0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности занятий на разных стадиях

Возрастные особенности при занятиях физическими упражнениями

Научно доказано, что каждой возрастной категории необходим специфический, индивидуально подобранный комплекс физических упражнений при занятии спортом или физической культурой. Разберем на примере старшей возрастной категории. «С возрастом в процессе старения организма наступают изменения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; двигательного аппарата и мышц; происходит нарушение обмена веществ — все это приводит к ограничению двигательной активности». [6, с. 242] Помимо этого организм хуже реагирует на изменения в программе физических нагрузок, то есть адаптационная функция организма начинает хуже работать. Поэтому очень важно при занятии физическими упражнениями учитывать особенности всех возрастных групп.

Безусловно, для благоприятной продуктивной работы организма, необходимо подбирать индивидуальные упражнения конкретно каждому человеку. Зачастую это невозможно, поэтому вполне объяснимо деление общества на обширные группы, обладающие похожими качествами и свойствами работоспособности организма. Именно индивидуальностью физических нагрузок обусловлена связь физкультуры, спорта и психологического феномена «индивидуальности», как личности в уникальности свойств.

Утомление при физических нагрузках. Виды утомления. Объективные и субъективные качества утомления. Роль физической культуры в снятии утомления

Утомление при физических нагрузках зачастую обусловлено отсутствием практики малых форм физической культуры во время рабочего дня, а также нежеланием или же отсутствием возможности у человека учитывать возрастные особенности организма в процессе жизнедеятельности при распределении физических нагрузок.

Утомление – это функциональное состояние организма, временно возникающее под воздействием интенсивной и достаточно продолжительной работы, что приводит к снижению её продуктивности.

Утомление наступает при двух видах деятельности: физической и умственной. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий период времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев). Также, согласно другой классификации, утомление может быть общим, то есть характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу функций.

Выделяют два вида фона трудовой деятельности: субъективный и объективный. К субъективным качествам утомления относят: падение интереса, возникновение апатического настроения, скука, сонливость, дремота.

К числу объективных можно отнести следующий ряд качеств: показатели работоспособности, изменения в ряде физиологических функций. [3]

Для борьбы с утомлением используют ряд мер, которые зиждутся на физических упражнениях. «Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом». [6, С. 59-60]

Помимо физкультуры средством восстановления могут являться факторы гигиены, питания, массаж, витамины.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

По сути оздоровительно-реабилитационная физическая культура является комплексом мер физического характера, направленные на лечение заболеваний или восстановление функций организма, которые могли быть нарушены ввиду болезни. Яркий пример – разновидность оздоровительно-реабилитационной физической культуры – лечебная физическая культура (ЛФК). Важно отметить, что наиболее приемлемыми формами проведения соответствующего комплекса мер является индивидуальное занятие. Но также возможна урочная форма. Безусловно, понятие «реабилитация» предусматривает индивидуальный подход к каждому человеку. [6, с. 17]

Заключение

Таким образом, психологические категории в данной работе рассмотрены, как основные взаимодействующие с физической культурой, интегрированы в спорт и играют важнейшую взаимодействующую роль. К основным показателям, оценивающим состояние физической культуры в обществе относят: уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, в быту, спортивные достижения и так далее. [5, с. 1422]

На сегодняшний день физическая культура используется во всех сферах нашей жизни, а её методы получили научное обоснование во всем мире. В тос числе это проявляется и в тесном контакте с психологией. Яркий пример тому учебные пособия и книжные издания по психологии спорта и физической культур. Например, книга крупного российского психолога Е. П. Ильина «Психология спорта». [4]

Посредством анализа такого психологического феномена как «индивидуальность» мы выявили четкую линию интеграции между двумя дисциплинами, а так же рассмотрели физические упражнения в контексте изучения психологического категориального ряда: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Тем самым доказали, что психологический уровень развития каждого субъекта общества, напрямую зависит от знания такой дисциплины как физическая культура. Как следствие, знание процессов интеграции рассматриваемых смежных дисциплин способно вознести человека на следующую ступень духовно-психологического развития и выразить данный процесс во вполне конкретном денежном эквиваленте.

Список литературы

1. «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов // Информационный сайт по безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.kornienko-ev.ru/STATI_ZDOROVE_SPORT_OTDYH/Malye_formy_fizicheskoi_kultury_v_rejime_uchebnogo_truda_studentov/index.html (дата обращения: 23.12.2015).

2. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – Спб: Норинт, 2000. – 1536 с.

3. Период утомления // Гуманитарно-правовой портал PSYERA [Электронный ресурс]. URL: http://psyera.ru/period-utomleniya-772.htm (дата обращения: 23.12.2015).

4. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

5. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). – М.: «Советская Энциклопедия», 1981. – 1600 с. с илл.

6. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448 с.

Особенности занятий физической культурой с людьми пожилого возраста

Физическое воспитание людей зрелого возраста

Для людей первого периода зрелого возраста(22 – 35 лет) задачами физического воспитания являются дальнейшее повышение уровня физической культуры, углубление знаний о физической тренировке, формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями как спортивной, так и оздоровительной направленностью.

Людям второго периода зрелого возраста (35 – 60 лет у мужчин, 35 – 55 лет у женщин) необходимо формировать мотивации постоянных и систематических занятий физическими упражнениями, занятий различными видами спорта, обязательно закаливания, восстановительных и психорегулирующих мероприятий. При этом интенсивность тренировочных нагрузок должна быть невысокой.

Занятия рекомендуется проводить 3 раза в неделю продолжительностью для лиц первого периода 2 часа, второго — 1,5 часа с дополнительным занятием оздоровительного или рекреационного характера. Зарядка выполняется ежедневно.

В здоровый образ жизни следует включать выполнение приемов восстановления умственной и физической работоспособности: аутогенной тренировки, водных процедур, сауны, массажа, самомассажа и тому подобное.

Мотивы привлекающие к занятию физическими упражнениями уже не молодых людей, сводятся к желанию укрепить свое здоровье и силы, улучшить работоспособность, сохранить бодрость. Задача занятий с данным контингентом заключается в том, чтобы с помощью физических упражнений предупредить наступление или ослабить влияние уже наступивших возрастных изменений. Могут решаться и такие частные задачи, как поднятие тонуса центральной нервной системы, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем, улучшение обмена веществ, увеличение подвижности суставов, укрепление мышечной системы, улучшение координации движений и равновесия, общей подвижности занимающихся, повышение тренированности организма.

В пожилом и старшем возрасте используются многие из средств физического воспитания, применяемые в зрелом возрасте. Однако предпочтение все больше следует отдавать гигиеническим и естественным факторам оздоровления, а также тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко могут быть точно дозированы по нагрузке.

К числу основных средств сохранения и восстановления функций двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относится гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнастических упражнений, методически разработанные для людей этого возраста, позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, восстанавливать совершенные формы координации движений, поддерживать нормальную осанку. Существенно при этом, что гимнастические упражнения без снарядов, с предметами, специальными устройствами и на снарядах могут быть точно дозированы как по направленности, так и по степени нагрузки.

В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие упражнения циклического характера, соответственно регламентированные по интенсивности и продолжительности нагрузки. Применяются также такие игры, как теннис, бадминтон, городки.

В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения:

1. Улучшить дыхания во время выполнения физических упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.

2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность.

3. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее действие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.).

В пожилом возрасте нередко продолжают заниматься спортивными упражнениями, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований. Стремление к «спортивному долголетию» не должно приходить в противоречие с интересами сохранения здоровья. Поэтому соревнования оправданы лишь при условии особенно тщательного врачебного контроля и лишь в тех видах спорта, в которых с полной уверенностью можно гарантировать оздоровительный эффект, либо которые не относятся к высокоинтенсивным видам двигательной деятельности (стрелковый спорт, выездка в конном спорте и т.д.).

Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуществляется в различных формах организации занятий: коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.); туристические походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.

Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки проводятся 2-3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов, преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 минут, стечением времени продолжительность занятий увеличивается до 60-75 минут. Такая продолжительность обусловлена замедленной врабытываемостью и приспособляемостью стареющего организма к физическим нагрузкам.

В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физическими упражнениями входят: утренняя гигиеническая гимнастика, аэробные упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег и т.д.), различные игры по упрощенным правилам, спортивные упражнения, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований.

Читать еще:  Особенности лечения детей

Человек, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления и сохранения здоровья, должен знать правила организации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью методической литературы или опираясь на опыт занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной тренировки и их правильную дозировку.

Заключение

Развитие физических качеств является обязанностью каждого человека. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Развитие физических качеств является основной задачей современного человека.

Возраст оказывает определённое влияние на характер и темп развития морфологических изменений и функциональных перестроек в организме, связанных с воздействием систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Признаки, обусловленные естественным возрастным развитием организма, своеобразно переплетаются с признаками, возникающими в результате приспособления организма к систематическим занятиям спортом.

Влиянием возрастного фактора объясняется наиболее выраженная динамика изменений соматических показателей физического развития (отражающих сдвиги в обмене веществ, нарастание массы тела и мышечной силы, а также структурные перестройки скелета).

Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью физической культуры. Недостаточная двигательная активность в процессе роста и развития детей и подростков может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии.

Результатом занятий физкультурой в пожилом возрасте является способность предотвратить развитие различных нарушений в организме, причиной которых является гипокинезия. Раннее старение это удел людей, невнимательных к своему здоровью, ведущих неправильный образ жизни, не желающих отказаться от курения, неумеренного потребления алкоголя, невоздержанности в пище. Те же, кто стремится жить так, чтобы отодвинуть старость и болезни, занимаются физкультурой, соблюдают правильный режим, разумно питаются. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечнососудистой системы в частности.

Формирование различных органов и систем, двигательных качеств и навыков, их совершенствование в процессе физического воспитания может быть успешным при условии научно обоснованного применения различных средств и методов физической культуры. Необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, подростков, зрелых и пожилых людей, а также резервные возможности их организма на разных этапах индивидуального развития. Знание таких закономерностей оградит от применения как недостаточных, так и чрезмерных мышечных нагрузок.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 5215 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин

С возрастом в процессе старения организма наступают изменения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; двигательного аппарата и мышц; происходит нарушение обмена веществ — все это приводит к ограничению двигательной активности. Ухудшается адаптация организма к различным физическим нагрузкам. Нарушается способность выполнять силовые упражнения и движения со сложной координацией. Возрастное уменьшение количества воды, калия и кальция в мышечной ткани приводит к потере эластичности мышц.

С учетом возрастных изменений для лиц 17—29 лет (частично до 49 лет), имеющих высокий уровень физической подготовленности, рекомендуются занятия избранным видом спорта; имеющим среднюю физическую подготовленность — занятия общей физической подготовкой; для лиц с низкой физической подготовленностью — занятия с оздоровительной направленностью.

Лицам 30—59 лет со средней и низкой физической подготовленностью рекомендуются занятия с оздоровительной направленностью. В возрасте 50 лет и старше лицам с низкой физической подготовленностью рекомендуются только занятия общеразвивающими физическими упражнениями с элементами лечебной физической культуры.

В возрасте после 50 лет рекомендуется физическая нагрузка только аэробного характера, так как образование кислородного долга при анаэробной работе может привести к спазму венечных артерий сердца.

При многолетних регулярных занятиях спортом или системой физических упражнений с оптимальными физическими нагрузками наблюдается относительная стабилизация двигательной функции, сохраняется достаточный уровень физической подготовленности и работоспособности организма до 70 лет и старше.

Объем двигательной активности для люден разного возраста,

Учащиеся ПТУ и средних специальных учебных

Выбор количества занятий в неделю зависит от цели самостоятельных занятий. Чтобы поддерживать физическое состояние на достигнутом уровне, достаточно заниматься 2 раза в неделю. Чтобы его повысить — 3 раза, а для достижения заметных спортивных результатов 4— 5 раз в неделю.

6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин

Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки. В отличие от мужского у женского организма менее прочное строение костей, меньшее общее развитие мускулатуры тела, более широкий тазовый пояс и более мощная мускулатура тазового дна. Для здоровья женщины большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов. Особенно важно развитие мышц тазового дна.

Одной из причин недостаточного развития этих мышц у студенток и работниц умственного труда является малоподвижный образ жизни. При положении сидя мышцы тазового дна не противодействуют внутрибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними органов. В связи с этим мышцы теряют свою эластичность и прочность, что может привести к нежелательным изменениям положения внутренних органов и к ухудшению их функциональной деятельности.

Ряд характерных для организма женщины особенностей имеется и в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Все это выражается более продолжительным периодом восстановления организма после физической нагрузки, а также более быстрой потерей состояния тренированности при прекращении тренировок.

По данным бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры.

Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании, методике проведения самостоятельных занятий. Подбор физических упражнений, их характер и интенсивность должны соответствовать физической подготовленности, возрасту, индивидуальным возможностям студенток. Необходимо исключать случаи форсирования тренировки для того, чтобы быстро достичь высоких результатов. Разминку следует проводить более тщательно и более продолжительно, чем при занятиях мужчин. Рекомендуется остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, например, при занятиях прыжками и в упражнениях с отягощением. Полезны упражнения в положении сидя, и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза до положения «березка», различного рода приседания.

Даже для хорошо физически подготовленных студенток рекомендуется исключить упражнения, вызывающие повышение внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полсти и малого таза. К таким упражнениям Относятся прыжки в глубину, поднимание больших тяжестей и другие, сопровождающиеся задержкой дыхания и натуживанием.

При выполнении упражнений на силу и быстроту движений следует более постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях мужчин.

Упражнения с отягощениями применяются с небольшими весами, сериями по 8—12 движений с вовлечением в работу различных мышечных групп. В интервалах между сериями выполняются упражнения на расслабление с глубоким дыханием и другие упражнения, обеспечивающие активный отдых.

Функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей и мужчин, поэтому нагрузка на выносливость для девушек и женщин должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени.

Женщинам при занятиях физическими упражнениями и спортом следует особенно внимательно осуществлять самоконтроль. Необходимо наблюдать за влиянием занятий на течение овариально-менструального цикла и характер его изменения. Во всех случаях неблагоприятных отклонений необходимо обращаться к врачу.

Женщинам противопоказаны физические нагрузки, спортивная тренировка и участие в спортивных соревнованиях в период беременности. После родов к занятиям физическими упражнениями и спортом рекомендуется приступать не ранее чем через 8—10 месяцев.

Рис. 6.2. Примерная динамика объема, интенсивности и общей физической нагрузки тренировочных занятий в сочетании с умственной учебной нагрузкой в течение учебного года:

1 — умственная учебная нагрузка, 2 — интенсивность физической нагрузки, 3 — объем физической нагрузки, 4 — общая тренировочная нагрузка

Возрастные особенности содержания занятий.

С возрастом в процессе старения организма наступают изменения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; двигательного аппарата и мышц; происходит нарушение обмена веществ — все это приводит к ограничению двигательной активности. Ухудшается адаптация организма к различным физическим нагрузкам. Нарушается способность выполнять силовые упражнения и движения со сложной координацией. Возрастное уменьшение количества воды, калия и кальция в мышечной ткани приводит к потере эластичности мышц.

С учетом возрастных изменений для лиц 17-29 лет (частично до 49 лет), имеющих высокий уровень физической подготовленности, рекомендуются занятия избранным видом спорта; имеющим среднюю физическую подготовленность — занятия общей физической подготовкой; для лиц с низкой физической подготовленностью — занятия с оздоровительной направленностью.

Лицам 30-59 лет со средней и низкой физической подготовленностью рекомендуются занятия с оздоровительной направленностью. В возрасте 50 лет и старше лицам с низкой физической подготовленностью рекомендуются только занятия общеразвивающими физическими упражнениями с элементами лечебной физической культуры.

В возрасте после 50 лет рекомендуется физическая нагрузка только аэробного характера, так как образование кислородного долга при анаэробной работе может привести к спазму венечных артерий сердца.

При многолетних регулярных занятиях спортом или системой физических упражнений с оптимальными физическими нагрузками наблюдается относительная стабилизация двигательной функции, сохраняется достаточный уровень физической подготовленности и работоспособности организма до 70 лет и старше.

Объем двигательной активности для людей разного возраста, часы в неделю:

Дошкольники……………………………………………………….21-28
Школьники…………………………………………………………..14-21
Учащиеся средних специальных учебных заведений………10-14
Студенты вузов……………………………………………………10-14
Трудящиеся…………………………………………………………6-10

Выбор количества занятий в неделю зависит от цели самостоятельных занятий. Чтобы поддерживать физическое состояние на достигнутом уровне, достаточно заниматься 2 раза в неделю. Чтобы его повысить — 3 раза, а для достижения заметных спортивных результатов 4- 5 раз в неделю.

11.3.2. Особенности самостоятельных занятий

Для женщин.

Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки. В отличие от мужского у женского организма менее прочное строение костей, меньшее общее развитие мускулатуры тела, более широкий тазовый пояс и более мощная мускулатура тазового дна. Для здоровья женщины большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов. Особенно важно развитие мышц тазового дна.

Читать еще:  Особенности лечения при переломе предплечья

Одной из причин недостаточного развития этих мышц у студенток и работниц умственного труда является малоподвижный образ жизни. При положении сидя мышцы тазового дна не противодействуют внутрибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними органов. В связи с этим мышцы теряют свою эластичность и прочность, что может привести к нежелательным изменениям положения внутренних органов и к ухудшению их функциональной деятельности.

Ряд характерных для организма женщины особенностей имеется и в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Все это выражается более продолжительным периодом восстановления организма после физической нагрузки, а также более быстрой потерей состояния тренированности при прекращении тренировок.

Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании, методике проведения самостоятельных занятий. Подбор физических упражнений, их характер и интенсивность должны соответствовать физической подготовленности, возрасту, индивидуальным возможностям студенток. Необходимо исключать случаи форсирования тренировки для того, чтобы быстро достичь высоких результатов. Разминку следует проводить более тщательно и более продолжительно, чем при занятиях мужчин. Рекомендуется остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, например, при занятиях прыжками и в упражнениях с отягощением. Полезны упражнения в положении сидя, и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза до положения «березка», различного рода приседания.

Даже для хорошо физически подготовленных женщин рекомендуется исключить упражнения, вызывающие повышение внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полсти и малого таза. К таким упражнениям относятся прыжки в глубину, поднимание больших тяжестей и другие, сопровождающиеся задержкой дыхания и натуживанием.

При выполнении упражнений на силу и быстроту движений следует более постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях мужчин.

Упражнения с отягощениями применяются с небольшими весами, сериями по 8-12 движений с вовлечением в работу различных мышечных групп. В интервалах между сериями выполняются упражнения на расслабление с глубоким дыханием и другие упражнения, обеспечивающие активный отдых.

Функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей и мужчин, поэтому нагрузка на выносливость для девушек и женщин должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени.

Женщинам при занятиях физическими упражнениями и спортом следует особенно внимательно осуществлять самоконтроль. Необхоимо наблюдать за влиянием занятий на течение овариально-менструального цикла и характер его изменения. Во всех случаях неблагоприятных отклонений необходимо обращаться к врачу.

Женщинам противопоказаны физические нагрузки, спортивная тренировка и участие в спортивных соревнованиях в период беременности. После родов к занятиям физическими упражнениями и спортом рекомендуется приступать не ранее чем через 8-10 месяцев.

11.4. Организация самостоятельных занятий.

Планирование объема и интенсивности

Физических упражнений.

Планирование самостоятельных занятий осуществляется самостоятельно или под руководством преподавателей-инструкторов.

Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на период 4-6 лет. В зависимости от состояния здоровья, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности можно планировать достижение различных результатов по годам — от контрольных тестов рабочих программ до нормативов разрядной классификации.

Вопросу сочетания умственной и физической работы следует уделять повседневное внимание. Необходимо постоянно анализировать состояние организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.

При многолетнем перспективном планировании самостоятельных тренировочных занятий общая тренировочная нагрузка, изменяясь волнообразно с учетом умственного напряжения в течение года, должна с каждым годом иметь тенденцию к повышению. Только при этом условии будет происходить укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, а для занимающихся спортом — повышение состояния тренированности и уровня спортивных результатов (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Примерное перспективное планирование

общей тренировочной нагрузки на 5 лет.

В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом должно быть направлено на достижение единой цели, которая стоит перед населением всех возрастов — сохранить здоровье, поддерживать высокий уровень физической и умственной работоспособности.

11.4.2. Управление самостоятельными занятиями.

Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельный занятий; определить индивидуальные особенности; скорректировать планы занятий (перспективный, годичный, микроцикл); определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Цель предварительного учета — зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся.

Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы: результаты участия в соревнованиях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет проверять правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий.

Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Он предполагает сопоставить данные состояния здоровья и тренированности, а также данные объема тренировочной работы, выраженной во времени, которое затрачено на выполнение упражнений, и в количестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.

Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать точность ее выполнения.

Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

студент, Юридический Институт, Красноярский Государственный Аграрный Университет,

студент, Юридический Институт, Красноярский Государственный Аграрный Университет,

старший преподаватель, каф. физической культуры, Красноярский Государственный Аграрный Университет,

AGE FEATURES OF THE STRUCTURE AND FUNCTIONS OF THE HUMAN BODY IN THE PROCESS OF SPORTING

Valebnaya Anna Andreyevna

Student, Krasnoyarsk state Agrarian University Law Institute,

Makarova Anastasia Andreyevna

Student, Krasnoyarsk state Agrarian University Law Institute,

Kumm Lubov Valerevna

Senior Lecturer of the Department of Physical Culture, Krasnoyarsk State Agrarian University,

Аннотация. В статье рассматривается возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятия спортом. Анализируя возрастные особенности, рассмотрим, какой вид спорта подходит для детей разных возрастных групп. А так же рассмотрим, как занятия спортом влияют на развитие функций организма человека.

Abstract. The article discusses age-related features of the structure and functions of the human body in the process of playing sports. Analyzing age features, consider what kind of sport is suitable for children of different age groups. And also consider how sports affect the development of the functions of the human body.

Ключевые слова: возрастные особенности, занятия спортом, возрастные категории, физическое воспитание, черты функций строения организма.

Keywords: age features, sports, age categories, physical education, features of the functions of the body structure.

При выборе приемов и методов физического развития необходимо учитывать возрастные особенности организма. Для чего нужно учитывать возрастные особенности организма? Именно эти особенности подскажут особенную тренировку и подготовку каждого человека, для того чтобы достичь желаемого результата. Обычно это учитывается при установлении срока начала обучения к технике физических упражнений.

Учитывая возраст детей можно разделить их на три группы;

  1. Младшие школьники (7-11 лет)
  2. Подростки (11-15 лет)
  3. Старшие школьники (15-17 лет)

Такое подразделение используется в возрастной психологии и педагогике.

В каждой возрастной группе присущи определенные функции и особенности строения организма, их необходимо учесть для рационального физического воспитания. [5]

При этом необходимо рассматривать не только созревание опорно-двигательного аппарата, важным является степень зрелости высших центров регуляции движения. Рассматривая период начального школьного возраста, то можно заметить, что тоническое влияние, которое обеспечивается нервными центрами подкорковой регуляции движения. В этом случае, абсолютный объем нервных ядер взрослого человека будет составлять – 95-97 %, нежели представительство коркового двигательного анализатора, он всего лишь будет 73-86 % взрослого человека. [6] Но корковый двигательный анализатор все это время будет развиваться и окончится к 12-13 годам. Будет полностью сформирован, чем периферический аппарат мышечной ощутимости.

Рассмотрим различные периоды формирования строения детей: [1]

  1. В младшем юношеском и подростковом возрасте замечается высокий темп роста, увеличение веса тела и мышечной массы.
  2. С 13-14 лет интенсивный рост тела.
  3. К 16-17 годам темп роста длины тела останавливается и резко падает.

Отношение веса мышц к весу тела:

  1. 12 лет около 30 %
  2. К 18 годам 40 % и более

Максимальный рост силы:

  1. До 14 лет максимальный рост силы на 1 кг собственного веса
  2. С 14 лет темпы роста снижаются

Возбудимость и лояльность уже к 8-10 годам практически достигает уровня взрослого человека.

У детей с 8-11 лет точность движений развита слабо. Могу быть сделаны ошибки при воспроизведении того или иного упражнения, т.е. заданных параметров движений. Для того чтобы улучшить качество воспроизведения параметров движения, необходимо выполнять систематические физические упражнения с применением методов, которые облегчать выполнение упражнений, т.е. заданных параметров движения. Благодаря физическим упражнениям улучшится точность воспроизведения пространственных характеристик [2]. К 14-15 годам наблюдается быстрота и частота движений, которая достигает предельных значений. Так же в возрасте 14-15 лет совершенствуются показатели пространственной ориентировки, а именно: прямохождение, амплитуда движений, точность прыжков на заднюю высоту. Вырабатывание пространственной ориентировки связанно с повышением мышечной чувствительностью. Некоторые сложные движения могут сделать дети, нежели взрослые. У детей хорошо дифференцируются мышечные чувства.

Читать еще:  Особенности развития и лечения заболевания

Так же рассмотрим способность к овладению сложной координацией.

Период детей в возрасте с 14-15 лет сложная координация движений хуже, чем у детей в возрасте с 12-13 лет[7]. А вот дети с 5 до 12 лет могут освоить примерно 90 % общего объема двигательных навыков. Таким образом, в возрасте с 5 -12 лет, чем больше в этот период ребенок получает общий объем движений, тем легче ему потом будет освоить тончайшие элементы технического мастерства и физических упражнений, а значит подготовить организм к тренировкам.

Конечно же, внешняя среда тоже играет важную роль, возрастное развитие организма тесно связано с социальными факторами. Необходимо что бы у ребенка была психическая устойчивость к нагрузкам, для этого необходимо отдавать детей в различные спортивные секции. Систематические физические тренировки влияют на сохранение значительного уровня развития качественного двигательного занятия. Не стоит забывать про верное физическое воспитание, которое может отодвигать появление возрастных изменений.

На детский организм падает двойная нагрузка при занятии спортом, чем на организм взрослого человека. Так как именно детскому организму предстоит адаптироваться к большим физическим нагрузкам, психоэмоциональному напряжению, а так же исполнить функцию роста и развития.

Особенности детского организма требуют регулярных занятий спортом в определенное время, но стоит правильно и внимательно распределять подход к дозированию нагрузок, а так же не допустить переутомление организма и не замедлять естественных процессов биологического развития.

Функциональные системы делятся на этапы, сменяются и обеспечивают организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. Как отмечает Волков, физические способности имеют свои определенные интенсивные зоны возрастного развития, такие как:

  1. Одновременное развитие у детей и подростков физических способностей;
  2. Для мальчиков и девочек неодинаковы и различны величины годовых приростов в разные возрастные периоды;
  3. Физические способности различны у большинства детей младшего и среднего школьного возраста;
  4. Более высокий педагогический эффект возникает в процессе естественного увеличения темпа развития или той или иной физической способности, а именно специальные тренировки с одинаковой интенсивной нагрузкой и одинаковые методы.

Как говорилось выше, дети младшего возраста обладают устойчивостью к утомлению при мышечной работе, а значит, они могут овладеть технически сложными физическими движениями. Но при этом должны быть недопустимы длительные динамические усилия, в особенности с элементами натуги. Напряжение мышц у них сопровождается прогрессирующим уменьшением частоты и амплитуды биопотенциалов.

Однако значительные перегрузки в детском возрасте могут привести к деформации суставов нижних конечностей, потому как изменяется косно-хрящевая структура, в особенности у детей младшего возраста. Дети так же могут быть плохо приспособлены к работе в условиях гипоксемии по причине функциональной возрастной недостаточности аппарата дыхания и кровообращения.

Необходимо строить занятия у детей так, чтобы между скоростными кратковременными нагрузками были длительные паузы, которые позволяли бы восстановиться и менялся характер работы отдельных мышечных групп. Например: бег, гимнастические упражнения, игровая деятельность. Восстановительные процессы, т.е. отдых между кратковременными нагрузками протекает у детей гораздо быстрее, чем у взрослых. Но вот интенсивные нагрузки и упражнения на скоростную выносливость переносятся детьми плохо и неудовлетворительно, так как восстановительный период после этих упражнений затягивается.

Следует больше уделять внимания на выносливость, а также развивать её. Например: малоинтенсивный бег, не плохо бы развивал это качество.

Список литературы:

  1. Волков В.М. Тренеру о подростке. М.: ФиС, 1973. с.
  2. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: ФиС, 1971.
  3. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. / Под ред. А.А. Маркосяна. М.: Медицина, 1969.
  4. Определение физической подготовленности школьников. / Под ред. Б.В. Сермеева. М.: Педагогика, 1973.
  5. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980.
  6. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФиС, 1974.
  7. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: ФиС, 1972.

Возрастные особенности содержания занятий по физической культуре

Понятие возраста и возрастные периоды. Методы определения возраста. Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Скелетное состояние и развитие частей скелета в разные периоды роста. Содержание занятий по физической культуре в зрелом возрасте.

РубрикаСпорт и туризм
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления18.04.2013
Размер файла60,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Возрастные особенности содержания занятий по физической культуре

1. Понятие возраста и возрастные периоды. Методы определения возраста.

1.1 Понятие возраста

1.2 Возрастные периоды. Методы определения возраста.

1.3 Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Скелетное состояние и развитие частей скелета в разные периоды роста.

2. Содержание занятий по физической культуре с учетом возрастных изменений. Фитнес — вид спорта у которого нет возрастных ограничений.

2.1 Физические упражнения в период раннего детства и школьного возраста.

2.2 Содержание занятий по физической культуре в молодежном возрасте.

2.3 Содержание занятий по физической культуре в зрелом возрасте.

2.4 Фитнес — вид спорта, у которого нет возрастных ограничений.

Список используемых источников:

1. Понятие возраста и возрастные периоды. Методы определения возраста


1.1 Понятие возраста


Возрастные особенности содержания занятий по физ культуре (возрастной период по каждому, упор на возраст студентов какие комплексные упражнения, характеристика возраста, скелетное состояние по каждому возрасту)


Возраст — период в физическом и психическом развитии человека, ограниченный относительными хронологическими границами. Каждый возраст характеризуется специфическими для него закономерностями формирования организма и личности, включая особенности строения и функционирования различных органов и систем организма, а также познавательных и эмоциональных качеств, типов и мотивов поведения. Последнее определяется условиями жизни, обучением и воспитанием. Различают два вида возраста:


· биологический (реальный, абсолютный, хронологический, календарный), измеряемый временем, прошедшим с момента рождения, в минутах, днях, годах и т.п.;

· социальный (условный), определяемый на основании неких качественно-количественных признаков, принимаемых за точку отсчета (прохождение инициации, уход на пенсию и т.п.).

Наиболее универсальная периодизация — это биологический возраст — деление жизни человека на детство, зрелость и старость. Биологическая дробная классификация возраста выделяет следующие стадии жизненного цикла: новорожденные (1-10 дней), грудные дети, или младенцы (10 дней — 1 год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет), второе детство (8-12 лет — мальчики, 8-11 лет — девочки), подростки (13-16 лет — мальчики, 12-15 лет — девочки), юноши (17-21 год), девушки (16-20 лет), 1-я стадия зрелости, или взрослости (22-35 лет — мужчины, 21-35 лет — женщины), 2-я стадия зрелости (36-60 лет — мужчины, 36-55 лет — женщины), пожилые люди (61-72 года — мужчины, 56-74 года — женщины), старые люди (75-90 лет), долгожители (90 лет и более).

Понятие «возраст» охватывает период от рождения до исчисляемого момента, однако целесообразно учитывать и предшествующий рождению человека период, т. е. эмбриональное развитие, поскольку именно в это время происходит закладка всех отличительных особенностей конкретного человека. Эмбриональный период (эмбриогенез, или зародышевый период) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и завершается выходом молодой особи из тела матери — рождением нового существа. Весь последующий после рождения период называется постэмбриональным. Кроме того, эмбриогенез делят на два периода. В медицинской практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 недель развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9-й недели (т. е. с момента образования зачатков органов) — плодом.

Существует возраст, отмеряющий физическое время жизни индивида. Его можно назвать, к примеру, паспортным. Есть и возраст нравственный, личностный, социальный. Два этих измерения практически никогда не совпадают. Психологический и биологический возраст — далеко не одно и то же. Если о биологическом можно судить по появлению и смене зубов, к примеру, выделяя беззубое, молочнозубое, и, наконец, постояннозубое детство, то возраст психологический подобными вехами обозначить не удается.

Тот или иной возраст переживается по-разному, для каждого человека ступеньки возрастной лестницы как будто разной крутизны. На некоторых этапах ход психического развития замедляется, а другой период человек проскакивает стремительно, почти незаметно для окружающих. Это своеобразие переходов от одного возраста к другому, разная значимость, интенсивность, наполненность для любого человека того или иного возрастного периода свидетельствует о том, что психическое развитие нельзя понимать как естественный биологический процесс, внутри которого существуют некие абсолютные, неизменные стадии.

Дело в том, что существует как субъективный, так и объективный психологический возраст. И «вехи», разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути человека, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст. Существуют объективные показатели смены возрастных этапов, на каждом из которых создаются благоприятные условия для вполне определенных проявлений индивидуальности. Чем гармоничнее происходит развитие человека, тем более комфортно он себя чувствует, тем реже высказывает желание быть старше или моложе своих лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector