмой.

— Изучить переносимость и возможные нежелательные реакции при раннем назначении препарата.

— Сравнить результаты применения препарата, полученные в опытной и контрольной группах и оценить достоверность различий.

— Разработать рекомендации для врачей догоспитального этапа по применению L-лизина эсцината при указанных патологиях.

Общее описание исследования

Критерии включения:

пациентыс черепно-мозговой травмой, политравмой

мужчины и женщины в возрасте от 20 до 70 лет

Критерии исключения:

пациенты с тяжелым поражением мозга и количеством баллов по шкале ком Глазго меньше 4

наличие двустороннего фиксированного мидриаза

наличие сопутствующих некомпенсированных заболеваний или острых состояний, способных существенно повлиять на результаты исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10693 — | 8037 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Методы исследования, как они есть

Любое научное исследование – индивидуально. Это творческий процесс, в котором фантазия, опираясь на факты и достижения, приводит к новому открытию. Несмотря на индивидуальный творческий подход, любое научное исследование проводится с применением общей методологии. В этой статье вы узнаете, что такое методы исследования.

Что такое научное исследование

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Структура научного знания по В.С. Ледневу

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

МетодОпределениеПример
НаблюдениеИсследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явленийС целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
ОписаниеФиксация сведенийАнтрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
ИзмерениеСравнение по общим признакамОпределение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
ЭкспериментИсследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этогоНа оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
СравнениеИсследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другимСопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

МетодОпределениеПример
ФормализацияРаскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом видеМоделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
АксиоматизацияПрименение аксиом для построения теорийГеометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивныйСоздание системы гипотез и выведение из этого заключенийОткрытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.
  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.
  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.
  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “Методология научного исследования” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

2.7. Общее описание исследования

В выпускной квалификационной работе должны быть обязательные составляющие (являющиеся фрагментами текста), которые дают возможность читателю составить более точное представление о сути работы. Поскольку они общие для выпускных квалификационных работ разных ступеней высшего профессионального образования, то ниже дано их описание без разделения работ по видам.

Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение существования такого дефицита; 2) осознание потребности в устранении дефицита; 3) описание проблемной ситуации на естественном языке; 4) формулирование проблемы в научных терминах.

Убедить будущего читателя в том, что проблема действительно существует, можно, опираясь на проведенный литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности интересующей проблемы. Отметить, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует выделить неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Читать еще:  Перелом шейного отдела позвоночника симптомы лечение и последствия

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое «белое пятно» в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия.

2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

3) Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4) Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Обоснование актуальности выбранной темы не должно быть многословным. Практически всегда для этого может быть достаточно одной страницы.

Как и любое научное исследование, выпускная квалификационная работа должна обладать научной новизной. Актуальное исследование обычно имеет данное качество. Не следует полагать, будто научная новизна есть только в тех исследованиях, которые завершились открытием. Любой признак проведенного исследования, позволяющий употребить понятие «впервые» при характеристике полученных результатов, дает основание говорить о научной новизне.

Обнаруженные новые взаимосвязи психических явлений, уточненные характеристики психических явлений, неописанные ранее детали возрастной динамики явления, апробация методики (исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной) на новом контингенте испытуемых или обучаемых и многое другое имеет несомненную научную новизну. В итоговых выводах или заключении об этом стоит упомянуть.

Объект — это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе, т.е. существующего независимо от субъекта познания (в данном случае исследователя) и от наук, которые его изучают. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных. Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук, целесообразно, называя объект психологического исследования, уточнить какое именно психическое явление вы намерены изучать в рамках данной работы.

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые, уровень образования, профессия, род занятий, состояние здоровья, национальность и т.д.

Предмет познания — свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет познания может быть общенаучным, например, время как форма существования и мера изменений. Он может быть междисциплинарным. Например, межполовые отношения у животных. Их изучает биохимия, этология, зоология, психология, ветеринария. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.

Если объект психологического исследования читатель часто проясняет для себя по контексту работы (даже если он не назван автором), то с предметом дело обстоит иначе. Обусловлено это отмеченными различиями в степени их разнообразия. Предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы читателю было легче понять цель и назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном из первых разделов текста.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

В большинстве случаев в начале и по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного предположения.

Чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления. Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее утверждения, то более ясной будет схема изучения смежных областей или родового психического качества. Такой подход вернее ускорит продвижение в разработке собственной концепции изучаемой психической реальности, чем широкие, но туманные теоретические предположения.

Сказанное относится к гипотезам эмпирической части исследования. В теоретическом исследовании (теоретической части исследования) целесообразно придерживаться в некотором смысле противоположной ориентации. В осмыслении теоретических основ своего исследования желательно протянуть цепь предположений до наиболее общих взглядов на природу психики, чтобы яснее понять, какой исследовательской парадигмы вы придерживаетесь и в какой степени она вами осознана.

Могут быть сформулированы несколько гипотез, представляющих некоторую логическую цепь или конкретизирующих общее предположение, которое заявлено вначале.

Цель исследования — желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим. Чаще всего в психологических исследованиях целями выступают:

— Описание характеристик психического явления

— Выявление взаимосвязей психических явлений

— Изучение возрастной динамики явления

— Описание нового феномена, эффекта

— Открытие новой (другой) природы явления

— Обобщение научных представлений, сведений

— Создание классификации, типологии

— Создание методики исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной

Определение задач — это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Исследование будет восприниматься как целостное и законченное в том случае, если изучаемое явление не будет выглядеть в вашем описании как изолированное от других психических явлений или как бесструктурное. Поэтому в число задач исследования надо включить такие, которые позволят определить место изучаемого явления в психике — его взаимосвязи с дру-гими психическими явлениями. В любом исследовании желательно установить уровень психики, к которому относится изучаемый феномен, выделить ближайшие уровни психики и детерминанты изучаемого феномена, имеющиеся на этих уровнях; уточнить внутреннее строение явления (его компоненты, частные феномены, отдельные характеристики. ).

Для будущего читателя вашей работы, скорее всего, важно составить целостное представление об изучавшемся феномене, увидеть все звенья в той цепи опосредований и взаимосвязей, в которую они включены. В определении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи стали известными как можно больше звеньев. Выявление отдаленных взаимосвязей без прояснения ближайших снижает ценность работы.

Частая ошибка в формулировании задач исследования в том, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме, 2) провести эксперимент (обследование), 3) обработать эмпирические данные, 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. В этом описании нет новизны, оно вряд ли интересно читателю. Нетрудно догадаться, что собранные данные надо обработать, затем интерпретировать, формулировать выводы…

Перечисление задач должно помочь читателю понять характер работы и узнать сможет ли он найти в этой работе то, что ищет. Каждому читателю удобно с первых же шагов знакомства с текстом, который находится в руках, оценить полезность предстоящего чтения. Например, уже в начале важно узнать ставились ли задачи создать (модифицировать, адаптировать) методики для изучения феномена, взятого в качестве предмета исследования? Проводились или нет обучающие, формирующие эксперименты? Исследование носило срезовый или лонгитюдный характер? Ставил ли автор задачу построить модель изучаемого явления или ограничивался получением новых данных о его характеристиках? Изучение каких именно сторон явления автор считал важнейшим в своей работе? Такого рода аспекты и должны быть отражены в перечисляемых исследовательских задачах.

Описание задач обычно делается в форме перечисления с использованием таких глаголов: изучить…, описать…, выявить…, установить…, выделить… Формулировки задач желательно делать как можно более тщательно, поскольку они должны определять структуру работы и названия глав и параграфов текста.

Экспериментально-психологическое исследование влияния хронического соматического заболевания на личностно-характерологические особенности подростков

Состав испытуемых. Общее описание исследования

Настоящее экспериментально-психологическое исследование было проведено на базе соматического отделения Базового республиканского детского реабилитационного центра «Радуга» города Нальчика и МОУ Центре образования города Ставрополя.

В исследовании приняли участие группы подростков в возрасте от 10 до 15 лет: экспериментальная группа (20 человек); контрольная группа (общей численностью 20 человек).

В экспериментальную выборку вошли подростки (20 человек), страдающие хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта (10 человек) и дыхательных путей (10 человек) находившиеся на санаторном лечении в соматическом отделении Базового республиканского детского реабилитационного центра «Радуга» города Нальчика.

В качестве контрольной группы были обследованы условно здоровые подростки, обучающиеся в МОУ Центре образования города Ставрополя.

Исследование проводилось в период с середины марта по конец апреля 2008 года.

Методы исследования

В качестве методик исследования выступили:

1) Методика Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) [22]. Использовались следующие шкалы: здоровье, ум, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Стандартная инструкция предъявлялась индивидуально. На каждой шкале требовалось отметить две позиции, отражающие реальную и идеальную самооценки испытуемого.

2) Патохарактерологический диагностический опросник [34]. Предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.).

3) Тест-опросник Спилбергера-Ханина содержит 2 шкалы: шкалу ситуационной и шкалу личностной тревожности [2].

4) Методика для определения уровня невротизации и психопатизации — методика УНП [2].

5) Клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния: К-78. Опросник состоит из 6 шкал: вегетативные нарушения, обсессивно-фобические нарушения, астения, истерия, невротическая депрессия и тревога.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

· авторитет у сверстников;

· умение многое делать своими руками, умелые руки;

· уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк (Приложение), на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Данная методика проводилась индивидуально.

Обработка и интерпретация результатов

Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из семи шкал определить:

· уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

· высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

· Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Психически здоровым людям, по наблюдениям С.Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой «чуть выше среднего». У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий [27]

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки.

Количественная характеристика (балл)

Патохарактерологический диагностический опросник

Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО) для подростков разработан в отделении подростковой психиатрии Психоневрологического Института им. В.М.Бехтерева. Авторами методики являются Н.Я.Иванов и А. Е. Личко.

ПДО предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.).

Читать еще:  Остеопороз пяточной кости симптомы и лечение все про суставы

Методика проведения исследования

ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе (Приложение). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе.

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.

Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.

При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.

Краткое описание диагностируемых типов

С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера, краткое описание которых приводится ниже.

Гипертимный тип (Г). Такие подростки отличаются всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой и быстро меняющейся обстановке. Не злопамятны, оптимистичны. Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье.

Циклоидный тип (Ц). Встречается только в виде акцентуаций характера. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены нерезко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и мелкие неурядицы тяжело переживаются. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. В интермиссиях между субдепрессивными и гипертимными фазами никаких особенностей не обнаруживают.

Лабильный тип (Л). Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность.

Астено-невротический тип (А). Также встречается только в виде акцентуации характера. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.

Сенситивный тип (С). У этого типа две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке.

Психастенический тип (П). Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные предметы и ритуалы. Считается, что мелочный педантизм психастеников также служит для них психологической защитой от опасений и тревоги за будущее.

Шизоидный тип (Ш). Главными чертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты — эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями.

Эпилептоидный тип (Э). Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны Злопамятны в отношении нанесенных им обид и причиненного ущерба, даже незначительного — очень мстительны и изобретательны в способах мести. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм рассматриваются как компенсация собственной инертности.

Истерический (гистрионический) тип (И). Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашению своей особы.

Неустойчивый тип (Н). Главная черта — нежелание трудиться — ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество в целом.

Конформный тип (К). Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. К этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обстановке.

Смешанные типы. Достаточно часто встречаются при как акцентуациях характера, так и при психопатиях.

Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных (р

Описание процесса исследования

Это основная часть исследовательской работы, в которой освещаются методика и тех­ника исследования с использованием логических законов и правил.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой ис­следования – определенную последовательность действий, способ органи­зации исследования.

Поскольку работа будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и, грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впе­чатление от самой талантливой и оригинальной, работы.

Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. Здесь могут использоваться различные вари­анты. Это может быть сжатое описание хода исследования с подроб­ным изложением результатов. Другой вариант подачи ориентирован на читателя-неспециалиста и отличается подробным изложением всех стадий работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую ла­бораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает, полученный результат и вытекающие из него следствия.

Способы изложения исследовательского материала весьма разно­образны. Это может быть изложение в виде развернутого доказа­тельства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся работа представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, т.е. направленным от общих аксиоматических положений к анализу частных случаев, и ин­дуктивным – направленным от эмпирических случаев, эксперимен­тальных данных к теоретическим обобщениям. Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается скорее показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы; в таких случаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хронологический способ изложения, когда научные факты излагаются в определенной времен­ной последовательности.

Конечно, не существует стандарта композиции научно-исследовательского труда. Каждый автор сам выбирает порядок организации на­учных материалов. Однако выработались определенные общие тре­бования к композиционной структуре подобного произведе­ния. Исследовательская работа непременно должна содержать следующие эле­менты:

Главы основной части.

Вопреки широко распростра­ненному мнению, приступая к написанию научной работы, нельзя сразу писать ее начало – введение. Введение – наиболее от­ветственная часть текста, в которой, как в незамутненном зеркале, должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положения. Все это может окончательно выкрис­таллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Во введении автор кратко определяет объект исследования, формулирует актуальность проблемы, ее состояние в настоящее время, существующие трудности в разрешении проблемы, излагает суть поставленной научной задачи или новых разработок, цель собственного исследования, направления и методы решения, содержание работы по главам. Оно представляет собой краткую аннотацию и содержит освещение степени разработанности данной проблемы, изложение того нового, что вносится автором в предмет исследования, основных положений, которые автор выносит на защиту. Здесь приводятся не многочисленные конкретные результаты, а новые идеи и взгляды, способы их реализации. Таким образом, во введении дается обоснование актуальности темы проводимого исследования, изложение целевой установки, определяются задачи, дается общее представление о работе.

К структуре введения предъявляются особые требования. Оно непременно должно включать следующие пункты:

1. Актуальность выбранной темы.

2. Степень разработанности проблемы. В этом разделе составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к вы­воду, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). При написании курсовой работы возможно ограничиться перечислением существующих концептуальных подходов к решению подобных проблем и ученых, которые данные подходы разрабатывали.

3. Цель и задачи исследования.

4. Объект и предмет исследования.

5. Теоретико-методологическая основа исследования. Здесь содержатся указания на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, яв­ляясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

6. Информационно-эмпирическая база. Дается краткая характеристика основных источников получения информации (офи­циальных, научных, литературных, библиографических).

7. Структура работы. Кратко описывается содержание глав, указывается наличие графиков, диаграмм, таблиц и т.п.

Следует отметить, что введение следует внимательно и аккуратно переписывать неоднократно на различных этапах выполнения работы, так как введение читается первым из всех разделов диссертации всеми заинтересованными лицами, и по нему составляется первое, трудноизменяемое представление о работе и авторе.

Основная часть исследовательской работы должна составлять не менее 70% ее полного объема. Она неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Же­лательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План научного исследования – это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте.

Главы научного исследования – это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность.

После составления плана можно приступать к черновому написа­нию текста. Достаточно большой объем работы подсказывает, что текст лучше писать не целиком, а небольшими частями, причем каж­дая из них должна вписываться в общую интеллектуальную фабулу всей работы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загро­мождают текст основной части, помещают в приложе­нии. По форме при­ложения могут представлять собой текст, таблицы, графики и т.п.

6. Обсуждение результатов исследования.Оно проводится на заседаниях про­филирующих кафедр, ученых советов, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценно­сти научной работы и коллективный отзыв.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.Заключительным этапом хода научного исследования явля­ются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

Заключительная часть научного исследования (заключение) должна со­держать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд научного сообщества итоговые результаты всего труда. Заключение – это не просто суммирование достиг­нутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий отдельные результаты по теме и совокупный итог всей работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, по­ставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные вы­воды, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообраз­но построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых – выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в за­ключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований поданной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные пер­спективы их научного развития.

Следует различать выводы, изложенные в заключении, от выводов и рекомендаций, сделанных к каждой главе исследования. В последнем случае выводы должны быть научными. Если первые, в большей степени, обобщают результаты работы в целом, то последние должны быть более конкретными, носить рекомендательный характер без декларативности, с указанием деталей, особенностей и новизны конкретных этапов исследования.

Научные выводы могут начинаться словами:

Анализ показал, что.

Выявлен эффект, состоящий в том, что…

Сравнение результатов позволяет сказать, что. т.п.

Одним словом, исследователь должен в научных выводах сделать научное обобщение своей работы, показать нетривиальность собственных изысканий и представить на суд научной общественности новое научное знание, полученное в ходе исследования. Напротив, проблематично назвать выводы научными, если в них лишь констатируются факты выполнения каких-то работ или говорится о результатах, в которых не раскрывается новое знание по предмету исследования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector