0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности нетрадиционного подхода

Особенности нетрадиционных методов оценки персонала «360» и «720» градусов

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.11.2015 2015-11-19

Статья просмотрена: 788 раз

Библиографическое описание:

Кокорева О. О. Особенности нетрадиционных методов оценки персонала «360» и «720» градусов // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 416-419. — URL https://moluch.ru/archive/102/23461/ (дата обращения: 16.01.2020).

Среди множества объектов управления, решающая роль принадлежит персоналу, так как именно он приводит в движение все остальные объекты управления. Персонал занимает центральное место в системе управления организации. Если раньше служба персонала была представлена отделом кадров, в обязанности которых входит документооборот, учет персонала и контроль по соблюдению трудового законодательства, то в настоящее время отделы по кадровой деятельности занимаются работой направленной на формирование эффективного и работоспособного персонала.

Расстановка кадров в организации определяется их квалификацией, знанием и опытом, личностными качествами. Люди — это главный ресурс организации, её основная ценность. Каждый работник — источник общего интеллекта организации.

Ключевые слова: оценка персонала, методы оценки персонала, деловая оценка, кадровый резерв, мотивация.

Оценка труда — одна из функций управления персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполненной работы. Является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств. Состоит в определении соответствия результатов труда работник поставленным целям, запланированным показателям, нормативным требованиям.

В современных компаниях оценка персонала становится не только источником информации об уровне квалификации, но и помогает определить потенциал работника и его индивидуальные черты. Это служит основой для принятия важных организационных задач: прием/увольнение персонала, кадровые перемещения, обучение и развитие персонала, выбор метода стимулирования персонала к труду, зачисление в кадровый резерв, создание благоприятного морально-психологического климата в компании и др.

Для осуществления цели создания эффективно функционирующего персонала могут использоваться различные инструменты, методы и процедуры, специфические для разных этапов развития компании.

Любая деятельность кадровой работы не сможет обойтись без оценки персонала. Оценка главным образом влияет на управление персоналом во всех его подсистемах, и в связи с тем, что в настоящее время происходит осмысление значимости человеческого фактора в условиях глобальных изменений во всех сферах жизни: экономике, технологии, общества, переосмысление методов оценки персонала и их использование является важным аспектом в системе кадрового менеджмента.

«Опрос 360», «360-градусная» аттестация или оценка персонала методом 360 градусов, является всесторонней оценкой сотрудника. Это метод экспериментальной оценки персонала, при котором экспертами выступает группа людей ежедневно работающими с оцениваемым сотрудником. Данный метод включает в себя оценку руководителем, оценку коллег, самооценку, оценку подчиненными, и оценку другими участниками бизнес-процесса, которые взаимодействуют с данным сотрудником (например, клиенты). Чем больше людей оценивает данного сотрудника, чем больше категорий оценки, тем более всестороннюю оценку получит респондент.

Метод 360 необходим по различным причинам, которые устанавливает либо руководитель, либо HR-отдел предприятия, а также инициативные сотрудники, которые могут предложить провести данную оценку. К основным причинам относят:

1) Определение потребности в обучении, выводы о саморазвитии сотрудников, развития компетенций, принятие решений об повышения/понижения в должности, повышения квалификации сотрудников. Иными словами оценка 360 градусов может служить для формирования планов развития кадров.

2) Подбора проектной команды для работы над проектными заданиями. Так как оценка 360 градусов может разносторонне оценить человека, то для формирования эффективных команд важно оценить специалистов по их командным навыкам. Если участники команды имеют те компетенции, которые требуются для командной работы, то люди будут дополнять, ценить и хорошо относится друг к другу.

3) Занесение в список кадрового резерва;

4) Повышение эффективности и ответственности сотрудников в отношении выполняемой работы, и мотивация к дальнейшему развитию.

В отношении к оцениваемым компетенциям, которые используют в оценке 360, могут быть различные подходы: во-первых это может быть набор корпоративных компетенций, которые разрабатываются и утверждаются в компании, следовательно, сотрудников компании оценивают по необходимым для компании компетенциям; во-вторых, в случае если компания не имеет своего набора компетенций, либо руководителям необходимо оценить сотрудников разных отделов по различным компетенциям, для этого нанимают специалистов по оценке персонала. Они могут предложить свой собственный ряд разработанных компетенций, которые подходят для данных задач, которые ставят перед собой компания.

Оценка деятельности персонала проводится в шесть этапов: 1. Подготовительный — согласование списка работников и списка экспертов для оценки, запрос информации в отдел кадров и отдел труда и заработной платы; 2. Проведение процедуры оценки деятельности — заполнение оценочных листов непосредственным руководителем, экспертом и самооценка; 3. Обработка и анализ результатов — свод результатов, проверка на достоверность; 4. Согласование результатов — согласование результатов оценки с руководителем и управлением персонала; 5. Ознакомление работников с результатами оценки — график собеседований, подписание оценочных листов; 6. Утверждение результатов оценки — утверждение предложений по результатам оценки.

Оценка, как правило, является основой для планов индивидуального развития. На современном этапе развития бизнес-стратегий большинство руководителей понимают, что вклад в развитие человеческих ресурсов является очень важной долгосрочной стратегией компании. Развитие навыков и квалификации подчиненных является ключевой направленностью в сторону приобретения прибыли. Компании с позитивными результатами, которые делают уклон в сторону человеческих ресурсов и управления ими, сегодня конкурируют между собой на уровне развития профессиональных знаний, навыков и умений своих сотрудников. Для того, чтобы разумно использовать данный вид капитала необходимо точно выяснить, что он из себя представляет. Для таких случаев существует оценка персонала, которая позволяет выявить и раскрыть потенциал работников и направить его на процесс разработки стратегических целей организации.

Проблемами любой оценки персонала в компаниях является формальное отношение со стороны оцениваемых, для того чтобы избежать данного отношения, необходимо провести ряд действий которые приведут к успешному проведению оценки. Для начала необходимо донести до сотрудников цели оценки персонала, если сотрудники понимают, для чего необходима оценка, и понимают, что для них это полезно и выгодно, они больше мотивированы, лояльны, вовлечены и собраны, и относятся с большей ответственностью к процессу оценки. В противном случае, если сотрудники не были достаточно проинформированы о целях оценки, то возможно, что к оценке сотрудники отнесутся с формальным отношением, что необходимо избежать для достижения конкретных результатов. Важно положительное отношение, оценка в первую очередь делается для диагностики и для помощи в понимании человеком, что ему нужно развивать в первую очередь. Если респондент конструктивно отнесется к оценке, то повышается вероятность того что план развития будет реализован и сотрудник будет развиваться в рамках своей компании.

Руководитель, анализируя результаты оценки, может создавать планы развития сотрудника. Эффективнее всего руководителю, совместно с подчинённым создавать план развития, так как вовлеченность руководителя в процесс развития своих сотрудников, вызывает большую взаимоответственность, доверие, и как следствие большая эффективность в дальнейшем. Если у руководителя нет возможности совместно с подчиненными создавать план развития персонала, то для этих целей привлекают специалистов. В случае если отсутствует качественная обратная связь по результатам оценки, данная процедура остается формальностью.

Оценка персонала методом 720 включает в себя оценку персонала методом 360 и повторная оценка проверенных ранее компетенций через определенное количество времени. Лучший период для переоценки метода 360, это от 6 месяцев до года. Переоценка «720» дает дополнительную мотивацию сотрудникам не только давать объективную оценку респондентам, но также выполнять планы развития составленных после предыдущей оценки 360. Если сотрудник знает, что в определенное время его вновь оценят, и будут выявлены количественные показатели совершенствования результатов, сотрудник будет относиться к своему саморазвитию ответственно и выполнять план развития, составленный после предыдущей оценки.

Оценка 720 является проверкой первичных результатов оценки 360 по тем же компетенциям. Респондента оценивают по тем же самым компетенциям, по тем же самым шкалам и выявляют динамику развития сотрудника.

Оценка методом «360 градусов» и в следствии методом «720» — это способ, который занимает много времени и усилий на разработку, проведение, анализ результатов, отчетность. При этом они являются эффективными способами проведения оценки сотрудника организации, и самими оцениваемыми их результаты воспринимаются более серьезно, чем результаты оценки одного сотрудника.

В результате проведения оценки сотрудников методами «360 и 720 градусов», организация может получить объективные данные об имеющихся кадровых ресурсах, сможет выстроить четкую и целенаправленную систему обучения и развития индивидуально для каждого сотрудника. Каждый сотрудник сможет получить обратную связь и увидеть перспективы своего дальнейшего развития, при этом значительно повысится его мотивация.

В настоящее время в Казахстане и России происходит пересмотр подходов к оценке сотрудников. Набор различных, состоящих из множества показателей и критериев методов, является характерной чертой оценки персонала в этих странах. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что в отечественных компаниях начинают распространять известные и широко применяемые зарубежные методы оценки, руководители компаний сталкиваются с рядом трудностей при их использовании, так как оценка персонала набрала свою популярность в отечественных компаниях относительно недавно. Чтобы устранить трудности и ошибки к минимуму, руководителям необходимо проводить ряд мер, которые включают в себя привлечение независимых экспертов, применение единые стандарты для равных сотрудников, обозначать степень важности всех показателей, подготовку и разъяснение необходимости процесса оценки персонала, доведения сведений о результатах оценки до персонала, и перепроверку предыдущих результатов.

  1. Анцупов А.Я., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие. — М: Юнити-Дана, 2012. — 303 с.
  2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник- 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М. 2010. — 695 с.
  3. Мизинцева М. Ф., Сардарян А. Р. Оценка персонала. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2015. — 378 с.
  4. Рудавина Е., Екомасов В. Большая книга директора по персоналу. — СПб.: Питер, 2011. — 368 с.
  5. Янкович Ш.А. Делопроизводство в кадровой службе: учебник. — М: Юнити-Дана, 2012. — 160 с.

Нетрадиционные методы обучения иностранному языку

Традиционный метод
Как правило, традиционный способ обучения иностранному языку подразумевает под собой изучение грамматики и практику перевода в комплексе. Для получения результата важна системность в изучении фонетики, грамматики, формирования и развития навыков перевода и чтения, аудирования. Для закрепления приобретенных знаний учащиеся выполняют различные упражнения, составляют предложения, тексты, диалоги, заучивают их и пересказывают и т.д. На собственном опыте мы может подтвердить, что школьная зубрежка, несмотря на свою монотонность и однообразие, очень эффективна, поскольку при случае в памяти всплывают фразы целыми блоками, готовые ответы на задаваемые вопросы, что само по себе очень удобно при общении с иностранцами.
Традиционные методы требуют систематических занятий в течение длительного времени (год и более). Однако сроки в большинстве своем зависят от поставленных задач и самого курса. Так, если курс рассчитан на 80 академических часов, то успеть охватить весь объем программы просто невозможно и нецелесообразно, лучше направить свои усилия на решение основных задач.

Нетрадиционный метод
Развитие нетрадиционных методов обучения иностранному языку происходило еще в советские времена, однако, студенты с ними не знакомы, поскольку преподаватели его не практиковали.
Нетрадиционные методы характеризуются двумя основными моментами:
1. Данные методы основаны на принципах суггестологии (науки о внушении и освобождении скрытого потенциала человека). В них использован эффект сверхзапоминания, т.е. восприятия и усвоения информации без ее критического анализа и осмысления. К ним относятся методы по принципу 25 кадра, а также гипнопедия.
2. Интенсивное обучение, при сведении теории к минимуму или абсолютному ее исключению. Акцент при этом сделан на живом общении и развитии разговорной речи.
Плюсы и минусы нетрадиционных методов
Системы, разработанные Г. Китайгородской и И. Шехтером, рассчитаны на обучение посредством общения. Язык преподается в группах не более 12 человек под руководством преподавателя, обладающего помимо организаторских способностей, еще и актерскими навыками, поскольку занятия проходят очень активно: игры, музыка, движение, диалоги. Даже цвет стен при этом имеет важное значение. Основная цель, которая ставится на таких занятиях, состоит в формировании навыков общения на языке, преодолении языкового барьера.
Метод, который предложил И. Шехтер, подразумевает эмоционально-смысловое освоение языка. Он категорично отвергает традиционный метод построения предложений по заданному образцу.
Не стоит недооценивать и «Систему-3», построенную с учетом метода Шехтера, но несколько доработанную. Большой акцент в ней сделан на грамматике.
Существует также и метод «погружения». Речь идет о погружении в новую языковую среду и отказе учащегося от общения на его родном языке. Помимо всего прочего учащийся должен придумать для себя новое имя и представить себя носителем языка, вести себя соответствующим образом. Такой прием рассчитан на раскрепощение человека.
Согласно некоторым данным существующий метод 25-го кадра был создан для разного рода спецслужб. Обучение состоит в просмотре короткометражных фильмов по 20 минут, а также прослушивании аудиозаписей в течение дня в любое время между основными занятиями. Специалисты утверждают, что такой метод позволяет выучить большой объем лексики в сжатые сроки. Поэтому метод 25-го кадра лучше было бы назвать способом запоминания, а не обучения.
Особенности нетрадиционного метода
Нетрадиционные способы нацелены на развитие устной речи в течение короткого периода времени. Это методы интенсивного обучения, в неделю на обучение отводится около 30 академических часов.
Следует иметь в виду, что если вы не будете применять полученные знания на практике, то, вне зависимости от используемого метода, знания, полученные в режиме «интенсив» в таком же режиме сотрутся из вашей памяти.

Читать еще:  Особенности детских травм со смещением

Юлия Брагина — редактор компании АКЦЕНТ

При перепечатывании, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на оригинал http://accent-center.ru/ru/articles/netraditsionnye-metody-obucheniya-inostrannomu-yazyku.html !—> Мы привыкли к традиционному способу обучения иностранному языку, который использовали наши учителя в школе, по которому мы обучались в вузах и который лежит в основе всех полученных нами знаний в отношении языка. Однако, помимо традиционного метода существует и ряд нестандартных методик обучения языку, эффективность которых во многом зависит от поставленной цели, заинтересованности учащегося, практики и регулярности использования полученных навыков. Для начала следует сказать пару слов о традиционном методе, чтобы отличия были более наглядны.

Традиционный метод
Как правило, традиционный способ обучения иностранному языку подразумевает под собой изучение грамматики и практику перевода в комплексе. Для получения результата важна системность в изучении фонетики, грамматики, формирования и развития навыков перевода и чтения, аудирования. Для закрепления приобретенных знаний учащиеся выполняют различные упражнения, составляют предложения, тексты, диалоги, заучивают их и пересказывают и т.д. На собственном опыте мы может подтвердить, что школьная зубрежка, несмотря на свою монотонность и однообразие, очень эффективна, поскольку при случае в памяти всплывают фразы целыми блоками, готовые ответы на задаваемые вопросы, что само по себе очень удобно при общении с иностранцами.
Традиционные методы требуют систематических занятий в течение длительного времени (год и более). Однако сроки в большинстве своем зависят от поставленных задач и самого курса. Так, если курс рассчитан на 80 академических часов, то успеть охватить весь объем программы просто невозможно и нецелесообразно, лучше направить свои усилия на решение основных задач.

Нетрадиционный метод
Развитие нетрадиционных методов обучения иностранному языку происходило еще в советские времена, однако, студенты с ними не знакомы, поскольку преподаватели его не практиковали.
Нетрадиционные методы характеризуются двумя основными моментами:
1. Данные методы основаны на принципах суггестологии (науки о внушении и освобождении скрытого потенциала человека). В них использован эффект сверхзапоминания, т.е. восприятия и усвоения информации без ее критического анализа и осмысления. К ним относятся методы по принципу 25 кадра, а также гипнопедия.
2. Интенсивное обучение, при сведении теории к минимуму или абсолютному ее исключению. Акцент при этом сделан на живом общении и развитии разговорной речи.
Плюсы и минусы нетрадиционных методов
Системы, разработанные Г. Китайгородской и И. Шехтером, рассчитаны на обучение посредством общения. Язык преподается в группах не более 12 человек под руководством преподавателя, обладающего помимо организаторских способностей, еще и актерскими навыками, поскольку занятия проходят очень активно: игры, музыка, движение, диалоги. Даже цвет стен при этом имеет важное значение. Основная цель, которая ставится на таких занятиях, состоит в формировании навыков общения на языке, преодолении языкового барьера.
Метод, который предложил И. Шехтер, подразумевает эмоционально-смысловое освоение языка. Он категорично отвергает традиционный метод построения предложений по заданному образцу.
Не стоит недооценивать и «Систему-3», построенную с учетом метода Шехтера, но несколько доработанную. Большой акцент в ней сделан на грамматике.
Существует также и метод «погружения». Речь идет о погружении в новую языковую среду и отказе учащегося от общения на его родном языке. Помимо всего прочего учащийся должен придумать для себя новое имя и представить себя носителем языка, вести себя соответствующим образом. Такой прием рассчитан на раскрепощение человека.
Согласно некоторым данным существующий метод 25-го кадра был создан для разного рода спецслужб. Обучение состоит в просмотре короткометражных фильмов по 20 минут, а также прослушивании аудиозаписей в течение дня в любое время между основными занятиями. Специалисты утверждают, что такой метод позволяет выучить большой объем лексики в сжатые сроки. Поэтому метод 25-го кадра лучше было бы назвать способом запоминания, а не обучения.
Особенности нетрадиционного метода
Нетрадиционные способы нацелены на развитие устной речи в течение короткого периода времени. Это методы интенсивного обучения, в неделю на обучение отводится около 30 академических часов.
Следует иметь в виду, что если вы не будете применять полученные знания на практике, то, вне зависимости от используемого метода, знания, полученные в режиме «интенсив» в таком же режиме сотрутся из вашей памяти.

Юлия Брагина — редактор компании АКЦЕНТ

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Александра Паламарчук
Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников»

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие — беседа и занятие — наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми — это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .

• Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

• Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

• Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает — не тает, летает — не летает)

• Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

• Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

• Игры типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

• Метод моделирования и конструирования.

• Решение логических задач.

• Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Элементы творчества и новизны.

• Юмор и шутка (учебные комиксы).

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм: сказка — Русская народная сказка «Рукавичка»

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

-ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Доклад «Формы и методы работы с семьями» Доклад «Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО» (Слайд 2) Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких,.

Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников Проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников ГБОУ Школа №1034 ДО-4 Консультация для воспитателей и родителей «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила воспитатель.

Нетрадиционные формы работы с детьми Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным.

Опыт работы на тему «Моделирование игровых ситуаций в процессе обучения конструированию дошкольников с нарушением интеллекта» Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Введение. «Ум ребёнка — на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития.

Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Введение. «Ум ребёнка — на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития.

Доклад на педсовете из личного опыта во второй младшей группе на тему «Нравственное воспитание дошкольников» Доклад «Нравственное воспитание во 2 мл. группе. Формы работы. (из личного опыта)». Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет.

Нетрадиционные формы работы с родителями Вводное слово перед показом презентации: Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться,.

Нетрадиционные методы обучения

Понятие нетрадиционных методов обучения

Организация процесса обучения осуществляется не только посредством стандартных методов, есть также и нестандартные методы обучения. Нестандартными они называются ввиду того, что кардинально отличаются от привычных. Разработка нетрадиционных методов и внедрение их в образовательный процесс обусловлено тем, что получение знаний само по себе является сложным процессом, который требует постоянной выработки способов и средств повышения эффективности получения знаний. В мире образования всегда необходимо быть открытым к инновациям.

Читать еще:  Особенности народного лечения

Нетрадиционные методы обучения используются педагогами в том случае, когда традиционные методы не дают необходимого учебного результата, либо он слишком низкий. Данные методы сочетают в себе разнообразные формы и приемы, которые разительно отличаются от привычных классических методов обучения.

Нетрадиционные методы обучения относятся к современным методам. Это связано с тем, что ранее в образовании были приемлемы только традиционные методы, а все отличные от них были недопустимы для внедрения в образовательный процесс.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В настоящее время встречаются как сторонники, так и противники нетрадиционного обучения. Поэтому вопрос выбора методов обучения для каждого педагога является открытым и решается индивидуально. Главным условием выбора метода обучения является соответствие поставленным образовательным целям, возрасту учащихся и содержанию.

Виды нетрадиционных методов обучения

Выделяют следующие виды нетрадиционных методов обучения:

  1. Уроки-лекции — предполагают совместную деятельность педагога и учащихся, размышления по теме занятия. Важным в процессе организации нетрадиционной лекции является подготовить ее так, чтобы она была интересна для детей и обеспечивала высокий уровень усвоения знаний. Во время лекции педагог не просто излагает учебный материал в форме монолога, а задает вопросы, побуждающие детей к рассуждению и сотрудничеству.
  2. Уроки решения ключевых задач. Предусматривают решение задач и упражнений, направленных на получение умений и навыков. Главным в данном методе является то, что педагог предлагает детям не однотипные задания из школьного учебника, а интересные и познавательные, способные разнообразить учебный процесс и снизить нагрузку на учащихся.
  3. Уроки – консультации – направлены на то, чтобы научить детей задумываться над учебной проблемой, понимать суть затруднения, формулировать задачи, которые будут способствовать ее решению.
  4. Кроссворды – используются в виде игровой ситуации в процессе учебного занятия. Основная цель кроссвордов уяснить и закрепить пройденный материал. Решение кроссвордов можно организовать как индивидуально, так и в виде групповой работы, когда дети совместно решают кроссворд. Использование кроссвордов на уроках может быть применено не только в качестве закрепления полученных знаний, но и для повторения пройденной темы, осуществление проверки знаний. Кроссворды могут быть составлены педагогом и предложены для решения детям, а может быть дано противоположное задание составить кроссворды по конкретной теме.
  5. Тематический диктант – один из способов организации самостоятельной проверочной работы на уроке. Предназначены для контроля усвоенных знаний, проведения дополнительной практики в самостоятельном выполнении заданий по теме. Диктант может быть проведен по конкретной теме, либо обзорный по нескольким ранее пройденным темам. В рамках тематического диктанта педагог устанавливает степень овладения терминологией, правилами, формулами и т.п.
  6. Дидактическая игра – одна из уникальных форм совместной деятельности педагога и детей, направленная на формирование знаний, умений и навыков. Дидактические игры организуются в виде учебных занятий, отличительная особенность которых наличие учебной задачи и игрового принципа деятельности.
  7. Мини-соревнования. Данный метод обучения чаще всего используется в качестве разминки, основная цель которой, проверить знания учащихся по пройденной или только что изученной теме. Интерес к этому методу обучения обусловлен духом соревновательности, который вовлекает всех учащихся в процесс работы. Суть метода состоит в том, что детей делят на команды, каждой команде дается комплекс заданий. Команда, выполнившая все задания, быстрее всех становится победителем.
  8. Портфель ученика. Технология «Портфель ученика» направлена на формирование у учащихся необходимых навыков рефлексии, то есть способствует развитию умения размышления и самонаблюдения. В рамках данного метода учащиеся осуществляют самооценку собственного познавательного и творческого труда, оценку своей деятельности. «Портфель» представлен комплектом документов, самостоятельных работ, разработанных педагогом для каждого учащегося с учетом его индивидуальностей развития и уровня знаний. После выполнения заданий учащиеся самостоятельно оценивают и анализируют свои работы, после происходит сравнение со шкалой оценки педагога.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Консультация «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения»

02 декабря 2019

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо
Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. А личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительной деятельности на человека. Не все станут художниками-профессионалами. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то рисовать будут многие. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека.
Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам бы очень хотелось, чтобы личность была яркая, творческая. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольники имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивление.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные
методы и техники:
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;

• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.

Рисование пальчиками
Ребенок выполняет работы, прикладывая окрашенные пальцы (жидкой акварелью, гуашью, специальными пальчиковыми красками) к бумажному листу. Затем тонкой кисточкой под руководством педагога ребята дорисовывают детали получившейся композиции.
Рисунок, нарисованный таким нетрадиционным способом, — это не только яркое детское творчество, но и возможность для каждого малыша научиться лучше чувствовать своё тело. Ведь при рисовании по этим техникам происходит интенсивная стимуляция нервных окончаний на кончиках пальцев, а значит качественное развитие мелкой моторики.
Рисование ладошкой
Ладошкография – техника рисования гуашью или иными безопасными для деток красками, во время которой малыши оставляют на листе бумаги отпечатки внутренней поверхности ладони. Дальнейшее украшение и детализация рисунка производится с помощью мягкой беличьей кисти. Используя разные виды рисования руками можно создавать изображения зверей и птиц, несложные пейзажные композиции, поздравительные открытки к Новому году, 8 марта, майским праздникам и Дню матери. Обязательно включайте в свои занятия эту методику рисования, план уроков станет более качественным и разнообразным.
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Тычок жёсткой полусухой кистью
Рисование методом тычка – техника, во время которой для работы используется жесткая кисть для клея. Дети наносят на бумагу отпечатки краски сухой кистью, держа руку вертикально, перпендикулярно листу. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Благодаря этому фактура мазков значительно отличается от стандартной и позволяет просто и быстро рисовать реалистичные картины живой природы.
Малышам можно предложить изобразить таким методом любимого плюшевого мишку, симпатичного пушистого котенка или щенка, деревья в лесу или море. Эта техника также позволяет красивые новогодние открытки, когда способом тычка рисуют сосновую хвою.
Печать по трафарету
Печатание (штампирование) – техника получения изображений на бумаге с помощью штампов, предварительно погруженных в баночки с красками. Штампы изготавливаются из кусочков поролона, пенопласта, нарезанных свежих овощей и других подобных материалов. Используют также готовые фабричные штампы с изображениями животных, персонажей мультфильмов и буквенно-цифровыми символами.
Техника рисования кистью отлично сочетается со штампированием. Тонкой кисточкой, либо используя графические техники, дети рисуют на листе контур предмета или живого существа. Затем, если применяется точечная техника рисования штампами, можно предложить ребенку изобразить плоды на яблоне или груше, разноцветные листья в кроне дерева осенью, пятна на шкуре леопарда и т.д.
Через нетрадиционную методику рисования штампами можно изучать с детьми те или иные геометрические фигуры, если делать на бумаге отпечатки соответствующей формы, комбинируя их между собой. Таким способом можно получить домик, какое-то животное и даже показать малышам, как рисовать человека. Осенью в конспекты занятий традиционно включают уроки в технике печатания, на которых в качестве штампов используются сухие листья (кленовые, каштановые, липовые и другие).
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Восковые мелки или свеча + акварель
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.
Рисование шерстяной ниткой
В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование песком
Техника рисования песком – молодое спонтанное искусство, оригинальный способ получать изображения на стекле пальцами с помощью работы с мелкозернистым песочным материалом. Для этого вида творчества вам понадобится деревянный или пластиковый планшет с матовым стеклом, источник света (располагается под планшетом), чистый просеянный песок. Занятия проводятся в затемненном помещении в тихой, спокойной обстановке.
Актуальность этого направления состоит в том, что оно как ничто иное осуществляет развитие мелкой моторики, способствует снятию стресса и обучает малышей выражать свои эмоции в творческом акте. Рисовать песком могут, как и старшие дети в художественной школе, так и младшие дошкольники в возрасте 2-4 лет. Обязательным является присутствие взрослого, который показывает ребенку те или иные приемы и направляет процесс работы малышей.
Рисование мыльными пузырями
Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри – они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры. Или в крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч. л. воды. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью или бумагой
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань или бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань или бумага.
Кляксография с трубочкой
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее). При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография обычная
Кляксография – нетрадиционная методика рисования, где в качестве основы для рисунка используется расплескивание брызгами краски кисточкой или тонкой пластиковой трубочкой (разведенными водой акварельными красками). Далее, применяя фантазию, малыши думают, на что похожа та или иная клякса и добавляют подробности с помощью кисти. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Монотипия пейзажная
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Монотипия предметная
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Рисование на мокрой бумаге
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.
Рисование по крупе
Рисование по крупе – техника изобразительного искусства, при которой применяется заполнение контуров изображенного предмета сначала крупой (манной, пшеничной, кукурузной, гороховой), а потом красками. Можно также сразу готовить цветной порошок для работы, используя смесь перетертых восковых мелков и мелкой крупы.
Используя одну из техник рисования карандашом, на листе бумаги рисуют контур, площадь изнутри которого затем заполняется клеем. Бумагу посыпают крупой. Для равномерного заполнения важно нанести однородный слой клея. Полученный рисунок раскрашивают акварелью или гуашью. Проведите для своих воспитанников мастер-класс, нетрадиционные техники рисования крупами – плодотворная тема для этого.
Посредством нетрадиционных техник рисования крупами дети расширяют знания об окружающем мире и учатся творчески передавать на бумаге то, что видят вокруг. Оптимальной для малышей считается манная крупа, так как с её помощью можно делать самые красивые аппликации. Поверхность композиции при использовании иных круп или их смеси получается рельефной, что дополнительно стимулирует развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики у дошкольников во второй младшей группе.
Набрызг
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Читать еще:  Особенности лечения межпозвонковой грыжи лазером

Творческий процесс — это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Нетрадиционные формы обучения (стр. 1 из 5)

Нетрадиционные формы урока и влияние на здоровье школьника

1.1.Нетрадиционные уроки и их классификация……………………………….4

1.2.Понятие здоровья в педагогической валеологии…………………………. 8

1.3.Типологии нетрадиционных форм обучения………………………………12

Анкетирование учителей по вопросу влияния нетрадиционных форм обучения на здоровье учащихся………………………………………………. 23

Список использованной литературы…………………………………………. 28

Здоровье помогает нам выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраненное и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Однако состояние здоровья юных россиян вызывает опасения: в среднем каждый российский ребенок имеет несколько хронических заболеваний. В 40% причиной этого специалисты называют несбалансированное питание, лишь в 15% случаев ссылаются на организацию медицинского обслуживания, столько же приходится на генетические особенности, остальное определяется образом жизни, индивидуальными привычками.(5)

Многие годы ребенок проводит в стенах образовательного учреждения и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.(7)

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, та как оно определяет будущее страны. Хорошее здоровье — один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело . сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой, для интеллектуального и умственного и развития человека.(5)

Определенную роль играет состояние здоровья ученика на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.(7)

В последние десятилетия все большее внимание привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы — это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье. Из-за излишнего шума и нервозности в школе из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесс, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями. Физиолог Н.М. Щелованов писал «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеет важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».

Детские стрессы нарушают нормативное течение физиологических процессов, что неизбежно влечет к ухудшению здоровья ребенка.

В двигательной деятельности хорошо формируются дружественные отношения, которые учат ребенка вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помочь товарищу, несут ответственность перед ровесниками. Играя в подвижную игру, тренируются волевые черты характера. В процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности. Нравственные и эстетические качества. Формируется сознательное отношение к своей деятельности.(5)

Проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению. Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перенагрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная

объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей

неорганизованность и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителей.(8)

Целью исследования является изучить нетрадиционные формы обучения как средства создания здоровьесберегающей сферы в классе.

Объект исследования: здоровьесберегающая сфера в классе. Предметом исследования являются нетрадиционные формы обучения.

Гипотеза. Предполагаю, что использование нетрадиционных форм обучения должно привести к улучшению здоровья школьников.

Метод исследования — теоретический анализ литературы.

Материалом для исследования послужили научные статьи, учебные пособия, методическая литература ,посвященная данной проблеме ,а так же различные Интернет — сайты.

Базой исследования явилась МОУ Гавровская средняя общеобразовательная школа.

Нетрадиционные формы урока и влияние их на здоровье школьника.

1.1.Нетрадиционные уроки и их классификация.

Понятие и особенности нетрадиционного урока

Современные образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретают целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни». При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма (4)

Для организации благоприятного климата , ориентирующего учащихся на коммуникацию , необходимо выбирать такие формы урока , которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.

Нетрадиционный урок- это ипровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов – новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышаю мотивацию учения.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями ,навыками, умениями.

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке .Подобная смена привычной обстановки , носящая игровой , увлекательный характер занятий , снижает стрессовый фактор проверки уровня развития; создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер , возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку , позволяет детям , отличающимся повышенной тревожностью , в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

_осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

_обеспечивается деловая, рабочая атмосфера ,серьезное отношение учащихся к уроку;

_предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры , урок – спектакль , урок – интервью , урок –праздник ,урок – экскурсия, видео – урок, интегрированный урок , урок –проект , урок –мюзикл ,урок –экскурсия.

Классификация нетрадиционных уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях , задачах , методике проведения таких занятий.

Ниже рассматривается вариативность классификации нетрадиционных уроков в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям – планируемым результатам обучения.

Типы уроковВарианты нетрадиционных уроков
Уроки формирования новых знанийИнтегрированные (межпредметные) уроки; Учебные конференции (пресс-конференции); Уроки-экскурсии (экспедиции, путешествия); Уроки исследования.
Уроки обучения умениям и навыкамПрактикумы; уроки – диалоги ; уроки с ролевой, деловой игрой.
Уроки повторения и обобщения знаний , закрепления уменийПовторительно- обобщающие диспуты; Семинары внеклассного чтения; Игровые уроки: »КВН»,»Что? Где? Когда? » , «Поле чудес», «Счастливый случай»; Уроки-инсценировки (урок-суд, урок- концерт); Уроки-конкурсы; Уроки-соревнования
Уроки проверки и учета знаний и уменийУроки — консультация; Зачетные уроки; Уроки викторины; Смотр знаний; Защита творческих работ, проектов.

Классификация нетрадиционных уроков позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и более обоснованно планировать, используя всю их « политру » добиваясь поставленных целей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector