1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности патологии у детей и взрослых

Периоды детского возраста. Роль возрастного фактора в патологии ребенка.

Внутриутробный этап — две основные стадии: эмбриональ­ную, включающую первые 12 нед, и фетальную (плацентарную) — до конца беременности. Первая характеризуется формированием органов и систем, пита­нием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с ор­ганами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии осуществляются интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подго­тавливается к внеутробной жизни. С 28-недельного возраста плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное разви­тие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают ствол мозга и спинной мозг, т. е. те части мозга, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зре­лости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беремен­ности) — отложение в организме железа, каль­ция, витаминов., потребность в которых в послеродовом периоде не полно­стью покрывается материнским молоком.

В эмбриональной стадии заболевания беременной могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а эндогенные и экзогенные тератогенные факторы — к порокам разви­тия (эмбриопатии), поэтому первые 3 — 7 нед — кри­тический период, хотя сроки формирования систем не одинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различ­ных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха) являются опасными и могут отразиться на развитии. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутри­утробной гипотрофии.

Период новорожденности, или неонатальный период. Начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до 28 дней. Длительность периода определяется вре­менем адаптации к внеутробным условиям. Начинается легоч­ное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается боталлов проток, устанавливается самосто­ятельная, но несовершенная терморегуляция. Этот период характеризу­ется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспо­мощен: свисает голова. При этом конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание подкорко­вой и спинальной регуляции. Ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, гло­тательный, хоботковый) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.

Дыхание, кровообращение, выделение совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 , пульс до 160).

При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожден­ного по шкале Апгар: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами. Через 5 мин оценка повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с нев­рологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза неврологических расстройств.

У новорожденного быстро увеличивается масса тела — за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличе­ние массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желу­дочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное, характером питания. У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. Здо­ровым новорожденным в первые сутки свойствен ацидоз. рН крови у них ниже и составляет 7,29 — 7,34, исчезает на 3-й сутки.

В периоде новорожденности могут наблюдаться особые состояния, погранич­ные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиолог. желтуха, физиолог. мастит, транзиторная лихорадка, физиолог. потеря массы, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кри­зы). При неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.

Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развившихся вирусного гепати­та, цитомегалии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков развития; родовых травм, а также последствий асфиксии; гемолитической болезни новорожденных; септи­ческих заболеваний. Заражение может произойти как внутри­утробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быст­рой генерализации процесса с развитием тяжелых септических состояний, пневмоний.

Грудной период с 3 — 4 недели до 12 мес. Характеризуется более высокими темпами развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы — на 12 см, а окружность груди — на 13 — 15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого. Осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: в 2 мес. ребенок держит голову в вертикальном поло­жении; с 5 мес. переворачивается на спину; к 7 мес. садится, к концу года начинает ходить. В 5 — 6 мес. начи­нают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психи­ческое развитие. К концу 2-го месяца следит за движением предмета, улыбается. С 3 — 4 мес. он гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма». К концу года произносит осмысленные слова (2-я сигнальная система). Замедляется физическое развитие, его опережает психическое.

Несбалансирован­ное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ — анемия, рахит, гипотрофия. В то же время незрелость ЖКТ затрудняет перева­ривание и располагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т. е. диспепсиям.

В первые 3 — 4 мес жизни ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспали­тельного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет — ясельный возраст). Быстрое совершенствование двигательных навыков, речи и пси­хики, продолжающийся рост. Ребенок любознателен, основ­ная форма развития — игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает трудовые навыки. Ребенок начинает говорить, составляя примитивные фразы. К 3 годам предложения становятся многословными. Ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Важно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий. В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета увеличи­вается возможность распространения детских инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина).

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). Замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности. В 5 — 6 лет начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный — 2 ч, ночной — 10 — 11 ч. Развиваются тонкие навыки: умение кататься на велосипеде, танцевать, выши­вать. Благодаря хорошей памяти дети легко запоминают стихи, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются благодаря подражанию как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу периода ребенок готовится в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и ток­сическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекции, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм).

Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет).Продолжается совер­шенствование функций организма. Развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются. Школьный ритм способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно следить за осанкой ребенка, так как неправиль­ное положение за столом, ношение тяжелого портфеля и т.д. могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться и хронические (тубер­кулез, нефрит, ревматизм и др.).

Период старшего школьного возраста.От 12 до 16 — 17 лет — период полового созревания — выраженная пере­стройка эндокринной системы, усиленный рост. У девочек вторичные признаки развиваются раньше на 1 год. Часто функцион. расстройства ССС, НС («юношеское сердце», «юношеская гипертония», у деву­шек — акроцианоз и обмороки), обусловленные непропорциональным ростом тела и отдельных органов, и неустойчивостью вегето-эндо­кринной системы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возрастные особенности заболевания детей

Особенности заболевания в различные периоды детства стоят в прямой зависимости от анатомо-физиологических особенностей организма ребенка. Чем меньше возраст, тем больше отличий в его заболеваниях от заболеваний взрослых. Максимум различий имеется в течении патологических процессов у новорожденного. По мере роста и развития организма клинически проявления того или иного заболевания изменяются, приближаясь по проявлениям и течению к заболеваниям взрослых, к 18—20 годам полностью стирается грань между юношеским и взрослым организмом.

Кроме возрастных особенностей, очень важное значение в возникновении и течении заболеваний у детей имеют, конечно, и условия внешней среды, в которой растет и развивается ребенок. Новорожденный находится в условиях малого контакта с окружающими, самостоятельно не движется, и воздействия факторов внешней среды значительно ограничены.

По мере роста и развития детей, функционального совершенствования их организма и большего контакта с окружающей средой умножаются и усложняются внешние факторы, воздействующие на организм ребенка. В связи с этим увеличивается и число причин возникновения заболеваний. Можно так охарактеризовать особенности заболеваний у детей в различные возрастные периоды.

I. Период новорожденности характеризуется наличием: заболеваний, возникающих внутриутробно (наследственные и врожденные заболевания), повреждений во время родов, заболеваний, развивающихся после рождения ребенка. Особенностью течения заболеваний последней группы является выраженная общая реакция организма, которая преобладает над признаками поражения отдельных органов и систем, что стоит в зависимости от малой дифференцированности тканей организма новорожденного и их несовершенной функции. В первую очередь это относится к несовершенству центральной нервной системы.

II. В грудном возрасте превалируют заболевания наиболее функционально напряженных систем пищеварения, дыхания и, в частности, их начального отдела — полости рта.

III. В ясельном и дошкольном возрасте наиболее часто возникают острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш и др.). Это в значительной мере объясняется большей возможностью контакта с инфекцией. Более отчетливо выступают уже симптомы поражения отдельных органов. В этом периоде наиболее ярко проявляются диатезы (экссудативный), ранние формы туберкулеза, поражения носоглотки (аденоидные разрастания), заболевания зубочелюстной системы. Выявляются признаки эндокринных сдвигов.

Читать еще:  Особенности невралгии грудного отдела

IV. В школьном возрасте чаще встречаются заболевания почек, печени, сердечнососудистой системы, ревматизм, локальные формы туберкулеза. В этой краткой и общей характеристике заболеваний у детей видно, что в каждом возрастном периоде имеются свои особенности, которые необходимо учитывать при предупреждении, распознавании и лечении тех или иных стоматологических заболеваний.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

Головной мозг У детей раннего периода жизни вес головного мозга может колебаться в довольно широких индивидуальных пределах. У новорожденных вес его относительно велик и в среднем равен 350— 380 г, т. е. около 1/10 веса тела, у ребенка конца 1-го года жизни — около 900 г, т. е. приблизительно 1/12, в возрасте 10 лет —…

Важной особенностью сердечнососудистой системы является несоответствие между нарастанием емкости полостей сердца и увеличением просвета сосудов. Сердце Между весом тела ребенка и весом его сердца существуют определенные возрастные соотношения, отражающиеся и на функциональных особенностях сердечнососудистой системы у детей разного возраста. У новорожденных сердце относительно больше и составляет около 0,8% веса тела ребенка. В течение первых месяцев…

Пищевод у детей раннего возраста имеет несколько воронкообразную форму, слизистая его нежна, богата сосудами. Мышечный слой, эластичная ткань и слизистые железы развиты недостаточно. Длина пищевода у новорожденного около 10 см, к концу 1-го года — 12 см, в возрасте 5 лет— 16 см, в 10 лет — 18 см, в 15 лет — 19 см…

Из других анатомических особенностей кишечника надо отметить относительно длинную flexura sigmoidea, что имеет известное этиологическое значение в отношении сравнительно частых привычных запоров у детей (А. Ф. Тур). Прямая кишка в раннем возрасте также относительно длиннее, чем у взрослых. Особенностями этого отдела кишечника надо считать и слабую фиксацию слизистой и подслизистой оболочек и недостаточное развитие мышечного…

Новорожденный в первые часы и дни жизни выделяет так называемый первородный кал, или меконий, в виде густой вязкой массы темно-оливкового цвета. Нормальные испражнения здорового грудного ребенка, вскармливаемого грудью, имеют золотисто-желтую окраску, кислую реакцию и несколько кисловатый ароматический запах. При искусственном вскармливании окраска стула бывает более светло-желтого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, реакция приближается к нейтральной,…

Детские болезни: полный и подробный список

Как бы родители ни старались уберечь малыша, различные детские болезни встречаются часто и преследуют почти всех детей. Ребенок может заболеть практически любой взрослой болезнью, некоторые патологии встречаются только у детей, существуют редкие или врожденные проблемы, но сегодня мы поговорим о наиболее распространенных детских заболеваниях.

Особенности развития иммунитета: почему он «пропускает» болезни

Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще внутриутробно, процесс продолжается до подросткового возраста. На разных этапах развития иммунной системы дети более подвержены определенным заболеваниям.

Периоды развития иммунной системы:

  1. С рождения до 28 дня жизни – организм малыша надежно защищен материнскими антителами. Но его иммунная система находится на начальном этапе формирования, поэтому еще в роддоме малыши часто подхватывают вирусные и бактериальные заболевания.
  2. 3-6 месяцев – материнские антитела постепенно разрушаются, преобладает первичный иммунитет. Частые простуды, респираторные заболевания, воспалительные процессы в органах дыхания, вирусные и кишечные инфекции – основная проблема этого периода, болезни часто протекают тяжело, могут повторяться многократно, поскольку иммунная память еще не сформирована. В этом возрасте начинают проявляться и первые аллергические реакции.
  3. 2-3 года – в организме по-прежнему преобладает первичный иммунитет, выработка антител находится в незрелом состоянии. На смену вирусным инфекциям приходят бактериальные заболевания, часто возникают и глистные инвазии.
  4. 6-7 лет – в памяти иммунной системы накапливается достаточное количество антител, грипп и простуда беспокоят ребенка реже. Но увеличивается риск развития аллергии, проблем с желудочно-кишечным трактом, могут появиться первые признаки ожирения.
  5. Пубертатный возраст – гормональная перестройка, активный рост, уменьшение лимфоидных органов приводит к частому обострению хронических патологий. Наиболее часто возникают проблемы с пищеварительной, сердечной системой, у многих подростков начинают формироваться вредные привычки, что негативно отражается на иммунитете.

Более крепкий иммунитет наблюдается у детей, которых приложили к груди сразу после рождения, искусственники всегда болеют чаще малышей на естественном вскармливании.

Инфекционные патологии

В возрасте 1-5 месяцев различные вирусные болезни диагностируют у деток редко, поскольку в этот период они, по сути, живут за счет иммунитета мамы. Но после полугода риск инфекционных болезней резко возрастает, усугубляет ситуацию прорезывание зубов.

Расстройства поведения у детей

Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

Общие сведения

Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии. Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет. У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

Причины расстройства поведения у детей

Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.

Патогенез

Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

Классификация

В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.

Симптомы расстройства поведения у детей

Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят. Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых. Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения. Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях. Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

Осложнения

Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых. Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно. У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

Диагностика

Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа.Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.

Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

Лечение расстройств поведения у детей

Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

  • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
  • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
  • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

Прогноз и профилактика

Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

Болезнь Нотта: лечение детей и взрослых. Описание диагноза

Болезнь Нотта — патология, при которой поражается связочно-сухожильный аппарат кисти. Ее ведущий симптом — невозможность полноценного сгибания или разгибания пальца. Такое состояние обычно возникает из-за часто повторяющихся монотонных движений. На начальной стадии заболевания ощущается определенное препятствие при попытке согнуть или разогнуть палец.

По мере прогрессирования патологии палец блокируется в определенном положении, а у его основания возникает сильная боль. Диагностирование проводится с помощью ряда инструментальных и лабораторных исследований. Лечение — консервативное, но при необходимости пациенту показано хирургическое вмешательство.

Характерные особенности патологии

Важно знать! Врачи в шоке: «Эффективное и доступное средство от боли в суставах существует. » Читать далее.

Ответственные за сгибания кистевые сухожилия располагаются в углублениях, покрытых синовиальными оболочками. В них постоянно вырабатывается густая жидкость для смазки и смягчения структурных элементов. Она облегчает их скольжение при любой двигательной активности кисти. У основания пальцев и около фаланг расположены связки, прочно удерживающие сухожилия. Они образованы плотными фиброзными тканями — основными составляющими оболочек влагалищ сухожилий. Под воздействием провоцирующего фактора слаженная работа связочно-сухожильного аппарата нарушается:

  • фиброзные ткани утолщаются;
  • сужается просвет углублений, где расположены сухожилия;
  • сухожилие утрачивает возможность плавного свободного движения.

Механизмы развития болезни Нотта окончательно не установлены. Ученые спорят до сих пор, где изначально возникает патологический процесс. Одни утверждают, что негативные изменения начинают поражать связки, а затем затрагивают сухожильное влагалище, повреждают все волокна. Другая группа ученых настаивает на первичном поражении сухожилия с дальнейшим распространением на связки.

Развитие патологии у взрослых

Болезнь Нотта часто диагностируется у пациентов, чьи связки постоянно испытывают повышенные нагрузки или интенсивное сдавливание. Такое состояние возникает у людей определенных профессий, выполняющих по роду службы частые монотонные хватательные движения:

  • работники на конвейерах;
  • каменщики;
  • специалисты пошивочных предприятий.

Заболевание иногда развивается и у домохозяек в результате чрезмерных нагрузок в быту. Оно может быть вторичным, то есть возникать на фоне тяжелых суставных патологий. Это остеоартрозы, гонартрозы, коксартрозы, спондилоартрозы, периартриты. Ревматические воспалительные или дегенеративно-дистрофические заболевания сопровождаются нарушениями метаболизма, изнашиванием хрящевых тканей и общей слабостью соединительнотканных структур связочно-сухожильного аппарата. Спровоцировать развитие болезни Нотта могут эндокринные расстройства, например, сахарный диабет или тиреотоксикоз.

Читать еще:  Особенности лечения перелома мизинца на ноге

Причины заболевания у детей

Все суставные патологии могут стать причиной возникновения заболевания у детей и подростков. Но трудности со сгибанием и разгибанием пальца чаще имеют естественное происхождение. В определенные периоды роста структурные элементы опорно-двигательного аппарата ребенка начинают стремительно вытягиваться. Нередко дети жалуются при этом на ночные боли в коленях и голеностопе. Возникает и значительная разница в росте и развитии кисти.

Для связок характерно более медленное формирование, чем для ответственных за сгибание сухожилий. В результате связки сильно сдавливают сухожилия, не давая им полноценно совершать движения. Они скользят с большими затруднениями, при этом несколько утолщаясь. Сформировавшееся кольцевидное уплотнение — основная причина щелчка, раздающегося при попытке ребенка согнуть палец. В тяжелых случаях сгибательные движения выполнить невозможно, так как сухожилие оказывается полностью блокированным связками.

Педиатры рекомендуют для профилактики болезни Нотта включать в рацион ребенка кисломолочные продукты с большим содержанием кальция. Устранить его дефицит в организме поможет курсовой прием детских поливитаминов с набором микро- и макроэлементов (Витамишки, Супрадин, Витрум в виде жевательных мармеладок).

Клиническая картина

Даже «запущенные» проблемы с суставами можно вылечить дома! Просто не забывайте раз в день мазать этим.

Болезнь Нотта у детей и взрослых развивается и протекает одинаково. Основные симптомы — неполноценное сгибание и разгибание пальца и крепитация. Таким термином в медицине обозначаются щелчки и хруст в суставах при движении. Диагностика осложняется, если больной обращается за врачебной помощью при уже возникших осложнениях. В таких случаях клиническая картина напоминает симптомы других суставных болезней, что требует дифференцирования. У основания пальца прощупывается уплотнение, при этом пациент испытывает болезненные ощущения. Они возникают и при попытке совершить мелкое движение, а при затяжном течении — в состоянии покоя. Для каждой стадии болезни Нотта характерны свои клинические особенности:

  • первая — боль слабо выражена, возникает при сдавливании ладони у основания пальца. В утренние часы может формироваться в этой области небольшая припухлость, а при первых попытках согнуть палец возникают затруднения. В течение дня человек не ощущает боли;
  • вторая — «защелкивание» пальца становится причиной выраженных дискомфортных ощущений. Чтобы совершить сгибание или разгибание, приходится прилагать усилия, преодолевать сопротивление. Иногда больной даже помогает завершить движения второй рукой. Обязательно при этом раздается характерный щелчок, после которого еще долго ощущается болезненность. Размеры уплотнения у основания пальца постепенно увеличиваются, а боли не исчезают на протяжении всего дня;
  • третья. Специфический признак болезни Нотта высокой степени тяжести — стойкая контрактура. Так называется ограничение пассивных движений в суставе, или состояние, при котором палец полностью не сгибается и (или) не разгибается. Изменить его положение человек может только с помощью второй руки. «Защелкивание» сустава происходит с большим трудом. Любое движение кистью причиняет сильнейшую боль, иррадиирущую в ладонь, а иногда в плечо.

Пастозность (сглаживание поверхности кожи) обычно возникает при воспалении связочно-сухожильного аппарата. Может повыситься чувствительность эпидермиса, а иногда развиться онемение пораженных пальцев.

Болезнь Нотта часто поражает сразу несколько пальцев на одной руке. При таком тяжелом течении патологического процесса человек утрачивает работоспособность из-за невозможности совершать элементарные движения, становится беспомощным в быту.

Основные методы лечения

Способы лечения болезни Нотта зависят от результатов проведенных диагностических исследований. Если на начальной стадии патология хорошо поддается консервативным методам терапии, то при часто возникающих контрактурах требуется хирургическое вмешательство. При выявлении незначительного поражения связочно-сухожильного аппарата в лечении используются только физиотерапевтические процедуры и препараты для локального нанесения:

  • электрофорез с 2% растворами новокаина или хлорида кальция;
  • фонофорез с Гидрокортизоном;
  • магнитотерапия для восстановления кровообращения и микроциркуляции;
  • лечебные аппликации с озокеритом и парафином для купирования воспалительного процесса;
  • бальнеологическое лечение полезными грязями;
  • лечебные компрессы с Димексидом.

Для рассасывания болезненного уплотнения около пальца пациентам назначается Гидрокортизоновая или Гепариновая мазь. Для улучшения кровоснабжения поврежденных тканей питательными и биологически активными веществами применяются мази с разогревающим действием. Это Апизартрон, Випросал, Финалгон. После их нанесения возникает чувство жжения, поэтому нецелесообразно использовать разогревающие средства для лечения болезни Нотта у детей.

Пациентам с любой степенью повреждений рекомендовано ношение ортезов для лучезапястного сустава. На начальном этапе требуются жесткие или полужесткие ортопедические приспособления, а затем можно использовать простой эластичный бинт.

На второй стадии болезни Нотта консервативные методы менее эффективны, но лечение начинается все-таки именно с них. В терапевтические схемы могут включаться нестероидные противовоспалительные средства, глюкокортикостероиды, миорелаксанты. Длительность лечения болезни Нотта у взрослых и детей зависит от степени поражения связок и сухожилий, составляет от 1 до 3 месяцев.

Патологию 3 степени тяжести можно устранить только оперативными методами. Кожа над повреждением надрезается, а ткани и связки рассекаются. Хирург сгибает и разгибает палец, чтобы оценить состояние сухожилия. Затем рана промывается, ушивается, дренируется. Швы снимаются через 7-14 дней.

Стадии болезни НоттаФармакологические препараты, используемые в терапии
ПерваяДимексид, мази Гепариновая, Гидрокортизоновая, Випросал, Апизартрон, Финалгон, Артро-Актив, Капсикам
ВтораяНестероидные противовоспалительные средства (Диклофенак, Индометацин, Мелоксикам, Кеторол, Нимесулид), глюкокортикостероиды (Дексаметазон, Преднизолон, Гидрокортизон), разогревающие мази
ТретьяВ период реабилитации — противовоспалительные нестероидные средства, антибиотики (Кларитромицин, Азитромицин, Ципрофлоксацин, Супракс, Джозамицин)

Избежать операции можно одним способом — обращением к врачу при первых признаках развития заболевания. В этом случае лечение продлится около 10 дней. Но ортопеды информируют пациента, что не исключены рецидивы болезни Нотта на других пальцах руки. Предупредить такое развитие событий обычно помогает только смена работы.

Особенности соматогенных психических нарушений у детей и подростков

Симптоматические психические расстройства у подростков отличаются некоторой незавершенностью, стертостью, по сравнению со взрослыми. У детей своеобразие соматогенных психических нарушений более выражено, хотя особые, свойственные только детскому возрасту варианты симптоматических нарушений психики неизвестны.

Острые соматогенные психозы у детей встречаются относительно редко. Возможны делирий, сумеречные состояния, оглушение (от обнубиляции до сопора), аменция. Сновидное помрачение сознания встречается достаточно редко. Вместе с тем делирий и эпизоды спутанности в рамках висцеральной патологии у детей и подростков бывают чаще. Последние проявляются нарушением ориентировки, аффектом недоумения, тревогой, страхами, беспорядочными высказываниями, двигательным беспокойством, суетливостью, быстрой утомляемостью, отдельными иллюзорными восприятиями.

Специфические инфекции раннего детского возраста с высокой гипертермией часто сопровождаются двигательным и речевым беспокойством, бессвязностью речи, страхами. Вызванному на дом участковому педиатру часто приходится слышать от родителей, что «ребенок бредит». С позиции психиатрии, имеет место не бред, а зрительные галлюцинации, т.е. возникает лихорадочный делирий.

Н ., 7 лет, заболела скарлатиной. Гипертермия до 38,5°С. Три вечера подряд на высоте лихорадочного состояния была беспокойной, пыталась вскакивать с постели. Что-то выкрикивала. То сбрасывала с себя одеяло, то накрывалась с головой. На вопросы родителей не отвечала, иногда говорила что-то непонятное. Просила выгнать мартышек. Сильно потела. В последующие дни стала спокойной. Температура понизилась до субфебрильных цифр. Понимала, где находится. Узнавала мать. Рассказала, что ночью «видела» черных обезьян. Казалось, что находится в зоопарке. Особенно много обезьян сидело в платяном шкафу. Почувствовала, как одна из них забралась к ней под одеяло, хотела укусить. Одна обезьяна говорила человеческим голосом, запрещала есть. Не верила, что обезьяны ей только казались. Ведь они были «совсем как настоящие».

Девочка во время скарлатины перенесла инфекционный делирий со зрительными, вербальными, тактильными галлюцинациями и иллюзиями.

Дети трудно переносят длительное многомесячное лечение с постельным режимом, сенсорной депривацией и изоляцией, и другими неблагоприятными факторами (например, вследствие костного туберкулеза). В таких условиях возникают различные задержки психического развития (инфантилизм), госпитализм, отставание в формировании интеллекта, запаса знаний, навыков общения и речевого развития, преимущественно функционального характера.

У детей и особенно у подростков чаще, легче и в более выраженном виде возникают астенические состояния и синдром двигательной расторможенности со слабой концентрацией внимания.

В детско-подростковом возрасте своеобразны реакции личности на соматическую болезнь. Возрастная незрелость, недостаточная информированность о болезни способствуют более частым анозогнозическим реакциям, вызывают необходимость постоянного и особенно тщательного контроля за соблюдением больными детьми лечебных рекомендаций. Вместе с тем необходимость хирургического вмешательства, детская пугливость, впечатлительность могут приводить к более отчетливым депрессивным и ипохондрическим переживаниям.

У подростков и особенно у детей наблюдается повышенная готовность к возникновению делирия и эпилептиформных реакций. Известно такое понятие, как лихорадочный делирий. В дошкольном возрасте преобладают абортивные варианты делирия (гипнагогический, парэйдолический). Истинные зрительные галлюцинации возникают у соматически больных детей начиная с 9-10-летнего возраста.

Лечение и профилактика симптоматических психических расстройств

Лечение соматогенных психических расстройств у взрослых и детей, как правило, носит комплексный характер, включает и психофармакотерапию, и психотерапию.

При медикаментозном лечении используют все классы психотропных средств, выбор которых в первую очередь определяется клинической картиной расстройства, его тяжестью и спектром действия препаратов. С учетом предполагаемых или установленных патогенетических механизмов симптоматических расстройств чаще применяются общеукрепляющие, физиотерапевтические, вегетостабилизирующие и другие лечебные методы. Психотерапия особенно показана при непсихотических расстройствах. Чаще проводится когнитивная, поведенческая, суггестивная и аутосуггестивная психотерапия у взрослых и детей.

При необходимости лечение осуществляется совместно психиатром и врачом-специалистом по профильному заболеванию (хирургом, кардиологом и др.). Стационарное лечение преимущественно осущест . яляется в психосоматических, а точнее в соматопсихиатрических отдеиениях.

Из психофармакологических препаратов предпочтение отдается чягким, или малым, нейролептикам, их уменьшенным дозам и капельным формам (сонапакс, неулептил, галоперидол), лучше переносимым антидепрессантам (азафен, паксил, феварин, пиразидол), транквилизаторам небензодиазепинового ряда (атаракс, триттико, сомнол). У детей с симптоматическими психическими расстройствами особенно широко применяются для коррекции поведения неулептил, сонопакс. Необходимо делать поправки при определении доз психотропных средств у детей и подростков.

Эффективность профилактики соматогенных психических расстройств определяется своевременностью диагностики висцеральной патологии и адекватностью лечения. Практически важны продуманный психотерапевтический подход, формирование адекватной реакции личности на болезнь, предупреждение анозогнозии, ятрогений и других психотравмирующих влияний, к которым особенно чувствительна детская психика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector