1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм травмы и признаки

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ

ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ И МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ПРИЧИНЕННЫХ ТУПЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

С медицинской точки зрения повреждением (как синоним употребляют также термин «травма») называют нарушение анатомической целости либо физиологической функции органа и (или) ткани, возникшее в результате воздействия на организм человека факторов внешней среды.

Механические повреждения могут причиняться тупыми предметами, острыми орудиями, огнестрельным оружием, взрывом.

Установить конкретный предмет, которым было нанесено повреждение, обычно трудно. Чаще удается выявить лишь отдельные признаки или групповые свойства травмирующего агента, присущие не единичному экземпляру, а ряду предметов со сходными признаками. При этом следует иметь в виду, что повреждение отображает свойства не всего предмета, а только той его части, которая контактировала с телом и привела к возникновению повреждения. Эту часть травмирующего предмета принято обозначать как контактная, травмирующая или следообразующая поверхность.

Особенности воздействия травмирующих предметов на тело человека обусловлены рядом физических величин, а именно: массой, скоростью, продолжительностью контакта, величиной угла воздействия и др. В зависимости от их значения выделяют следующие виды механического воздействия.

Удар — столкновение двух тел, обладающих массой и скоростью. Двигаться при этом может как одно из тел, так и оба одновременно. Удар может быть нанесен предметом по телу человека, либо тело человека может удариться о предмет (соударение). Возникающие в обоих случаях повреждения по своей природе не отличаются одно от другого.

Если подходить к проблеме удара со строго академических позиций, то широко используемое в быту, а также работниками правоохранительных органов и экспертами понятие «сила удара» является не вполне корректным. Термин «сила» в сопромате используют, как правило, для статических и псевдостатических (т. е. медленно изменяющихся во времени) процессов. Динамические нагрузки, в частности удар, сопровождаются колебаниями, возникающие при этом напряжения могут во много раз превосходить по своему значению напряжения от действия статических нагрузок. В связи с этим ударное воздействие характеризуют такими физическими понятиями, как работа удара, кинетическая энергия травмирующего предмета, удельная работа удара, и некоторыми другими.

Давление (сдавливание, компрессия) — длительное взаимодействие двух и более тел, обладающих определенной массой, при котором их скорость стремится к нулю. Тело человека (или его часть) может сдавливаться между двумя предметами,

Рис. 8.1. Виды травмирующей поверхности тупых предметов (по В. Л. Попову с соавт.)

каждый из которых имеет минимальную скорость, либо между предметом и неподвижной опорой.

Растяжение (растягивание) характеризуется наличием двух сил, векторы которых направлены в противоположные стороны.

Трение — явление, возникающее при скольжении одного физического тела по поверхности другого. Характер повреждения при трении обусловливают масса предмета (тела), угол взаимодействия и свойства поверхности.

Механическое воздействие на ткани и органы вызывает в них ряд сменяющих друг друга изменений, следствием которых является образование повреждения. Последовательность развития событий, от момента внешнего воздействия до формирования повреждения, получила название механизм образования повреждения или механизм травмы.

В зависимости от характера нарушения анатомической целости органов и тканей различают повреждения:

  • — мягких тканей (кожи, слизистых оболочек, жировой клетчатки, мышц) — кровоизлияния, ссадины, раны, размозжения, разрывы;
  • — опорно-двигательного аппарата (костей и суставов) — переломы, вывихи, растяжения, разрывы, отрывы;
  • — внутренних органов — кровоизлияния, ушибы, разрывы, отрывы, размозжения, сдавление (кровью, воздухом, инородным телом);
  • — сосудов и нервов — разрывы, размозжения.

Повреждения могут возникать как в том месте, где на тело воздействовал травмирующий предмет, так и на удалении от него. В зависимости от этого их условно подразделяют на местные (локальные) и отдаленные (на протяжении). Последние нередко бывают обусловлены особенностями строения и конструкции органа, в частности кости, в связи с чем обозначаются как конструкционные.

Тупые предметы причиняют повреждения, действуя своей поверхностью (площадью). Их механические свойства (форма, размеры, масса, прочность, упругость, характер поверхности) весьма разнообразны. Различны их кинетическая энергия в момент контакта, место и направление действующей силы. Все это обусловливает большое морфологическое разнообразие повреждений, причиняемых тупыми предметами. В определенной степени свойства повреждений зависят также и от анатомо-физиологических свойств поражаемой части тела, наличия сопутствующей патологии и повреждений, возраста пострадавшего и др.

Характер местного (локального) повреждения определяется в основном размером, формой и рельефом травмирующей поверхности тупого предмета (рис. 8.1).

Соотношение размеров травмирующего предмета и травмируемого участка тела в момент причинения повреждения может быть неодинаковым. Травмирующий предмет может оставить на коже повреждение в виде «штамп-отпечатка», позволяя судить о форме и контуре его контактной поверхности, — такой предмет обозначают как ограниченный. Частичное отображение контура контактной поверхности указывает на причинение повреждения под острым углом или концом удлиненного предмета, обозначаемым как выступающая его часть. Широкая поверхность травмирующего предмета формирует повреждение в границах его контакта с частью тела — такой предмет определяется как предмет с неограниченной ударяющей поверхностью.

Механизм повреждения

Виды травм

I. Понятие о травме

Травмой или повреждением называетсявнезапное воздействие внешнего агента (механического, физического, химического, психического, лучевого), вызываю­щее в тканях и органах анатомические и физиологичес­кие нарушения, которые сопровождаются общей и мест­ной реакцией организма. Это так называемая острая травма. Постоянное воздействие на ткани слабых, одно­образных внешних раздражителей называется хроничес­кой травмой. Механические повреждения вызываются воздействием механической силы. Если они выражаются лишь в молекулярных изменениях поврежденных тка­ней и органов, то носят название сотрясения.

Различают закрытые и открытые повреждения. Зак­рытые повреждения — целость кожи или видимые сли­зистые оболочки не нарушаются. К ним относят ушибы мягких тканей, разрывы связок, сухожилий, поврежде­ния костей и суставов, вывихи и др.

Физические повреждения зависят от воздействия на ткани высоких или низких температур (ожоги и отморо­жения), электрического тока, рентгеновых лучей и др.

Химические повреждения являются следствием воздей­ствия на ткани кислот, щелочей и отравляющих веществ.

Биологические повреждения вызываются действием бактериальных токсинов.

Психические повреждения возникают в результате Рефлекторного раздражения центральной нервной систе­мы больного (испуга, страха, обстановки на войне и т. д.).

Различают травмы: производственные (промышленные, сельскохозяйственные) и непроизводственные (транспортные, бытовые, спортивные, пешеходные и др.), а также военные (умышленные) травмы и операционные травмы.

В зависимости от характера травмы тканей наблюдаются кожные повреждения (ушибы, раны), подкожные (растяжения, разрывы связок, внутренних органов переломы костей) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения черепа, груди, живота, суставов).

Повреждения могут быть одиночными, множественными и комбинированными (одиночные — перелом плеча, множественные — перелом ребер, комбинация перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря).

В зависимости от точки приложения силы повреждения делятся на прямые и непрямые. При прямом повреждении патологические изменения в ткани появляются на месте приложения силы. При непрямой травме патологические изменения в тканях возникают не на месте приложения силы, а на другом участке тела, например, при ударе в области локтевого сустава может произойти вывих плеча.

Действие механической силы проявляется в направ­лении сжатия или растяжения, разрыва, скручивания и продольной оси. На эффект действия внешнего фактора оказывают влияние:

■ направление травмирующей силы, угол этого направления — чем ближе к прямому, тем сильнее повреждение;

■ быстрота движения травмирующего тела;

■ продолжительность действия некоторых видов трав» при ожогах, отморожениях, химических ожогах имеет чрезвычайно важное значение.

Сила травмирующего фактора изменяется, если он встречает сопротивление. Например пуля, ударившись о каску, может изменить направление полета. Одеждазащищает от кипятка, спецодежда — от воздействия щелочей и кислот. Каждый признак в отдельности не может служить определением степени тяжести повреждения.

4. Анатомо-физиологические особенности тканей и органов при травме

Характер и степень тяжести патологических изменений при травме определяет состояние организма и его особенности:

Один и тот же травмирующий агент, действующий с одинаковой силой, может дать смертельные, тяжелые и легкие повреждения, в зависимости от жизненной важности пораженного органа, его физиологических и анатомических особенностей, в том числе и регенеративных ­свойств, состояния всего организма и центральной нервной системы в момент травмы, наличия патологических изменений в поврежденных тканях, органах и во всем организме, и, наконец, от возраста и пола.

Анатомическое строение тканей и органов, их жизненная важность, особенности регенерации определяют характер и степень повреждения, а также методы и исходы лечения. Потеря даже значительного участка мягких тканей может иметь меньшее значение, чем незначительная потеря вещества головного или спинного мозга. В 1-м случае пересадка кожи или ампутация с последующим протезированием может сохранить пострадавшему не только жизнь, но и работоспособность, во 2-м — тяжелые параличи, осложненные пролежнями, и инвалидность.

Небольшое повреждение может дать различные исходы, в зависимости от важности функции органа. Так ожог бедра кислотой закончится образованием рубцов, а тот же ожог пищевода может привести к сужению пищевода и образованию свища желудка или к пластической операции образования искусственного пищевода.

Физиологическое состояние тканей и органов влияет на характер и тяжесть разрушений. При огнестрельном ранении желудок или тонкая кишка чаще разрушаются, когда они наполнены пищей или кишечным содержимым, нежели когда они пусты. Кости пожилых людей чаще ломаются и разрушаются, чем у молодых людей.

Патологические изменения тканей и органов делят их менее стойкими к воздействию силы.

Если разрыв здоровой селезенки почти не наблюдается, то селезенка «малярийная» может разорваться при кашле или при повороте больного в кровати. Травма на холоде часто осложняется шоком.

Возраст больного также имеет значение как для развития патологического процесса, так и для исхода его. Слабость связочного аппарата в суставе способствует раз­витию привычных вывихов.

Для патологически измененной кости достаточно ми­нимальной травмы, и она разрушается. Удаление пули, находившейся в мягких тканях много месяцев или лет, разделение спаек при операции в брюшной полости мо­гут вызвать столбняк, сепсис, перитонит (скрытая, дрем­лющая инфекция).

Все имеет значение: и окружающая обстановка, и ус­ловия, и обстоятельства, при которых происходит повреж­дение. Наиболее тяжелые повреждения как физические, так и психологические по характеру повреждений, осложнениям и исходам бывают при катастрофах, стихийных бедствиях и во время войны.

Лекция 44. Общие вопросы травматизма

1. Виды травматизма

Задачей изучения травм является не только лечение повреждений, но иих профилактика. Для этого необходимо изучить условия труда, быта и все виды

Промышленный (производственный) травматизм. Связан с процессом производства того или другого вида про­чий (машин, механизмов, угля, хлеба и др.) и несоблюдением правил техники безопасности. Промышленный трав­матизм составляет 14,4 % всех травм (С. Я. Френдлин).

Сельскохозяйственный травматизм связан с современ­ной механизацией сельскохозяйственного производства. Травмы в селе носят двойной характер: с одной стороны они относятся к бытовым травмам (падения, ушибы, уку­сы животных), с другой — в связи с механизацией труда повреждения сходны с промышленными травмами. Особенностью сельскохозяйственной травмы является то, что она связана с загрязнением землей и может осложниться инфекцией, в том числе анаэробной (столбняк).

Читать еще:  Йога при артрите артрозе коксартрозе и ревматоидном артрите

Бытовой травматизм наблюдается в условиях быто­вой обстановки (падение с высоты, ожоги, электротрав­ма и др.).

Уличный травматизм связан главным образом с транс­портом и недостатками в организации уличного движе­ния, несоблюдением правил движения пешеходами и т. д.

Спортивный травматизм связан с недостатками ме­тодик, неподготовленностью спортсменов, неудовлетво­рительным состоянием спортивного инвентаря и т. д.

Анатомо-физиологические особенности детского возраста, неправильное воспитание детей, отсутствие мест игр, значительный процент травм среди детей позволяют выделить под особой рубрикой детский травматизм.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10029 — | 7805 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Механизм повреждений

По механизму повреждений на первом месте стоят сочетанные травмы , вызванные дорожно-транспортными происшествиями — ДТП (дорожно-транспортные и железнодорожные аварии, наезды на пешеходов), на втором месте травмы от падения с высоты (главным образом, суициды) — 25%, производственные и другие травмы составляют 5%. Поэтому тяжелые дорожно-транспортные травмы вполне закономерно на 80% можно отождествлять с сочетанными травмами, и снизить тяжесть последствий ДТП можно только в результате улучшения оказания помощи при сочетанных травмах.

Механизмы повреждений при автомобильных травмах достаточно разнообразны, их можно разделить на несколько групп. Прежде всего это травмы пешеходов и внутриавтомобильные травмы водителя и пассажиров автомашины. Основным фактором, определяющим тяжесть травмы, является скорость автомобиля. При скорости менее 24 км/ч, как правило, не бывает травм со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда автомобиль переезжает туловище человека. При лобовом столкновении автомашин, двигающихся со скоростью 100 км/ч и более, в живых не остается никого. Частота различных видов дорожно-транспортных происшествий представлена в табл. 1-1.

Вид ДТПЧастота, %
1. Наезд на пешехода32,7
2. Внутриавтомобильные травмы:
столкновения
опрокидывание
наезд на препятствие (столб, стоящий транспорт)
63,6
32,3
12,1
19,2
3. Прочие3,7
Итого.100

Множественность повреждений при автодорожных травмах обусловлена высокой энергией (скоростью и массой) ранящего снаряда (автомобиля) и многофазностью (по А.А. Солохину) наносимых повреждений. При наезде автомобиля на пешехода последний получает переломы нижних конечностей и таза, затем его отбрасывает на капот и лобовое стекло, в результате чего он получает повреждение черепа и грудной клетки. В следующую фазу пострадавший падает с автомобиля, так как водитель резко замедляет движение или останавливается, а пострадавший продолжает движение по инерции. При этом тело человека ударяется с большой силой о мостовую или (реже) какие-либо выступающие предметы. В условиях города это припаркованные автомобили и столбы освещения. К повреждениям нижнейполовины тела добавляются переломы верхних конечностей, травмы черепа, грудной клетки и брюшной полости. Полученные в 1-й фазе повреждения усиливаются.

При ударе боковой частью автомобиля (по касательной) пешехода отбрасывает на мостовую и он получает травмы нижних конечностей, головного мозга и грудной клетки. У женщин характерны отслойки кожи и клетчатки в области бедер и ягодиц с образованием обширных надфасциальных гематом. У умерших от повреждений нижних конечностей и таза мы наблюдали отслойку в 56,3% случаев. Для внутриавтомобильных травм характерны сочетание черепно-мозговой и челюстно-лицевой травмы вследствие удара головой и лицом о приборную панель автомобиля, двусторонние множественные переломы ребер вследствие удара о рулевую колонку, сложные переломы нижних конечностей, вертлужной впадины, разрывы сочленений таза и переломы тазовых костей. Переломы нижних конечностей часто отличаются особой тяжестью с разрушением на большом протяжении диафиза бедра, метафизов бедра и голени. Переломы голени также многооскольчатые и нередко являются открытыми.

Причиной этого является сильный удар одновременно со скручиванием и сдвигом конечности пассажира или водителя, которая фиксирована деталями салона автомобиля, в отличие от удара автомобиля по ногам пешехода. В последнем случае сила удара уменьшается за счет отбрасывания пешехода, а силы скручивания образуются только при вращении туловища пострадавшего.

При внутриавтомобильных травмах может быть и двухфазный механизм в тех случаях, когда водитель и пассажиры не фиксированы ремнями безопасности. При резком торможении автомобиля (наезд на препятствие), двигающегося с большой скоростью, пассажир буквально вылетает через лобовое стекло, получая множественные травмы при ударе о мостовую.

В 2002 г. к нам обратился пациент с последствиями политравмы — вывихом стернального конца ключицы и отрывом обеих ягодичных мышц. Травму получил за полгода до этого, находясь в командировке в Тюменской области. Он сидел пассажиром на переднем сиденье автомобиля «Волга», двигающегося со скоростью более 100 км/ч. На скользкой дороге водитель не справился с управлением, выскочил на обочину и врезался в пень. Пострадавший вылетел через лобовое стекло и, пролетев 10,5 м (по данным осмотра ГИБДД), упал на шоссе, проехав на спине еще около 5 м, в результате чего получил множественные переломы ребер с разрывом печени, переломом таза,вывих ключицы, сотрясение головного мозга. В ближайшей больнице были сделаны лапаротомия и ушивание разрывов печени. После срастания переломов ребер, лонной и седалищной костей был выписан и уехал в Москву.

Во время обращения беспокоили боли в области ягодиц в момент перехода в сидячее положение. Пациент был вынужден приподнимать кверху обе ягодицы руками, чтобы сесть. При осмотре отмечались смещение обеих ягодичных складок книзу, уплощение ягодиц. Отведение, сгибание и ротация бедер не нарушены. Флюктуация не ощущалась. Оперирован 12.03.03 в положении на животе (В.А. Соколов). Разрезом слева параллельно гребню подвздошной кости рассечены кожа, клетчатка, фасция. Ягодичная мышца оказалась цела. После ее рассечения обнаружена огромная сообщающаяся полость под обеими ягодичными мышцами, дном которой были обе подвздошные кости и крестец. Полость была заполнена сукровичной жидкостью общим объемом приблизительно 1300 мл. Полость дренирована, рана ушита. Выздоровление. Такая обширная отслойка мышц образовалась в момент удара ягодицами о шоссейное покрытие с одновременным скольжением по поверхности шоссе. У пациента была слабо выражена подкожная клетчатка, и он был в плотных брюках, поэтому произошла отслойка ягодичных мышц от подвздошных костей, а не кожи и подкожной клетчатки.

Повреждения позвоночника возникают от удара частями автомобиля по спине соответственно месту применения силы и в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночника в отдалении от места удара. При прямом ударе повреждаются остистые отростки, дужки и тела грудных поясничных позвонков, при сгибании возникают компрессионные переломы тел позвонков, разрывы межпозвонковых дисков и связок одного или нескольких смежных позвонков.

Травмы от сгибания и разгибания позвоночника характерны для шейного отдела, который отличается большой подвижностью. При ударе по поверхности туловища и конечностей происходит резкое сгибание шеи, вследствие чего возникают разрыв связок задней поверхности позвоночника и сдавление межпозвонкового диска и тел позвоночника спереди. Малоустойчивая губчатая ткань тел двух смежных позвонков клиновидно сплющивается. Межпозвонковый диск и тело вышележащего позвонка смещаются кпереди, образуя вывих позвонка, вызывая повреждение оболочек и спинного мозга под действием удара, приложенного по задней поверхности туловища, происходят запрокидывание головы и переразгибание шейного отдела позвоночника.

Такая ситуация возникает при наезде сзади на стоящий автомобиль, особенно при большой скорости и массе заднего автомобиля. На передней поверхности шейного отдела позвоночника происходит растяжение атлантозатылочной мембраны, продольной связки, мышц и межпозвонковых дисков, на задней — сжатие тел позвонков, их дужек с подвывихом вышележащего позвонка кзади. При этом механизме возможны переломы зубовидного отростка II шейного позвонка, а также кольцевидные переломы основания черепа в задней его ямке.

Из внутренних органов груди и живота наиболее уязвимыми при автомобильных травмах являются паренхиматозные органы (легкие, печень, селезенка, почки). В подавляющем большинстве случаев отмечается прямой механизм травмы. Вначале ломаются ребра и отломки ребер прокалывают и разрывают ткань легкого и мелкие бронхи. Воздух поступает в плевральную полость. Легкое спадается, образуется пневмоторакс. Источником кровотечения в плевральную полость в подавляющем большинстве случаев являются межреберные сосуды, которые повреждаются отломками ребер. Излившаяся кровь также сдавливает легкое, образуя гемоторакс. Печень и селезенка повреждаются вследствие прямого удара частями салона автомобиля, но при большой скорости столкновения может действовать непрямой механизм повреждения, поскольку в момент остановки внутренние органы в силу своей подвижности по отношению к скелету некоторое время еще перемещаются по инерции. В результате происходит перерастяжение подвешивающих связок внутренних органов с разрывом последних в зоне прикрепления связок. Разрывы грудного отдела аорты, например, в подавляющем большинстве случаев происходят в области прикрепления артериальной связки (нисходящая часть аорты).

При разрывах полых органов важное значение имеют степень их наполнения и действие гидродинамической силы, поэтому разрывается наполненный мочевой пузырь, а пустой повреждается крайне редко.

Если автомобиль опрокидывается, то наиболее часто возникают Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) различной тяжести, повреждения шейного отдела и других отделов позвоночника, грудной клетки, живота, таза и нижних конечностей.

В связи с особой тяжестью автотранспортных травм и их характерным механизмом на протяжении 50 лет постоянно усовершенствуются меры пассивной и активной безопасности автомобиля. К пассивным мерам относятся конструкторские усовершенствования по укреплению корпуса автомобиля с целью противодействия его деформации при столкновении, закреплению тех частей двигателя, которые могут попасть в салон автомобиля, созданию должной обтекаемости кузова автомобиля, чтобы меньше травмировать пешеходов, и т.д.

Активная безопасность автомобиля осуществляется при помощи ремней безопасности, подголовников и воздушных мешков.

Ремни безопасности снижают частоту тяжелых травм на 20—30%. Они фиксируют туловище водителя и пассажиров, благодаря чему снижается количество черепно-мозговых и челюстно-лицевых травм, почти полностью исключаются травмы рулевой колонкой. Ремни безопасности незаменимы при опрокидывании автомобиля, особенно многократном.

Высокие подголовники оберегают шейный отдел позвоночника, препятствуя его переразгибанию в момент удара сзади. Количество тяжелых травм шейного отдела позвоночника, повреждений спинного мозга значительно снижается.

Воздушные мешки автоматически раздуваются в момент столкновения автомобиля с другим автомобилем или препятствием и предохраняют переднюю часть тела, лицо и голову от повреждений.

Механизм множественных и сочетанных повреждений при падении с высоты больше роста человека (кататравмы) отличается от механизма дорожно-транспортных травм. Тяжесть повреждений зависит от высоты, исходной массы пострадавшего, положения его тела в момент удара о землю, плотности поверхности земли.

Падение с высоты выше 6-го этажа (20 м), безусловно, смертельно, если оно не замедляется в результате падения пострадавшего на ветки дерева, глубокий сугроб, козырек над балконом и т.п. Большинство падений с высоты происходит в результате суицидальных действий, реже — в состоянии опьянения при попытке проникнуть в запертую квартиру через балкон.

Читать еще:  Классифицирование заболевания по мкб 10

Характерными повреждениями являются переломы нижних конечностей, сочетающиеся с компрессионными переломами поясничного и нижнегрудного отделов позвоночника при приземлении на ноги, переломы таза, ребер с повреждением печени или селезенки при приземлении на бок, переломы черепа с повреждением головного мозга, шейного и верхнегрудного отдела позвоночника, если пострадавший падает вниз головой.

Наиболее типичны переломы тел нижнегрудных и поясничных позвонков в сочетании с переломами обеих пяточных костей. Эти повреждения в любом случае необходимо исключить или подтвердить в случае кататравмы.

Производственные травмы, как причина сочетанных повреждений, составляют около 5%. Они вызываются придавливанием тяжелыми предметами (например, бетонной плитой на стройке), затягиваниемв движущиеся механизмы станков, когда повреждаются верхние конечности, грудная клетка, череп.

Наезд производственного и служебного автотранспорта во время работы относится к ДТП и по последствиям не отличается от обычных уличных травм. Равным образом падения с высоты на стройках не имеют существенных отличий от таковых вследствие бытовых травм, хотя ЧМТ бывают менее тяжелыми, если на пострадавшем надета защитная каска.

Рельсовые травмы как причина сочетанных травм наблюдаются в 2—3% случаев вследствие наезда железнодорожного транспорта, поездов метро, трамваев. Обычно ведущими являются травматические ампутации крупных сегментов конечностей с повреждением головного мозга, грудной клетки, живота, таза. Нередко рельсовые травмы возникают в результате суицидов или криминальных действий.

Последние 10—15 лет резко возросло количество сочетанных и множественных травм вследствие криминальных действий. К ним относятся избиения, множественные огнестрельные ранения туловища головы и конечностей. Для избиений характерны множественные осложненные переломы ребер в сочетании с переломами лицевого скелета и свода черепа, тупая травма внутренних органов живота. Варианты множественных огнестрельных ранений могут быть самыми разнообразными.

Сочетанные травмы являются основными при массовых несчастных случаях и катастрофах. В Российской Федерации ежегодно происходит от 800 до 1400 ДТП с особо тяжкими последствиями, когда число погибших составляет 5 и более человек, а число пострадавших — 10 и более. Эти ДТП вызывают большой общественный резонанс и очень болезненно воспринимаются населением.

В.А. Соколов
Множественные и сочетанные травмы

Виды автомобильной травмы и механизмы образования повреждений

Повреждения транспортными средствами

Транспортная травма — это механические повреждения, причиняемые при воздействии наружных или внутренних частей транспорта во время его движения или при падении с движущегося транспорта. Повреждения, полученные в условиях транспортных происшествий, нередко бывают вызваны различными повреждающими факторами (механическими, термическими, химическими). Особенности возникающих повреждений связаны с разнообразием видов транспортных средств, состоящих из двух групп; транспорт колесный и неколесный.

К колесному транспорту относят: рельсовый (поезда, трамваи, дрезина) и нерельсовый (автомобили, мотоциклы, тракторы и экскаваторы на колесном ходу и др.).

Неколесный транспорт подразделяют на гусеничный (танки, тракторы и экскаваторы на гусеничном ходу) и негусеничный (лифты, эскалаторы и др.).

В подземных условиях (в шахтах, тоннелях, метро) травма причиняется аналогичными видами подземного транспорта.

Кроме того, отдельно выделяют авиационную и воднотранспортную травму.

Виды автомобильной травмы и механизмы образования повреждений (А.А. Матышев и др., 1968)

Вид автомобильной травмы Фаза причинения травмы Механизм образования повреждений

Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (удар автомобилем) — наезд 1. Столкновение частей автомобиля с телом

2. Падение тела на автомобиль

3. Отбрасывание тела и падение его на грунт

4. Скольжение тела по грунту 1. Удар частями автомобиля и сотрясение тела

4. Трение о грунт

Травма от переезда колесом автомобиля 1. Соприкосшвение кодеса с телом

2. Толкание, иногда переворачивание тела колесом

3. Въезд колеса на тело

4. Перекатывание колеса через тело

5. Волочение тела 1. Удар колесом

2. Трение о грунт и колесо

3. Трение и вращательное движение колеса

4. Сдавление и растяжение

5. Трение о грунт

Травма от выпадения из движущегося автомобиля 1. Столкновение тела с частями автомобиля

2. Падение на грунт

3. Скольжение по грунту 1. Улар о части автомобиля

2. Удар о грунт и сотрясение тела

3. Трение о грунт

Травма внутри автомобиля 1. Столкновение тела с частями кабины или кузова

2. Прижатие тела сместившимися частями кабины 1. Удар и сотрясение тела

Травма от сдавления тела между автомобилем и другими предметами или грунтом 1. Соприкосновение частей автомобиля с телом

2. Прижатие тела к различным предметам 1. Удар частями автомобиля

Комбинированные виды травмы Количество фаз и механизмы образования повреждений определяются в зависимости от комбинации основных видов травмы

Прочие случаи Фазы и механизмы определяются конкретными условиями происшествия

Таким образом, при автомобильной травме повреждения у потерпевших могут возникать от удара и сотрясения тела, сдавления, растяжения и трения. Однако количество фаз и степень выраженности повреждений от каждого из указанных механизмов могут варьировать в зависимости от особенностей конкретного случая. Повреждения при автомобильной травме подразделяются на: специфические (отражающие форму, рисунок, размеры деталей и частей конкретного автомобиля — следы-отпечатки протектора шин, радиатора, фары, болтов крепления); характерные (бам- пер-повреждения, обширные параллельные ссадины и др.) и нехарактерные (аналогичны любой травме от действия тупого предмета).

При столкновении движущегося автомобиля с человеком образуются разнообразные повреждения: ссадины, кровоподтеки, ушибленные и ушибленно-рваные раны, переломы, разрывы и отрывы внутренних органов. Объем указанных повреждений зависит от массы и скорости автомобиля, а их локализация — от высоты расположения ударяющих частей транспортного средства.

В результате переезда колесом движущегося автомобиля возникают специфические следы в виде ссадин и внутрикожных кровоизлияний, являющихся отражением рисунка протектора на теле. Кроме того, при этом виде автотравмы часто наблюдаются кольцевидные (круговые) отслоения кожи от подкожной клетчатки с образованием заполненных кровью полостей — гематом. Характерные специфические повреждения часто сочетаются с многочисленными нехарактерными повреждениями мягких тканей в виде ссадин, ушибленных ран, переломов костей скелета, разрывов и перемещений внутренних органов.

Повреждения при выпадении человека из движущегося автомобиля, (из кузова или из кабины) обусловлены чаще всего ударами потерпевшего головой о дорожное покрытие с образованием многооскольчатых переломов черепа, компрессионных переломов шейных позвонков, повреждения головного и спинного мозга, а при падении на ягодицы — переломами таза и поясничного отдела позвоночника. При этом нередко наблюдается повреждение внутренних органов от сотрясения.

Травма внутри автомобиля встречается при столкновении движущихся автомобилей друг с другом или с каким-либо неподвижным предметом, при переворачивании автомобиля, при его резком ускорении или резком торможении. При лобовом столкновении водитель и пассажир переднего сидения выталкиваются вперед и вверх, ударяются нижними конечностями о щиток приборов управления, а головой — в потолок кабины или ветровое стекло. При этом водитель, как правило, ударяется лицом, грудью и животом о рулевое колесо. При указанных ударах основные повреждения располагаются на передней поверхности тела, реже — на боковых поверхностях. Они характеризуются образованием обширных ушибленных ран с оскольчатыми переломами лицевого скелета, черепа, повреждениями головного мозга, нижних конечностей и таза. Удар о ветровое стекло или стекло дверцы ведет к образованию множественных резаных ран с наличием мелких осколков стекол в ране. У водителя при ударе о рулевое колесо возникают ссадины и кровоподтеки дугообразной формы, переломы грудины и ребер, разрывы кожи между первым и вторым пальцами кистей, вывихи и переломы костей кисти. При резком изменении скорости автомобиля у пассажиров и водителя возникают характерные повреждения шейного отдела позвоночника (хлыстовидные переломы) в результате запрокидывания головы и чрезмерного сгибания (разгибания) шейного отдела позвоночника.

Повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими предметами наиболее выражены в области груди и живота и образуются при соприкосновении частей автомобиля с телом и прижатии тела к преграде. При этом наблюдается несоответствие между минимальными повреждениями наружных покровов и обширными травмами внутренних органов.

Каковы разновидности вывихов предплечья и причины их возникновения?
Вывихи могут сочетаться с переломами костей, составляющих локтевой сустав. Механизм травмы: падение на кисть руки, попадание в станок, автомобильные травмы.

Если в результате несчастного случая работник погиб либо получил телесные повреждения, следователь назначает судебно-медицинскую экспертизу, на разрешение которой могут быть поставлены вопросы о причинах смерти, времени ее наступления, механизме образования и.

II Механизм травмы и классификация.

Механизм травм таза прямой. Причиной травм чаще всего являются дорожно-транспортные происшествия, падения с высоты, различного вида сдавления таза. При травмах, как правило, действуют силы внешней или внутренней ротации, а также смещающие усилия в боковой и вертикальной плоскостях. Деформирующие силы переходят границы напряжения эластичности таза, что ведет к перелому и разрыву связочного аппарата. Чаще всего, независимо от вида и направления повреждающей силы разрыв тазового кольца происходит в вентральном отделе. При сагиттальнойкомпрессии таза наиболее вероятно возникновение двусторонних переломов лобковых и седалищных костей, поперечного перелома крестца и разрывов крестцово-подвздошных сочленений. При фронтальнойкомпрессии таза вероятно возникновение множественных переломов переднего полукольца таза, переломов крыльев и тел (на уровне вертлужных впадин) седалищных костей, продольных переломов крестца и разрывов крестцово-подвздошных сочленений. При диагональнойкомпрессии таза могут возникать переломы тел лобковых костей, разрыв лобкового симфиза, продольные переломы крестца, разрывы крестцово-подвздошных сочленений. При прямом ударе в область лобкового симфиза, как правило, возникают множественные переломы переднего полукольца таза, крыльев подвздошных костей, разрыв крестцово-подвздошного сочленения. При ударе в диагональном направлении возникают: на стороне удара – переломы тел седалищной и лобковой костей и разрыв крестцово-подвздошного сочленения. При ударе в область крыла подвздошной кости возникают: на стороне удара-преломы тела и крыла подвздошной кости, на противоположной стороне-перелом ветви лобковой кости и разрыв крестцово-подвздошного сочленения, При боковом ударе в область большого вертела, вероятно, возникновение переломов дна вертлужной впадины (с центральным вывихом головки бедренной кости), тел обеих седалищных и лобковых костей и разрыв крестцово-подвздошного сочленения на противоположной стороне таза (относительно удара). Стабильность тазового кольца зависит от взаимодействия заднего, несущего вес тела, крестцово-подвздошного комплекса, который включает в себя крестцово-подвздошное сочленение и основные связки, а также мышцы и фасции тазового дна.

Классификация:

Применительно к выбору метода лечения наиболее удобна классификация АО – Tile, которая объединяет две концепции – стабильности и направления травматического воздействия.

Повреждения таза делятся на 3 группы;

Переломы типа А – стабильные, с минимальным смещением, без нарушения целостности тазового кольца. К травмам типа А 1относят переломы крыла подвздошной кости, лонных и седалищных костей без смещения отломков, отрывные переломы передне-верхней, передне-нижней остей. При А 2 переломах может быть повреждено тазовое кольцо за счет двусторонних переломов лонных и седалищных костей, но без смещения фрагментов, при этом тазовое кольцо остается стабильным. К переломам А 3 отнесены поперечные переломы крестца и копчика, не нарушающие целости тазового кольца.

Читать еще:  Как болит невралгия слева болезни нервов

Переломы типа В –ротационно нестабильные, но вертикально стабильные (типа открытой книги). Возникают при воздействии латеральных компрессионных или ротационных сил. При этом всегда повреждается задняя группа связок таза и тазовое дно остается интактным. При переломах типа В 1 – повреждения в виде открытой книги происходят вследствие действия наружно-ротационной силы, которая разрывает лобковый симфиз. При повреждениях 1-й степени, когда ширина симфиза менее 25 мм стабильность тазового кольца не нарушена. При повреждении 2-й степени разрывается не только связочный аппарат лобкового симфиза, но и крестцово-отстистые и передние крестцово-подвздошные связки. Если ширина симфиза менее 25мм, то поврежден только связочный аппарат симфиза, если более 25мм, то возможны разрывы крестцово-подвздошных связок и повреждение тазовых органов. В 2-латеральные компрессионные переломы, которые происходят при действии внутренней ротации. Силы приложенные к половине таза могут вызвать повреждение переднего отдела таза в виде переломов верхних или обеих ветвей лобковых костей и разрыв связок переднего крестцово-подвздошного комплекса. При этом половина таза ротируется вверх и кпереди. В 3 – двусторонние переломы. При действии внутренней ротационной силы происходит ротационный перелом половины таза. Разрываются верхние и нижние ветви, затем сдавливается передний отдел крестцово-подвздошного сустава. Вся половина таза может быть сдвинута в противоположную сторону, повреждая мочевой пузырь и сосуды таза.

Переломы типа С – тазовое кольцо разрывается полностью в переднем и заднем отделе. Половина таза может быть смещена в горизонтальном и вертикальном направлениях. Эти переломы ротационно и вертикально нестабильные и характеризуются полным разрывом тазового кольца. С 1 – одностороннее повреждение. С 2 и С 3 –двусторонние повреждения. К ним относят:

— разрывы симфиза и крестцово-подвздошного сустава;

— разрывы симфиза и длинные переломы подвздошных костей;

— разрыв симфиза и перелом крестца;

— перелом переднего отдела таза и разрыв крестцово-подвздошного сустава (Мальгеня);

— перелом переднего отдела тазового кольца и перелом крестца через отверстия или латеральную части его.

а

с

. Классификация повреждений таза по АО: А— переломы стабильные; Б — пе­реломы ротационно нестабильные; С — вертикально нестабильные переломы

.Повреждения там типа А: а — возможные локализации переломов; Б — свя­зочный аппарат дорэального отдела остается интактным

Переломы вертлужной впадины также делятся на 3 типа. В соответствии с этой классификацией различают такие виды переломов в области вертлужной впадины:

Классификация переломов вертлужной впадины по Letournel – АО – ASIF.

А — неполный внутрисуставной перелом:

А1 – неполный внутрисуставной перелом одной колоны, задней стенки;

А2 – неполный внутрисуставной перелом одной задней колонны;

А3 – неполный внутрисуставной перелом одной передней колонны.

В – неполный внутрисуставной перелом с поперечной линией излома:

В1 – переречный перелом с переломом задней стенки;

В2 – неполный Т – образный внутрисуставной перелом с поперечной линией излома;

В3 – неполный внутрисуставной перелом с поперечной линией излома, передней колонны/задней стенки –задний полупоперечник.

С – полный внутрисуставной перелом обеих опор, распространяющийся на крестцово-подвздошное сочленение:

С1 – полный внутрисуставной перелом обеих колонн, высокий вариант;

С2 – полный внутрисуставной перелом обеих колонн, низкий вариант;

С3 – полный внутрисуставной перелом обеих колонн, распространяющийся на крестцово-подвздошный сустав.

Механизм повреждений.

По причинам возникновения политравмы первое место занимает транспортный травматизм — 50%, второе — кататравма (травма, полученная при падении с высоты) — 35%.

Анализ механизма повреждений показал зависимость от этиологического фактора. Различают одномоментный, последовательный и комбинированный механизмы возникновения политравмы.

Одномоментный механизм. На пострадавшего одновременно действуют несколько травмирующих сил в разных местах.

Так, при дорожно-транспортных авариях (при неожиданном наезде на препятствие, лобовом столкновении) на водителя могут одновременно действовать:

  • * удар коленного сустава о переднюю панель (происходит или травма коленного сустава с переломом надколенника, разрывом крестообразных связок, или повреждение дна вертлуной впадины вследствие непрямого механизма);
  • * удар грудью о рулевое колесо (может привести к перелому грудины, ребер, ушибу сердца, повреждению легкого);
  • * резкое сгибание и затем — переразгибание шеи с типичной «хлыстовой» травмой шейного отдела позвоночника.

При падении с высоты (кататравме) травмирующие силы также действуют одномоментно. При падении на ноги или на руки нередко возникают на одноименных сегментах (голени, предплечья, пяточные кости) идентичные повреждения со сходными линиями переломов, одинаковым типом смещения («зеркальные» переломы). Весьма вероятны также, особенно при падении с большой высоты, множественные повреждения внутренних органов. политравма повреждение удар падение

Последовательный механизм. Повреждения возникают не одновременно. Так, при наезде автотранспорта пешеход получает сначала удар бампером машины в голени (первая фаза), затем его тело забрасывается на капот с возможными повреждениями головы, грудной клетки, позвоночника (вторая фаза), а потом отбрасывается на дорогу (третья фаза), где, помимо травмы от удара о землю, возможен наезд проезжающего мимо другого автомобиля.

Комбинированный механизм может возникнуть, например, в результате дорожно-транспортной аварии с возгоранием аварийной машины или взрыва газа в шахте (помимо механических повреждений пострадавший получает термические ожоги).

Симптомы сочетанных и множественных травм могут быть самыми разнообразными. Они зависят от анатомической локализации повреждений, наличия травматического шока, острой кровопотери, черепно-мозговых расстройств, острой дыхательной недостаточности и т. д. Ведущим повреждением считается наиболее тяжелое и опасное для жизни пострадавшего, поскольку оно во многом определяет клиническую картину. При некоторых травмах ведущих повреждений может быть несколько.

В соответствии с ведущим повреждением сочетанную травму классифицируют следующим образом:

  • 1) сочетанная травма черепа;
  • 2) сочетанная травма опорно-двигательного аппарата;
  • 3) сочетанная травма грудной клетки и скелета;
  • 4) сочетанная травма живота и дыхательная недостаточность.

Сочетанная травма черепа представляет собой собственно повреждение черепа средней или тяжелой степени, сопровождающееся травмой других отделов опорно-двигательного аппарата. В этом случае наибольшую опасность для жизни представляют неврологические расстройства (вплоть до комы), которые дополнительно осложняются расстройствами дыхания и кровообращения, вызванными другими повреждениями.

Сочетанная травма грудной клетки в первую очередь вызывает острую недостаточность дыхания, осложненную травматическим, болевым или геморрагическим шоком, вызванным травмами других отделов опорно-двигательного аппарата.

Если в состав сочетанной травмы входит повреждение органов брюшной полости, то оно всегда будет ведущим, поскольку наибольшую опасность для пострадавшего представляют внутреннее кровотечение или разрыв полых органов брюшной полости. Все остальное повреждения, будь то травма черепа, груди или конечностей, являются сопутствующими и осложняют уже и без того тяжелое состояние неврологическими, дыхательными расстройствами или шоком.

Повреждения других отделов опорно-двигательного аппарата являются ведущими только в том случае, ели они вызывают серьезные нарушения работы организма (например, серьезные повреждения тазовых костей, переломы позвоночника, затрагивающие спиной мозг, отрывы конечностей). Сопутствовать им могут повреждение головного мозга любой степени, кроме тяжелой, травмы грудной клетки и т. п.

Сочетанные травмы классифицируются также по опасности для жизни:

  • 1) нежизнеопасные;
  • 2) жизнеопасные;
  • 3) смертельные.

К нежизнеопасным травмам относятся те повреждения, которые не влекут за собой значительных нарушений работы организма и в связи с этим не представляют опасности для жизни.

Жизнеопасная травма — это такое повреждение органов, которое может быть устранено только хирургическим путем и при отсутствии своевременной помощи может привести к смерти.

Смертельная травма — это такое повреждение жизненно важных органов, которое невозможно устранить и которое рано или поздно неизбежно приводит к летальному исходу.

Одним из наиболее тяжелых последствий политравмы является травматическая болезнь

Процесс развития травматической болезни условно делится на три периода:

  • 1) острый период — травматический шок, острая массивная кровопотеря и постгеморрагическая анемия, нарушение жизненно важных функций организма, проявление процесса взаимного отягощения, извращение симптоматики местных повреждений (продолжительность до 1 недели);
  • 2) период ранних острых гнойно-воспалительных и некротических осложнений, опасных развитием септицемии и септикотоксемии, вторичных нарушении жизнедеятельности организма (продолжительность 2- 3 недели);
  • 3) завершающий период нормальных или извращенных анатомических и функциональных последствий травм, в том числе поздние гнойно-воспалительные и дистрофические осложнения.

Травматическая болезнь встречается более чем у половины получивших сочетанные травмы. Процент летальности ее различен и в зависимости от степени тяжести может составлять от 10 до 90% . В свою очеред: тяжесть травматической болезни напрямую зависит от тяжести самой травмы, а последняя определяется по развитию травматического шока.

Если повреждения не сопровождались развитием шока или он был незначительным (I степени), травматическая болезнь не возникает, а травма считается легкой. При средней степени тяжести травмы (шок II степени) травматическая болезнь развивается в 20% случаев, а смертельный исход наблюдается у каждого десятого пациента. Шок III степени сопровождает тяжелые травмы, при которых летальность травматической болезни составляет 40%. При несовместимых с жизнью травмах летальность составляет 90% (т. е. небольшой процент выживших все же есть).

По мере развития травматической болезни шок постепенно сходит на нет, уступая место острой токсемии. Токсины выделяются при некрозе тканей, а также в процессе жизнедеятельности микробов. У больного в это время снова повышается температура тела в состоянии шока она, как правило, ниже нормальной). Несмотря на это, больной ощущает, что ему стало легче. Боль стихает, артериальное давление приходит в норму. Однако в эту же стадию нередко возникают расстройства психики. Чаще всего это делириозное состояние, сопровождающееся бредом и галлюцинациями, часто устрашающего характера. Иногда такое состояние может стать причиной попытки самоубийства. Кроме того, пациент может представлять опасность для окружающих. В случае появления подобных нарушений необходимо срочно принять меры: ввести успокаивающие средства, привязать пациента к кровати и т. п. При тяжелой интоксикации развивается олигурия.

При оказании помощи пациенту необходимо соблюдать так называемое правило трех катетеров:[Первый катетер вводится в подключичную вену, с его помощью восполняют дефицит объема циркулирующей крови, корректируют нарушения кислотноосновного равновесия, при необходимости обеспечивают питание больного. Второй катетер через носовой вход вводится в дыхательные пути. За счет этого обеспечивается дыхание воздухом, обогащенным кислородом, или, если требуется, чистым кислородом. Третий катетер вводится в мочевой пузырь для точного контроля количества выделяемой мочи. Нормальный показатель работы почек — выведение 30-0 мл мочи в час. Выделение 5-30 мл мочи называют олигоурией, менее 5 мл в час — анурия.

Длительность стадии токсемии во многом зависит от тяжести шока, но в среднем продолжается от 3 до 7 суток

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector