0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности в технике проведения у детей

Особенности проведения реанимации у детей

ИВЛ у детей проводится с учётом следующих особенностей:

· ИВЛ у новорожденных и детей в возрасте до 1 года проводится методом изо рта в рот и нос; в возрасте старше 1 года проводится методом изо рта в рот;

· дыхательный объём у новорожденных 30 мл, поэтому ИВЛ у детей в возрасте до 1 года проводится объёмом щёк;

· частота вдохов/выдохов составляет от 30 до 40 в 1 минуту у новорожденных, 25-30 в 1 минуту у детей в возрасте от 1 года до 7 лет, 20-24 в 1 минуту у детей в возрасте 8-9 лет, 16-23 в 1 минуту у детей в возрасте 10-14 лет;

· нельзя чрезмерно запрокидывать голову.

Существует несколько модификаций непрямого массажа сердца у детей в возрасте до 1 года:

1 вариант – непрямой массаж сердца проводится кончиками двух (указательного и среднего) пальцев, располагая их параллельно сагиттальной плоскости грудины на 1 поперечный палец ниже межсосковой линии;

2 вариант – обхватывая туловище обеими руками (либо со стороны надплечий, либо обхватив туловище с обеих сторон) проводят непрямой массаж сердца большими пальцами обеих рук. Надавливают в точке расположенной на 1 поперечный палец ниже межсосковой линии;

3 вариант – одним пальцем создаётся давление на точку расположенную на 1 поперечный палец ниже межсосковой линии.

Контроль адекватности непрямого массажа сердца (проверка пульса) у ребёнка в возрасте до 1 года проводится на плечевой артерии.

Нормальные показатели ЧСС, АД, ЧДД у детей разного возраста

Возраст, летПульс, ударов в мин.АД (средние величины в мм рт.ст.)Количество вдохов/выдохов в 1 мин
Новорожденные140-16097/4530-40
120-12525-30
110-115
105-11096/58
100-10596/58
98-10098/60
90-9598/60
85-9099/64
8-980-85105/7020-24
10-1278-85105/7016-23
13-1572-80117/73
Взрослый60-80120/8014-18

Возрастные особенности проведения непрямого массажа сердца

ВозрастРукаТочка нажатияГлубина нажатияЧастота нажатийСоотношение вдох/нажатие
До года2 пальцаНа 1 поперечный палец ниже межсосковой линии1,5-2 (2,5)см>1202/30
1-8 лет1 рука (основание одной ладони)На 2 поперечных пальца выше мечевидного отростка грудины3-4см100-1202/30
Взрослый2 рукиНа 2 поперечных пальца выше мечевидного отростка грудины4,0-6 см80-1002/30

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Понятие о реанимации и терминальном состоянии. Виды терминальных состояний. Характеристика преагонии и агонии.

2. Клиническая смерть. Её причины и характеристика.

3. Этиология и механизмы острой остановки сердца.

4. Варианты и симптомы остановки сердца.

5. Изменение в сосудистой системе и в обменных процессах при остановке сердца.

6. Стадии и этапы сердечно-легочной реанимации по П. Сафару.

7. Основные положения доврачебного этапа реанимационного комплекса. Оценка статуса сознания и состояния зрачков. Позиция больного при проведении реанимационных мероприятий.

8. Оценка наличия самостоятельного дыхания и самостоятельного кровообращения

9. Логическая последовательность важнейших приёмов при проведения первичного реанимационного комплекса (правило АВС).

10. Мероприятия по восстановлению проходимости верхних дыхательных путей.

11. Мероприятия по ликвидации обструкции верхних дыхательных путей инородным телом.

12. Порядок проведения искусственной вентиляции легких.

13. Порядок проведения непрямого массажа сердца.

14. Методы контроля за состоянием больного. Возможные осложнения реанимационных мероприятий и их профилактика.

15. Особенности проведения реанимации у детей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8954 — | 7254 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Сердечно-легочная реанимация у детей

Слова «дети» и «реанимация» не должны встречаться в одном контексте. Слишком больно и горько читать в новостной ленте, что по вине родителей или по роковой случайности, умирают дети, попадают в отделения реанимации с тяжелыми травмами и увечьями.

Сердечно-легочной реанимации у детей

Статистика гласит, что ежегодно число детей, погибших в раннем детском возрасте, неуклонно растет. А ведь если бы рядом в нужный момент оказался человек, умеющий оказать первую помощь и знающий особенности сердечно-легочной реанимации у детей… В ситуации, когда жизнь детей висит на волоске, не должно быть «если бы». Мы, взрослые, не имеем право на предположения и сомнения. Каждый из нас обязан владеть техникой проведения сердечно-легочной реанимации, иметь в голове четкий алгоритм действий на случай, если вдруг случай заставит оказаться в том самом месте, в то самое время… Ведь от правильных, слаженных действий до приезда скорой помощи, зависит самое главное — жизнь маленького человека.

1 Что такое сердечно-легочная реанимация?

Это комплекс мероприятий, которые должен проводить любой человек в любом месте до приезда скорой помощи, при наличии у детей симптомов, указывающих на остановку дыхания и/или кровообращения. Далее речь пойдет именно о базовых реанимационных мероприятиях, которые не требуют специализированной аппаратуры или врачебной подготовки.

2 Причины, приводящие к жизнеугрожающим состояниям у детей

Помощь при обструкции дыхательных путей

Остановка дыхания и кровообращения наиболее часто встречается среди детей в период новорожденности, а также у детей в возрасте до двух лет. Родителям и окружающим нужно быть предельно внимательным к детям данной возрастной категории. Часто причинами развития жизнеугрожающего состояния может стать внезапная закупорка органов дыхания инородным телом, а у новорожденных детей — слизью, содержимым желудка. Нередко встречается синдром внезапной смерти, врожденные пороки и аномалии, утопление, удушение, травмы, инфекции и болезни органов дыхания.

Есть отличия в механизме развития остановки кровообращения и дыхания у детей. Заключаются они в следующем: если у взрослого человека чаще нарушения кровообращения связаны непосредственно с проблемами кардиального плана (инфаркты, миокардиты, стенокардия), то у детей такая взаимосвязь почти не прослеживается. На первый план у детей выходит прогрессирующая дыхательная недостаточность без повреждения сердца, а затем развивается и недостаточность кровообращения.

3 Как понять, что произошло нарушение кровообращения?

Проверка пульса у ребенка

Если есть подозрения, что с малышом что-то не так, необходимо окликнуть его, задать простые вопросы «как тебя зовут?», «все в порядке?», если перед Вами ребенок 3-5 лет и старше. Если пациент не реагирует, или вовсе без сознания, необходимо незамедлительно проверить дышит ли он, есть ли у него пульс, сердцебиение. Об нарушении кровообращения будет свидетельствовать:

  • отсутствие сознания,
  • нарушение/отсутствие дыхания,
  • пульс на крупных артериях не определяется,
  • сердечные толчки не слышны,
  • зрачки расширены,
  • рефлексы отсутствуют.

Проверка наличия дыхания

Время, за которое необходимо определить, что произошло с ребенком не должно превышать 5-10 секунд, после чего необходимо приступать к сердечно-легочной реанимации у детей, вызвать скорую помощь. Если Вы не умеете определять пульс, не стоит тратить на это время. Первым делом убедитесь, сохранено ли сознание? Наклонитесь над ним, позовите, задайте вопрос, если он не отвечает — ущипните, сдавите руку, ногу.

Если реакции на Ваши действия со стороны ребенка не наступает — он без сознания. Убедиться в отсутствии дыхания можно прислонившись щекой и ухом максимально близко к его лицу, если Вы не ощущаете на своей щеке дыхания пострадавшего, а также видите, что его грудная клетка не поднимается от дыхательных движений, это свидетельствует об отсутствии дыхания. Медлить нельзя! Необходимо переходить к приемам реанимации у детей!

4 АВС или САВ?

Обеспечение проходимости дыхательных путей

До 2010 года существовал единый стандарт оказания реанимационной помощи, который имел следующую аббревиатуру: АВС. Свое название она получила от первых букв английского алфавита. А именно:

  • А — air (воздух) — обеспечение проходимости дыхательных путей;
  • В — breathe for victim — вентиляция легких и доступ кислорода;
  • С — circulation of blood — сжатия грудной клетки и нормализация циркуляции крови.

После 2010 года Европейским советом по реанимации были изменены рекомендации, согласно которым на первое место при проведении реанимационных мероприятий выходит проведение непрямого массажа сердца (пункт С), а не А. Аббревиатура поменялась с «АВС» на «СВА». Но эти изменения возымели эффект среди взрослого населения, у которых причиной критических ситуаций является в большинстве своем сердечная патология. Среди детского населения, как было указано выше, нарушения респираторные превалируют над сердечной патологией, поэтому среди детей по-прежнему руководствуются алгоритмом «АВС», по которому прежде всего обеспечивается проходимость дыхательных путей и дыхательная поддержка.

5 Проведение реанимации

Если ребенок находится без сознания, дыхание отсутствует или есть признаки его нарушения, необходимо убедиться, что дыхательные пути проходимо и сделать 5 вдохов рот в рот или рот в нос. Если в критическом состоянии находится малыш до 1 года, не стоит делать слишком сильные искусственные вдохи в его дыхательные пути, учитывая небольшую емкость маленьких легких. После проведения 5 вдохов в дыхательные пути пациента, следует снова проверить витальные признаки: дыхание, пульс. Если они отсутствуют, необходимо приступать к непрямому массажу сердца. На сегодняшний день принято соотношение числа сжатий грудной клетки и числа вдохов 15 к 2 у детей (у взрослых людей 30 к 2).

6 Как создать проходимость дыхательных путей ?

Голова должна быть в таком положении, чтобы дыхательные пути были проходимы

Если маленький пациент находится без сознания, то часто в его дыхательные пути западает язык, либо в положении на спине затылок способствует сгибанию шейного отдела позвоночника, и дыхательные пути будут закрыты. И в том и в другом случае искусственное дыхание не принесет никаких положительных результатов — воздух будет упираться в барьеры и не сможет попасть в легкие. Что следует делать во избежание этого?

  1. Необходимо разогнуть голову в шейном отделе. Попросту говоря, запрокинуть голову назад. Следует избегать слишком сильного запрокидывания, поскольку в этом случае может сместиться гортань вперед. Разгибание должно быть плавным, шея должна быть незначительно разогнута. Если есть подозрение, что у пациента травмирован позвоночник в шейном отделе, запрокидывание производить нельзя!
  2. Откройте рот пострадавшему, стараясь вывести нижнюю челюсть вперед и на себя. Осмотрите полость рта, удалите излишки слюны или рвотные массы, инородное тело, если таковое имеется.
  3. Критерием правильности, обеспечивающим проходимость дыхательных путей, служит следующее такое положение ребенка, при котором его плечо и наружный слуховой проход располагаются на одной прямой линии.

Если после вышеописанных действий дыхание восстановилось, Вы почувствовали движения грудной клетки, живота, поток воздуха изо рта ребенка, а также выслушивается сердцебиение, пульс, то другие приемы сердечно-легочной реанимации у детей проводить не следует. Необходимо повернуть пострадавшего в положение на бок, при котором его верхняя нога будет согнута в коленном суставе и выдвинута вперед, при этом голова, плечи и тело располагаются на боку.

Читать еще:  Особенности простудных заболеваний

Это положение еще называют «безопасным», т.к. оно предотвращает обратную обтурацию дыхательных путей слизью, рвотными массами, стабилизирует позвоночник, обеспечивает хороший доступ для наблюдения за состоянием ребенка. После того, как маленький пациент уложен в безопасное положение, у него сохранено дыхание и прощупывается пульс, восстановились сердечные сокращения, необходимо наблюдать за ребенком и дожидаться приезда скорой. Но не во всех случаях.

После выполнения критерия «А», восстанавливается дыхание. Если этого не произошло, отсутствует дыхание и сердечная деятельность, следует незамедлительно проводить искусственную вентиляцию и непрямой массаж сердца. Вначале выполняют 5 вдохов подряд, длительность каждого вдоха примерно 1,0-,1,5 секунды. У детей старше 1 года выполняют вдохи «рот в рот», у детей до года — «рот в рот», «рот в рот и нос», «рот в нос». Если после произведенных 5 искусственных вдохов признаки жизни по-прежнему отсутствуют, то приступают к непрямому массажу сердца в соотношении 15:2

7 Особенности непрямого массажа сердца у детей

Надавливания на грудную клетку для детей

При остановке сердца у детей непрямой массаж может оказаться весьма эффективным и вновь «запустить» сердце. Но только в том случае, если он проведен правильно, с учетом возрастных особенностей маленьких пациентов. При проведении непрямого массажа сердца у детей следует помнить следующие особенности:

  1. Рекомендуемая частота сжатия грудной клетки у детей 100-120 в минуту.
  2. Глубина надавливания на грудную клетку для детей до 8 лет — около 4 см, старше 8 лет — около 5 см. Надавливания должны быть достаточно сильными и быстрыми. Не следует бояться совершать глубокие надавливания. Поскольку слишком поверхностные компрессии не приведут к положительному результату.
  3. У детей на первом году жизни надавливания выполняют двумя пальцами, у более старших — основанием ладони одной руки или обеих рук.
  4. Руки располагаются на границе средней и нижней трети грудины.

The YouTube >

Формирование основных движений у дошкольников с учетом возрастных особенностей

Ирина Горюнова
Формирование основных движений у дошкольников с учетом возрастных особенностей

Нельзя недооценивать значение основных движений. Ребенок, не владеющий в достаточной степени своими движениями, часто испытывает неуверенность в своих силах, проявляет беспомощность, он боится самостоятельно преодолевать препятствия, которые возникают на его пути.

Ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие – эти движения являются основой для всестороннего физического развития ребенка: укрепляет мышцы, способствует развитию сердечно — сосудистой, дыхательной, нервной систем, а так же воспитанию физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость и др.)

Если говорить о проблемах современных детей, то, прежде всего, нужно сказать, что потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, если раньше почти все дети посещали различные кружки и спортивные секции, то сейчас предпочтение отдается телевизору, компьютеру, в лучшем случае так называемым «сидячим играм» (мозайка, лото, пазлы).

Поэтому весьма важной задачей физического воспитания дошкольников является формирование у них правильных навыков основных движений, которыми они пользуются в своей жизни – бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Они называются основными потому, что человек пользовался ими с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападений. Эти движения и в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба и бег) являются средствами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канаву); третьи (ходьба и бег на месте, ходьба скрестным шагом, бросание и ловля мяча и др.) применяются для решения задач физического воспитания.

Ко времени перехода в школу дети должны овладеть не только хорошим физическим развитием, но и достаточным объемом навыков и умений. Все что поможет детям быстро включиться в новый режим школьной жизни, связанный, помимо всего прочего с необходимостью длительного сидения в однообразной позе за партой и напряженной интеллектуальной деятельностью на уроках. При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок может стать лишь в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Выработка прочных двигательных навыков облегчает деятельность человека в быту и труде. Для выполнения уже привычного действия не требуется большого внимания, движение выполняется почти автоматически. Вместе с тем прочные навыки позволяют действовать более уверенно в новых для человека условиях, творчески использовать свои умения в зависимости от обстоятельств.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются большой двигательной активностью, стремлением к самостоятельности. Они уже уверенно, хотя и своеобразно, выполняют наиболее употребительные основные движения – ходьбу, бег, некоторые виды лазанья, подскоки, элементарные движения отдельными частями тела. У них имеется некоторый двигательный опыт, приобретенный в быту, играх с игрушками и пособиями, есть определенный круг представлений об окружающих явлениях, опыт общения с взрослыми и детьми.

Движения у малышей несовершенны, неточные, сознательное управление движениями еще не ограниченно. Это объясняется недостаточным развитием опорно–двигательного аппарата, нервной системы организма в целом.

Малыши быстро утомляются. Поэтому они могут выполнять задания с небольшой нагрузкой, в процессе которой происходит чередование движений с различным напряжением возбуждающих и успокаивающих детей.

Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно. Объяснения они понимают лучше, если видят, как взрослый выполняет движение, и одновременно двигаются сами. В любом задании дети должны почувствовать удовлетворение, получить положительную оценку.

На пятом году жизни ребенка происходят существенные изменения в работе отдельных систем организма, определенные качественные сдвиги в развитии речи, мышления, всех сторон психики.

Под руководством взрослого дети могут дать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Определенная устойчивость внимания, развитие двигательной памяти, мышления, воображения, позволяет постепенно перейти к новым формам обучения. Дети уже в состоянии сначала посмотреть на показ упражнения, спокойно выслушать объяснение, а затем уже выполнить задание.

К этому периоду позвоночник в основном сформирован, хотя ещё податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличивается удельный вес, сила мышц, улучшаются их функции. Это положительно сказывается на быстроте, темпе, ритме движений. Дети старшего дошкольного возраста лучше осваивают движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Более точными и техничными становятся движения отдельных частей тела (например, прямую ногу вытянуть вперед, поставить на носок, оттянуть его и повернуть наружу).

На шестом году жизни детям становится доступным анализ свойств и качеств движений, различных мышечных ощущений, овладение весьма тонкими и сложными координациями. Они могут различать в содержании движений не только его основные элементы, но и детали. На седьмом году жизни дошкольники начинают осваивать более тонкие движения в действии. Движения выполняются более осознанно, точно и самостоятельно.

Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Детей интересует качество движений, их привлекает форма соревнования. Они начинают понимать красоту, грациозность движения.

Новые двигательные навыки формируются легче, дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнения упражнений в разных вариантах. Дети многое умеют, и усложнение работы с ними идет не только за счет усложнения самого материала, увеличения требований к качеству выполнения движений.

Однако необходимо понимать, что любая форма произвольной деятельности ребенку 6-7 лет еще трудна: физическое и нервное напряжение не может быть длительным. Поэтому новые движения сочетаются с чувственными движениями. Старших дошкольников увлекают разнообразные виды деятельности – игровая, учебная, бытовая, трудовая.

Использование основных движений в дозировке доступной детям, и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей. Совершенствуя основные движения, наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъем от проявленных двигательных действий. Необходимо стремиться поддерживать у ребят интерес к движениям.

Формирование основных движений у детей второго года жизни посредством игровых упражнений 1 слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я Французова Олеся Александровна инструктор по физической культуре в СРП хочу представить вашему.

Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников Доклад к педсовету В историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Физиологи считают.

Конспект занятия по проведению основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Конспект на проведение основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Основные виды движений 1. Прыжки в длину с места.

Консультация для родителей «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей» Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед.

Консультация для воспитателей и родителей. Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации разных видов деятельности Дошкольный возраст — возраст активного познания окружающего мира. Когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и эстетического.

Организация предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей Именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют.

Особенности развития у дошкольников основных видов движений Для всестороннего развития дошкольников важно своевременно овладеть основными видами движений – прыжками; ползаньем; лазаньем; метанием;.

Примерное занятие на развитие основных движений детей 2–3 лет Конспект занятия по физической культуре, 2-я младшая группа Задачи: 1. Закреплять умение ходить и бегать по кругу. 2. Упражнять в прыжках.

Программа «Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей Севера» Паспорт программы Наименование программы «Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей.

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур по теме «Учет возрастных особенностей детей.

Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни.Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Рис. 23.1. Измерение длины тела ребенку раннего возрастаТехника измерения: ребенка укладывают на спину таким образом, чтобы его голова плотно прикасалась теменем к поперечной планке ростомера. Голову устанавливают в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Сестра плотно фиксирует голову.
Читать еще:  Особенности патологии отличия диффузного остеопороза от очагового

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 — 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

а) б)Техника измерения: ребенок стоит на площадке ростомера спиной к вертикальной стойке в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голову он устанавливает в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Необходимо помнить, что между ростом в утренние и вечерние часы существует разница иногда до 1-2 см.
Рис. 23.2. Измерение роста у детей старшого возраста: а) стоя, б) сидя

Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя — в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания: сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

а) б)
Рис. 23. 3. Взвешивание детей раннего возраста: а) на чашечных весах, б) на электронных весах
Рис. 23.4. Взвешивание детей старшего возрастаДетей после трех лет взвешивают стоя (рис.23.4). Во время взвешивания раздетый ребенок должен встать неподвижно на середину площадки весов. Коромысло весов состоит из двух шкал, точность взвешивания – 50,0г. Взвешивание рекомендуется проводить утром натощак и желательно после мочеиспускания и дефекации.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Рис. 23.5. Измерение окружности головы у ребенка Рис. 23.6. Измерение окружности грудной клетки у ребенка младшего возраста

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

а) б) с)
Рис. 23.7. Измерение окружности грудной клетки у ребенка старшего возраста: а) в покое, б) на высоте вдоха, с) на выдохе

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей. Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.

Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:

— медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;

— организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;

— родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.

Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).

Метод сигмальных стандартов. Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.

Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.

Метод центильных стандартов. Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль — медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.

Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.

1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.

2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир Mishnah Sanhedrin

Читать еще:  Особенности перелома скуловой кости

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов, рекомендованные Европейским советом по реанимации, были опубликованы в ноябре 2005 года в трех зарубежных журналах: Resuscitation, Circulation и Pediatrics.

Восстановление проходимости дыхательных путей (ДП) у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути (рис. 3).

При отсутствии достаточного тонуса, запрокидывание головы нужно сочетать с выдвижением вперед нижней челюсти (рис. 4).

Однако у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций:

  • не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка;
  • не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может вызвать обструкцию дыхательных путей.

После освобождения дыхательных путей необходимо проверить, насколько эффективно дышит пациент: нужно присматриваться, прислушиваться, наблюдать за движениями его грудной клетки и живота. Часто восстановления проходимости дыхательных путей и ее поддержания бывает достаточно для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно.

Достаточный объем каждого вдоха – это объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки. Убедиться в адекватности дыхания, наличии кашля, движений, пульса. Если присутствуют признаки циркуляции – продолжить дыхательную поддержку, если циркуляции нет – начать непрямой массаж сердца. У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5)

у старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6).

В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель, нецелесообразно использовать искусственное дыхание. Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7).

Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема и выполняют четыре надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища. После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8).

Неотложная крикотиреотомия – один из вариантов поддержания проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею. Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях. У детей до года пульс оценивается на плечевой артерии (рис. 9)

, т. к. короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии. У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивается на сонной артерии (рис. 10).

Когда у ребенка определяется пульс, но нет эффективной вентиляции, проводится только искусственное дыхание. Отсутствие пульса является показанием к проведению искусственного кровообращения с помощью закрытого массажа сердца. Закрытый массаж сердца никогда не должен выполняться без искусственной вентиляции. Рекомендуемая область сдавления грудной клетки у новорожденных и грудных детей – на ширину пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины. У детей до года используют две методики выполнения закрытого массажа сердца: – расположение двух или трех пальцев на груди (рис. 11);

– охватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из четырех пальцев на спине и использование больших пальцев для выполнения компрессий. Амплитуда компрессий составляет примерно 1/3-1/2 от переднезаднего размера грудной клетки ребенка (табл. 2).

Если ребенок большой и три пальца не создают адекватной компрессии, то для проведения закрытого массажа сердца нужно использовать проксимальную часть ладонной поверхности кисти одной или двух рук (рис. 12).

Скорость компрессий и соотношение их к дыханию зависит от возраста ребенка (см. табл. 2). Механические приборы для компрессии грудной клетки интенсивно использовались у взрослых, но не у детей в связи с очень большим количеством осложнений.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Чем младше ребенок, тем более непосредственным может быть его поведение в ситуации взаимодействия (то есть без рефлексивного анализа того, как его поведение оценивают другие взрослые). Ребенок как бы естественен в своем поведении, которое пока еще в наименьшей степени опосредовано социальными нормами (как надо и как не надо вести себя в подобной ситуации). Заинтересовавшись каким-либо заданием или игрой, маленький ребенок может, с одной стороны, не захотеть от него оторваться (для работы с другими заданиями), а с другой — прервать свое занятие в любой момент, заинтересовавшись чем-то новым. Поскольку функция собственного контроля в возрасте 3—3,5 летнаходится в самой начальной стадии своего формирования, следует иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностического взаимодействия нужен постоянный внешний «отслеживающий» контроль и программирование деятельности со стороны специалиста.

С ребенком в этом возрасте начать работу в «классическом режиме» скорее всего не удастся. Необходимо исходить из того, что в начале работы придется использовать те «игрушки-методики», которые заинтересовали ребенка в процессе обследования «новой территории» — кабинета специалиста.

В любом случае для начала совместной деятельности необходимо дать ребенку заведомо доступное и интересное для него задание, позволив при этом располагаться в таких местах и позах (например, на коврике на коленках), как это удобно ему. Только через некоторое время, при уже установленном контакте возможно усаживание ребенка за стол или в другую, более удобную для специалиста позицию.

По мере утомления ребенок младшего дошкольного возраста имеет право ‘ «съезжать» со стула, стремиться переместиться, например, на колени к матери, прерывать саму процедуру обследования без объяснения причин, только потому, что он устал и ему это надоело. Все это является показателем недостаточности произвольных механизмов владения собой, свойственных обсуждаемому возрасту в норме. В то же время следует помнить, что такой ребенок может просто испугаться самой ситуации (нового помещения, предметов в нем, необходимости общаться с незнакомым человеком) и не пойти на контакт.

Ближе к 4 годаммы наблюдаем в безопасной для ребенка ситуации как бы «перерастание» непосредственного поведения в опосредованное самим взаи-

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

модействием с посторонним взрослым, то есть поведение, зависящее от определенных социальных норм, принятых в конкретной социокультурной среде. Важно отметить, что этот период развития ребенка совпадает и с началом формирования функции произвольной регуляции собственной деятельности (функций программирования и контроля деятельности). В соответствии с этим оценка уровня развития ребенка, его поведенческих особенностей, познавательного и социоэмоционального развития в целом будет опираться на понимание значения этих «новообразований» возраста, позволяющих до определенной степени регулировать свое поведение и аффективные реакции.

В аналогичной ситуации взаимодействия (с целью оценки особенностей развития) ребенок 4—5 лет будет вести себя иначе. Несмотря на то, что и в этом возрасте его поведение может оставаться несколько полевым и непосредственным (в основном за счет непосредственности ориентировочной реакции), мы вправе ожидать от него принятие задачи экспертизы, что будет выражаться в выполнении по просьбе взрослого тех или иных заданий, пусть даже без особого желания. Для работы с ребенком этого возраста также удобно применять вначале яркие игровые и доступные для ребенка диагностические методики. Однако, наряду с этим, ему можно уже предложить не столь интересное задание, объяснив, что потом эта «игра» ему понравится или что ее делают все большие дети. В этом возрасте уже в определенной степени доступна произвольная регуляция, не только поведения в целом, но и эмоционального состояния. Это будет проявляться в сдерживании негативных проявлений по поводу того или иного задания или по отношению к самой процедуре обследования или исследователю. Безусловно, на фоне утомления возможность произвольного владения «собой» будет снижаться,

В возрасте 5—6 лет (и старше) нормативно ребенок, как правило, принимает ситуацию экспертизы и при правильном поведении взрослых в процессе взаимодействия нуждается в минимальном использовании каких-либо дополнительных приемов в организации совместной работы.

К 7 годам в норме дети действительно не нуждаются в специальных «приемах» при проведении диагностики, но часто еще испытывают потребность в стимулирующей помощи, особенно если производится обследование недостаточно уверенного в своих силах ребенка. На фоне утомления дети даже этого возраста в определенной степени нуждаются и в небольшом объеме организующей помощи. Совершенно очевидно, что в каждом конкретном случае при оценке особенностей развития ребенка психологом отмечаются и анализируются все специфичные виды и способы взаимодействия, объем и тип оказанной ребенку помощи.

Ребенку, начиная с 8-9-летнего возраста, можно предложить самостоятельно выбрать стиль и меру сложности заданий (с более трудного или, наоборот, легкого задания он хочет начать работу, будет ли он «доделывать» задание до конца или прервется на трудном этапе и т. п.). Также уже необходимо учитывать его желание работать наедине со специалистом или, наоборот, в присутствии родителей.

Такого рода поведение специалиста позволяет быстрее и надежнее сформировать тот необходимый «объем» доверительных отношений, без которого ре-

Глааа J. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

зультаты выполнения тех или иных заданий (в особенности при исследовании аффективно-эмоциональной сферы) нельзя считать полностью достоверными и надежными. Помимо этого, доверительный стиль отношений, лишенный неискренности и специфической слащавости, позволяет преодолеть, а часто и предупредить нарастающий негативизм раннего «препубертата».

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 1991 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector