0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизмы получения травмы

Механизм повреждения

Виды травм

I. Понятие о травме

Травмой или повреждением называетсявнезапное воздействие внешнего агента (механического, физического, химического, психического, лучевого), вызываю­щее в тканях и органах анатомические и физиологичес­кие нарушения, которые сопровождаются общей и мест­ной реакцией организма. Это так называемая острая травма. Постоянное воздействие на ткани слабых, одно­образных внешних раздражителей называется хроничес­кой травмой. Механические повреждения вызываются воздействием механической силы. Если они выражаются лишь в молекулярных изменениях поврежденных тка­ней и органов, то носят название сотрясения.

Различают закрытые и открытые повреждения. Зак­рытые повреждения — целость кожи или видимые сли­зистые оболочки не нарушаются. К ним относят ушибы мягких тканей, разрывы связок, сухожилий, поврежде­ния костей и суставов, вывихи и др.

Физические повреждения зависят от воздействия на ткани высоких или низких температур (ожоги и отморо­жения), электрического тока, рентгеновых лучей и др.

Химические повреждения являются следствием воздей­ствия на ткани кислот, щелочей и отравляющих веществ.

Биологические повреждения вызываются действием бактериальных токсинов.

Психические повреждения возникают в результате Рефлекторного раздражения центральной нервной систе­мы больного (испуга, страха, обстановки на войне и т. д.).

Различают травмы: производственные (промышленные, сельскохозяйственные) и непроизводственные (транспортные, бытовые, спортивные, пешеходные и др.), а также военные (умышленные) травмы и операционные травмы.

В зависимости от характера травмы тканей наблюдаются кожные повреждения (ушибы, раны), подкожные (растяжения, разрывы связок, внутренних органов переломы костей) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения черепа, груди, живота, суставов).

Повреждения могут быть одиночными, множественными и комбинированными (одиночные — перелом плеча, множественные — перелом ребер, комбинация перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря).

В зависимости от точки приложения силы повреждения делятся на прямые и непрямые. При прямом повреждении патологические изменения в ткани появляются на месте приложения силы. При непрямой травме патологические изменения в тканях возникают не на месте приложения силы, а на другом участке тела, например, при ударе в области локтевого сустава может произойти вывих плеча.

Действие механической силы проявляется в направ­лении сжатия или растяжения, разрыва, скручивания и продольной оси. На эффект действия внешнего фактора оказывают влияние:

■ направление травмирующей силы, угол этого направления — чем ближе к прямому, тем сильнее повреждение;

■ быстрота движения травмирующего тела;

■ продолжительность действия некоторых видов трав» при ожогах, отморожениях, химических ожогах имеет чрезвычайно важное значение.

Сила травмирующего фактора изменяется, если он встречает сопротивление. Например пуля, ударившись о каску, может изменить направление полета. Одеждазащищает от кипятка, спецодежда — от воздействия щелочей и кислот. Каждый признак в отдельности не может служить определением степени тяжести повреждения.

4. Анатомо-физиологические особенности тканей и органов при травме

Характер и степень тяжести патологических изменений при травме определяет состояние организма и его особенности:

Один и тот же травмирующий агент, действующий с одинаковой силой, может дать смертельные, тяжелые и легкие повреждения, в зависимости от жизненной важности пораженного органа, его физиологических и анатомических особенностей, в том числе и регенеративных ­свойств, состояния всего организма и центральной нервной системы в момент травмы, наличия патологических изменений в поврежденных тканях, органах и во всем организме, и, наконец, от возраста и пола.

Анатомическое строение тканей и органов, их жизненная важность, особенности регенерации определяют характер и степень повреждения, а также методы и исходы лечения. Потеря даже значительного участка мягких тканей может иметь меньшее значение, чем незначительная потеря вещества головного или спинного мозга. В 1-м случае пересадка кожи или ампутация с последующим протезированием может сохранить пострадавшему не только жизнь, но и работоспособность, во 2-м — тяжелые параличи, осложненные пролежнями, и инвалидность.

Небольшое повреждение может дать различные исходы, в зависимости от важности функции органа. Так ожог бедра кислотой закончится образованием рубцов, а тот же ожог пищевода может привести к сужению пищевода и образованию свища желудка или к пластической операции образования искусственного пищевода.

Физиологическое состояние тканей и органов влияет на характер и тяжесть разрушений. При огнестрельном ранении желудок или тонкая кишка чаще разрушаются, когда они наполнены пищей или кишечным содержимым, нежели когда они пусты. Кости пожилых людей чаще ломаются и разрушаются, чем у молодых людей.

Патологические изменения тканей и органов делят их менее стойкими к воздействию силы.

Если разрыв здоровой селезенки почти не наблюдается, то селезенка «малярийная» может разорваться при кашле или при повороте больного в кровати. Травма на холоде часто осложняется шоком.

Возраст больного также имеет значение как для развития патологического процесса, так и для исхода его. Слабость связочного аппарата в суставе способствует раз­витию привычных вывихов.

Для патологически измененной кости достаточно ми­нимальной травмы, и она разрушается. Удаление пули, находившейся в мягких тканях много месяцев или лет, разделение спаек при операции в брюшной полости мо­гут вызвать столбняк, сепсис, перитонит (скрытая, дрем­лющая инфекция).

Все имеет значение: и окружающая обстановка, и ус­ловия, и обстоятельства, при которых происходит повреж­дение. Наиболее тяжелые повреждения как физические, так и психологические по характеру повреждений, осложнениям и исходам бывают при катастрофах, стихийных бедствиях и во время войны.

Лекция 44. Общие вопросы травматизма

1. Виды травматизма

Задачей изучения травм является не только лечение повреждений, но иих профилактика. Для этого необходимо изучить условия труда, быта и все виды

Промышленный (производственный) травматизм. Связан с процессом производства того или другого вида про­чий (машин, механизмов, угля, хлеба и др.) и несоблюдением правил техники безопасности. Промышленный трав­матизм составляет 14,4 % всех травм (С. Я. Френдлин).

Сельскохозяйственный травматизм связан с современ­ной механизацией сельскохозяйственного производства. Травмы в селе носят двойной характер: с одной стороны они относятся к бытовым травмам (падения, ушибы, уку­сы животных), с другой — в связи с механизацией труда повреждения сходны с промышленными травмами. Особенностью сельскохозяйственной травмы является то, что она связана с загрязнением землей и может осложниться инфекцией, в том числе анаэробной (столбняк).

Бытовой травматизм наблюдается в условиях быто­вой обстановки (падение с высоты, ожоги, электротрав­ма и др.).

Уличный травматизм связан главным образом с транс­портом и недостатками в организации уличного движе­ния, несоблюдением правил движения пешеходами и т. д.

Спортивный травматизм связан с недостатками ме­тодик, неподготовленностью спортсменов, неудовлетво­рительным состоянием спортивного инвентаря и т. д.

Анатомо-физиологические особенности детского возраста, неправильное воспитание детей, отсутствие мест игр, значительный процент травм среди детей позволяют выделить под особой рубрикой детский травматизм.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8954 — | 7255 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Механизмы получения травмы

Как правило, травмы классифицируются на основании механизма их получения, наличия/отсутствия умысла при травмировании, а также места, где произошел инцидент. Понятие «механизм» в данном случае подразумевает внешнюю причину или определенные действия, приводящие к травме (транспортное средство, огнестрельное оружие, падение, отравление и т.п.).

В зависимости от наличия или отсутствия умысла травмы подразделяются на неумышленные (нередко подобные травмы также называют случайными), умышленные (умышленно нанесенные каким-либо лицом, в т.ч. самим пострадавшим) и травмы, при которых факт наличия/отсутствия умысла не установлен.

Травмы, полученные в результате правовых действий или в ходе военных операций, относятся к категории «прочие травмы». Умышленные травмы в свою очередь делятся на две группы: 1) избиения и убийства, 2) повреждения, самостоятельно нанесенные потерпевшим самому себе, а также самоубийства.

Разграничение травм по характерным механизмам их получения, а также по наличию/отсутствию умысла в процессе их получения, как правило, производится в соответствии с Международной классификацией заболеваний (МКЗ), разработанной Всемирной организацией здравоохранения и дополненной кодировками заболеваний, принятыми в нашей стране.

Перечисленные в МКЗ разновидности травм по механизму их получения и по наличию/отсутствию умысла являются эталоном для проведения статистических подсчетов, связанных с травматизмом. Информация о смертности вследствие травматизма в 2000 г. также приводится в соответствии с данной классификацией.

Частота встречаемости тех или иных механизмов получения травм различна для смертельных случаев, случаев, сопровождающихся госпитализацией, и случаев, ограничивающихся обращением пострадавшего в пункт неотложной медицинской помощи. Для смертельных случаев наиболее распространенными типами травм являются травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, и огнестрельные ранения.

В 2003 г. они составили соответственно 29% и 18% от всех травм, приведших к летальному исходу, т. е. около половины всех смертельных травматологических случаев. Падения и отравления являются причиной травм в 11 и 17% смертельных случаев соответственно. Напротив, несмертельные травмы чаще всего оказываются обусловлены падениями, которые служат причиной более 30% всех случаев госпитализации и 25% обращений в пункты оказания неотложной медицинской помощи.
Пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях также нередко требуется госпитализация или лечение в отделении неотложной помощи (18% и 15% соответственно), тогда как огнестрельные ранения составляют менее 1% всех несмертельных травм.

Приведенные данные красноречиво свидетельствуют о том, насколько высока вероятность летального исхода в случае огнестрельного ранения или получения травм при дорожно-транспортном происшествии. К числу других типичных случаев несмертельного травматизма относятся удары, нанесенные каким-либо предметом или невооруженным человеком, а также отравления, физические перегрузки и колотые и колото-резаные раны (включая ножевые ранения).

Около 30% случаев смертельного травматизма связаны с умышленными действиями. Так, в 2003 г. было зарегистрировано 31484 самоубийства (63% всех случаев преднамеренных смертей) и 18155 убийств (37% всех случаев преднамеренных смертей). 67% убийств и 54% самоубийств были совершены при помощи огнестрельного оружия. Проблематичным является установление наличия/отсутствия умысла в случае несмертельных травм.

Читать еще:  Лечим артроз суставов фитнесу нет тренажерам да

Преднамеренный характер нанесения травмы не всегда зафиксирован в медицинских записях. Если же такая информация присутствует, она часто основана на предположениях, выдвинутых пострадавшим постфактум, и проверить ее достоверность практически невозможно. По приблизительным подсчетам, как минимум 5-15% травматологических случаев, потребовавших госпитализации или явившихся причиной обращения пострадавшего в пункт оказания неотложной помощи, были связаны с преднамеренными действиями.

Около 40% времени бодрствования у большинства людей в возрасте от 22 до 65 лет приходится на работу. В нашей стране работают более 136 млн гражданских служащих, и большинство профессий связаны с риском производственного травматизма. Согласно реестру несчастных случаев на производстве, повлекших за собой смерть, в 2004 г. от травм, полученных на рабочем месте, скончалось 5764 человека.

Большинство таких случаев явились результатом дорожно-транспортных происшествий (43%). Вооруженные нападения и насильственные действия, травмы, нанесенные различными предметами и оборудованием, а также падения составляют соответственно 14,18 и 14% всех смертельных случаев производственного травматизма. Необходимо подчеркнуть, что приблизительно один из 10 случаев смерти на рабочем месте являлся убийством.

Убийства, совершенные с применением огнестрельного оружия, составляют 75% от всех убийств, совершенных на производстве. Наиболее высокий риск смертельного травматизма присущ таким профессиям, как рыбак, лесозаготовитель и летчик. Однако наиболее высокое среднее количество смертельных травм наблюдается среди водителей грузовых автомобилей (873 случая в 2004 г.).

Наряду с высоким уровнем смертности на производстве, значительным является и количество несмертельных производственных травм: ежегодное число таких случаев превышает 13 млн, из них около половины (46%) ведут к потере трудоспособности.

Приблизительно одна треть случаев несмертельного травматизма регистрируется среди работников девяти отраслей (общественное питание, здравоохранение, грузоперевозки, наземные курьерские службы, розничная торговля, наземный транспорт, авиаперевозки, гостиничный бизнес), причем наибольшее число несчастных случаев (13,7 на 100 работников с полной занятностью) регистрируется в сфере здравоохранения и социального обслуживания.

Механизм повреждений

По механизму повреждений на первом месте стоят сочетанные травмы , вызванные дорожно-транспортными происшествиями — ДТП (дорожно-транспортные и железнодорожные аварии, наезды на пешеходов), на втором месте травмы от падения с высоты (главным образом, суициды) — 25%, производственные и другие травмы составляют 5%. Поэтому тяжелые дорожно-транспортные травмы вполне закономерно на 80% можно отождествлять с сочетанными травмами, и снизить тяжесть последствий ДТП можно только в результате улучшения оказания помощи при сочетанных травмах.

Механизмы повреждений при автомобильных травмах достаточно разнообразны, их можно разделить на несколько групп. Прежде всего это травмы пешеходов и внутриавтомобильные травмы водителя и пассажиров автомашины. Основным фактором, определяющим тяжесть травмы, является скорость автомобиля. При скорости менее 24 км/ч, как правило, не бывает травм со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда автомобиль переезжает туловище человека. При лобовом столкновении автомашин, двигающихся со скоростью 100 км/ч и более, в живых не остается никого. Частота различных видов дорожно-транспортных происшествий представлена в табл. 1-1.

Вид ДТПЧастота, %
1. Наезд на пешехода32,7
2. Внутриавтомобильные травмы:
столкновения
опрокидывание
наезд на препятствие (столб, стоящий транспорт)
63,6
32,3
12,1
19,2
3. Прочие3,7
Итого.100

Множественность повреждений при автодорожных травмах обусловлена высокой энергией (скоростью и массой) ранящего снаряда (автомобиля) и многофазностью (по А.А. Солохину) наносимых повреждений. При наезде автомобиля на пешехода последний получает переломы нижних конечностей и таза, затем его отбрасывает на капот и лобовое стекло, в результате чего он получает повреждение черепа и грудной клетки. В следующую фазу пострадавший падает с автомобиля, так как водитель резко замедляет движение или останавливается, а пострадавший продолжает движение по инерции. При этом тело человека ударяется с большой силой о мостовую или (реже) какие-либо выступающие предметы. В условиях города это припаркованные автомобили и столбы освещения. К повреждениям нижнейполовины тела добавляются переломы верхних конечностей, травмы черепа, грудной клетки и брюшной полости. Полученные в 1-й фазе повреждения усиливаются.

При ударе боковой частью автомобиля (по касательной) пешехода отбрасывает на мостовую и он получает травмы нижних конечностей, головного мозга и грудной клетки. У женщин характерны отслойки кожи и клетчатки в области бедер и ягодиц с образованием обширных надфасциальных гематом. У умерших от повреждений нижних конечностей и таза мы наблюдали отслойку в 56,3% случаев. Для внутриавтомобильных травм характерны сочетание черепно-мозговой и челюстно-лицевой травмы вследствие удара головой и лицом о приборную панель автомобиля, двусторонние множественные переломы ребер вследствие удара о рулевую колонку, сложные переломы нижних конечностей, вертлужной впадины, разрывы сочленений таза и переломы тазовых костей. Переломы нижних конечностей часто отличаются особой тяжестью с разрушением на большом протяжении диафиза бедра, метафизов бедра и голени. Переломы голени также многооскольчатые и нередко являются открытыми.

Причиной этого является сильный удар одновременно со скручиванием и сдвигом конечности пассажира или водителя, которая фиксирована деталями салона автомобиля, в отличие от удара автомобиля по ногам пешехода. В последнем случае сила удара уменьшается за счет отбрасывания пешехода, а силы скручивания образуются только при вращении туловища пострадавшего.

При внутриавтомобильных травмах может быть и двухфазный механизм в тех случаях, когда водитель и пассажиры не фиксированы ремнями безопасности. При резком торможении автомобиля (наезд на препятствие), двигающегося с большой скоростью, пассажир буквально вылетает через лобовое стекло, получая множественные травмы при ударе о мостовую.

В 2002 г. к нам обратился пациент с последствиями политравмы — вывихом стернального конца ключицы и отрывом обеих ягодичных мышц. Травму получил за полгода до этого, находясь в командировке в Тюменской области. Он сидел пассажиром на переднем сиденье автомобиля «Волга», двигающегося со скоростью более 100 км/ч. На скользкой дороге водитель не справился с управлением, выскочил на обочину и врезался в пень. Пострадавший вылетел через лобовое стекло и, пролетев 10,5 м (по данным осмотра ГИБДД), упал на шоссе, проехав на спине еще около 5 м, в результате чего получил множественные переломы ребер с разрывом печени, переломом таза,вывих ключицы, сотрясение головного мозга. В ближайшей больнице были сделаны лапаротомия и ушивание разрывов печени. После срастания переломов ребер, лонной и седалищной костей был выписан и уехал в Москву.

Во время обращения беспокоили боли в области ягодиц в момент перехода в сидячее положение. Пациент был вынужден приподнимать кверху обе ягодицы руками, чтобы сесть. При осмотре отмечались смещение обеих ягодичных складок книзу, уплощение ягодиц. Отведение, сгибание и ротация бедер не нарушены. Флюктуация не ощущалась. Оперирован 12.03.03 в положении на животе (В.А. Соколов). Разрезом слева параллельно гребню подвздошной кости рассечены кожа, клетчатка, фасция. Ягодичная мышца оказалась цела. После ее рассечения обнаружена огромная сообщающаяся полость под обеими ягодичными мышцами, дном которой были обе подвздошные кости и крестец. Полость была заполнена сукровичной жидкостью общим объемом приблизительно 1300 мл. Полость дренирована, рана ушита. Выздоровление. Такая обширная отслойка мышц образовалась в момент удара ягодицами о шоссейное покрытие с одновременным скольжением по поверхности шоссе. У пациента была слабо выражена подкожная клетчатка, и он был в плотных брюках, поэтому произошла отслойка ягодичных мышц от подвздошных костей, а не кожи и подкожной клетчатки.

Повреждения позвоночника возникают от удара частями автомобиля по спине соответственно месту применения силы и в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночника в отдалении от места удара. При прямом ударе повреждаются остистые отростки, дужки и тела грудных поясничных позвонков, при сгибании возникают компрессионные переломы тел позвонков, разрывы межпозвонковых дисков и связок одного или нескольких смежных позвонков.

Травмы от сгибания и разгибания позвоночника характерны для шейного отдела, который отличается большой подвижностью. При ударе по поверхности туловища и конечностей происходит резкое сгибание шеи, вследствие чего возникают разрыв связок задней поверхности позвоночника и сдавление межпозвонкового диска и тел позвоночника спереди. Малоустойчивая губчатая ткань тел двух смежных позвонков клиновидно сплющивается. Межпозвонковый диск и тело вышележащего позвонка смещаются кпереди, образуя вывих позвонка, вызывая повреждение оболочек и спинного мозга под действием удара, приложенного по задней поверхности туловища, происходят запрокидывание головы и переразгибание шейного отдела позвоночника.

Такая ситуация возникает при наезде сзади на стоящий автомобиль, особенно при большой скорости и массе заднего автомобиля. На передней поверхности шейного отдела позвоночника происходит растяжение атлантозатылочной мембраны, продольной связки, мышц и межпозвонковых дисков, на задней — сжатие тел позвонков, их дужек с подвывихом вышележащего позвонка кзади. При этом механизме возможны переломы зубовидного отростка II шейного позвонка, а также кольцевидные переломы основания черепа в задней его ямке.

Из внутренних органов груди и живота наиболее уязвимыми при автомобильных травмах являются паренхиматозные органы (легкие, печень, селезенка, почки). В подавляющем большинстве случаев отмечается прямой механизм травмы. Вначале ломаются ребра и отломки ребер прокалывают и разрывают ткань легкого и мелкие бронхи. Воздух поступает в плевральную полость. Легкое спадается, образуется пневмоторакс. Источником кровотечения в плевральную полость в подавляющем большинстве случаев являются межреберные сосуды, которые повреждаются отломками ребер. Излившаяся кровь также сдавливает легкое, образуя гемоторакс. Печень и селезенка повреждаются вследствие прямого удара частями салона автомобиля, но при большой скорости столкновения может действовать непрямой механизм повреждения, поскольку в момент остановки внутренние органы в силу своей подвижности по отношению к скелету некоторое время еще перемещаются по инерции. В результате происходит перерастяжение подвешивающих связок внутренних органов с разрывом последних в зоне прикрепления связок. Разрывы грудного отдела аорты, например, в подавляющем большинстве случаев происходят в области прикрепления артериальной связки (нисходящая часть аорты).

Читать еще:  Меновазин от межреберной невралгии ваш остеопат

При разрывах полых органов важное значение имеют степень их наполнения и действие гидродинамической силы, поэтому разрывается наполненный мочевой пузырь, а пустой повреждается крайне редко.

Если автомобиль опрокидывается, то наиболее часто возникают Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) различной тяжести, повреждения шейного отдела и других отделов позвоночника, грудной клетки, живота, таза и нижних конечностей.

В связи с особой тяжестью автотранспортных травм и их характерным механизмом на протяжении 50 лет постоянно усовершенствуются меры пассивной и активной безопасности автомобиля. К пассивным мерам относятся конструкторские усовершенствования по укреплению корпуса автомобиля с целью противодействия его деформации при столкновении, закреплению тех частей двигателя, которые могут попасть в салон автомобиля, созданию должной обтекаемости кузова автомобиля, чтобы меньше травмировать пешеходов, и т.д.

Активная безопасность автомобиля осуществляется при помощи ремней безопасности, подголовников и воздушных мешков.

Ремни безопасности снижают частоту тяжелых травм на 20—30%. Они фиксируют туловище водителя и пассажиров, благодаря чему снижается количество черепно-мозговых и челюстно-лицевых травм, почти полностью исключаются травмы рулевой колонкой. Ремни безопасности незаменимы при опрокидывании автомобиля, особенно многократном.

Высокие подголовники оберегают шейный отдел позвоночника, препятствуя его переразгибанию в момент удара сзади. Количество тяжелых травм шейного отдела позвоночника, повреждений спинного мозга значительно снижается.

Воздушные мешки автоматически раздуваются в момент столкновения автомобиля с другим автомобилем или препятствием и предохраняют переднюю часть тела, лицо и голову от повреждений.

Механизм множественных и сочетанных повреждений при падении с высоты больше роста человека (кататравмы) отличается от механизма дорожно-транспортных травм. Тяжесть повреждений зависит от высоты, исходной массы пострадавшего, положения его тела в момент удара о землю, плотности поверхности земли.

Падение с высоты выше 6-го этажа (20 м), безусловно, смертельно, если оно не замедляется в результате падения пострадавшего на ветки дерева, глубокий сугроб, козырек над балконом и т.п. Большинство падений с высоты происходит в результате суицидальных действий, реже — в состоянии опьянения при попытке проникнуть в запертую квартиру через балкон.

Характерными повреждениями являются переломы нижних конечностей, сочетающиеся с компрессионными переломами поясничного и нижнегрудного отделов позвоночника при приземлении на ноги, переломы таза, ребер с повреждением печени или селезенки при приземлении на бок, переломы черепа с повреждением головного мозга, шейного и верхнегрудного отдела позвоночника, если пострадавший падает вниз головой.

Наиболее типичны переломы тел нижнегрудных и поясничных позвонков в сочетании с переломами обеих пяточных костей. Эти повреждения в любом случае необходимо исключить или подтвердить в случае кататравмы.

Производственные травмы, как причина сочетанных повреждений, составляют около 5%. Они вызываются придавливанием тяжелыми предметами (например, бетонной плитой на стройке), затягиваниемв движущиеся механизмы станков, когда повреждаются верхние конечности, грудная клетка, череп.

Наезд производственного и служебного автотранспорта во время работы относится к ДТП и по последствиям не отличается от обычных уличных травм. Равным образом падения с высоты на стройках не имеют существенных отличий от таковых вследствие бытовых травм, хотя ЧМТ бывают менее тяжелыми, если на пострадавшем надета защитная каска.

Рельсовые травмы как причина сочетанных травм наблюдаются в 2—3% случаев вследствие наезда железнодорожного транспорта, поездов метро, трамваев. Обычно ведущими являются травматические ампутации крупных сегментов конечностей с повреждением головного мозга, грудной клетки, живота, таза. Нередко рельсовые травмы возникают в результате суицидов или криминальных действий.

Последние 10—15 лет резко возросло количество сочетанных и множественных травм вследствие криминальных действий. К ним относятся избиения, множественные огнестрельные ранения туловища головы и конечностей. Для избиений характерны множественные осложненные переломы ребер в сочетании с переломами лицевого скелета и свода черепа, тупая травма внутренних органов живота. Варианты множественных огнестрельных ранений могут быть самыми разнообразными.

Сочетанные травмы являются основными при массовых несчастных случаях и катастрофах. В Российской Федерации ежегодно происходит от 800 до 1400 ДТП с особо тяжкими последствиями, когда число погибших составляет 5 и более человек, а число пострадавших — 10 и более. Эти ДТП вызывают большой общественный резонанс и очень болезненно воспринимаются населением.

В.А. Соколов
Множественные и сочетанные травмы

Виды травм при ДТП и степень их тяжести

Ежегодно в результате аварий телесные повреждения получает несколько сотен тысяч человек. Они бывают разного характера и степеней тяжести. Ухудшает состояние раненых то, что до приезда специалистов часто некому оказать им медицинскую помощь. Ведь большинство автомобилистов не могут определить вид травмы, не знают, что предпринять в таких случаях.

Механизм получения травм при ДТП

Повреждения у водителя и пассажиров автомобиля могут образовываться различными путями. Это зависит от местонахождения человека в машине, вида аварии, скорости ТС, его марки, использования или отсутствия ремней. Что именно приводит к травмам:

  • Удар. Это происходит при лобовом, боковом или касательном столкновении, опрокидывании и наезде. Удары – самая распространенная причина травмирования. Они способны вызвать повреждения различного характера, затронуть любые части тела. Контакт при этом может произойти не только с деталями автомобиля, но и дорогой, другими предметами, находящимися в салоне людьми.
  • Сдавление. Может возникнуть при деформации отдельных составляющих машины и стискивании ими частей тела пострадавшего. Или в случае выпадения человека из салона и опрокидывании на него ТС либо его деталей. Этот механизм работает также при использовании ремня безопасности. Но здесь виной не его неисправность, а сила, с которой тело бросает вперед.
  • Проникновение инородных предметов в ткани пострадавшего. Часто это бывает следствием удара и повреждения деталей автомобиля. Проникающие ранения возникают от разбитого стекла, пластиковых и металлических составляющих, обломков.


Виды травм у пострадавших при ДТП

В одной аварии человек может испытать на себе и удары, и сдавление, и вторжение в ткани инородных предметов. Все причины образования телесных повреждений связаны между собой, часто одно является следствием другого. Например, инородный предмет может войти в тело от удара или сильного сдавления.

В большинстве серьезных аварий люди травмируются при контакте с дверью, рулем, лобовым стеклом, приборной панелью, иными частями салона, также из-за деформации всего корпуса автомобиля. Например, ступни и голени повреждаются при соприкосновении с педалями и полом.

Бедра, колени и тазовые кости травмируются при ударе о кузов, приборную панель. Грудная клетка и органы брюшной полости страдают от контакта с рулем, водительским или пассажирским креслом, если человек находился на заднем сиденье. Голову, шею травмирует удар о «лобовуху», приборную панель, боковые стекла.

Виды повреждений у водителя и пассажира

Авария может стать причиной травмирования любой части тела или нескольких сразу. Отличить вид повреждения можно визуально, но охарактеризовать его точнее сможет только специалист после обследования. Тем не менее и очевидец происшествия способен распознать вид травмы, чтобы помочь пострадавшему.

Черепно-мозговая

В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.

Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь. Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа. Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.

Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.

Позвоночник и ребра

Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.

Позвоночник страдает и в случае, когда человек не пристегнут. Резкие рывки тела приводят к деформации связок, ударам. Травму может нанести сидящий сзади пассажир. Его бросает вперед с огромной силой. И удар приходится как раз на спину расположившегося впереди.

О травмах шеи и позвоночника свидетельствует усиление боли при попытке изменить положение тела, повернуть голову, подвигать руками. Иногда заметна деформация. Локализация ощущений зависит от того, какой отдел позвоночника травмирован.

Переломы и ушибы ребер вызываются контактом с рулем. Деталь может вдавить их внутрь, в результате чего возникает деформация костей. Опасен для ребер и ремень. Он удерживает тело на месте, а оно рвется вперед. Следствием становится резкое сжатие и повреждение тканей.

О хлыстовой травме шеи при ДТП смотрите в этом видео:

Органы

Труднее всего распознать повреждение внутренних органов, так как на теле может не быть никаких следов. Тем не менее если у человека отсутствуют внешние признаки травм, это не значит, что все в порядке. Повреждение внутренних органов- опасное состояние, при котором возможно кровотечение.

Механизм повреждений.

По причинам возникновения политравмы первое место занимает транспортный травматизм — 50%, второе — кататравма (травма, полученная при падении с высоты) — 35%.

Анализ механизма повреждений показал зависимость от этиологического фактора. Различают одномоментный, последовательный и комбинированный механизмы возникновения политравмы.

Одномоментный механизм. На пострадавшего одновременно действуют несколько травмирующих сил в разных местах.

Так, при дорожно-транспортных авариях (при неожиданном наезде на препятствие, лобовом столкновении) на водителя могут одновременно действовать:

  • * удар коленного сустава о переднюю панель (происходит или травма коленного сустава с переломом надколенника, разрывом крестообразных связок, или повреждение дна вертлуной впадины вследствие непрямого механизма);
  • * удар грудью о рулевое колесо (может привести к перелому грудины, ребер, ушибу сердца, повреждению легкого);
  • * резкое сгибание и затем — переразгибание шеи с типичной «хлыстовой» травмой шейного отдела позвоночника.
Читать еще:  Как долго болит нога после перелома

При падении с высоты (кататравме) травмирующие силы также действуют одномоментно. При падении на ноги или на руки нередко возникают на одноименных сегментах (голени, предплечья, пяточные кости) идентичные повреждения со сходными линиями переломов, одинаковым типом смещения («зеркальные» переломы). Весьма вероятны также, особенно при падении с большой высоты, множественные повреждения внутренних органов. политравма повреждение удар падение

Последовательный механизм. Повреждения возникают не одновременно. Так, при наезде автотранспорта пешеход получает сначала удар бампером машины в голени (первая фаза), затем его тело забрасывается на капот с возможными повреждениями головы, грудной клетки, позвоночника (вторая фаза), а потом отбрасывается на дорогу (третья фаза), где, помимо травмы от удара о землю, возможен наезд проезжающего мимо другого автомобиля.

Комбинированный механизм может возникнуть, например, в результате дорожно-транспортной аварии с возгоранием аварийной машины или взрыва газа в шахте (помимо механических повреждений пострадавший получает термические ожоги).

Симптомы сочетанных и множественных травм могут быть самыми разнообразными. Они зависят от анатомической локализации повреждений, наличия травматического шока, острой кровопотери, черепно-мозговых расстройств, острой дыхательной недостаточности и т. д. Ведущим повреждением считается наиболее тяжелое и опасное для жизни пострадавшего, поскольку оно во многом определяет клиническую картину. При некоторых травмах ведущих повреждений может быть несколько.

В соответствии с ведущим повреждением сочетанную травму классифицируют следующим образом:

  • 1) сочетанная травма черепа;
  • 2) сочетанная травма опорно-двигательного аппарата;
  • 3) сочетанная травма грудной клетки и скелета;
  • 4) сочетанная травма живота и дыхательная недостаточность.

Сочетанная травма черепа представляет собой собственно повреждение черепа средней или тяжелой степени, сопровождающееся травмой других отделов опорно-двигательного аппарата. В этом случае наибольшую опасность для жизни представляют неврологические расстройства (вплоть до комы), которые дополнительно осложняются расстройствами дыхания и кровообращения, вызванными другими повреждениями.

Сочетанная травма грудной клетки в первую очередь вызывает острую недостаточность дыхания, осложненную травматическим, болевым или геморрагическим шоком, вызванным травмами других отделов опорно-двигательного аппарата.

Если в состав сочетанной травмы входит повреждение органов брюшной полости, то оно всегда будет ведущим, поскольку наибольшую опасность для пострадавшего представляют внутреннее кровотечение или разрыв полых органов брюшной полости. Все остальное повреждения, будь то травма черепа, груди или конечностей, являются сопутствующими и осложняют уже и без того тяжелое состояние неврологическими, дыхательными расстройствами или шоком.

Повреждения других отделов опорно-двигательного аппарата являются ведущими только в том случае, ели они вызывают серьезные нарушения работы организма (например, серьезные повреждения тазовых костей, переломы позвоночника, затрагивающие спиной мозг, отрывы конечностей). Сопутствовать им могут повреждение головного мозга любой степени, кроме тяжелой, травмы грудной клетки и т. п.

Сочетанные травмы классифицируются также по опасности для жизни:

  • 1) нежизнеопасные;
  • 2) жизнеопасные;
  • 3) смертельные.

К нежизнеопасным травмам относятся те повреждения, которые не влекут за собой значительных нарушений работы организма и в связи с этим не представляют опасности для жизни.

Жизнеопасная травма — это такое повреждение органов, которое может быть устранено только хирургическим путем и при отсутствии своевременной помощи может привести к смерти.

Смертельная травма — это такое повреждение жизненно важных органов, которое невозможно устранить и которое рано или поздно неизбежно приводит к летальному исходу.

Одним из наиболее тяжелых последствий политравмы является травматическая болезнь

Процесс развития травматической болезни условно делится на три периода:

  • 1) острый период — травматический шок, острая массивная кровопотеря и постгеморрагическая анемия, нарушение жизненно важных функций организма, проявление процесса взаимного отягощения, извращение симптоматики местных повреждений (продолжительность до 1 недели);
  • 2) период ранних острых гнойно-воспалительных и некротических осложнений, опасных развитием септицемии и септикотоксемии, вторичных нарушении жизнедеятельности организма (продолжительность 2- 3 недели);
  • 3) завершающий период нормальных или извращенных анатомических и функциональных последствий травм, в том числе поздние гнойно-воспалительные и дистрофические осложнения.

Травматическая болезнь встречается более чем у половины получивших сочетанные травмы. Процент летальности ее различен и в зависимости от степени тяжести может составлять от 10 до 90% . В свою очеред: тяжесть травматической болезни напрямую зависит от тяжести самой травмы, а последняя определяется по развитию травматического шока.

Если повреждения не сопровождались развитием шока или он был незначительным (I степени), травматическая болезнь не возникает, а травма считается легкой. При средней степени тяжести травмы (шок II степени) травматическая болезнь развивается в 20% случаев, а смертельный исход наблюдается у каждого десятого пациента. Шок III степени сопровождает тяжелые травмы, при которых летальность травматической болезни составляет 40%. При несовместимых с жизнью травмах летальность составляет 90% (т. е. небольшой процент выживших все же есть).

По мере развития травматической болезни шок постепенно сходит на нет, уступая место острой токсемии. Токсины выделяются при некрозе тканей, а также в процессе жизнедеятельности микробов. У больного в это время снова повышается температура тела в состоянии шока она, как правило, ниже нормальной). Несмотря на это, больной ощущает, что ему стало легче. Боль стихает, артериальное давление приходит в норму. Однако в эту же стадию нередко возникают расстройства психики. Чаще всего это делириозное состояние, сопровождающееся бредом и галлюцинациями, часто устрашающего характера. Иногда такое состояние может стать причиной попытки самоубийства. Кроме того, пациент может представлять опасность для окружающих. В случае появления подобных нарушений необходимо срочно принять меры: ввести успокаивающие средства, привязать пациента к кровати и т. п. При тяжелой интоксикации развивается олигурия.

При оказании помощи пациенту необходимо соблюдать так называемое правило трех катетеров:[Первый катетер вводится в подключичную вену, с его помощью восполняют дефицит объема циркулирующей крови, корректируют нарушения кислотноосновного равновесия, при необходимости обеспечивают питание больного. Второй катетер через носовой вход вводится в дыхательные пути. За счет этого обеспечивается дыхание воздухом, обогащенным кислородом, или, если требуется, чистым кислородом. Третий катетер вводится в мочевой пузырь для точного контроля количества выделяемой мочи. Нормальный показатель работы почек — выведение 30-0 мл мочи в час. Выделение 5-30 мл мочи называют олигоурией, менее 5 мл в час — анурия.

Длительность стадии токсемии во многом зависит от тяжести шока, но в среднем продолжается от 3 до 7 суток

Механизмы получения травмы

Опыт американской неотложной медицины в материалах

Что означает термин «механизм травмы?

Термином механизм травмы описывают обстоятельства травмы, травмирую­щий фактор и информацию о характере и величине воздействующей силы.

Почему сотрудникам отделений неотложной помощи важно понимать механизм травмы?

Если выяснить обстоятельства травмы, можно раньше обнаружить и начать лече­ние повреждений, не выявленных при первоначальной оценке состояния пострадав­шего. Невыявленные повреждения могут оказаться опасными для жизни, особенно если их обнаружат после того, как организм исчерпал свои компенсаторные возмож­ности. Кроме того, знание стандартных механизмов повреждений может помочь мед­работнику проводить профилактику травматизма, а также — на соответствующем этапе — разъяснительную работу с пациентами.

Как собрать данные о механизме травмы?

Основным источником информации будет пациент, если он доступен контакту и помнит обстоятельства травмы. В противном случае постарайтесь не отпускать лиц, доставивших пострадавшего, пока не получите у них сведения о месте происшествия, транспортном средстве (если оно было задействовано), нападавшем (при нападении) и другую ценную информацию. Также полезную информацию могут сообщить поли­ция и родственники. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) запро­сите фотографии машины, участвовавшей в аварии, в дорожной или других соответс­твующих службах. При их анализе можно получить дополнительную информацию о возможных повреждениях у пациента.

Как следует формулировать вопросы?

Основные вопросы: «Что произошло?» и «Как было получено повреждение?». В зависимости от травмирующего фактора решающее значение приобретает следую­щая информация:

Что было повреждено:

  • внутренние и внешние повреждения транспортного средства, включая очерта­ния трещин на лобовом стекле изнутри;
  • повреждение пассажирского отсека транспортного средства;
  • ударялся ли пациент о рулевое колесо, приборную панель или лобовое стекло;
  • состояние рулевого колеса, приборной панели (погнута, зазубрена) и лобового стекла;
  • признаки того, что транспортное Средство, -а; ср. Медицинский препарат или предмет, необходимый при лечении, напр, кровоостанавливающее С. (перекись водорода, жгут).

» data-tipmaxw >средство переворачивалось, и (в таком слу­чае) приблизительное количество переворотов.

Огнестрельные ранения или колото-резаные раны:

  • тип ножа или огнестрельного оружия;
  • калибр пули;
  • длина ножа;
  • расположение пострадавшего при получении ранения. Падения:
  • высота падения;
  • на какую поверхность приземлился пострадавший;
  • часть (части) тела, на которую пришелся Удар, -а; м. (мн.: удары, -ов). Толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов и сердца, ощущаемые при его сокращении.

    Как воздействуют на пациента тип и количество приложенной энергии?

    На человека может воздействовать несколько видов энергии. Большинство обращений в отделения неотложной помощи по поводу травм связаны с передачей
    телу пострадавшего механической или кинетической энергии при закрытой травме (ДТП, падения с высоты, нападения, травмы в контактных видах спорта) или при проникающих повреждениях (огнестрельные или колото-резаные раны). Согласно закону сохранения энергии, энергия не исчезает и не появляется, она лишь переходит из одного вида в другой. Поэтому при остановке движущегося транспортного средства должен произойти переход энергии. К счастью для водителя и пассажиров, при обычном торможении кинетическая энергия превращается в тепловую, и происходит безопасная остановка. Однако при столкновении автомобиля с препятствием энергия передается транспортному средству и находящимся в нем пассажирам, приводя к разрушению автомобиля и телесным повреждениям находящихся в нем людей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector