0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности развития патологии

Понятие о патологии

Патология — наука о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней, основанная на фактическом материале различных медико-биологических дисциплин. Каждая из этих дисциплин фиксирует ту или иную сторону болезней человека: патологическая анатомия и гистология изучают морфологические изменения органов и тканей, биохимия -нарушение процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне, патологическая физиология — механизмы функциональных расстройств, генетика — причины наследственных болезней, микробиология и вирусология — взаимоотношения организма с возбудителями инфекционных болезней и др. На основе объединения всех этих данных складывались представления о наиболее общих закономерностях течения патологических процессов, т.е. формировалось учение о болезни. Термин «патология» используют также для обозначения болезненных состояний.

Учение о болезни прошло несколько этапов в своем развитии. До середины 19 в. полагали, что основой болезни является ненормальное состояние жидких сред организма (гуморальная патология); позже, в связи с созданной немецким патологом Вихровом (R. Virchow) концепцией целлюлярной патологии, рассматривающей клетку как материальный субстрат болезни, а саму болезнь как сумму поражений множества отдельных клеток, основное внимание в развитии болезни стали уделять изменениям, развивающимся в клетках и межклеточном веществе. Большую роль в развитии П. сыграло учение о реактивности организма, его взаимоотношениях с возбудителями инфекционных болезней, механизмах невосприимчивости к ним и др. Во второй половине 20 в. особое значение в развитии П. приобрели биохимия, генетика, иммунология, цитология.

Принято различать общую и частную патологию. Общая патология изучает наиболее общие закономерности патологических процессов, которые лежат в основе болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды и др. Основываясь на синтезе частных проявлений различных болезней, общая патология дает представление о типовых патологических процессах (дистрофия, атрофия, регенерация и др.), формирует абстрактное представление о болезни как о совокупности важнейших явлений, обязательно присутствующих при любой форме недуга и составляющих его сущность. В задачи общей патологии входит разработка теоретических аспектов этиологии (Этиология) и Патогенеза болезней человека, проблем общего и местного детерминизма единства структуры и функции, компенсации нарушенных функций и др. Еще В.В. Пашутин справедливо отметил, что «общая патология представляет собой именно ту область знаний, в которой должно сконцентрироваться все выработанное различными науками, могущее служить к уяснению патологических процессов во всей их полноте». Следует считать необоснованными попытки отождествить общую патологию с одной из частных дисциплин (чаще с патологической физиологией и патологической анатомией). Для современного этапа развития общей патологии весьма характерным является то, что в связи с быстрым совершенствованием неинвазивных методов исследования (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика и др.) расширяется возможность составить представление о динамике структурно-функциональных изменений органов на различных этапах развития патологических процессов. В результате этого общая патология, формировавшаяся ранее в значительной мере на данных экспериментальных исследований, сейчас все в большей степени становится общей патологией человека, хотя эксперимент на животных сохраняет свое значение для выяснения механизмов развития патологических процессов и поисков путей борьбы с ними.

Частная патология изучает конкретные болезни, например атеросклероз, язвенную болезнь желудка, различные инфекционные болезни и др., причины их возникновения, особенности патогенеза и морфологических проявлений, клинической картины, разрабатывает методы их диагностики, лечения и профилактики.

Особенности течения болезней, связанные с возрастом человека, изучаются возрастной П. Необходимость изучения болезней человека в связи с особенностями окружающей среды в различных районах земного шара обусловила развитие краевой и географической патологии. С появлением электронной микроскопии, гистохимии, авторадиографии, иммунохимии и др. получила быстрое развитие молекулярная П., изучающая биохимические процессы в их органической связи с клеточными мембранами, ядерными и цитоплазматическими ультраструктурами. Молекулярная П. позволяет подойти к пониманию сущности начальных стадий развития болезней человека, того, что И.П. Павлов называл «местами полома». Опыт, накопленный медиками при оказании помощи раненым на поле боя и в процессе последующего лечения ранений различных органов, лежит в основе военной П. Многие проблемы этиологии и патогенеза болезней человека разрабатывают на их экспериментальных моделях. Сведения, полученные в этой области, составляют важную часть П.-экспериментальную патологию. Большую область П. представляют исследования, посвященные изучению болезней и отдельных патологических процессов у животных на разных стадиях эволюционного развития (сравнительная, или эволюционная П.).

Попытки синтезировать фактические данные, накопленные частной патологией, и создать стройную теорию медицины пока не увенчались успехом вследствие ограниченности этих данных. Попытки такого рода нередко характеризуются общими рассуждениями, преувеличенным вниманием к какой-либо одной стороне проблемы, поэтому ни одна из них не получила дальнейшего развития.

Периоды детского возраста. Роль возрастного фактора в патологии ребенка.

Внутриутробный этап — две основные стадии: эмбриональ­ную, включающую первые 12 нед, и фетальную (плацентарную) — до конца беременности. Первая характеризуется формированием органов и систем, пита­нием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с ор­ганами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии осуществляются интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подго­тавливается к внеутробной жизни. С 28-недельного возраста плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное разви­тие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают ствол мозга и спинной мозг, т. е. те части мозга, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зре­лости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беремен­ности) — отложение в организме железа, каль­ция, витаминов., потребность в которых в послеродовом периоде не полно­стью покрывается материнским молоком.

В эмбриональной стадии заболевания беременной могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а эндогенные и экзогенные тератогенные факторы — к порокам разви­тия (эмбриопатии), поэтому первые 3 — 7 нед — кри­тический период, хотя сроки формирования систем не одинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различ­ных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха) являются опасными и могут отразиться на развитии. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутри­утробной гипотрофии.

Период новорожденности, или неонатальный период. Начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до 28 дней. Длительность периода определяется вре­менем адаптации к внеутробным условиям. Начинается легоч­ное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается боталлов проток, устанавливается самосто­ятельная, но несовершенная терморегуляция. Этот период характеризу­ется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспо­мощен: свисает голова. При этом конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание подкорко­вой и спинальной регуляции. Ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, гло­тательный, хоботковый) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.

Дыхание, кровообращение, выделение совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 , пульс до 160).

При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожден­ного по шкале Апгар: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами. Через 5 мин оценка повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с нев­рологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза неврологических расстройств.

У новорожденного быстро увеличивается масса тела — за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличе­ние массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желу­дочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное, характером питания. У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. Здо­ровым новорожденным в первые сутки свойствен ацидоз. рН крови у них ниже и составляет 7,29 — 7,34, исчезает на 3-й сутки.

В периоде новорожденности могут наблюдаться особые состояния, погранич­ные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиолог. желтуха, физиолог. мастит, транзиторная лихорадка, физиолог. потеря массы, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кри­зы). При неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.

Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развившихся вирусного гепати­та, цитомегалии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков развития; родовых травм, а также последствий асфиксии; гемолитической болезни новорожденных; септи­ческих заболеваний. Заражение может произойти как внутри­утробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быст­рой генерализации процесса с развитием тяжелых септических состояний, пневмоний.

Грудной период с 3 — 4 недели до 12 мес. Характеризуется более высокими темпами развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы — на 12 см, а окружность груди — на 13 — 15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого. Осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: в 2 мес. ребенок держит голову в вертикальном поло­жении; с 5 мес. переворачивается на спину; к 7 мес. садится, к концу года начинает ходить. В 5 — 6 мес. начи­нают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психи­ческое развитие. К концу 2-го месяца следит за движением предмета, улыбается. С 3 — 4 мес. он гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма». К концу года произносит осмысленные слова (2-я сигнальная система). Замедляется физическое развитие, его опережает психическое.

Читать еще:  Особенности перелома бедра патогенез и клиническая картина перелом бедренной кости

Несбалансирован­ное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ — анемия, рахит, гипотрофия. В то же время незрелость ЖКТ затрудняет перева­ривание и располагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т. е. диспепсиям.

В первые 3 — 4 мес жизни ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспали­тельного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет — ясельный возраст). Быстрое совершенствование двигательных навыков, речи и пси­хики, продолжающийся рост. Ребенок любознателен, основ­ная форма развития — игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает трудовые навыки. Ребенок начинает говорить, составляя примитивные фразы. К 3 годам предложения становятся многословными. Ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Важно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий. В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета увеличи­вается возможность распространения детских инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина).

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). Замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности. В 5 — 6 лет начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный — 2 ч, ночной — 10 — 11 ч. Развиваются тонкие навыки: умение кататься на велосипеде, танцевать, выши­вать. Благодаря хорошей памяти дети легко запоминают стихи, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются благодаря подражанию как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу периода ребенок готовится в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и ток­сическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекции, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм).

Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет).Продолжается совер­шенствование функций организма. Развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются. Школьный ритм способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно следить за осанкой ребенка, так как неправиль­ное положение за столом, ношение тяжелого портфеля и т.д. могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться и хронические (тубер­кулез, нефрит, ревматизм и др.).

Период старшего школьного возраста.От 12 до 16 — 17 лет — период полового созревания — выраженная пере­стройка эндокринной системы, усиленный рост. У девочек вторичные признаки развиваются раньше на 1 год. Часто функцион. расстройства ССС, НС («юношеское сердце», «юношеская гипертония», у деву­шек — акроцианоз и обмороки), обусловленные непропорциональным ростом тела и отдельных органов, и неустойчивостью вегето-эндо­кринной системы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности патологического развития личности у детей и подростков

Несмотря на то что психопатии, особенно конституциональные («ядерные»), и патологическое формирование личности являются весьма заметными в своих клинических проявлениях, с их диагностикой не следует спешить. В отечественной психиатрии пользуется авторитетом мнение П.Б.Ганнушкина о том, что пока не закончилось формирование личности, т.е. до 20-22-летнего возраста, диагноз психопатии следует ставить чрезвычайно осторожно. У детей и подростков предпочтительно говорить о патологическом формировании характера, а не всей личности. Это положение активно отстаивал А.Е.Личко, описывавший у подростков акцентуации характера, а не акцентуации личности, как К.Леонгард. В МКБ-10 данное положение нашло отражение в выделении класса F6 «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте». Вместе с тем подростковый возраст оценивается как критический в плане возникновения аномалий характера и деформации формирующейся личности. В этом возрасте усложняются требования к подростку как с позиций общепринятых норм поведения и взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, так и с позиций соблюдения норм закона. Все это требует определенных адаптивных возможностей, обеспечивающих изменение поведения в зависимости от складывающихся жизненных обстоятельств. Однако сочетание ряда факторов недостаточной зрелости основных психических функций — эмоциональной неустойчивости, ригидности, инфантильности жизненных установок — ограничивают эти возможности. В условиях неблагоприятно складывающихся внешних обстоятельств у подростков психогенно могут возникать поведенческие реакции, включающие определенные черты патологического реагирования.

Психогенные поведенческие реакции занимают краевое положение между болезнью и психическим здоровьем. Они могут быть как вариантами нормального гюведения, так и патологическими, в частности скрывающими более тяжелые аффективные расстройства. Характерными особенностями психогенных поведенческих реакций являются обусловленность определенными обстоятельствами и ситуациями, отчетливая возрастная специфика, кратковременность. Наиболее часто выделяют реакции эмансипации, группирования со сверстниками, имитации, оппозиции или протеста, отказа, компенсации, гиперкомпенсации и др.

Реакция эмансипации проявляется в стремлении к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых, стремлении делать все наперекор родителям. В той или иной форме реакция эмансипации, связанная с переходным возрастом, отмечается у всех подростков. При неправильной тактике поведения родителей с их чрезмерной опекой и давлением на подростка, противостояние может привести к протестным формам поведения — уходу из дома, бродяжничеству. В школе реакция эмансипации выражается в непослушании, декларации своей независимости. Некоторые подростки начинают демонстрировать пренебрежение общественно принятыми нормами поведения: открыто курить, сквернословить.

Реакция группирования со сверстниками отражает этап в развитии ребенка, приходящийся на возраст 8-12 лет, для которого характерно групповое существование — «нахождение в системе». Группирование обычно происходит по интересам (спорт, компьютерные игры, музыка, туризм и др.), но объединяющими в некоторых группах могут быть маргинальные культовые идеи, например сатанизм, или асоциальные формы поведения. В таких группах действуют строгие порядки, основанные на системе поощрения и наказания, используются ритуалы, базирующиеся на страхе и экзальтации. У подростков в таких группах формируется новый поведенческий стереотип. Подростки, придавая сверхценное значение пребыванию в группе, становятся зависимыми от лидеров, скрывают от родителей свое времяпрепровождение, лгут. Для подростков, имеющих психологические проблемы, пребывание в таких группах имеет крайне отрицательные последствия (вовлечение в проституцию, приобщение к наркотикам).

Реакции имитации проявляются в подражании в поведении определенному лицу, литературному или кинематографическому герою, лидерам подростковых компаний, кумирам молодежной моды. Подражая своим кумирам, подростки начинают копировать их внешний вид, стиль поведения. Объектом для подражания могут становиться личности, ведущие аморальный образ жизни, и поэтому подростки могут прибегать к употреблению алкоголя и наркотиков, совершать другие серьезные проступки. В силу повышенной внушаемости подростки могут стать объектом манипуляции со стороны вожаков криминальных банд или тоталитарных сект. Отрицательная реакция имитации может проявляться в том, что все поведение подростка строится как противоположное определенному, значимому для него лицу. В некоторых случаях подобные реакции могут иметь позитивное влияние на формирующуюся личность. Например, в противопоставление грубому отцу, пьющему и устраивающему постоянные скандалы, подросток вырабатывает сдержанность, доброжелательность, заботится о близких и т.д.

Реакции оппозиции (протеста) возникают при предъявлении ребенку или подростку чрезмерных требований (например, хорошо учиться, если ребенок при этом испытывает серьезные затруднения) или в результате утраты им привычного внимания и заботы со стороны близких, особенно матери. Проявления этих реакций различны. Активные формы протеста выражаются непослушанием, дерзостью, агрессивным поведением, включающим акты вандализма. Пассивные реакции протеста могут проявляться отказом от еды, мутизмом, уходами из дома, прогулами школьных занятий. Проявлениями протеста могут быть попытки самоубийства, часто демонстративные. Цель таких реакций — избежать трудностей либо привлечь к себе внимание родителей или других заинтересованных лиц.

Реакции отказа наблюдаются у детей при внезапном отрыве от матери, семьи, помещении в детское учреждение. Проявляются такие реакции подавленностью, отказом от контактов, игр, иногда от пищи. У подростков такие реакции наблюдаются редко и свидетельствуют о выраженном инфантилизме..

Реакции компенсации и гиперкомпенсации заключаются в том, что неудачи в одной области подростки стремятся компенсировать в другой. Например, физически слабый мальчик компенсирует свою неполноценность успехами в учебе и, наоборот, затруднения в учебе компенсируются определенными формами поведения, смелыми поступками, озорством и т.д. Неуверенные в себе подростки стараются казаться старше, преподносят себя в более привлекательном виде, прибегают к агрессивно-наступательному поведению. Для компенсации сенситивных черт характера стараются держаться нарочито грубо и вызывающе. Считается, что пока поведение способствует социальной адаптации, -это реакция компенсации, если же эти реакции приводят к дезадаптации, то речь идет о реакции гиперкомпенсации.

Возрастные особенности заболевания детей

Особенности заболевания в различные периоды детства стоят в прямой зависимости от анатомо-физиологических особенностей организма ребенка. Чем меньше возраст, тем больше отличий в его заболеваниях от заболеваний взрослых. Максимум различий имеется в течении патологических процессов у новорожденного. По мере роста и развития организма клинически проявления того или иного заболевания изменяются, приближаясь по проявлениям и течению к заболеваниям взрослых, к 18—20 годам полностью стирается грань между юношеским и взрослым организмом.

Читать еще:  Особенности артроза пальцев ног

Кроме возрастных особенностей, очень важное значение в возникновении и течении заболеваний у детей имеют, конечно, и условия внешней среды, в которой растет и развивается ребенок. Новорожденный находится в условиях малого контакта с окружающими, самостоятельно не движется, и воздействия факторов внешней среды значительно ограничены.

По мере роста и развития детей, функционального совершенствования их организма и большего контакта с окружающей средой умножаются и усложняются внешние факторы, воздействующие на организм ребенка. В связи с этим увеличивается и число причин возникновения заболеваний. Можно так охарактеризовать особенности заболеваний у детей в различные возрастные периоды.

I. Период новорожденности характеризуется наличием: заболеваний, возникающих внутриутробно (наследственные и врожденные заболевания), повреждений во время родов, заболеваний, развивающихся после рождения ребенка. Особенностью течения заболеваний последней группы является выраженная общая реакция организма, которая преобладает над признаками поражения отдельных органов и систем, что стоит в зависимости от малой дифференцированности тканей организма новорожденного и их несовершенной функции. В первую очередь это относится к несовершенству центральной нервной системы.

II. В грудном возрасте превалируют заболевания наиболее функционально напряженных систем пищеварения, дыхания и, в частности, их начального отдела — полости рта.

III. В ясельном и дошкольном возрасте наиболее часто возникают острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш и др.). Это в значительной мере объясняется большей возможностью контакта с инфекцией. Более отчетливо выступают уже симптомы поражения отдельных органов. В этом периоде наиболее ярко проявляются диатезы (экссудативный), ранние формы туберкулеза, поражения носоглотки (аденоидные разрастания), заболевания зубочелюстной системы. Выявляются признаки эндокринных сдвигов.

IV. В школьном возрасте чаще встречаются заболевания почек, печени, сердечнососудистой системы, ревматизм, локальные формы туберкулеза. В этой краткой и общей характеристике заболеваний у детей видно, что в каждом возрастном периоде имеются свои особенности, которые необходимо учитывать при предупреждении, распознавании и лечении тех или иных стоматологических заболеваний.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

Головной мозг У детей раннего периода жизни вес головного мозга может колебаться в довольно широких индивидуальных пределах. У новорожденных вес его относительно велик и в среднем равен 350— 380 г, т. е. около 1/10 веса тела, у ребенка конца 1-го года жизни — около 900 г, т. е. приблизительно 1/12, в возрасте 10 лет —…

Важной особенностью сердечнососудистой системы является несоответствие между нарастанием емкости полостей сердца и увеличением просвета сосудов. Сердце Между весом тела ребенка и весом его сердца существуют определенные возрастные соотношения, отражающиеся и на функциональных особенностях сердечнососудистой системы у детей разного возраста. У новорожденных сердце относительно больше и составляет около 0,8% веса тела ребенка. В течение первых месяцев…

Пищевод у детей раннего возраста имеет несколько воронкообразную форму, слизистая его нежна, богата сосудами. Мышечный слой, эластичная ткань и слизистые железы развиты недостаточно. Длина пищевода у новорожденного около 10 см, к концу 1-го года — 12 см, в возрасте 5 лет— 16 см, в 10 лет — 18 см, в 15 лет — 19 см…

Из других анатомических особенностей кишечника надо отметить относительно длинную flexura sigmoidea, что имеет известное этиологическое значение в отношении сравнительно частых привычных запоров у детей (А. Ф. Тур). Прямая кишка в раннем возрасте также относительно длиннее, чем у взрослых. Особенностями этого отдела кишечника надо считать и слабую фиксацию слизистой и подслизистой оболочек и недостаточное развитие мышечного…

Новорожденный в первые часы и дни жизни выделяет так называемый первородный кал, или меконий, в виде густой вязкой массы темно-оливкового цвета. Нормальные испражнения здорового грудного ребенка, вскармливаемого грудью, имеют золотисто-желтую окраску, кислую реакцию и несколько кисловатый ароматический запах. При искусственном вскармливании окраска стула бывает более светло-желтого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, реакция приближается к нейтральной,…

Особенности патологического развития личности у детей и подростков

Несмотря на то что психопатии, особенно конституциональные («ядерные»), и патологическое формирование личности являются весьма заметными в своих клинических проявлениях, с их диагностикой не следует спешить. В отечественной психиатрии пользуется авторитетом мнение П.Б.Ганнушкина о том, что пока не закончилось формирование личности, т.е. до 20-22-летнего возраста, диагноз психопатии следует ставить чрезвычайно осторожно. У детей и подростков предпочтительно говорить о патологическом формировании характера, а не всей личности. Это положение активно отстаивал А.Е.Личко, описывавший у подростков акцентуации характера, а не акцентуации личности, как К.Леонгард. В МКБ-10 данное положение нашло отражение в выделении класса F6 «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте». Вместе с тем подростковый возраст оценивается как критический в плане возникновения аномалий характера и деформации формирующейся личности. В этом возрасте усложняются требования к подростку как с позиций общепринятых норм поведения и взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, так и с позиций соблюдения норм закона. Все это требует определенных адаптивных возможностей, обеспечивающих изменение поведения в зависимости от складывающихся жизненных обстоятельств. Однако сочетание ряда факторов недостаточной зрелости основных психических функций — эмоциональной неустойчивости, ригидности, инфантильности жизненных установок — ограничивают эти возможности. В условиях неблагоприятно складывающихся внешних обстоятельств у подростков психогенно могут возникать поведенческие реакции, включающие определенные черты патологического реагирования.

Психогенные поведенческие реакции занимают краевое положение между болезнью и психическим здоровьем. Они могут быть как вариантами нормального гюведения, так и патологическими, в частности скрывающими более тяжелые аффективные расстройства. Характерными особенностями психогенных поведенческих реакций являются обусловленность определенными обстоятельствами и ситуациями, отчетливая возрастная специфика, кратковременность. Наиболее часто выделяют реакции эмансипации, группирования со сверстниками, имитации, оппозиции или протеста, отказа, компенсации, гиперкомпенсации и др.

Реакция эмансипации проявляется в стремлении к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых, стремлении делать все наперекор родителям. В той или иной форме реакция эмансипации, связанная с переходным возрастом, отмечается у всех подростков. При неправильной тактике поведения родителей с их чрезмерной опекой и давлением на подростка, противостояние может привести к протестным формам поведения — уходу из дома, бродяжничеству. В школе реакция эмансипации выражается в непослушании, декларации своей независимости. Некоторые подростки начинают демонстрировать пренебрежение общественно принятыми нормами поведения: открыто курить, сквернословить.

Реакция группирования со сверстниками отражает этап в развитии ребенка, приходящийся на возраст 8-12 лет, для которого характерно групповое существование — «нахождение в системе». Группирование обычно происходит по интересам (спорт, компьютерные игры, музыка, туризм и др.), но объединяющими в некоторых группах могут быть маргинальные культовые идеи, например сатанизм, или асоциальные формы поведения. В таких группах действуют строгие порядки, основанные на системе поощрения и наказания, используются ритуалы, базирующиеся на страхе и экзальтации. У подростков в таких группах формируется новый поведенческий стереотип. Подростки, придавая сверхценное значение пребыванию в группе, становятся зависимыми от лидеров, скрывают от родителей свое времяпрепровождение, лгут. Для подростков, имеющих психологические проблемы, пребывание в таких группах имеет крайне отрицательные последствия (вовлечение в проституцию, приобщение к наркотикам).

Реакции имитации проявляются в подражании в поведении определенному лицу, литературному или кинематографическому герою, лидерам подростковых компаний, кумирам молодежной моды. Подражая своим кумирам, подростки начинают копировать их внешний вид, стиль поведения. Объектом для подражания могут становиться личности, ведущие аморальный образ жизни, и поэтому подростки могут прибегать к употреблению алкоголя и наркотиков, совершать другие серьезные проступки. В силу повышенной внушаемости подростки могут стать объектом манипуляции со стороны вожаков криминальных банд или тоталитарных сект. Отрицательная реакция имитации может проявляться в том, что все поведение подростка строится как противоположное определенному, значимому для него лицу. В некоторых случаях подобные реакции могут иметь позитивное влияние на формирующуюся личность. Например, в противопоставление грубому отцу, пьющему и устраивающему постоянные скандалы, подросток вырабатывает сдержанность, доброжелательность, заботится о близких и т.д.

Реакции оппозиции (протеста) возникают при предъявлении ребенку или подростку чрезмерных требований (например, хорошо учиться, если ребенок при этом испытывает серьезные затруднения) или в результате утраты им привычного внимания и заботы со стороны близких, особенно матери. Проявления этих реакций различны. Активные формы протеста выражаются непослушанием, дерзостью, агрессивным поведением, включающим акты вандализма. Пассивные реакции протеста могут проявляться отказом от еды, мутизмом, уходами из дома, прогулами школьных занятий. Проявлениями протеста могут быть попытки самоубийства, часто демонстративные. Цель таких реакций — избежать трудностей либо привлечь к себе внимание родителей или других заинтересованных лиц.

Реакции отказа наблюдаются у детей при внезапном отрыве от матери, семьи, помещении в детское учреждение. Проявляются такие реакции подавленностью, отказом от контактов, игр, иногда от пищи. У подростков такие реакции наблюдаются редко и свидетельствуют о выраженном инфантилизме..

Реакции компенсации и гиперкомпенсации заключаются в том, что неудачи в одной области подростки стремятся компенсировать в другой. Например, физически слабый мальчик компенсирует свою неполноценность успехами в учебе и, наоборот, затруднения в учебе компенсируются определенными формами поведения, смелыми поступками, озорством и т.д. Неуверенные в себе подростки стараются казаться старше, преподносят себя в более привлекательном виде, прибегают к агрессивно-наступательному поведению. Для компенсации сенситивных черт характера стараются держаться нарочито грубо и вызывающе. Считается, что пока поведение способствует социальной адаптации, -это реакция компенсации, если же эти реакции приводят к дезадаптации, то речь идет о реакции гиперкомпенсации.

Особенности личности в норме и патологии

Валентина Криничанская
Особенности личности в норме и патологии

Читать еще:  Особенности лечения алфлутопом

Актуальность: формирование социально адаптированной личности является одной из наиболее важных задач коррекционно-образовательных учреждений. Проблема развития личности умственно отсталых учащихся получает свою теоретическую и экспериментальную разработку в коррекционной психологии на основе общей теории деятельности и развития психики, разработанной Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым. Утвердившееся в психологии положение о том, что важнейшие закономерности психического развития аномальных детей в своей основе совпадают с закономерностями нормально развивающихся, является для коррекционной психологии основополагающим принципом, выражающим суть современного подхода к пониманию возможностей развития личности умственно отсталых детей. Исходя из учета общих закономерностей психического развития аномального и нормального ребенка, коррекционная психология выдвигает задачу дальнейшего изучения недостатков, сохранных сторон психики и, в целом, своеобразия ее развития у умственно отсталых детей. Полученные в исследовании результаты позволяют более эффективно осуществлять учет возможностей психического развития школьников разного возраста и с различными вариантами структуры дефекта в процессе коррекционно-образовательной работы.

Цель: изучить закономерности развития личности аномальных детей и его совпадение с развитием нормально развивающихся детей.

Задачи: рассмотреть мотивации поведения и деятельность личности в различных общественных и социально-психологических условиях, самовоспитание личности и пр.

1. Личность в норме

1.1. Понятие личности.

Уже более ста лет проводятся исследования в области психологии личности. Все эти годы ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

Не решенным остается вопрос с чего началось развитие личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

Термин «личность» используется в психологии, как в широком, так и в узком смысле. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами. «Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции» (А. Н. Леонтьев).

При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К. Маркса: “…человек есть совокупность всех общественных отношений”. (К. Маркс “Капитал” т. 3, стр. 3)

Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение лично-сти. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом, так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.

1.2. Формирование личности.

Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неод-нозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности» в понимании Б. Г. Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние, друг на друга.

Формирование личности хоть и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Психологическая структура личности образуется под воздействием следующих её четырёх подструктур (сторон):

а) социально обусловленных свойств личности;

б) индивидуально приобретённого опыта (знаний, навыков, умений, привычек, уровня личной психологической культуры);

в) индивидуальных особенностей отдельных психологических про-цессов (форм отражения);

г) биологически обусловленных свойств личности (темперамента, инстинктов, свойств).

Итак, личность — устойчивая система социальных качеств, характеризующих индивида, как продукт общественного развития и включения его в систему общественных отношений посредством активной предметно-познавательной деятельности и общения. Личность и общество очень сильно взаимосвязаны между собой, друг без друга они существовать не могут. Личности играют огромную роль в развитии общества, но и вне общества индивид не сможет гармонично развиваться, не сможет проявить свои моральные качества, стремление к познанию, к изменению реальной действительности.

В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением. Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность«.

В процессе формирования и развития личности огромную роль играет самовоспитание, особенно в обществах, основанных на коллективных началах. Самовоспитание закладывает нравственные основы личности, моральные представления, убеждения, привычки, нравственный идеал.

Личность развивается и формируется на всём протяжении жизни: то раннего возраста до старости. В полной мере личность может проявлять свои качества в возрасте, не ранее 25 лет. Именно в это время складываются моральные качества индивида.

2. Личность в патологии

2.1. Личностные качества УО детей

«Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» — писал К. Д. Ушинский.

Во всем мире растет число детей, нуждающихся в помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Олигофренопедагогу необходимо знать психологию детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного и социального. По выра-жению Л. С. Выготского, «оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка». [6. С. 77.]

К числу основных компонентов личности принято относить само-оценку и уровень притязаний.

Уровень притязаний – это стремление к достижению целей той или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. [5. С. 79.]

Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.

Выяснилось, что ученики младших классов в преобладающем большинстве оценивают себя положительно. Они говорят о себе – «я хороший», «я умный». Нередко уточняют свои ответы, ссылаясь на школьные успехи – «умею читать», «пишу красиво», «примеры решаю». Некоторые дети, давая себе высокую самооценку, приводят факты из домашней жизни: «Слушаюсь маму», «Не обижаю брата». Иногда эти высказывания не вполне адекватны вопросу: «Хорошо кушаю», «Люблю гулять».

Отдельные школьники называют себя плохими, мотивируя это сле-дующим образом: «Не знаю букв», «Разбил чашку».

У умственно отсталого ребенка завышенная самооценка, она связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности. Можно говорить о меньшей зависимости умственно отсталых детей от оценочной ситуации, чем это наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Однако наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода к использованию оценки при обнаружении детей данной категории, так как у некоторых из них обнаруживается повышенная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. [5. С. 81.]

Специальное исследование Р. Б. Стеркиной по выяснению формирования уровня притязаний у умственно отсталых детей в двух видах деятельности – учебной и практической показало, что формирование уровня притязаний в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опыта ребенка – его успешности или не успешности в этих видах деятельности. В деятельности, обрекающей заранее на неуспех, выбор задач разной степени сложности осуществляется формально, т. е. у детей отсутствовали какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в данном виде деятельности. Результаты подобных исследований имеют большое практическое значение для создания адекватной мотивационной основы любой деятельности, особенно требующей от ребенка определенных волевых усилий.

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью» Самооценка в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развита. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснения уровня.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector