0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности лфк при разных стадиях болезни

Методики ЛФК при различных заболеваниях

Частные методики лечебной физической культуры

Частные методики лечебной физкультуры строятся, исходя из основных лечебных задач, поставленных лечащим врачом, которые должны быть известны инструктору лечебной физкультуры, применяемых методов лечения, клинической картины заболевания, состояния больного, возраста, особенностей его поведения, приспособленности к физическим нагрузкам и т. д. Поэтому инструктор лечебной физкультуры должен работать в тесном контакте с лечащим врачом, при постоянном его наблюдении и консультации.

Не имея возможности ознакомить с частными методиками лечебной физкультуры при всех заболеваниях, мы ограничиваемся изложением частных методик при заболеваниях, наиболее распространенных.

Лечебная физкультура при заболевании внутренних органов

Применение средств лечебной физкультуры в комплексе лечебных мероприятий при разнообразных заболеваниях внутренних органов находит все большее применение.

Заболевания внутренних органов вызывают резкие изменения в деятельности всего организма больного: нарушения кровообращения, обмена веществ, пищеварения, выделительной системы и т. д. В процессе выздоровления происходит восстановление нарушенной болезнью деятельности органов и систем организма.

Дозированные физические упражнения, прогулки, игры на свежем воздухе при правильном проведении улучшают деятельность органов и систем (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.) и способствуют быстрейшему выздоровлению больного.

Помимо общеукрепляющего воздействия на организм, с помощью лечебной физкультуры можно разрешать и специальные, более узкие лечебные задачи: тренировка сердечной мышцы, ослабленной в связи с заболеванием, улучшение дыхания и предотвращение спаечного процесса при плеврите, сохранение движения в пораженных суставах при артритах и т. д.

Лечебная гимнастика при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы используется широко. Она применяется при недостаточности кровообращения, гипертонической болезни, пороках сердца, миокардите, эндокардите, стенокардии, инфарктах миокарда и других заболеваниях.

Вместе с общим тонизирующим воздействием на организм больного лечебная физкультура разрешает и специальные частные задачи.

Так, при пороках сердца, т. е. при наличии анатомических (органических) нарушений клапанов сердца, задача лечебной физкультуры заключается в систематической последовательной тренировке физическими упражнениями с целью приспособления организма больного к физическим нагрузкам.

При инфаркте миокарда лечебная физкультура должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для деятельности сердечной мышцы и максимально улучшить периферическое кровообращение.

В качестве примера разберем методику применения лечебной гимнастики при недостаточности кровообращения.

Лечебная гимнастика при недостаточности кровообращения преследует цель облегчить работу сердца путем развития и тренировки вспомогательных (экстракардиальных) факторов, обусловливающих кровообращение.

Улучшая функцию вспомогательных механизмов кровообращения (ритмические сокращения и расслабления мышечных групп, движения в дистальных отделах конечностей, внешнее дыхание), физические упражнения облегчают деятельность самой сердечной мышцы, снижая явления сердечной недостаточности (см. ориентировочный комплекс).

Методические указания

  • 1. Лечебную гимнастику следует применять после того, как в клинической картине отмечаются определенные сдвиги в сторону улучшения (уменьшение отечности, застоя в печени, одышки и др.).
  • 2. При проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо подбирать исходные положения (лежа, сидя, стоя), соответствующие общему состоянию больного и клинической картине заболевания.
  • 3. При проведении занятия необходимо следить за реакцией больных на нагрузку, допуская проявления лишь легкой усталости.
  • 4. В комплексе занятий по лечебной гимнастике рекомендуется использовать дыхательные упражнения и паузы, особенно после упражнений для туловища.
  • 5. Нужно обращать особое внимание на санитарно-гигиеническое состояние помещения для занятий, обеспечивая предварительное его проветривание.

Лечебная гимнастика при заболеваниях органов дыхания

Основной задачей лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания является восстановление нарушенной функции дыхания. Это осуществляется путем общеукрепляющего воздействия на весь организм физическими упражнениями и специальными упражнениями в статическом и динамическом дыхании из различных исходных положений.

Наиболее типичными исходными положениями при занятиях физическими упражнениями для больных с заболеваниями органов дыхания являются положения лежа и стоя, при которых создаются наиболее благоприятные условия для деятельности дыхательного аппарата.

При проведении занятий в постели используется исходное положение лежа на спине, на животе или на боку. Основное исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

  • а) лежа на спине, голова — на подушке; применяется в тех случаях, если у больного не имеется выраженной легочной недостаточности (пневмония, плеврит);
  • б) лежа на спине без подушки под головой; применяется при наличии нагноительных процессов (бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого); в этих случаях используется также положение лежа на боку, на животе;
  • в) лежа на спине с приподнятой головой и верхней частью туловища; применяется при наличии выраженной легочной и сердечно-легочной недостаточности, когда больному трудно дышать.

Положение стоя используется в основном при занятиях с ходячими больными.

Разберем для примера методику лечебной гимнастики при крупозной пневмонии.

Курс лечебной гимнастики при крупозной пневмонии продолжается в среднем 10—12 дней, распадаясь на: а) подготовительный период — 2 дня, б) основной период — 7—8 дней, в) заключительный период—1—2 дня.

Занятия по лечебной гимнастике в подготовительном периоде проводятся обычно в палате, лежа в постели. Производятся элементарные физические упражнения для рук, ног и туловища и дыхательные упражнения. Дозировка нагрузки определяется количеством повторений упражнений и темпом их выполнения.

По мере нарастания тренированности количество повторений увеличивается.

В основном периоде занятия лечебной гимнастикой могут проводиться как в палате, так и в специальном кабинете лечебной гимнастики или на воздухе. Комплекс физических упражнений более сложен по выполнению и по физиологической нагрузке. В занятия могут включаться снаряды: мячи, палки. Рекомендуется тренировка дозированной ходьбой (см. комплекс).

Лечебная гимнастика при артритах

Лечебная гимнастика при артритах применяется в под-острой и хронической стадиях заболевания. Острое течение обычно сопровождается симптомами, характеризующими воспалительный процесс (повышенная температура, лейкоцитоз, высокая РОЭ), и наличием болевого синдрома, в результате чего применение лечебной физкультуры противопоказано.

Основные задачи лечебной физкультуры при артритах:

  • 1) тонизирование организма больного с целью повышения деятельности основных систем и органов, деятельность которых нарушается в связи с ограничением двигательной функции, в частности нервно-мышечного аппарата, кровообращения и т. д.;
  • 2) разработка движений в пораженных суставах;
  • 3) профилактика возможных изменений в здоровых суставах;
  • 4) воздействие на связочный аппарат, вовлеченный в заболевание;
  • 5) приспособление двигательного аппарата к дозированным нагрузкам;
  • 6) снятие болевого синдрома.

При составлении комплексов лечебной гимнастики специальные упражнения, связанные с движениями в пораженных суставах, следует чередовать с движениями в здоровых суставах и дыхательными упражнениями. Имеющийся болевой синдром всегда должен учитываться при проведении занятия. Для его снижения рекомендуется предварительно проводить тепловые процедуры: теплую ванну, лечение озокеритом, парафином, а также лечебный массаж.

В целях уменьшения боли в пораженном суставе вначале производят только пассивные движения и по мере привыкания к ним переходят на активные движения. В начале курса лечения физические упражнения делаются только в здоровых суставах. Большое значение имеет сознательное отношение больных к занятиям лечебной гимнастикой, для чего с больными проводится беседа о механизме действия физических упражнений при данном заболевании.

Особенности ЛФК при различных заболеваниях

ЛФК при нарушениях опорно-двигательного аппарата

Любое заболевание поражает не сразу весь организм, а какой-то конкретный орган или систему (в связи с чем различают болезни центральной нервной системы, заболевания почек, заболевания органов дыхания и пищеварения, заболевания сердечно-сосудистой системы и др.), поэтому в организме и в период заболевания и после него образуется ситуация «слабого звена». Поэтому лечебно-профилактические воздействия дозируют так, чтобы они вызвали реакцию, которая не превышала бы возможности самого уязвимого органа. Конечно, при таком подходе другие органы и системы оказываются в большой мере «недогруженными».

В связи с этим особую роль в обеспечении эффективности физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, приобретают специальные упражнения, способные обеспечить по механизму регуляторного эффекта не равномерное, а, в достаточной мере, избирательное влияние мышечной деятельности на организм. Особенности физического воспитания учащихся, перенесших определенные заболевания, прежде всего связаны со спецификой физических упражнений, обеспечивающих необходимые регуляторные эффекты (Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М.: Высшая школа, 1986. С.37).

Правильная осанка и занятия при нарушениях осанки.

Осанка — привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка формируется под влиянием многих факторов таких, как характер строения и степень развития нервно-мышечного связачно-суставного аппаратов, костной системы, нарушение деятельности и строения организма после болезней, особенности условий труда и быта. Все перечисленные факторы могут быть непосредственными причинами, или предрасполагающими моментами в характере двигательной активности или в развитии тех или иных отклонений в строении организма. Для обеспечения наиболее оптимальных условий для функционирования всех систем и органов правильная осанка просто необходима. Главную роль в ее формировании играют таз и позвоночник. Также особое значение имеет масса, рост, отдельные размеры тела, Кроме того, имеют значение рост, масса, степень развития подкожного жирового слоя и мускулатуры и др. (Плавание в коррекции сколиозов. Липецк: ЛГПУ, 2000. С.32).

Правильно сформированный позвоночник в сагиттальной плоскости имеет 4 физиологические кривизны: две из которых — поясничный и шейный лордозы — обращены выпуклостью вперед, две — крестцово-копчиковый и грудной кифозы — выпуклостью назад. Эти кривизны формируются в процессе развития и роста ребенка. Человеку они помогают смягчать толчки и сотрясения при движениях, сохранять равновесие. Физиологические изгибы нередко меняются в зависимости от тяги мышц, окружающих позвоночник, и угла наклона таза в процессе взросления организма. (Милюкова И.В., Евдокимова Т.А.. Лечебная гимнастика при заболеваниях позвоночника. СПб: «Сова», 2003. С. 49).

Осанка формируется с раннего детства. Этот процесс происходит по закономерностям физиологического развития нервной системы, которая определят образовании условных рефлексов двигательной деятельности. Формирование осанки напрямую зависит от гигиенического и рационально двигательного режимов. Таким образом, зачастую нарушения осанки становятся приобретенными, наиболее часто такие отклонения можно встретить у детей с астеническим телосложением, физически слабо развитых. Из-за неправильной осанки создаются неблагоприятные условия для функционирования органов брюшной полости и грудной клетки, а также развиваются ранние дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках.

Правильную осанку характеризуют одинаковый уровень надплечий, угол лопаток, глубина треугольников талии, равная длинна шейно-плечевых линий, одинаковый рельеф грудной клетки и поясничной области, вертикальная линия остистых отростков позвоночника, равномерно выраженная физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, норма глубины лордоза в шейном и поясничном отделе позвоночника должна соответствовать толщине ладони обследуемого. Если данные показатели отклонены от нормы, значит у обследуемого имеются нарушения осанки или сколиоз. Различают общий левосторонний сколиоз, грудной правосторонний и S-образный.

В нарушениях осанки выделяют два основных вида.

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости — неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. При этом нарушении по сравнению с нормальной осанкой наблюдается увеличение всех физиологических изгибов, при уменьшенном поясничном лордозе (круглая спина) увеличивается грудной кифоз, сглаживаются физиологические изгибы (плоская спина), увеличивается поясничный лордоз при слабовыраженном грудном кифозе (плосковогнутая спина) и шейном лордозе.

При нарушении осанки во фронтальной плоскости наблюдается асимметрия в положении лопаток, надплечий, боковое искривление позвоночника.

Нарушения осанки выявляются на разных стадиях — от едва заметных до ярко выраженных. Очень часто нарушения осанки встречаются во фронтальной плоскости, их важно своевременно обнаружить и отличить от сколиоза.

В большинстве случаев, сколиоз на начальной стадии отличается такими же изменениями, как и нарушения осанки во фронтальной полости. Из-за этого нередко начальные формы сколиоза принимаются за нарушения осанки или, наоборот, сколиоз первой степени ошибочно могут отнести к нарушению осанки. Главной отличительной чертой начального сколиоза считается наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). На это указывает мышечный валик в пояснице и реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки (симптомы Чаклина). Именно поэтому при любых случаях нарушения осанки необходима консультация врача — ортопеда, который сможет уточнить поставленный диагноз с помощью рентгенологических снимков. Всегда легче исправляются нарушения осанки, выявленные на ранних стадиях.

При определении нарушений осанки, проверяется форма просветов, которая образуется внутренними поверхностями тела и рук, высота размещения плечевых линий, отставание нижних углов лопаток от грудной клетки.

При любых нарушениях осанки обязательно измеряется длина нижних конечностей, которая определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине (Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М.: Просвещение, 1988. С.113).

На уроках физкультуры при применении общеразвивающих упражнений учитель должен помнить, что

— чередование расслабления и силовых упражнений способствует снижению напряжения и улучшению кровообращения в уставших мышцах, что способствует формированию правильной осанки (качания, потряхивание, расслабленные махи конечностями и д.т.).

Читать еще:  Особенности лечения последствий шейного остеохондроза

— упражнения вертикальной стенки, упражнения на равновесие, упражнения в удержании на голове груза играют огромное значение для улучшения осанки;

— не стоит увлекаться упражнениями на гибкость (наклоны назад, 2мостики»), т.к. это может привести к перерастежению связок, что влечет за собой патологические изменения позвоночного;

— особое внимание следует уделять укреплению мышц живота, т.к. брюшной пресс играет особую роль в поддержании правильной осанки;

— не возможно сформировать правильную осанку, не используя упражнения на равновесие и координацию движений;

— упражнения с ассиметричными движениями в таких видах спорта, как бокс, гребля, теннис, фехтование и др. могут отрицательно вносить поправки в занятия с помощью общеразвивающих упражнений;

— при езде на велосипеде, у которого руль расположен низко, может сформироваться круглая спина, поэтому необходимо давать компенсирующие упражнения для силовой выносливости мышц спины.

Широкое использование физической культуры с целью исправления нарушений осанки основано на механизмах лечебного действия физических упражнений.

Для профилактики нарушений осанки выполняются наклоны, поднимание туловища, потягивания, поднимание ног, махи, сведения и разведение ног, прогибы. Исходные положения могут быть лежа на животе, лежа на спине, стоя, стоя на четвереньках.

Особое внимание при выполнении упражнений необходимо уделять правильному дыханию, его ненужно задерживать. По окончании упражнений рекомендуется ходить шагом, сохраняя правильную осанку. Дыхание должно быть глубоким и полным (на три шага глубокий вдох, на 4-6 — полный выдох). Продолжительность ходьбы должна составлять две-три минуты.

Для полноценного и гармоничного развития организма ребенка необходимо создавать интенсивный двигательный режим, но в то же время следить за тем, чтобы он не был перегружен. Такие виды спорта, как акробатика, тяжелая атлетика, прыжки в высоту и длину должны быть исключены, так как они увеличивают нагрузку на позвоночник (Попов С.Н., Иванова Н.Л. К 75-летию кафедры лечебной физической культуры, массажа и реабилитации // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации — №3 — 2003 — С. 5-7).

Плоскостопие, как уже отмечалось выше, состояние нижних конечностей оказывает огромное влияние на формирование осанки. Так, например, плоскостопие — деформация стопы, сопровождающаяся уплощением сводов — негативно влияет на правильную осанку. Часто плоская стопа может быть усугублена сколиотической болезни, а в тяжелых случаях вызывает общее расстройство всего организма. Плоскую стопу характеризует опускание поперечного или продольного свода, в результате чего появляются угнетающие симптомы: боли при стоянии и ходьбе, быстрая.

В настоящее время плоскостопие встречается среди детей очень часто, поэтому не менее важно регулярно проводить обследования, чтобы выявить этот недостаток и проводить профилактику.

Главная причина плоскостопия — слабость связочного аппарата и мышц, которые принимают участие в поддержании свода. Также причиной плоскостопия может стать неправильная, тесная обувь (особенно на высоких каблуках или с узкими носами, обувь с толстой подошвой, т.к. такая обувь лишает стопу естественной гибкости).

В основе профилактики плоскостопия лежат укрепление мышц, которые сохраняют свод стопы, ношение правильной обуви и снижение нагрузки на нижние конечности. Поэтому особое значение в решении первой задачи играют упражнения, которые укрепляют опорно-двигательный аппарат нижних конечностей (приседания, бег, прыжки, плавание, ходьба, подвижные игры и т.д.).

В методике занятий следует предусмотреть включение упражнений, которые направлены на устранение или предупреждение плоскостопия.

Следует так же обращать внимание на параллельную установку стоп при стойках и ходьбе. Ходьба с разведенными носками перегружает внутренний край стопы и, следовательно, ведёт к деформации (Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников при нарушениях опорно-двигательного аппарата. М.: Просвещение, 2003. С.53).

Сколиоз — это деформация позвоночника, которая характеризуется боковым искривлением. Сколиоз может быть в верхней, средней и нижней частях позвоночника. Он направлен выпуклостью вправо, влево или имеет S-образную форму, при которой грудная часть позвоночника отклонена влево от средней линии спины, а поясничная часть — вправо.

Боковое искривление позвоночника, т.е. его деформацию во фронтальной плоскости, отмечают лишь на ранних стадиях заболевания. Затем, по мере увеличения и прогрессирования деформации позвоночника во фронтальной плоскости, искривление происходит в саггитальной плоскости (лордосколиоз, кифосколиоз), наблюдается и скручивание вокруг вертикальной оси. Из-за этой такой сложной многоосевой деформации изменяется формы грудной клетки и ребер, нарушается нормальное взаиморасположение органов грудной клетки, происходят тяжелые функциональные нарушения всех систем организма. Самыми первыми страдают функции системы дыхания, после — сердечно-сосудистая система, почти всегда в этих случаях наступает хроническая гипоксия. Продолжительная кислородная недостаточность отрицательно влияет на развитие всего организма. Не меньше страдают органы пищеварения и мочевыделительная система. Из этого можно сделать вывод, что сколиоз — это не просто локальное изменение позвоночника, а очень тяжелое заболевание, которое вовлекает в патологический процесс все почти все органы и системы жизнедеятельности человека. Сколиоз является сопутствующим заболеванием таких недугов, как дистрофия, рахит, хронические болезни легких наблюдается при многих заболеваниях. В этих случаях сколиоз чаще всего является одним из видов проявления болезни. (Мачинский В.И. Гимнастика, исправляющая спину. — М.: Медицина, 1986. С.49).

В зависимости от тяжести заболевания выделяют 4 степени сколиозов. Критериями такого деления являются форма дуги сколиоза, угол искривления позвоночника, степень выраженности торсионных изменений и стойкость имеющихся деформаций.

Особую роль в лечении сколиозов играет физическая культура. Умеренные и правильно подобранные физические нагрузки при этом заболевании дают общеукрепляющий эффект, улучшают осанку, укрепляют мышцы, позволяют добиться корригирующего действия на деформацию.

Роль лечебной физкультуры в процессе реабилитации больных с гипертонической болезнью I-II стадии в сочетании с вегетососудистой дистонией и цервикальгией

Дата публикации: 03.04.2017 2017-04-03

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Ганиева Н. Т., Ибрагимова М. Ш. Роль лечебной физкультуры в процессе реабилитации больных с гипертонической болезнью I-II стадии в сочетании с вегетососудистой дистонией и цервикальгией // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 149-151. — URL https://moluch.ru/archive/147/41225/ (дата обращения: 16.01.2020).

В данной статье рассматривается сочетание такой патологии, как гипертоническая болезнь I-II степени с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу с цервикальгией. Рассмотрены особенности течения гипертонической болезни осложненной головными болями, влияние головных болей на показатели АД, лечение и методы реабилитации в виде лечебной физкультуры.

Ключевые слова: цервикалгия, гипертоническая болезнь, изометрические упражнение, реабилитация, лечебная физкультура

In this article, combined pathologies are considered as hypertonic disease I- II stages with vegetovascular dystonia according to the hypertonic type with cervicalgia. Features of the course of hypertonic disease with complicated headaches, the effect of headaches on arterial pressure indicators, on treatment and rehabilitation methods in the form of therapeutic physical training.

Keywords: cervicalgia, hypertension, isometric exercise, rehabilitation, exercise therapy

В настоящее время гипертоническая болезнь является основным фактором риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и смертности. Вместе с тем гипертоническая болезнь выступает с одной стороны в качестве ведущего фактора риска, а с другой является одним из самых регулируемых. Несмотря на большое количество исследований, проведенных в области лечения гипертонической болезни с помощью медикаментозных средств, лишь у 30-40 % достигаются целевые уровни артериального давления в ходе лечения. Нередко гипертоническая болезнь и вегетососудистая дистония по гипертоническому типу сочетается с дорсалгиями [И. Б. Гордон 1994, Е. И. Юнонин 2003], что вносит свои сложности в лечение пациентов, при этом значительно ухудшается субъективное состояние больных за счет полиморфного болевого синдрома, что отражается на качестве их жизни. Патологические изменения шейного отдела позвоночника, ухудшая кровоснабжение головного мозга и воздействуя через вегетативную систему, могут не только усугублять течение гипертонической болезни и вегетососудистую дистонии по гипертоническому типу, но и являться одним из факторов ее возникновения. Ряд зарубежных авторов [Р. Г. Органов, Л. И. Ольбинская, А. Б. Смулевич, А. М. Вейн 2006, Scalco А. Z. 2005, Wiehe М. 2006] отмечают сочетание патологии сердечно-сосудистой системы с депрессивными состояниями, что позволяет рассматривать гипертоническую болезнь и вегетососудистую дистонию по гипертоническому типу как психосоматическое заболевание. Вместе с тем болевой синдром, сопровождающий изменения в шейном отделе позвоночника, усугубляет психологическое состояние пациентов с сочетанной патологией. [1, 2]

Жалобы на боль в шее (цервикалгия) предъявляют около 60–80 % страдающих ГБ [1, 3]. Цервикалгия — вторая после боли в нижней части спины причина значительного социально-экономического ущерба для общества. Боль в шее значительно ухудшает качество жизни; после первого эпизода в 60 % случаев она принимает персиcтирующее и рекуррентное течение [3].

В последние десятилетия во всем мире повышается интерес к немедикаментозным методам лечения Лечение немедикаментозными методами наиболее эффективно у пациентов на начальной стадии заболевания Поэтому изучение влияния немедикаментозных средств, в частности лечебной физкультуры, на больных гипертонической болезнью и лечение с их использованием, является актуальной проблемой внутренней медицины Тем более что это заболевание характеризуется длительным прогрессирующим течением и постепенным снижением работоспособности. Благодаря физическим упражнениям дополнительно раскрывается огромное количество резервных капилляров и АД может несколько снизиться, так как уменьшается периферическое сопротивление и сердцу достаточно выполнить меньшую работу. Известно, что развитие внесердечных факторов кровообращения, наступающее при дозированной физической нагрузке, также способствует улучшению периферического кровообращения. [2]

Применение различных средств и приемов для снижения повышенного мышечного тонуса (элементы массажа, пассивные упражнения, изометрические упражнения с последующим расслаблением) может быть использовано и для снижения повышенного сосудистого тонуса. Применение физических упражнений оказывает положительное воздействие на самочувствие больного гипертонической болезни: уменьшаются раздражительность, головные боли, головокружение, бессонница, повышается трудоспособность. Особенности физической реабилитации больных гипертонической болезни на различных ее этапах и в зависимости от стадий болезни. Больным с первой стадией болезни, в зависимости от их функциональных возможностей и предшествующего двигательного опыта, рекомендуются занятия лечебной гимнастикой, художественной гимнастикой (для женщин), туризмом, волейболом, теннисом, городками, ходьбой, бегом, плаванием и прогулками на лыжах. ЛФК в этой стадии имеет профилактическую и лечебную направленность. Лечебная гимнастика проводится групповым способом в исходных положениях: лежа, сидя и стоя. [3]

Используются упражнения для всех мышечных групп, темп выполнения средний, продолжительность занятий 25—30 мин. Обычно у лиц с пограничной АГ и у больных гипертонической болезни I стадии используют нагрузки, при которых ЧСС не должна превышать 130—140 уд/мин, а АД — 180/100 мм рт. ст.

В последние годы вырос интерес к упражнениям у больных гипертонической болезни в изометрическом режиме (статические упражнения). Гипотензивное действие статических нагрузок обусловлено их положительным влиянием на вегетативные центры с последующей депрессорной реакцией. Так, спустя час после выполнения таких упражнений АД понижается более чем на 20 мм рт. ст. Упражнения в изометрическом режиме обязательно сочетают с произвольным расслаблением мышц и дыхательными упражнениями. Обычно используют нагрузки для мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног, реже для мышц шеи, брюшного пресса.

Примерный комплекс упражнений при ГБ 1-2 степени с цервикальгией.

  1. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием коленей. Затем ходьба: шаг левой, поворот туловища вправо, руки вправо, шаг правой, поворот туловища влево, руки влево. Затем обычная ходьба. Продолжительность 2—3 минуты.
  2. И. П. — стоя, в руках палка, взяться за концы палки. Поднять руки вперед и вверх, ногу назад на носок — сделать вдох, вернуться в и. п. — выдох. Сделать то же самое — другой ногой. Выполнить 6—8 раз.
  3. И. П. — то же самое. Руки поднять вверх, левую ногу в сторону на носок, наклон туловища влево — сделать выдох, вернуться в и. п.— вдох. Сделать то же самое в правую сторону. Повторить 6—8 раз.
  4. И. П. — то же самое, ноги на ширине плеч. Руки влево, поднимая левый конец палки вверх, затем сделать то же самое вправо. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.
  5. И. П. — то же самое. Сделать поворот туловища влево, палку отвести влево на высоте плеч — выдох, вернуться в и. п. — вдох. То же повторить в правую сторону. Выполнить 6-8 раз.
  6. И. П. — то же самое, ноги вместе. Сделать выпад вправо, палку отвести вправо — выдох, вернуться в и. п. — вдох. То же самое повторить в другую сторону. Выполнить 6—8 раз.
  7. И. П. — то же самое, руки с палкой вперед. Коленом левой ноги достать палку — сделать выдох, вернуться в и. п. — вдох. Повторить 6—10 раз.

Заключение.

  1. ГБ 1-2 степени с сочетанием вегетососудистой дистонии с цервикальгией усугубляет течение гипертонической болезни и психологическое состояние пациентов.
  2. В процессе реабилитации применение лечебной физкультуры значительно улучшает состояние больных с сочетание данных патологий и влияет на показатели А/Д.
  3. Лечение пациентов с гипертонической болезнью 1 и II стадии и вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу с сопутствующей цервикалгией следует начинать с расслабления и растяжения спазмированных мышц, функционально связанных с шейным отделом позвоночника.
  1. Вейн А. М. Вегетативные расстройства. – М.: 2003. – С. 251-741.
  2. Ягодина И. И., Макарова И. Н., Кривошей И. В. Диагностика и коррекция миофасциальных изменений при артериальной гипертензии в сочетании с цервикалгией // Материалы VI Всероссийского научного форума «РеаСпоМед 2006». — Москва, 2006. – С. 181-182.
  3. Табаева Г. Р. Цервикалгии. Цервикокраниалгии. Цервикогенные головные боли. Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика 2014 6(2) 90-6.
Читать еще:  Особенности медикаментозного лечения

Лечебная физкультура

В общем комплексе восстановительного лечения (реабилитации) роль принадлежит лечебной физической культуре, которая является необходимым звеном лечебного процесса при различных заболеваниях, бытовых, производственных и иных травмах. Основными задачами лечебной физкультуры являются: восстановление функций пораженных органов и систем; предупреждение прогрессирования заболеваний и ликвидация функциональных расстройств организма, связанных с обездвиживанием; активизация деятельности сердечно-сосудистой системы и улучшение кровоснабжения органов и тканей; стимуляция дыхания, обменных процессов и повышение общего тонуса организма.

На этапах восстановительного лечения лечебная физкультура показана практически всем больным.

Общими противопоказаниями к назначению лечебной физкультуры являются: острые стадии заболевания, кровотечения, острые травмы и высокая температура тела (выше 38 Р С).

Для эффективного влияния физических упражнений на здоровье важны не только общая доза физической нагрузки, но и правильный подбор физических упражнений, их повторяемость, последовательность и необходимая расстановка по силе физических нагрузок в течение одного занятия физкультурой или на протяжении длительных тренировок. Все эти вопросы решает врач, исходя из особенностей заболевания, этапа реабилитации, состояния организма и многих других критериев. Вместе с тем ухаживающим за больными лицам, да и самим больным необходимо знать главные методические принципы физической тренировки, лежащие в основе лечебной физкультуры.

1. Многократность повторения каждого упражнения и регулярность занятий в течение дня, недели, месяца, года и всей жизни — непременное условие все более сложных двигательных навыков и роста физической работоспособности. Физиологические сдвиги, происходящие в организме во время физических упражнений при многократном их повторении, приводят к стойкому улучшению функционального состояния упражняемых органов и систем, восстановлению и укреплению здоровья.

2. Постепенное повышение физической нагрузки помогает организму справиться с увеличивающимися требованиями к системам обмена веществ и энергообеспечения, избежать перенапряжения в работе различных органов и систем, подготовить их к максимальным нагрузкам.

3. Всестороннее воздействие на организм. Разнообразие физических упражнений и участие в них различных мышечных групп отвечают задачам неспецифической терапии и общей тренировки больных.

4. Доступность упражнений и индивидуальный подход к больному или пострадавшему предусматривают выполнение вначале легких физических упражнений, а затем включение более сложных упражнений по координации движений, охвату мышечных групп, степени усилия мышц.

Рассчитывая на эффективность действия физических упражнений, врач учитывает характер заболевания пациента, особенность клинического течения патологического процесса, фазу и стадию болезни, физическую подготовленность больного и возраст. В этой связи следует иметь в виду, что степень освоения физических упражнений и выраженность физиологических реакций при физической нагрузке зависят от возраста больного или пострадавшего.

В пожилом возрасте физиологические реакции организма при выполнении упражнений характеризуются медленной адаптацией к нагрузкам, снижением способности мобилизации функций, более длительным восстановительным периодом после физической нагрузки. Эти особенности определяют меньшую интенсивность физических упражнений и более длительный период освоения движений в пожилом возрасте.

Лечебная физкультура располагает огромным набором физических упражнений и разных методических приемов в зависимости от задач лечения и восстановления трудоспособности больного или пострадавшего. Определенный подбор гимнастических упражнений может оказывать как общее оздоровительное влияние на организм, так и специфическое воздействие на ту или иную нарушенную функцию и пораженный орган. Так, например, при заболеваниях легких специальными являются дыхательные упражнения, развивающие подвижность грудной клетки, увеличивающие жизненную емкость легких, улучшающие отхождение мокроты и др.; при болезнях системы пищеварения — упражнения для мышц брюшного пресса, активно влияющие на моторную и секреторную функции желудка и кишечника; при травмах трубчатых костей или артритах — упражнения для улучшения подвижности пораженных суставов и укрепления мышц; при нарушении осанки и искривлениях позвоночника

— упражнения по коррекции этих патологических состояний (корригирующие) и т. д.

Большинство из применяющихся в настоящее время в современной лечебной физкультуре упражнений могут быть рекомендованы в комплексе амбулаторного (домашнего и поликлинического) лечения больных.

Физические упражнения, рекомендуемые для самостоятельного использования больными в домашних условиях, различают:

— по анатомическому признаку (соответственно строению тела человека): для рук и мышц плечевого пояса, ног, спины, живота и др.;

— по характеру движения (развивающие координацию, равновесие): корригирующие, дыхательные, метание мяча в цель, прыжки, подскоки;

— по степени активности больного и степени усилия работающих мышц; одно и то же упражнение можно выполнить с разной степенью активного усилия мышц, т. е. усилия самого больного; в этом случае говорят об упражнениях без усилия (свободных) и с усилием мышц;

— гимнастические без предметов;

—гимнастические с предметами (мячи, гантели, булавы, обручи, гимнастические палки и др.) и на мебели, заменяющей гимнастические снаряды (стул, скамеечка, домашние тренажеры и др.);

— спортивно-прикладные, в том числе и на природе (ходьба, бег, лыжи, гребля, плавание и др.);

— спортивные (волейбол, бадминтон, теннис, городки) и другие малоподвижные

Задачей не только медицинского персонала (участкового врача, инструкторов по лечебной физкультуре, медицинских сестер отделения квартирной помощи поликлиники и др.), но и всех окружающих больного лиц является всемерное развитие и поддержание у больного интереса к занятиям физической культурой посредством бесед, ознакомления и изучения специальной литературы, а также с помощью эмоциональных и разнообразных по форме и содержанию процедур (недопущение переутомлений и однообразия при выполнении упражнений, внесение элементов соревновательности, заинтересованности в получении каких-либо призов и т. п.). В этой связи периодически комплексы упражнений обновляются, а при проведении ряда занятий целесообразно использовать музыкальное сопровождение.

Двигательный режим (режим движений) — одно из средств лечебной физкультуры, при правильной организации которой можно влиять на всю физическую активность и психический настрой больного или пострадавшего, направляя и контролируя их в интересах правильного лечения. В домашних условиях лечения больных, так же как и в лечебных учреждениях, применяют следующие режимы двигательной активности больных: строго постельный, постельный, полупостельный, общий «А» (в больницах — палатный), общий «Б» (в больницах — общий). Двигательный режим является неотъемлемой частью комплекса лечебных мероприятий и реабилитации больных. Для лежачих больных покой и движение не следует противопоставлять друг другу, так как движение и покой являются элементами функциональной терапии.

В организации и выполнении мероприятий амбулаторно-поликлинического лечения должны быть предусмотрены следующие формы лечебной физкультуры:

а) лечебная гимнастика;

б) утренняя гигиеническая гимнастика; в)трудотерапия.

Комплекс лечебной физкультуры — упражнения, польза при заболеваниях позвоночника и суставов

От профессиональных занятий физкультурой лечебная гимнастика отличается тем, что ее упражнения не настолько интенсивны и направлены на реабилитацию больного. Она помогает развить выносливость, повысить силу, закалить организм. Это важно для выздоровления и ведения правильного образа жизни в будущем. Преимуществом лечебной физкультуры, или ЛФК, является отсутствие побочных эффектов. Оздоровительная гимнастика, наоборот, восстанавливает пострадавший орган.

Что такое лечебная гимнастика

Это физическая нагрузка, состоящая из комплекса упражнений, направленных на восстановление состояния здоровья взрослого или ребенка с неврологическими, кардиологическими, ревматологическими, травматологическими и другими проблемами. Лечебная физкультура необходима для избавления от болей, увеличения двигательной активности и улучшения координаций движений. Помимо реабилитации, используется в медицине для восстановления эмоционального и психического состояния, а также в качестве профилактики многих заболеваний.

Особенности

Основным отличием гимнастики является статичность упражнений. Они выполняются медленно, чтобы под напряжением достичь нужного оздоровительного эффекта. Упражнения имеют точечный характер, т.е. направлены на восстановление жизнедеятельности определенного органа. При серьезном заболевании гимнастика проводится под контролем инструктора ЛФК в специальном кабинете. Для некоторых упражнений может использоваться спортивный инвентарь: доски для вытяжения, кушетки, скамейки для пресса, фитбол.

Что является основным терапевтическим методом ЛФК

Главными методами ЛФК выступают специально подобранные физические упражнения, с помощью которых лечат определенное заболевание. По сути, это основная задача оздоровительной программы. Наименование конкретной методики ЛФК включает патологическое состояние или заболевание, при котором она показана. Артроз тазобедренного сустава, например, рекомендуют лечить утренней гимнастикой.

Показания

Средства и формы ЛФК

Под средством ЛФК понимают действующие лечебные факторы, которые используются для реабилитации больного. В этот список входят:

  • ходьба;
  • гимнастика в воде;
  • плавание;
  • занятия на тренажерах;
  • восхождения;
  • щадящая акробатика.

Форма лечебной физкультуры – это тип организации тренировок, в рамках которой осуществляются методы и применяются средства ЛФК. Они используются не по одному, а в комплексе для достижения большего эффекта. Основными формами лечебной физкультуры выступают:

  • гидрокинезитерапия;
  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • спортивно-прикладные упражнения;
  • ближний туризм;
  • подвижные и спортивные игры;
  • производственная гимнастика;
  • прогулки;
  • оздоровительный бег;
  • трудотерапия;
  • обучение бытовым навыкам и ходьбе;
  • терренкур;

Виды лечебной гимнастики

Упражнения гимнастики разделяются на виды по разным критериям. По методу проведения они могут быть индивидуальными или групповыми, а по степени активности – пассивными и активными. В первом случае, при выполнении больной практически не испытывает напряжения, а сами движения выполняются инструктором. Активные движения могут делаться самим пациентом. По другим критериям выделяются следующие виды гимнастики:

  1. Статические и динамические. Первые заключаются в удерживании положения в течение определенного количества времени. Динамические – предполагают выполнение ряда движений.
  2. На растяжку и расслабление. Они помогают снять утомление с мышц.
  3. Дыхательные. Показаны при заболеваниях в органах дыхания. Такие упражнения благотворно влияют на все ткани и системы. Одной из известных систем дыхательной гимнастики является комплекс, разработанный певицей А.Н. Стрельниковой.
  4. Корригирующие – их задачей является коррекция нарушений осанки и оздоровление позвоночника.

Комплексы ЛФК при различных заболеваниях

Определенная система упражнений зависит от того, какое заболевание у пациента и что требуется восстановить. Гимнастика должна задействовать тот орган, который является причиной патологического состояния и неприятных ощущений. Лечение часто проводят с включением разных форм и средств лечебной физкультуры. Например, при остеохондрозе поясничного, грудного или шейного отдела позвоночника показана утренняя и производственная гимнастика.

При остеохондрозе позвоночника

Упор при лечении остеохондроза позвоночника делают на укрепление всего мышечного корсета спины. В этом помогут всего несколько простых, но эффективных упражнений из гимнастики доктора Бубновского:

  1. Лежа спиной кверху, ладони положить сбоку на бедра. Далее верхнюю часть тела приподнять и стараться удерживать несколько секунд. Сделать пять раз.
  2. Повторить предыдущее движение, но уже с руками на затылке, а затем с разведенными в стороны (по 5 р.).
  3. Далее в том же положении стараться поднимать ноги как можно выше, зафиксировав при этом в верхней точке (8 р.).
  4. Выполнить предыдущий пункт, но наверху ступни развести, а затем свести обратно.

При грыже позвоночника

Даже в острый период при грыже межпозвоночных дисков можно выполнять несколько несложных движений. Комплекс поможет уменьшить интенсивность болей и улучшить состояние. Сами движения не вызывают никаких неприятных ощущений. Если они возникли, то стоит обратиться за консультацией к врачу, а до этого времени прекратить занятия. При хорошем самочувствии можно выполнять следующие нагрузки:

  1. Лечь на спину, ноги выпрямить. Далее одновременно прижать подбородок к груди, а носки потянуть на себя (до 10 повторений).
  2. Встать на четвереньки и походить так примерно 3-4 минуты.
  3. В том же положении постараться вытянуть одновременно правую руку и левую ногу, задержав их на пару секунд, а затем все то же, но для противоположных конечностей (по десятку раз для каждой ноги).
  4. Опять на четвереньках выгнуть спину, а коленом дотянуться до головы. Повторить то же на другую ногу 8-10 раз.

При сколиозе

Гимнастика полезна при искривленной осанке. Она помогает в некоторой степени выпрямить позвоночник и не дать ему еще больше деформироваться. Комплекс лечебной гимнастики стоит выполнять ежедневно, используя медленный темп. Задержка же в крайнем положении не должна быть слишком продолжительной. По окончании стоит просто полежать на ватном валике около четверти часа. Сам комплекс упражнений ЛФК следующий:

  1. Лечь на спину, руки завести за затылок. Далее на вдохе разводить локти по сторонам, а на выдохе – сводить обратно. 10-12 раз.­
  2. В той же исходной позиции попеременно делать сгибание/разгибание ног, прижимая их к животу (повторить до 12 раз).
  3. Лечь на живот, одну руку разместить на затылке, а другую – на грудную клетку на выгнутой стороне искривления. Далее на вдохе разогнуть туловище, а на выдохе – принять исходную позу. Повторить до двух десятков раз.
Читать еще:  Особенности лечения межпозвонковой грыжи лазером

Для суставов

Чтобы избавиться от боли и вернуть суставам подвижность, можно регулярно выполнять комплекс. Наряду с правильным питанием, упражнения постепенно восстанавливают их функцию и не дают запустить состояние. Движения должны быть плавными. В перерывах можно даже помассировать суставы для лучшего кровообращения зоны. Комплекс включает упражнения для определенных суставов.

  1. Для локтей. Плечи расслабить, руки сжать в кулак, затем вращать предплечьями в разные стороны – от себя и на себя по пять повторений.
  2. Плечевые суставы. Руки выпрямить, вращать ими несколько раз вперед и назад одновременно или вразнобой.
  3. Тазобедренные суставы. Руки поместить на пояс, затем вращать бедрами в одну и другую стороны, стараясь задействовать только таз (по пять раз в каждую сторону).
  4. Колени. Слегка согнуть ноги, руки положить на бедра чуть выше коленных суставов. Совершать круговые движения коленями 8-10 раз.

При геморрое

Назначением физкультуры при внутреннем или внешнем геморрое является возвращение мышечного тонуса анальному сфинктеру и активизация кровотока в этой области. Это избавляет от запоров и устраняет венозный застой. Выполнять можно следующие упражнения:

  1. Ножницы. Принять положение лежа на спине, ноги приподнять до угла примерно 45 градусов. Далее развести конечности, а затем свести крест-накрест, выполняя движения по типу ножниц (начинать с 20 секунд, постепенно увеличивая).
  2. Приподнимание. Оставаться в том же положении, из него приподнять таз, задержать на пару секунд, опуститься. Сделать до 8 повторов.­
  3. Хождение на ягодицах. Сесть на пол, ноги вытянуть. Напрячь мышцы одной ягодицы, переместить ее вперед, повторить то же со второй. «Идти» сначала вперед, а затем тем же способом назад (10 + 10 движений).

При простатите

Для профилактики и улучшения состояния при простатите тоже помогает «ходьба на ягодицах». Из других простых упражнений вы можете выполнять следующие движения:

  1. Встать прямо, а на выдохе вынести одну ногу вперед, сгибая колено до угла в 90 градусов, чтобы бедро оказалось параллельным полу. Далее ногу отвести назад, сохраняя в колене все тот же угол. 8 повторов.­
  2. Лечь животом вниз, руки вытянуть вдоль туловища. Ноги слегка оторвать от пола, после чего выполнять ими скрещивающие движения, как при классических «ножницах». До 10 раз.
  3. Лежа на животе, ноги поднять и выполнять ими круговые движения подобно езде на велосипеде (не больше5 минут).

Дыхательная гимнастика при ВСД

Уменьшить проявление симптомов при ВСД (вегето-сосудистой дистонии) помогает дыхательная гимнастика. Ее упражнения очень простые и доступны каждому. Начинать стоит с небольшой нагрузки, а потом постепенно ее увеличивать. Они выполняются так:

  1. Ритмичное дыхание. Выполнять его нужно носом, вдыхая в обычном темпе воздух. Затем можно усложнить упражнение, делая вдох рывками, считая до трех. Выдох должен быть через рот.
  2. Грудное дыхание. Руки необходимо положить на талию. Далее максимально вдохнуть через нос, расширить грудь, после чего выдохнуть из себя весь воздух.
  3. Дыхание в бумажные пакет. Подходит при сильных приступах вегето-сосудистой дистонии. Для выполнения бумажный пакет плотно прижимают к носу и щекам, после чего в течение 2 минут ритмично дышат в него. Продолжают до прекращения приступа.

ЛФК при неврологических заболеваниях

Комплексное лечение неврологических заболеваний тоже не обходится без лечебной физкультуры. Регулярное выполнение специальных программ важно для ускорения восстановительных процессов. Техника их следующая:

  1. Начать с ходьбы по кругу в течение 1-2 минут, меняя периодически направление.
  2. Далее выполнить то же, но уже идти поочередно на носках и на пятках.
  3. Встать прямо, руки вытянуть вдоль тела, расслабиться. Затем попеременно поднимать правую и левую руки вверх со скоростью примерно 60-120 раз в минуту.
  4. Ноги расставить на ширину плеч. Руки вытянуть вперед, сжимать пальцы со скоростью до 120 раз в минуту.
  5. Ноги поставить чуть уже, на вдохе сделать приседание, на выдохе подняться. Сделать еще 4-5 повторений.
  6. Встать на носочки, затем опуститься на пятки, сделать еще 5-6 раз.

Послеоперационная гимнастика

Нельзя составить универсальный комплекс лечебных упражнений, который подходил бы после любой операции. Комплекс определяется врачом в зависимости от органа, подвергшегося хирургическому вмешательству. В целом, после операции показано делать упражнения, которые больной должен был освоить еще до процедуры. Начинать занятия лечебной физкультурой разрешается примерно спустя 1-2 часа после того, как пациент отойдет от наркоза. Они включают:

  1. Упражнения, помогающие обучить больного правильному дыханию.
  2. Режим легкой гимнастики, упражнения которой задействуют мелкие мышцы, продолжительностью 3-5 минут и частотой 3-4 раза в день.
  3. Более интенсивную двигательную активность со 2 дня после операции, представленную лечебными упражнениями, которые определяются исходя из заболевания.

Противопоказания

Не во всех случаях физические нагрузки являются полезными. Выполнение упражнений строго запрещается при наличии:

  • признаков обострения заболеваний;
  • повышенной температуры;
  • беременности у женщин или недавно перенесенной операции – по показаниям;
  • заболеваний легких и сердца;
  • кровотечений;
  • онкологических заболеваний;
  • тяжелых психических расстройств;
  • тромбозов;
  • интоксикации, инфекционных и воспалительных процессов.

Особенности методики ЛФК в зависимости от периода лечения и двигательного режима

В настоящее время разработана специальная периодизация применения средств лечебной физической культуры в разные периоды заболевания.

Различают три периода течения болезненного процесса:

  • 1. Острый период, протекающий активно, с повышенной температурой, сильными болями и другими явлениями, отягощающими болезнь. В этом периоде лечебная физкультура чаще всего противопоказана, а позже начинается индивидуально по особому плану и показаниями, начиная с простейших упражнений лежа в постели (движениями пальцами рук и ног, углубленное дыхание, несложные сгибания поочередно в локтевых, коленных и плечевых суставах, по малым амплитудам в медленном темпе) и постепенно переходя к упражнениям в положении полулежа и сидя. Это период стационарного лечения.
  • 2. Период клинического выздоровления. Постепенное введение более разнообразных средств лечебной физкультуры в этом периоде является как бы «мостиком» к выздоровлению. Больному назначается полупостельный режим в условиях больницы, поликлинического и санаторного лечения (после перенесенного обострения во время лечения).
  • 3. Период функционального выздоровления. Лечебная физкультура применяется наиболее широко и разнообразно. Этот период соответствует амбулаторному и санаторному режимам лечения.

Режимы движений отличаются между собой уровнем общей физической нагрузки на организм больного в течение дня, темпом исполнения и сложностью подбора физических упражнений, амплитудой движений.

При заболеваниях системы пищеварения применяют все основные исходные положения — лежа, сидя, стоя и стоя на четвереньках.

Исходное положение, из которого проделываются гимнастические упражнения, определяется режимом больного. При постельном режиме применяют исходное положение ? лежа в постели с последующим использованием для ряда упражнений положения сидя на краю кровати, если последнее не противопоказано занимающемуся по роду его заболевания. При палатном режиме основным исходным положением является положение сидя и лежа (при упражнениях для брюшного пресса) с частичным использованием для ряда упражнений исходных положений стоя и стоя на четвереньках, если последнее показано больному. При общем режиме больного преимущественно применяют исходное положение стоя и лежа (при упражнениях для брюшного пресса). При начале занятий в положении стоя рекомендуется применять более устойчивую позу для больного, а именно стоя с расставленными на ширину плеч ногами с переходом в дальнейшем к менее устойчивому положению «стоя смирно».

При заболеваниях системы пищеварения в занятия включают упражнения для верхних конечностей, туловища, ног, мышц тазового дна, упражнения на расслабление скелетной мускулатуры, дыхательные упражнения и упражнения со снарядами и на снарядах.

Из упражнений для верхних конечностей при заболеваниях желудочно-кишечного тракта наиболее полезны упражнения с участием средних и особенно крупных мышечных групп. Эти упражнения, сопровождающиеся работой значительных мышечных масс, оказывают воздействие на нервную систему и кровообращение. Применяют простые или комбинированные упражнения верхних конечностей [11].

Из упражнений для туловища особенно полезны упражнения с участием мышц брюшного пресса и специальные упражнения для мышц живота. Эти упражнения, в осуществлении которых участвуют крупные мышечные группы, оказывают воздействие на нервную систему, улучшая ее деятельность, активизируют кровообращение в области живота, укрепляют мышцы брюшного пресса, нормализируют деятельность желудочно-кишечного тракта и повышают обменные процессы в тканях.

Упражнения для нижних конечностей широко используются в занятиях с больными, страдающими болезнями системы пищеварения. Ценность их заключается в том, что, воздействуя на нижние конечности, обладающие большой мышечной массой, они содействуют нормализации функций центральной нервной системы (моторно-висцеральные рефлексы), улучшают кровоснабжение всех органов, в частности и желудочно-кишечного тракта, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы и значительно активизируют обменные процессы в тканях.

В случаях, когда нет необходимости щадить органы живота, можно применять любые варианты упражнений для нижних конечностей, а также упражнений в ходьбе, приседаний, приподнимание на носки, подскоки и подвижные игры (с кратковременным бегом), если к последним нет противопоказаний.

В случаях, когда воздействие на брюшной пресс и органы живота противопоказано, полезно применять изолированные упражнения для нижних конечностей.

Упражнения для мышц тазового дна содействуют улучшению кровообращения в органах таза и повышению тонуса мышц.

Из упражнений на четвереньках при лечении больных с желудочно-кишечными заболеваниями находят применение варианты, щадящие органы живота (подострый период язвенной болезни, колита, гастрита с ангиохолециститом и др.).

Упражнения на расслабление, содействующие активному отдыху мышц после работы, показаны к использованию в занятиях с больными, страдающими заболеваниями системы пищеварения, осуществляются в положении сидя и стоя [4].

Дыхательные упражнения очень полезны и необходимы для больных, страдающих болезнями желудочно-кишечного тракта. Целесообразность их применения обусловливается, прежде всего, тем, что они оказывают местное воздействие на органы живота за счет изменения положения диафрагмы при вдохе и выдохе, вызывающе периодическое повышение и понижение внутрибрюшного давления, что содействует улучшению кровообращения в системе пищеварения и улучшает эвакуаторную деятельность желудочно-кишечного тракта. Дыхательные упражнения обогащают кровь кислородом, что улучшает окислительно-восстановительные процессы в тканях и в органах системы пищеварения, улучшая ее деятельность и способствуя быстрейшему заживлению эрозий и язв.

Дыхательные упражнения являются также эффективным средством урегулирования повышенной деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания, возникающей в результате применения нагрузочных гимнастических упражнений.

Из различных форм дыхательных упражнений для больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, имеющих полноценное внешнее дыхание, наиболее показаны динамические дыхательные упражнения в виде диафрагмального (брюшного) дыхания, при которых максимально функционирует диафрагма и брюшной пресс. У пожилых людей, имеющих сопутствующую эмфизему легких, показаны к применению дыхательные упражнения с полноценным, медленным выдыхом, осуществляемые с помощью сжимания руками нижней части грудной клетки при выдохе или с произнесением на выдохе звуков «с», «ш», «щ», «з».

Упражнения со снарядами (гантели в 0,5-2кг, надувной мяч, набивной мяч в 1-2 кг) и на снарядах (гимнастическая скамейка или стул и стенка) находят применение при ряде хронических болезней системы пищеварения у крепких больных, имеющих достаточно сильный брюшной пресс (в стадии ремиссии).

Данные упражнения оказывают сильное воздействие на брюшной пресс и органы живота, а также значительно активизируют обмен веществ. Упражнения со снарядами и на снарядах эмоциональны, что имеет существенное значение для урегулирования функций центральной нервной системы [1].

Занятие лечебной гимнастикой для больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта строится на следующих принципах:

  • а) подбор для больного наиболее физиологически выгодных исходных положений, общих и специальных гимнастических упражнений для воздействия на органы и системы, вовлеченные в патологический процесс;
  • б) физиологически правильная расстановка подобранных упражнений в занятии;
  • в) индивидуальная дозировка упражнений, соответствующая общему состоянию и силам занимающегося;
  • г) постепенное повышение общей физической нагрузки по мере втягивания больного в физическую деятельность.

Указания к построению комплекса лечебной гимнастики:

  • — физические нагрузки должны постепенно увеличиваться к середине основного раздела и снижаться к его концу;
  • — после нагрузочных упражнений должны применяться дыхательные упражнения, успокаивающе действующие на кровообращение и дыхание;
  • — упражнения общего воздействия для отдельных мышечных групп (рук, ног, туловища) должны чередоваться между собой и со специальными упражнениями, воздействующими на брюшной пресс и органы живота;
  • -между упражнениями необходимы паузы пассивного отдыха.

В заключительном разделе занятия с целью постепенного перехода организма к состоянию покоя применяют упражнения с небольшой нагрузкой, а также медленную ходьбу с дыхательными упражнениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector