7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности стопы в детском возрасте

Плоскостопие у ребенка: причины возникновения, лечение и профилактика

Плоскостопие – серьезная проблема, которая может привести к осложнениям, поэтому родителям необходимо знать его симптомы, чтобы не пропустить развитие заболевания.

Нормальное строение стопы

При ходьбе у человека нагрузка на скелет распределяется по вертикальной оси сверху вниз. При этом самая большая нагрузка выпадает на стопы. В нормальном состоянии стопа имеет три точки опоры, плотно соприкасающиеся с поверхностью пола – пяточный бугор, основные фаланги большого пальца и мизинца. Между этими тремя точками расположены мышцы и сухожилия, которые образуют два свода – продольный и поперечный.

Своды стопы – возвышенные над поверхностью пола участки, в норме с ней не соприкасающиеся. Продольный свод расположен между основной фалангой большого пальца и пяточным бугром. Поперечный – между основными фалангами большого пальца и мизинца.

Таким образом, образуется мощный каркас стопы, способный принять на себя большую нагрузку. При таком строении стопы вес тела распределяется на три точки опоры, снижая нагрузку на коленные и тазобедренные суставы, позвоночник. Правильное строение стопы способствует хорошей амортизации при ходьбе.

Особенности строения стопы у детей

У малышей с рождения и до полутора лет стопа плоская, продольный и поперечные своды отсутствуют. На их месте расположены жировые подушки. Когда малыш начинает активно ходить, бегать, прыгать, начинается формирование сводов стопы: жировые подушки уменьшаются, мышцы и сухожильный каркас становятся крепче. Формирование сводов заканчивается к школьному возрасту, поэтому говорить о наличии плоскостопия у ребенка до шести-семи лет неправильно.

Что такое плоскостопие?

Плоскостопие представляет собой изменение формы стопы с уплощением ее поперечного или продольного сводов. При таком строении нагрузка распределяется неправильно. В результате возникают заболевания и деформации суставов стопы, коленных и тазобедренных суставов, появляется сколиоз.

Классификация плоскостопия

Плоскостопие у детей классифицируется по форме и степени. По форме выделяют:

  • Продольное плоскостопие. Уплощается продольный свод стопы между пяткой и большим пальцем. Нагрузка переходит на внутреннюю сторону стопы, возникает вальгусная деформация ног (вальгусное плоскостопие);
  • Поперечное плоскостопие. Уплощен поперечный свод между большим пальцем и мизинцем. Нагрузка распределяется на все основные фаланги пяти пальцев. При длительно существующем плоскостопии меняется строение пальцев ног – они располагаются в виде веера, приобретают форму молотков (средняя фаланга приподнимается).

В зависимости от выраженности уплощения сводов выделяют три степени плоскостопия:

  1. Высота продольного свода стопы от 26 до 35 мм.
  2. Высота свода от 18 до 25 мм, плоскостопие становится видно невооруженным глазом;
  3. Высота свода не более 17 мм.

Степени поперечного плоскостопия определяются на основании рентгеновских снимков после определения углов отклонения пальцев от основной оси.

Причины плоскостопия

Изредка у детей встречается врожденное плоскостопие. Эта патология связана с неблагоприятным воздействием различных факторов на плод во время беременности. В результате у плода возникает нарушение строения костно-мышечной системы, связочного аппарата стопы и голени.

Более распространено приобретенное плоскостопие. Оно подразделяется, в зависимости от причины, на четыре вида:

  1. Статическое. Этот вид плоскостопия связан с нарушением строения соединительной ткани, чаще наследственным. При изменении структуры соединительной ткани мышцы и связки становятся более эластичными. При воздействии на стопу дополнительных неблагоприятных факторов, например ношения неподходящей обуви, чрезмерных физических нагрузок, длительного статического напряжения, строение мышечно-связочного каркаса стопы нарушается. Возникает плоскостопие. Эта форма заболевания часто сочетается с дисплазией тазобедренных суставов и близорукостью.
  2. Паралитическое. Плоскостопие возникает из-за длительного спазма или паралича мышц голени и стопы. Такая форма плоскостопия наблюдается при полиомиелите – вирусном заболевании, поражающем клетки нейронов спинного мозга.
  3. Травматическое. После неправильно сросшихся переломов, образования ложных суставов изменяется центр тяжести и нарушается распределение нагрузки на стопу.
  4. Рахитическое. Этот вид плоскостопия развивается при наличии рахита – заболевания, связанного с недостатком в организме ребенка витамина D. При гиповитаминозе возникает нарушение кальциево-фосфорного обмена, изменение строения костей, снижается скорость замещения хрящевой ткани на костную.

Предрасполагающими факторами развития плоскостопия являются:

  • излишняя масса тела и ожирение (возрастает нагрузка на стопу);
  • чрезмерная или недостаточная физическая активность;
  • недостаточное пребывание ребенка на свежем воздухе;
  • несбалансированный рацион, гиповитаминоз;
  • ношение неправильной обуви – слишком большой или слишком тесной, с жесткой задней частью, ортопедической обуви в раннем детском возрасте.

Признаки заболевания

При врожденном плоскостопии чаще поражается одна нога. Стопа установлена в пяточном положении, пальцы отведены вверх и наружу. В вертикальном положении внутренний край стопы ребенка касается пола . Когда малыш начинает вставать на ножки и ходить самостоятельно, возникает боль, походка неестественна и неустойчива. При ходьбе на пятке плоскостопие усугубляется.

Первые симптомы плоскостопия проявляются в позднем дошкольном возрасте. У ребенка появляется выраженная усталость при ходьбе на короткое расстояние, он может жаловаться на боль в стопе, усталость, боли в области поясницы, коленных суставов, бедер. Стопы часто отекают к вечеру. Родители могут заметить несимметричную стоптанность обуви ребенка: внутренняя часть ботинок стирается быстрее. При длительно существующем плоскостопии образуются сухие и влажные мозоли, нарушается осанка. В дальнейшем заболевание может привести к артрозам и остеохондрозу, грыже позвоночника.

Диагностика плоскостопия

Диагноз выставляет врач-ортопед после осмотра ребенка и проведения дополнительных исследований:

При осмотре врач обращает внимание на объем движений в голеностопном суставе, подвижность пальцев, высоту свода стопы, наличие гипо- или гипертонуса ног. После этого проводится плантография.

Плантография – получение отпечатка стопы ребенка на листе бумаги. Может выполняться двумя способами:

  • На стопу может наноситься любой краситель, после чего ребенок встает двумя ногами на белый лист бумаги.
  • Ребенок встает на бумагу мокрыми ногами, а полученный отпечаток обводится ручкой.

После этого врач оценивает отпечатки.

Подометрия включает в себя проведение математических расчетов, определение угла плоскостопия и подометрического индекса. Такие расчеты проводятся ортопедами по отпечатку стопы ребенка.

Рентгенография стопы проводится в двух проекциях. Этот метод исследования считается самым точным, однако из-за лучевой нагрузки на организм ребенка он не используется в качестве скринингового.

Лечение патологии

Лечение плоскостопия начинают как можно раньше после постановки диагноза. При врожденном плоскостопии применяется профессиональный массаж ног уже с первых недель жизни малыша. В старшем возрасте проводится лечебная гимнастика, бинтование ног. В более тяжелых случаях прописывают ношение гипсовых повязок и ортезов (специальных конструкций из легкого пластика) для фиксации стопы в правильном положении. При неэффективности назначают оперативное лечение.

Лечение приобретенного плоскостопия начинается с подбора правильной обуви. При плоскостопии рекомендуется обувь с супинатором – специальной стелькой с возвышением, которая будет поддерживать свод стопы ребенка во время ходьбы. В некоторых случаях назначают ношение обуви с жесткой задней частью, которая плотно фиксирует голеностопный сустав.

При развитии приобретенного плоскостопия любой степени прописывают курсы массажа стоп, лечебную физкультуру и физиотерапевтическое лечение. Физиотерапия может включать использование контрастного душа на область ног, аппликации лечебной грязи на стопы, озокеритотерапию, гидромассаж, парафиновые ванны, магнитотерапию и электрофорез.

При второй и третьей степенях плоскостопия коротким курсом может назначаться ношение гипсовой повязки или лонгета, в том числе в ночное время.

При тяжелой третьей степени плоскостопия в некоторых случаях проводятся хирургические операции, но только по достижении ребенком 12 лет.

Профилактика заболевания

Для профилактики плоскостопия важно соблюдать несколько правил:

  1. С того момента, как малыш начал вставать на ножки у опоры, большую часть времени он должен проводить на твердой поверхности, в идеале – на полу.
  2. Дома ребенку рекомендуется ходить без обуви. В холодное время года – в тонких носках, летом – босиком.
  3. Очень полезна для детей ходьба босиком по различным неровным поверхностям – камешкам, траве, песку. В домашних условиях для этих целей можно использовать специальный ортопедический коврик, имитирующий разные поверхности. Коврик от плоскостопия для детей дает хорошие результаты при слабой степени заболевания.
  4. В качестве ЛФК для профилактики плоскостопия полезны упражнения на шведской стенке, ходьба по перекладинам.
  5. Если у ребенка плоскостопия нет, специальную ортопедическую обувь носить не нужно. В этом случае она будет лишь способствовать развитию заболевания. Необходимая обувь для профилактики – это обувь на плоской тонкой подошве, без специальных стелек, не ограничивающая движения в голеностопном суставе.
  6. Важно, чтобы обувь не была тесной, подходила ребенку по размеру. Максимальный «запас» в обуви должен быть не более 1,5 см.

Самый главный метод профилактики плоскостопия – это регулярные осмотры детского ортопеда, так как чем раньше будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем эффективнее оно будет и тем проще будет избежать осложнений.

СТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ СТОПЫ.

Детская обувь делится на пинетки, ясельную, малодетскую, дошкольную и школьную. Каждая категорий различается входящими в нее размерами и предназначена для разного возраста. Размеры как правило указываются в штрихмассовой системе. Чтобы определить нужный, следует измерить стопу ребенка в сантиметрах. После чего воспользоваться таблицей размеров, которую можно найти в интернете или же на коробках от детской обуви.

Пинетки предназначены для тех детей, которые еще не умеют ходить — то есть примерно до года. Их делают до 20 размера.

Ясельная обувь включает в себя обувь на первый шаг и часто покупается, когда ребенок начинает стоять на ногах и передвигаться, держась за окружающие предметы. Поэтому бывает, что ее приобретают ребенку уже в 7-8 месяцев. Размеры ясельной обуви — от 17 до 22, но можно найти и 16, хоть он и редко встречается. Эту обувь носят примерно до двух лет. К ней предъявляются особенные требования, связанные с формированием стопы малыша. У ясельной обуви должен быть твердый задник, супинатор, хорошая фиксация ноги.

Малодетская обувь представлена размерами от 23 до 26 и предназначена для детей 2-3 лет.

Дошкольную обувь носят до 7 лет. Размеры ее 27 — 31.

Школьная начинается с 32 размера и включает обувь до 36-37 размера. При этом подростковая обувь для мальчиков, например, может продолжаться до 40.

Эти рамки — примерные. Если размер ноги не соответствует возрасту при остальных нормальных показателях — это не повод для беспокойства. То, какой будет стопа зависит также и от комплекции — у крупного ребенка нога будет больше.

Читать еще:  Особенности занятий на разных стадиях

Часто родители переживают из-за размера стопы ребенка. Папы и мамы девочек волнуются, если нога слишком большая, родители мальчиков — если маленькая. На самом деле далеко не всегда возможно определить будущий размер обуви даже в подростковом возрасте. Стопа растет неравномерно, в один год может сильно увеличиться, в другой — притормозить. В любом случае переживать из-за этого не стоит.

Стопа – это важная и сложная часть ног и всего скелета.

Достаточно отметить, что на нее приходится четверть всех костей нашего тела, а точнее 28. Их соединяют 107 связок и приводят в движение около 20 различных мышц и сухожилий. Когда мы ходим, на стопу приходится нагрузка всего тела. У маленьких детей костная ткань образуется не сразу, стопы у детей гибкие и мягкие, и пока кости еще не окрепли, они очень чувствительны к любому давлению и нагрузкам. Если обувь мала или плохо облегает ногу, стопа будет стремиться приспособиться к форме обуви, тем самым, существует опасность, что стопа ребенка неправильно сформируется, а это может привести к различного рода проблемам в будущем. Чтобы избежать повреждения стопы, чтобы кости и мышцы ног развивались наилучшим образом с самого начала очень важно правильно подбирать обувь по длине и ширине так, чтобы она не давила на стопу и давала необходимую свободу.

Создавая и разрабатывая обувь, производители стремятся обеспечить эту свободу движения. Естественно, для этого мы используем особые материалы, форму колодок и, что тоже важно, знания о строении детских ног. Важно понимать, что нога у маленьких детей – это не уменьшенная копия ноги взрослого человека. Для нее крайне важен не только размер, как у взрослого. И эти особенности и различия необходимо учесть и предусмотреть в строении обуви. При создании обуви за основу берется физиологическое строение ног, которое способствует их естественному развитию.

Рост и развитие стопы

В момент рождения размер стопы ребенка составляет приблизительно 7,5 сантиметров, однако маленькие стопы растут быстро. На втором и третьем году жизни стопы ребенка вырастают на 2-3 размера в год. Даже в школьном возрасте стопа может расти со скоростью 1-2 размера в год. Разница между размерами детской обуви составляет 6,6 мм. Рост стопы обычно завершается только к 15 годам, при этом ее длина обычно составляет 23-26 см. Ноги девочек прекращают расти раньше – между одиннадцатью и четырнадцатью годами, у мальчиков позже – даже до 18 лет. Ноги детей растут изо дня в день. Все, что связано с пропорциями детской стопы, ее формой и структурой тоже постоянно меняется. Для каждого из этих периодов развития необходимы свои модели обуви, учитывающие различные возрастные особенности развития.

Младенческий и ясельный период

Младенцы 0-2 года. Нога очень мягкая и гибкая. Кости еще не «связаны», и своды стопы еще не образовались – в стопе много жировой ткани и неразвитых мышц, что придает ноге вид, как будто она страдает плоскостопием. Широкая передняя часть стопы является характерной особенностью этого возраста.

Ребенок ползает, учится вставать, стоит.

На этом этапе ему требуются мягкие ботинки с тонкой подошвой и стелькой из натурального материала. Такая обувь стимулируют движение и способствуют здоровому развитию стопы.

  • Широкий вход
  • Легкость и гибкость
  • Натуральная стелька и подкладка колодки
  • Тонкая подошва

Первые шаги ребенка.

Ботинки для этого периода должны быть особенно эластичными. Это очень важно, когда ребенок встает с четверенек, так как нагрузка идет на переднюю часть стопы. С помощью подвижной подошвы с небольшим поперечным разрезом ботинок повторяет движения стопы, что в сочетании с натуральной стелькой облегчает ходьбу.

  • Натуральная стелька
  • Задник
  • Широкий вход
  • Носок с ударопрочной накладкой
  • Эластичная подошва

Обычно к концу 2-го года жизни все дети ходят уже свободно. Для этого периода характерно развитие уже освоенного ими процесса. Поэтому важно, чтобы ботинок был эластичным и способствовал перекату с пятки на носок, но при этом гнулся в месте сгиба стопы. Благодаря этому ботинок повторяет все движения стопы. В то же время профилированная подошва, предупреждающая скольжение, обеспечивает устойчивость и безопасность при каждом шаге.

  • Задник, поддерживающий пятку
  • Натуральная стелька
  • Эластичная подошва, предупреждающая скольжение

Период детского сада.

Дети в возрасте 3 – 7 лет. Нога продолжает оставаться мягкой и гибкой, одновременно начинают сформировываться своды стопы. Ее форма начинает вытягиваться, но передняя часть продолжает оставаться более широкой, чем у взрослого человека.

К ботинкам предъявляются новые требования. Безусловно они по-прежнему должны быть максимально удобными. Но теперь ребенок все чаще сам надевает и снимает обувь, но это ему еще не всегда легко делать. Поэтому обувь на липучках для него сейчас – идеальный вариант. И еще один новый аспект – различие между мальчиками и девочками становится все более значимым, и это отражается на дизайне ботинок. Уже в детсадовском возрасте у детей есть первые представления, как должна выглядеть их обувь. При покупке ботинок родители чаще учитывают их мнение. Все большее значение приобретает цвет и дизайн обуви. Разумеется, это немаловажное обстоятельство учитывается при разработке и создании коллекций детской обуви.

Школный период.

Дети 8 – 12 лет. Часть гибкости пропадает, но нога все еще очень чувствительна к давлению. Своды стопы почти полностью сформировались, придавая стопе почти взрослую форму. Передняя часть стопы, однако, все еще сравнительно широкая. Теперь дети сами решают, какую обувь носить. И конечно, они стремятся носить стильную обувь, чтобы выглядеть, как взрослые. Теперь и их стопы все больше похожи на стопы взрослых — свод стопы уже полностью сформировался, но при этом кости еще растут, хотя и намного медленнее.

Интернет магазин детской обуви «Задавака» это:

  • огромный ассортимент детской и подростковой обуви на все сезоны
  • вся обувь и размеры, представленные на сайте, есть в наличии
  • посмотреть, примерять и купить обувь для ребенка Вы можете в нашем уютном Шоу-Руме
  • сделать заказ в нашем интернет магазине можно в любое удобное для Вас время
  • отсутствует комиссия за перечисление денег при оплате за товар на карточный счет
  • оперативная доставка по Украине курьерскими службами
  • оперативная доставка курьером-консультантом по Киеву
  • возможностью доставки более одной модели и смежных размеров для примерки и выбора
  • простая и лояльная процедура обмена и возврата товара
  • простой и понятный интерфейс интернет магазина
  • нет лишней информации на сайте, только то, что Вам необходимо знать при выборе обуви
  • индивидуальный подход к каждому клиенту

Обратившись к нам, Вы приобретете качественную, анатомически правильную детскую обувь лучших производителей, сэкономите свое время, деньги, нервы :), а также получите максимум удовлетворения от покупки обуви для ребенка. Если же при выборе товара у Вас все-таки возникли затруднения, наши операторы помогут Вам определиться с выбором, принимая во внимание все Ваши требования и пожелания.

РАЗВИТИЕ СТОПЫ У РЕБЕНКА

Что важно знать родителям о формировании стопы малыша?
Комментирует Баранов Федор Алексеевич, врач травматолог, кандидат медицинских наук, ортопед второй категории Детского поликлинического центра « КОСМА»

Правильное формирование стопы у ребенка имеет исключительное значение. Ведь в опорно-двигательной системе человека стопа обеспечивает выполнение ряда важнейших функций: опорной, амортизирующей, ходьбы, а в целом передвижение в пространстве и сохранение равновесия.

СТРОЕНИЕ СТОПЫ РЕБЕНКА

Стопа как орган имеет сложное анатомическое строение, в ее состав входит 26 костей, 42 мышцы и множество связок. Соединяясь между собой, анатомические элементы стопы образуют две дуги, которые называются сводами стопы: продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Благодаря наличию этих сводов, стопа опирается не всей поверхностью, а тремя основными точками: пяточная кость и основания 1 и 5 пальцев стопы. При уплощении сводов, стопа опирается всей своей поверхностью, что приводит к ухудшению амортизирующих свойств.

КАК РАСТЕТ СТОПА

На фоне интенсивного роста ребенка развиваются и его стопы. Так у новорожденного длина стопы составляет приблизительно 7,5 сантиметров, однако маленькие стопы растут быстро. На втором и третьем году жизни стопы ребенка вырастают на 2-3 размера в год. Даже в школьном возрасте стопа может расти со скоростью 1-2 размера в год. Рост стопы обычно завершается только в подростковом возрасте. При этом ноги девочек прекращают расти между 11 и 14 годами, у мальчиков позже, к 18 годам. Такой активный рост стопы отражается и на анатомо-функциональном состоянии стоп. У младенцев до 3-х лет стопа очень мягкая и гибкая. Это связано с повышенной эластичностью связок, недостаточно развитыми мышцами, наличием жировой подушки, содержанием в костной ткани содержится мало минеральных веществ, которые придают костям прочность. По этим же причинам продольный свод стопы у детей в этом возрасте плоский, что является нормальным физиологическим состоянием.

УЧИМСЯ СОХРАНЯТЬ РАВНОВЕСИЕ

Когда дети начинают вставать на ножки (в 7-9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10-12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя «жировая подушечка», которая располагается на подошве, под кожей. При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения. В 2-3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться «на ногах». Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5-6 летнего возраста.

ЗАБОЛЕВАНИЯ СТОПЫ – ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

К сожалению, иногда встречаются как врожденные, так и развивающиеся в процессе роста ребенка (приобретенные) заболевания стоп.К первой группе заболеваний относятся врожденная косолапость, врожденная плоско-вальгусная деформация стоп (стопа-качалка), а также различные аномалии развития стоп, такие как, сращение пальцев, добавочные пальцы и др. Причиной врожденной патологии стоп являются пороки развития во внутриутробном периоде. Данные заболевания выявляют, как правило, в роддоме с дальнейшим направлением маленьких пациентов в специализированные детские ортопедические стационары.

Читать еще:  Особенности переломов у детей

ПЛОСКОСТОПИЕ У ДЕТЕЙ

Наиболее распространенным заболеванием, которое развивается в процессе роста ребенка, является плоскостопие, может сочетаться с вальгусной установкой стопы. Большинство детей рождаются с мнимым или физиологическим плоскостопием, что объясняется обилием подкожной жировой клетчатки подошвенной поверхности стопы. С ростом ребенка и развитием ходьбы, бега развивается и мышечно-связочный аппарат. Стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 5 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до 4-5 лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию. На развитие плоскостопия влияют следующие факторы: избыточный вес, передний тип постуры, ношение неудобной обуви, нерациональные нагрузки, травмы стопы и голеностопного сустава, тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения, перенесенный рахит, заболевания желудочно-кишечного тракта, гипотонус в мышцах голени и стоп, гипермобильность в суставах, наследственность.

Важным мероприятием по профилактике плоскостопия является ношение правильной анатомической обуви. Критериями «полезной для стопы» обуви являются: широкая носовая часть обуви, жесткий задник, гибкая подошва, супинатор, небольшой каблучок, разумный запас размера (около 0,5см).

НА ЧТО ВЛИЯЕТ ПЛОСКОСТОПИЕ?

У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы – амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, коленные, тазобедренные суставы, позвоночник. В дальнейшем, в более старшем возрасте это может привести к стойкому болевому синдрому в ногах и спине, нарушению осанки, артрозу в суставах нижних конечностей, остеохондрозу позвоночника.При подтверждении диагноза плоскостопия нужно немедленно приступать к лечению. К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, тем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции. Лечение состоит из специальной физкультуры для укрепления мышц голени и стопы, массажа, физиопроцедур и ношения ортопедических стелек или ортопедической обуви. Среди современных направлений медицины в настоящее время проблемой плоскостопия занимается остеопатия, мануальная терапия. В редких случаях при тяжелой степени плоскостопия показано оперативное лечение.

В возрасте до 5 лет важно с ребенком заниматься профилактикой плоскостопия. А именно: хождение босиком по неровной поверхности (песок, трава, галька, массажные коврики, и др.); выполнение упражнений для укрепления мышц голени и стоп – хождение на носках, на пятках, на внешнем крае стопы, перекаты стоп, захват мелких предметов пальцами стоп и др.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ СТОПЫ

Для выявления и своевременного лечения различной ортопедической патологии необходимо проходить профилактические осмотры у травматолога-ортопеда и врача-остеопата, мануального терапевта.Ортопедический осмотр проводится:в роддоме — неонатологом — для исключения заболеваний скелета, аномалий развития, врожденных деформаций, в том числе и врожденного плоскостопия;до 3-х месяцев – травматологом-ортопедом — для исключения патологии опорно-двигательной системы и оценке физического, анатомо-функционального состояния;в 6 месяцев — по показаниям;в 1 год – обязательный осмотр у травматолога-ортопеда. Этот возраст является важным этапом в жизни ребенка, когда он самостоятельно сидит, ползает, ходит. В это время врач проверяет правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в суставах;в возрасте старше 1 года осмотр у травматолога-ортопеда проводится не реже 1 раза в год.

Особенности стопы в детском возрасте

Все кости конечностей, за исключением ключиц, проходят три стадии развития: соединительно-тканную, хрящевую и костную. Первично основу скелета (в том числе и стоп) составляет хрящевая ткань, которая постепенно замещается костной. В диафизах трубчатых костей первые точки окостенения (первичные) появляются в конце второго — начале третьего месяца внутриутробного развития, в эпифизах и апофизах после рождения. В костях предплюсны (ладьевидной, кубовидной и клиновидных) точки окостенения появляются в период от трех месяцев после рождения до пяти лет.

Костная ткань новорожденных имеет порозное грубоволокнистое сетчатое строение. Немногочисленные костные пластинки располагаются неправильно, гаверсовы каналы выглядят неупорядоченно разбросанными полостями. В костях у детей относительно много воды и мало плотного вещества. Зола составляет 1/2 массы кости новорожденного и 4/5 массы кости взрослого человека. По мере роста происходит перестройка кости с заменой волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую. Хрящевая модель будущей кости постепенно замещается костной тканью, хрящ при этом разрушается. К 12 годам кости ребенка мало чем отличаются от костей взрослого.

Таким образом, кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослых более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.

Мышечная ткань начинает развиваться из среднего зародышевого листка (мезодермы) на третьей — четвертой неделе эмбриогенеза. Отмечено, что формирование мышечных волокон в различных группах мышц происходит не одновременно. Дифференцировка мышц верхних конечностей идет раньше, чем нижних. Проявляется неравномерность развития различных мышечных групп: так, например, к 5-7 годам хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти и стопы.

Итак, мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, у детей дошкольного возраста относительно слаборазвиты.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг на друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам.

Развитие синовиальных соединений (суставов) начинается на 6-й неделе эмбрионального развития. Суставные капсулы суставов новорожденного туго натянуты, большинство связок еще не сформировалось. Наиболее интенсивно развитие суставов и связок происходит в возрасте 2-3 лет в связи с нарастанием двигательной активности ребенка. У детей 3-8 лет амплитуда движений во всех суставах увеличивается, одновременно ускоряется процесс коллагеноза суставных капсул и связок. Формирование суставных поверхностей, капсул и связок завершается, в основном, в подростковом возрасте (13-16 лет).

Следовательно, суставно-связочный аппарат стоп у детей дошкольного возраста еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого, объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. [3]

Одной из характерных возрастных особенностей голеностопного сустава является то, что у взрослых он имеет большую подвижность в сторону подошвенной поверхности стопы, а у детей — в сторону тыла стопы, что связано с особенностями ее развития. Стопа ребенка, особенно первого года жизни, имеет отчетливое супинаторное положение, в результате чего, начиная ходить, дети ставят стопу не на всю подошвенную поверхность, а только на ее латеральный край. С возрастом происходит некоторая пронация стопы и опускание медиальной части ее продольного свода. Особенно интенсивно стопа формируется в первые три года жизни.

У детей 6-14 лет имеется незначительное преобладание средних величин отдельных признаков стопы у мальчиков по сравнению с девочками. Исключением является лишь высота и ширина стопы, ширина пятки, которые в 12 лет у девочек больше, чем у мальчиков. Существенной разницы между размерами левой и правой стоп нет.

Увеличение длины стопы происходит неравномерно: с 6 до 12 лет у мальчиков стопа увеличивается на 5,3-5,4 см, а у девочек на 5,6 см. Высота стопы у девочек значительно увеличивается с 11 до 12 лет, а у мальчиков с 7 до 8 лет. Ширина стопы и пятки дает очень небольшие ежегодные приросты.

В каждой возрастно-половой группе диапазон индивидуальной изменчивости признаков стоп неодинаков. Наибольшая вариативность показателей отмечена у девочек в возрасте 10-12 лет, а у мальчиков в возрасте 5-7 лет. Величина и согласованность изменчивости отдельных признаков у девочек выше, чем у мальчиков.

Результаты исследований свидетельствуют, что средняя степень уплощения стоп у мальчиков во всех возрастных группах (6-14 лет) выше, чем у девочек, кроме возраста 11 лет, когда эта величина у девочек составляет 40,6±1,5% — для правой стопы и 40,8±1,5% — для левой стопы, а у мальчиков — 37,7±2,3% для правой стопы и 37,0+2,2% — для левой стопы, соответственно. Наибольшее количество плоских стоп у мальчиков (47-62% правых и левых, соответственно) по сравнению с девочками (44-48%) наблюдается в возрасте 6 лет. Развитие стопы в период от 6 до 14 лет протекает весьма интенсивно, но полностью еще не завершается. С возрастом у детей происходит постепенное уменьшение плоских и уплощенных стоп, что имеет физиологическое объяснение, так как известно, что процессы формирования стопы еще не завершены.

В дошкольном и младшем школьном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. [13]

Особенности детской стопы и физиология начала ходьбы

Переход из лежачего положения в вертикальное является кардинальным событием в развитии человека. В возрасте около 1 года развитие организма достигает такого уровня, который позволяет ребенку подняться на ноги и сделать первые шаги. Благодаря ходьбе ребенок начинает активно осваивать окружающее пространство.

Процесс ходьбы – многокомпонентный процесс, включает большое количество составляющих. Поэтому освоение ходьбы представляет собой этапный процесс, который построен на постепенном переходе от относительно простых движений к сложным. В жизни маленького ребенка самообучение ходьбе занимает определенное время. В период начала ее освоения ребенок именуется «первоходом». Характерной чертой переживаемого ребенком периода является начало действия силы гравитации по оси туловища и конечностей, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни.

У первохода действие силы земного притяжения оказывается непривычной нагрузкой для всех органов и систем организма. Гравитация активизирует деятельность опорно-двигательной системы, нервной системы и стимулирует их бурное развитие. В течение полугода первоход превращается из ребенка ползающего в ребенка ходячего, который передвигается в пространстве подобно взрослому человеку. В условиях действия гравитации идёт окончательная организация движений и их осмысление. Накапливается опыт самостоятельных активных движений в пространстве, который является составной частью формирования человеческого индивидуума.

Читать еще:  Особенности тазобедренного сустава

Гравитационная нагрузка оказывает влияние на рост и развитие опорно-двигательного аппарата, в результате чего кости скелета начинают изменять свою форму. В норме гравитация вызывает естественные изменения костей, именуемые деформациями роста. Они имеют доброкачественное течение и проходят самостоятельно, не оставляя следа в организме. При врождённой или генетической недостаточности ОДА увеличение нагрузки на кости и суставы способствует проявлению первых признаков ортопедических и неврологических заболеваний. По мере роста прогрессирование костных, связочный, мышечных дефектов, в свою очередь, оказывает влияние на функцию ОДА. Деформация скелета нарушает процесс развития самостоятельного движения. В тяжелых случаях патология органов опоры и движения не позволяет ребенку вставать и ходить. В менее тяжёлых случаях происходит либо задержка развития самостоятельной локомоции, либо освоение первоходом патологического способа передвижения, что в дальнейшем формирует у ребенка двигательную недостаточность.

Только представьте, насколько сложна структура стопы: 28 постоянных костей в каждой стопе, и 20 суставов. Мощные связки, соединяющие суставы между собой. Мышцы, отвечающие за определенные движения пальцев, их сухожилия (при этом часть мышц крепящихся на стопе – это мышцы голени). Дополнительная фиксация свода стопы подошвенной фасцией. Кроме этого, особое строение кожи и подкожной клетчатки на подошве обеспечит дополнительные амортизирующие свойства.

Мышцы стопы включают в себя преимущественно красные мышечные волокна-это медленные волокна небольшого диаметра, в них содержится большое количество миоглобина. Сила их сокращений сравнительно невелика. Такие волокна предназначения для продолжительной и неинтенсивной работы (стайерские дистанции в плавании, лёгкий бег и ходьба, занятия с легкими «весами» в умеренном темпе, аэробика), движений не требующих значительных усилий по поддержании позы.

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой. Для стопы ребенка, совершающего первые шаги, характерным является: низкий свод, обширный слой подкожной клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки.

В норме в стопе имеются три свода, расположенные в двух плоскостях. Это наружный и внутренний продольные своды и поперечный свод стопы.

У новорожденных свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц голени. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что является возрастным физиологическим плоскостопием. Физиологическое (инфантильное) плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгус заднего отдела стопы (в возрасте от 3 месяца до 3 лет колеблется в пределах 5-10) и обширная подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности стопы. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап развития детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствуют особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленьких детей:

  • Максимальная конгруэнтность подтаранного сустава.
  • Адаптация к физиологическим изменениям в вышележащих отделах конечности, компенсация возрастного варвара и вальгуса голени и коленного сустава.
  • Облегчение переката через поперечную ось переднего отдела стопы и ограничение переката через косую ось.
  • Увеличение нагрузки на внутренний край стопы и первый палец, роль которого возрастает по мере взросления.
  • Увеличение площади опоры и придание телу устойчивости при ходьбе.
  • Соответствие большой ширине шага у первохода.
  • Облегчение переноса веса тела с одной ноги на другую.
  • Плавность прислоения и отталкивания стопы при ходьбе в период опоры.

Консультация для родителей по теме «Значение правильного развития стопы у детей»

Юлия Тарасова
Консультация для родителей по теме «Значение правильного развития стопы у детей»

Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию.

В обеспечении рессорной функции кроме стопы участвуют суставы, подвздошно-крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка, которой компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника. С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо-физиологическое строение и от её состояния зависят плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.

Стопа человека выполняет функции опоры и ходьбы. Она испытывает значительные статистические нагрузки, удерживая вес человека и не давая ему упасть во время ходьбы. Стопа выполняет функцию амортизации и подъемного механизма. В составе стопы 26 костей, кости стопы более прочные и плоские, чем кости кисти. Кости стопы соединяются между собой прочными связками и поэтому, чтобы стопа могла выполнять эти функции, в ее строении присутствуют своды. Продольный внутренний (медиальный) свод образован таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и тремя плюсневыми костями и выполняет рессорную функцию. Он расположен от подошвенной поверхности пяточной кости до подошвенной поверхности первой плюсневой кости. Продольный наружный (латеральный) свод состоит из пяточной, кубовидной и двух костей плюсны и предназначен в основном для опоры. Он расположен между подошвенными поверхностями пяточной кости и пятой плюсневой кости. Поперечный свод образован из головок костей плюсны и выполняет рессорную функцию. Он расположен от подошвенной поверхности первой до пятой плюсневой кости.

Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы.

Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности.

Возрастные особенности детской стопы по сравнению со взрослой стопой.

1. Стопа более короткая.

2. В пяточной области стопа сужена.

3. Пальцы расходятся (у взрослого плотно налегают друг на друга).

4. На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы.

5. Объём движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно – связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.

6. У детей, особенно новорождённых, отмечается большая подвижность в стороны тыльной поверхности стопы, у взрослых уже большая подвижность в сторону подошвенной поверхности.

7. Стопа ребёнка, особенно первого года жизни, имеет более выраженное супинаторное положение. При ходьбе дети часто ставят ногу не на всю подошвенную поверхность, а на её наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы.

Анатомические исследования показывают, что у новорожденных своды стоп хорошо выражены. Однако сводчатое строение маскируется обильно развитой подкожной жировой клетчаткой, и при осмотре подошвы стопа кажется плоской.

Со второго года жизни, когда ребенок начинает ходить и учится бегать, наблюдается истинное уменьшение продольного свода стопы под влиянием нагрузки на еще неокрепшую стопу. С 3-летнего возраста происходит значительное развитие и укрепление связок и мышц, благодаря чему отмечается постепенное увеличение высоты сводов. Тем самым сводчатая структура строения стопы все более и более получает свои внешние очертания. Чем старше ребенок, тем лучше при осмотре у него выражены своды стопы. Таким образом, внешне плоская форма стопы у младших детей не может быть отнесена к истинному заболеванию плоскостопием, а является лишь фазой нормального развития. Массовые обследования здоровых детей подтверждают фазность формирования сводов стопы. Например, по данным С. Ф. Годунова, основанным на изучении стоп у 4821 ребенка, внешне плоские стопы в возрасте 2 лет были у 97,6% обследованных, а в 9-летнем возрасте плоские стопы отмечены лишь в 5,1% случаев. Следует помнить, что плоская стопа как вариант нормы может сохраниться на всю жизнь и не вызывать при этом никаких функциональных расстройств (человек может выполнять любую работу на ногах, с подъемом тяжестей, и при этом боли отсутствуют).

«Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего возраста с ОНР». Консультация для родителей Речевое дыхание в спокойном состоянии имеет существенные от физиологического отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми.

Консультация для родителей «Формирование правильного звукопроизношения у детей 4–6 лет» Дошкольный возраст – самый подходящий возраст для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении родного языка. Важно исправлять.

Консультация для родителей на тему «Основные принципы организации правильного питания детей раннего возраста» Никто так хорошо не знает, не чувствует своего ребенка как родители. Их любовь и интуиция, а также семейные традиции помогают воспитывать.

Консультация для родителей «Здоровье начинается со стопы» Консультация для родителей от физинструктора «Здоровье начинается со стопы» Стопа по данным многих исследований – это сложный сводчатый.

Консультация для родителей «Значение конструирования в сенсорном развитии детей» Значение конструирования в сенсорном развитии детей Конструирование является важнейшим средством сенсорного развития для детей младшего.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Консультация для родителей. Значение занимательных логических задач для интеллектуального развития старших дошкольников В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом.

Консультация для родителей «Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников» Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь.

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Управляй своим настроением ибо оно, если не повинуется, то повелевает. (латинское изречение) Понятие «Эмоциональный интеллект» введено.

Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры для развития детей» Общепринято считать, что игра имеет чрезвычайно важное значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector