0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности лечения детей

Особенности медикаментозного лечения детей

Особенности медикаментозного лечения детей.

Хранение, подготовка и назначение лекарственных препаратов

Хранение

Общие указания

Препараты хранят в сухом, надежном, закрытом месте, недоступном для пациентов и посторонних.

Отходы лекарственных средств безопасно и тщательно утилизируют.

Срок годности препаратов регулярно проверяют. После вскрытия упаковки записывают дату вскрытия и (в некоторых случаях) дополнительные сведения; следят за соблюдением срока годности.

Наиболее часто используемые лекарственные средства, которые следует хранить в холодильнике:

  • вакцины;
  • цитостатики: аспарагиназа, хлорамбуцил, винкристин;
  • гормоны: инсулин, левотироксин натрия (L-тироксин, в инъекциях), десмопрессин (минирин);
  • витамины: фолинат кальция (лейковорин кальция);
  • прочие: альбумин человека, вазопростан, сурфактант, амфотерицин В, дефероксамин (десферал), диазепам, препараты суксаметония.

Поскольку продолжительность хранения зависит от вещества и консервантов, необходимо следовать указаниям по хранению на упаковке.

Подготовка и назначение

Лекарственные средства для приема внутрь

Дозу лекарственного препарата выражают в миллиграммах (мг) или единицах (ЕД), но не в таблетках или капсулах (возможен различный режим дозирования в таблетках или капсулах).

При невозможности проглатывания таблеток или капсул их содержимое разводят в воде и вводят через желудочный зонд.

Лекарственные средства, назначаемые местно

Глазные капли, глазные мази, назальные капли, капли в ухо, кожные кремы и мази:

  • точно наносят на желаемое место;
  • хранят вне пределов досягаемости детей.

Инъекции:

  • при разведении лекарственных средств соблюдают рекомендации производителя (дополнительный объем, вид растворителя);
  • растворы для инъекций применяют сразу же после набора; хранят только в случаях, предусмотренных производителем;
  • набранные шприцы и ампулы надписывают: указывают имя пациента, время/дату, содержимое.

Инфузии

Строго соблюдать правила асептики.

Если пациент принадлежит к группе риска (недоношенные дети, пациенты с иммунодефицитом), работать в условиях со сниженным числом микроорганизмов (например, ламинарный поток воздуха), надевать стерильные перчатки и халат, маску, шапочку.

На шприцах и емкостях (бутылках) для инфузий делать пометки: имя пациента, время/дата приготовления, лекарство и растворитель, а также продолжительность инфузии (использовать водостойкий маркер).

Различные медикаменты смешивать только при гарантированной переносимости.

Капельницы (инфузионные системы) менять полностью каждые 24 ч.

Готовые инфузии необходимо подключать в течение 30 мин.

Смешиваемость и светочувствительность инфузионных растворов и лекарственных препаратов

При несовместимости инфузионных растворов видимые признаки (выпадение хлопьев) часто отсутствуют!

Не смешивать лекарственные средства с разной реакцией среды (рН). Примеры:

  • рН 11—12: фенитоин (дифенин), спиронолактон (альдактон), ацикловир (зовиракс);
  • рН 9—10: фенобарбитал, котримоксазол (бактрим), теофиллин; омепразол, ацетазоламид, фолиевая кислота;
  • рН 6—8: инфузии для парентерального питания, фуросемид (лазикс), метотрексат;
  • рН 3—5: мидазолам (дормикум), ванкомицин, гентамицин, допамин, добутамин, эпинефрин (адреналин), морфин, доксорубицин (адрибластин), векурония бромид (норкурон), суксаметония хлорид (листенон), ондансетрон (зофран).

Слаборастворимые лекарства (фенитоин) нельзя вводить капель-но.

Время контакта (продолжительность реакции) растворов для инфузий свести к минимуму: применять короткие совместные трубки, использовать Y-образные трубки вместо смешивания в общем шприце (шприце-перфузоре).

Препараты кальция не вводить с жировыми инфузиями или гепарином натрия и никогда не комбинировать с гидрокарбонатом натрия.

Хранить в темноте (например, черные шприцы-перфузоры, защищенные от света емкости — бутылки) светочувствительных медикаментов, например, нифедипина, витаминов, векурония бромида (норкурона).

Цитостатики

Подросткам и беременным приготовление цитостатиков запрещено.

При работе с цитостатиками всегда надевать перчатки, защитный халат, маску, защитные очки.

Отдавать предпочтение растворам, готовым к использованию, и готовым продуктам.

Препараты готовить под подходящим вытяжным колпаком во избежание попадания пыли или аэрозоля на кожу и вдыхательные пути.

При разведении цитостатиков для предотвращения разбрызгивания использовать фильтры, выравнивающие давление.

Загрязненные материалы утилизировать как спецотходы.

Осложнения при введении лекарственных препаратов

Прием слишком высокой дозы или неправильного препарата: определить лекарственное средство, время приема и принятую дозу; проверить жизненные функции; вызвать врача; затем действовать как при отравлениях.

Ошибочное системное введение (прием внутрь) лекарственного препарата для местного применения, например, назальных капель: определить лекарственное средство, время принятия и принятую дозу; проверить жизненные функции; вызвать врача; затем — как при отравлениях.

Непереносимость смеси инфузионных растворов: смесь инфузионных растворов ни в коем случае не применять, но сохранить до окончательного выяснения. Содержимое проверить на совместимость. Оформить документацию.

Несовместимые компоненты набрать раздельно и ввести через разные внутривенные доступы или через определенное время.

Паравазат (введение инфузионного раствора в ткани, окружающие сосуд): немедленно прекратить введение, токсичные вещества аспирировать стоящей иглой, в особых случаях (например, циклофосфамид) — промыть изотоническим раствором натрия хлорида. Перенести инфузионную систему на новый внутривенный доступ. Оформить документацию. Особая опасность: например, растворы кальция, препараты наперстянки, катехоламины, цитостатики могут приводить к обширным повреждениям тканей.

Седативные и обезболивающие препараты

Выявление и оценка болей у новорожденных и старших детей

Дети, неспособные выразить болевые ощущения вследствие недостаточного уровня своего развития (маленькие дети) и ограниченных возможностей общения (дети-инвалиды), также испытывают боль.

Недоношенные и новорожденные/маловесные дети

Наблюдение за поведением:

  • искаженное выражение лица, зажмуренные глаза, открытый рот;
  • плач, крик;
  • подтягивание ножек/ручек;
  • беспокойство, сучение конечностями;
  • сжатые в кулаки руки.
  • колебания ЧСС (как повышение, так и резкое падение);
  • падение артериальной концентрации O2 или чрескожной сатурации O2;
  • повышение pCO2;
  • повышение или колебания АД;
  • повышенная потливость;
  • усиленное кровоснабжение кожи.

Недоношенные дети воспринимают боль в три раза сильнее доношенных новорожденных, несмотря на значительно менее выраженные поведенческие реакции; выявление хронических болей и плохого самочувствия крайне затруднено. Наблюдение за поведением расслабленных (парализованных) пациентов малоинформативно.

Дети дошкольного и школьного возраста

Рассказ о боли

Поскольку способность к абстрактному мышлению в раннем дошкольном возрасте ограничена, используют конкретные рисунки человечков с различным выражением боли на лице. Ребенок выбирает человечка, выражение лица которого в наибольшей степени соответствует чувствам самого ребенка. Способ применим с 2—3 лет.

Дети старшего возраста: вербальные определения боли различной степени выраженности или численная болевая шкала (например, интенсивность боли от 1 до 10). Дети старшего возраста могут оценить силу боли в числах от 0 — отсутствие боли и до 10 — сильнейшая боль. Способ также подходит для динамической оценки боли.

Наблюдение за поведением:

  • вербальные выражения боли или страха, плач, крик;
  • искаженное выражение лица;
  • движение и напряжение конечностей и туловища.

Ребенка необходимо крепко держать или носить на руках. Угнетенное состояние указывает на тяжесть поражения ЦНС. Дети старшего возраста: локализация боли и дифференцированные выражения боли.

Обезболивающее лечение и седативные препараты

Общее наблюдение

Особенно внимательно относиться к недоношенным детям и новорожденным; помнить о возможности болей (при одновременной неспособности к выражению боли).

Своевременно начать обезболивающее лечение, по возможности, еще до появления болей. При использовании анальгетиков до появления боли возможно частичное снижение дозы до 1/10 дозы, необходимой при уже появившихся болях.

Избегать повторных приступов боли, для этого обеспечить регулярное обезболивание.

Если имеются показания, не следует отказываться от опиоидных анальгетиков, так как физическая зависимость развивается только через 1—2 нед; подготовить препараты (налоксон) против острых побочных явлений (например, угнетение дыхания).

При применении опиоидов и седативных препаратов — профилактика запоров, наблюдение за дыханием, пульсом, АД.

Минимальные болевые процедуры, например, венопункция, определение газового состава капиллярной крови (болезненнее, чем венопункция); перед венопункцией накладывать местные обезболивающие мази (например, лидокаин+прилокаин — крем Эмла).

У грудных детей до 3 мес не использовать лидокаин+прилокаин вместе с другими метгемоглобинобразователями.

Создать оптимальную окружающую обстановку: соблюдение тихого часа, знакомые предметы, музыка.

Перед болезненными вмешательствами разъяснять предпринимаемые действия, установить личные отношения, оказывать психологическую поддержку, утешать, поглаживать и т.д.

При необходимости — дополнительный прием препаратов, уменьшающих выраженность страха: возможно назначение антидепрессантов, нейролептиков, седативных препаратов (успокоительных), однако они не обладают обезболивающим действием, а в некоторых случаях — даже усиливают боль (например, фенобарбитал).

При неэффективности лечения местных хронических болей возможно проведение блокад и нейрохирургических вмешательств.

Грудное вскармливание и прием медикаментов

Общий принцип: для любого медикаментозного лечения во время грудного вскармливания необходимы строгие показания. При наличии у матери хронических заболеваний обязательно консультирование по вопросам лечения и возможности кормления грудью.

Особенности лекарственной терапии у детей (стр. 1 из 2)

При лечении детей необходимо выделять группу новорожденных (до 4 нед жизни), детей грудного возраста (до 1 года), раннего и школьного возраста (включая подростков). Для новорожденных и недоношенных следует учитывать нарушения адаптации во внеутробном периоде жизни, кроме того, только в грудном возрасте завершаются процессы созревания ферментной и рецепторной систем (например, для спазмолитиков в бронхиальной системе).

Исследования показали, что лекарственные средства фармакодинамически действуют одинаково с периода новорожденности до старости. Показания к назначению их принципиально не отличаются у детей и взрослых. Количественные различия связаны прежде всего с фармакокинетикой (см. 32.2). Отмечающиеся же различия в силе эффекта обусловлены состоянием целевого органа, однако, здесь важнее всего учитывать токсичность препарата (см. 32.3). Некоторые лекарственные вещества, например (в2-адреномиметики, применяемые для снятия бронхоспазма, у детей грудного возраста не оказывают эффекта). С другой стороны, недостаточное развитие иммунитета у детей при инфекционных заболеваниях требует раннего и высокодозированного введения антибиотиков.

У детей часто отмечается острая картина заболевания с быстрым излечением. Поэтому имеет смысл тщательно наблюдать за ребенком, и в ситуациях, похожих на таковые у взрослых, не спешить с назначением лекарственных средств (например, антибиотиков, антипиретиков).

Число групп лекарственных веществ, необходимых для детей, более ограничено, чем для взрослых, однако лекарственных форм требуется больше (соки, капли, таблетки с ограниченным содержанием действующего вещества, суппозитории), так как существуют различия в потребности и путях введения лекарств в зависимости от возраста. Регулярно применяются у детей антибиотики, глюкокортикоиды, анальгетики, антипиретики, отхаркивающие средства (почти всегда секретолитики, как, например, терпены, амброксол, ацетилцистеин), капли от насморка (Xylometazolin), инсулин, гормоны щитовидной железы, сердечные гликозиды.

Антидиарейные препараты и кишечные антисептики не показаны из-за необходимости замещать потерю жидкости (внутрь).

Очень важный и нелегкий вопрос — правильное дозирование лекарственного средства у детей. Не для всех лекарств хорошо известна фармакокинетика их у ребенка, поэтому из-за предосторожности, но во вред ребенку, часто назначается малая доза. Дозированные таблетки в большинстве случаев базируются на статистически обработанных данных, полученных при лечении. Используя новые лекарственные средства во время клинического лечения, измеряют концентрацию их в плазме крови. При фармакокинетических исследованиях для различных возрастных групп кладут в основу объем распределения и значения клиренса.

У зрелых новорожденных, а тем более у недоношенных, способность печени к глюкуронизации, сульфатированию и гидроксилированию чужеродных веществ недостаточно развита. Поэтому периоды полувыведения хорошо жирорастворимых веществ значительно удлинены. Более того, не у всех новорожденных закончен период становления фильтрационного процесса нефронов (что опять-таки зависит от их зрелости), в связи с чем хорошо водорастворимые, ренально элиминирующиеся вещества выводятся в раннем возрасте медленнее. Для некоторых детей грудного возраста печеночная и почечная элиминация совершенно непредсказуема. Созревание практически заканчивается даже у зрелых новорожденных, а тем более у недоношенных детей, через 4—6 нед. Во время этого периода возможно значительное пролонгирование элиминации (см. табл. 32.1), что может привести к относительному передозированию препарата. Так, хлорамфеникол вызывает нарушение кровообращения — коллапс («серый» синдром). Тетрациклины приводят к усиленной выработке ликвора (гидроцефалии). Поэтому «безопасность» детей этого возраста может быть обеспечена только с помощью измерения концентрации лекарственного вещества в плазме крови.

Правило объема распределения и поверхности тела

Константы элиминации в первый год жизни практически не играют никакой роли и не обусловлены возрастными изменениями. Однако клиренс почти всех лекарственных веществ больше, чем у взрослых, так как объем распределения зависит от возраста. Доза лекарства для детей раннего возраста может быть рассчитана в зависимости от объема распределения по дозе взрослых. Правда, необходимо всегда иметь в виду, что определенные лекарственные средства, например теофиллин, у детей выводятся быстрее.

Только некоторые вещества, такие как этанол, распределяются в жидкости всего организма. И это пространство распределения является пропорциональным массе тела. Многие же лекарственные препараты распределяются в экстрацеллюлярной жидкости (EZR). Экстрацеллюлярное пространство имеет ламинарную форму с минимальной высотой (расстояние между клетками) и практически определяется только растяжением своей поверхности. Экспериментально установлена его пропорциональность поверхности тела (КО): EZR= 6,04 х КО 0,998 . Нарушения в электролитном состоянии (лихорадка, рвота, эксикоз, отеки) изменяют это соотношение, однако у детей это изменение является особо значительным. Хорошо жирорастворимые вещества, которые транспортируются в крови с помощью обратимого связывания с белками, могут откладываться на мембранных структурах и распределяться равным образом одинаково и пропорционально поверхности.

Другие лекарственные вещества с сильными липофильными свойствами, например центрально действующие (фенобарбитал, антиэпилептические средства, анестетики), распределяются в жировой ткани, которая у детей имеет больший объем по сравнению со взрослыми.

достигает при хорошем питании вида 0,09 х W(кг) 0,73 ,где

ND — нормальная доза;

КО — поверхность тела.

Можно сделать вывод, что органы ребенка «плавают в ванной», размеры которой относительно больше, чем у взрослых.

Если придерживаться правила поверхности тела, то передозирование почти невозможно, а вот малая дозировка вероятна. Это играет роль при назначении противоэпилептических препаратов. Поэтому в таких случаях следует использовать различные приемы расчета, чтобы достичь более высокой точности дозирования (см. табл. 32.2).

Читать еще:  Особенности суставной ткани колена

Для некоторых лекарственных средств правило поверхности не применяется. Так, например, кодеин для любого возраста рассчитывается в зависимости от массы тела, приблизительно 0,5 мг/кг.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕЗРЕЛОСТЬЮ И НЕДОРАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗМА

Будут обсуждены только такие противопоказания и нежелательные побочные эффекты, которые имеют особое значение для детей. Однако при назначении лекарств детям следует всегда учитывать противопоказания и нежелательные эффекты, описанные для взрослых.

Новорожденным противопоказаны препараты, обладающие большой способностью связываться с протеинами, концентрация которых в крови составляет 1—10 мкг/мл. Эти лекарства связывают значительное количество плазменных альбуминов и увеличивают содержание свободного билирубина, что может привести у детей первых 2 нед жизни, а у незрелых новорожденных и позже, к ядерной желтухе. Значение билирубина около 100 мкг/мл при нормальном разрушении эритроцитов в ретикулоэндотелиальной системе в этом возрасте принимается за физиологическую норму, так как отмечается «становление функций». Противопоказано назначение сульфаниламидов и производных сульфонилмочевины во время беременности и родов!

Любое длительное лечение глюкокортикоидами приводит к замедлению роста и возникновению карликовости. Об этом следует помнить в тех случаях, когда методы наблюдения не позволяют вовремя распознать гиперкортицизм, чего трудно избежать, например, при заместительной терапии вследствие недостаточности надпочечников (адреногенитальный синдром).

Не следует назначать тетрациклины детям первых 5 лет жизни и беременным. Образование кальциевых комплексов приводит к замедлению роста плода, изменению цвета дентина с поражением кариесом зубов, которые закладывались во время лечения тетрациклином (см. 27.4.4).

Вещества, тормозящие гиразу, не следует применять во время всего периода роста, так как опытами на животных доказаны такие тяжелые повреждения хрящей, что повторить подобное исследование на людях совершенно невозможно.

Средства, используемые при недостатке гормонов и витаминов: неэффективны противодиабетические средства внутрь (см. 25.3.1).

Передозировка витамина А также всегда опасна, когда проводится профилактика рахита мультивитаминными препаратами (неблагоприятные количественные соотношения между витамином D и витамином А). Наряду с известными симптомами гипервитаминоза А (кожные изменения, изменения глаз и гастроинтестинального тракта) можно назвать еще один, который встречается у детей грудного возраста и обусловлен повышенной выработкой ликвора — увеличение объема головы.

Индометацин снижает и без того низкую гломерулярную фильтрацию новорожденных в процентном отношении сильнее, чем у взрослых.

Нейрологическое обследование, а также клинические исследования мозга и вестибулярной функции ребенка чрезвычайно затруднены, поэтому некоторые повреждения иногда становятся необратимыми. С другой стороны, нарушения походки могут быть следствием длительного пребывания в постели. На этом основании следует с особой осторожностью применять потенциально ототоксичные, и соответственно нейротоксичные, лекарственные вещества, такие, например, как антибиотики аминогликозидового ряда и амфотерицин В.

Рекомендации по укреплению здоровья детей из первых рук

Укрепление здоровья ребенка – пожалуй, самая большая забота каждой мамы. Но как это делать правильно, если времени на регулярное посещение врачей катастрофически не хватает? Выход только один – самообразование и поиск необходимой информации в авторитетных источниках – книгах, журналах, Интернете, обучающих видео.

В условиях медиакультурной революции, безусловно, большую роль приобретает именно видеообучение, которое может оказаться полезным и интересным не только для мам, но и для малышей. Короткометражные ролики и фильмы, в отличие от книг и журнальных статей, позволяют в доступном, а главное наглядном формате узнать об особенностях детского здоровья, детских заболеваний и их лечении без прямых консультаций с врачом. В последнее время очень востребованы разнообразные обучающие видеоматериалы на сервисе Youtube, созданные специалистами клиник. Например, крайне популярен медиаканал детской клиники «Маркушка» , на котором родители могут найти большое количество полезных видео-советов и рекомендаций по теме детской медицины и здоровья детей.

Особенности детской диагностики

Детская диагностика существенно отличается от взрослой. Во-первых, детский организм в каждом возрасте имеет свои особенности, о которых должным образом осведомлен педиатр. Во-вторых, для диагностики и лечения малышей применяется особое оборудование, а педиатры и младший медицинский персонал помимо профессиональных знаний и навыков должны иметь огромный опыт общения с детьми. Забота о здоровье ребенка почти немыслима без необходимости выбрать хороший медицинский детский центр.

Наиболее распространенные методы, использующиеся в детской диагностике – это разнообразные анализы крови и мочи, мазки из носа и горла. В особых случаях назначаются ЭКГ, УЗИ, ЭЭГ. Безусловно, наиболее неприятной и пугающей процедурой для детей является забор крови из пальца и вены. И здесь большую роль играет профессионализм медсестры – ее отношение к детям, особый подход, умение успокоить ребенка и придать процедуре форму игры, если это возможно. Часто от умения медперсонала ладить с детьми зависит успешный результат обследования. Пример забора крови у детей и чуткого отношения медсестры во время процедуры к маленьким пациентам можно увидеть в ролике, размещенном на медиаканале детской клиники «Маркушка».

Болезни юного возраста

Наиболее частые проблемы со здоровьем у детей, безусловно, связаны с инфекциями. В первую очередь, речь идет о вирусных инфекциях, которые вызывают грипп, корь, краснуху, ветряную оспу (ветрянку). Каждой маме необходимо иметь представление о симптомах этих заболеваний и о мерах, которые можно и нельзя предпринимать. Также широко распространены ушные инфекции (отит), воспаление гортани (ларингит), ангина, конъюнктивит, скарлатина и стригущий лишай.

В детском возрасте, как известно, такие болезни, как краснуха, корь и ветрянка переносятся относительно легко, без осложнений. Переболев один раз, ребенок получает стойкий иммунитет против этих заболеваний на всю жизнь. Взрослые люди переносят краснуху, корь и ветрянку с тяжелой интоксикацией и с серьезными осложнениями, которые также могут обернуться бесплодием или потерей плода. Поэтому гораздо лучше детскими болезнями переболеть в детстве.

Узнать больше о детских заболеваниях и их симптомах можно из приведенного ниже видео, рамках которого главный врач детского медицинского центра «Маркушка» Мельниченко Людмила Анатольевна отвечает на самые наболевшие вопросы родителей.

Лечим ребенка правильно!

Каждой маме будет полезно знать об особенностях лечения детей. Например, необходимо знать, что детский организм на каждом этапе имеет специфическую реакцию на разные лекарственные вещества. Например, из-за неполной развитости некоторых ферментных систем у младенцев лекарство часто концентрируется и действует совсем не там, куда его «направляли».

Лечение ребенка требует особого отношения. Необходимо учитывать возрастные особенности детской физиологии и психики. Особо «пугающие» методы лечения и диагностики должны сопровождаться соответствующей психологической подготовкой ребенка. При лечении маленьких пациентов врачам приходится учитывать особенности детского характера: ребенок может быть агрессивным, гиперактивным, тревожным, аутичным. В любом случае врач должен проявлять искреннее внимание к потребностям малышей, оказывать поддержку, отвлекать внимание ребенка игровыми ситуациями.

Очень полезной для родителей может оказаться познавательно-обучающая программа «Спросите доктора», в которой разбираются особенности профилактики и лечения конъюнктивита у детей. На вопросы отвечает профессиональный врач-офтальмолог из детского медицинского центра «Маркушка».

Любимые «зубастики»

Стоматолог – врач, которого дети боятся больше всего. Поход к стоматологу всегда сопряжен с определенным стрессом как для детей, так и для родителей. Именно поэтому относительно недавно в медицине появилось такое направление, как детская стоматология. Многие детские стоматологические клиники имеют в штате психологов и аниматоров, которые проводят игры и определенную психологическую подготовку с детьми и родителями. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя расслабленно и комфортно. Весь процесс лечения может быть преподнесен в сказочно-игровой форме. Игровые формы контакта с ребенком на сегодняшний день с успехом применяются как в зарубежной, так и в отечественной стоматологии. Очень важно, чтобы первое посещение зубного врача оставило у ребенка лишь положительные эмоции, тогда проблем с будущим лечением уже не будет.

Родители должны следить за состоянием зубов ребенка с раннего детства и при первых же проблемах обращаться к специалисту. Рекомендуется также познакомить ребенка со стоматологом заранее, чтобы на лечение он шел к уже знакомому врачу. Профилактика здоровья детей имеет принципиальное значение. Будет хорошо, если родители самостоятельно расскажут ребенку о необходимости и пользе регулярной гигиены ротовой полости.

Один из уникальных примеров в детской стоматологии – клиника «Маркушка», которая предлагает максимально комфортное, надежное и безопасное лечение для детей. Видео об особенностях детской стоматологии, а также рекомендации по подготовке к визиту к врачу помогут родителям и их детям избежать негативного опыта посещения стоматолога.

Сказка – ложь, да в ней намек, деткам умненьким урок

У каждой мамы в процессе воспитания возникает вопрос: как привить ребенку с раннего детства основы здорового образа жизни? Помимо личного примера, очень важно использовать современные игровые, интерактивные и мультимедийные формы обучения. Например, для самых маленьких идеальным вариантом будет просмотр познавательных мультфильмов. Осознавая это, специалисты детской клиники «Маркушка» подготовили для своих маленьких пациентов интересные мультипликационные фильмы о пользе правил гигиены и посещении врачей.

Лицензия № ЛО-77-01-007351 от 09 января 2014 года выдана Департаментом здравоохранения Правительства города Москвы.

Особенности лечения кариеса у детей

Самая распространенная причина обращения родителей к стоматологу — лечение кариеса у детей. Иногда мамы и папы не относятся к этому заболеванию серьезно, считая его временной проблемой.

При игнорировании зубная патология может привести к серьезным осложнениям, меньшее из которых — неправильный прикус.

Надо ли лечить кариес на молочных зубах?

  1. Во-первых, лечение кариеса у детей — необходимость, потому что при ухудшении он поражает зачаток коренного зуба. Возникают уже более серьезные, труднолечимые патологии.
  2. Во-вторых, из-за пораженных зубов ему будет сложнее разговаривать или жевать.
  3. Из-за явно заметных зубных повреждений над малышом могут начать издеваться его сверстники, что может привести уже к психологическим проблемам.

Как вовремя распознать кариес на молочных зубах

  • На их поверхности возникают темные пятна или точки;
  • Реагируют болью на слишком холодную или горячую пищу;
  • Неприятный запах изо рта также может быть спровоцирован заболеванием;
  • При запущенном процессе в зубной ткани появляются дырки, легко прощупываемые языком.

Существует ли связь между кариесом и грудным вскармливанием

Грудное вскармливание никак не провоцирует появление кариеса молочных зубов у детей раннего возраста. Оно даже снижает его вероятность.

Ранний кариес у детей возникает при кислой среде во рту, а грудное молоко почти никак не влияет на уровень кислотности. Содержащиеся в его составе вещества сдерживают бактерии, провоцирующие появление инфекции.

Болят ли молочные зубы от кариеса

  • Внешние изменения или болевые ощущения зависят от стадии заболевания. Первые признаки – внешние изменения эмали (пятна, темные точки).
  • Болевые ощущения – дискомфорт от холодной или горячей пищи, застревание еды возникают при уже достаточно запущенной, средней стадии заболевания.
  • Боль при пережевывании или разговорах – последняя стадия развития патологии. Часто перерастает в пульпит.

Если малыш панически боится врачей

Чтобы уменьшить детский страх, советуем не обманывать его, не рассказывать страшилки про злых стоматологов. Не стоит в первое же посещение врача начинать лечить кариес – пусть ребёнок познакомится с доктором и всеми инструментами в кабинете, включая «ужасную» бормашину.

Попросите врача разрешить потрогать то, что можно – знакомые предметы будут вызывать, как минимум, не такой сильный страх. После первого посещения врача побалуйте малыша, например, подарите ему игрушку или сходите с ним погулять в парк.

Многие клиники предлагают цветные пломбы для детей.

Это хороший способ отвлечь трусишку от процедуры, заняв его выбором цвета зубика. Материал для таких пломб отличается пластичностью, надежностью и долгим сроком службы.

Как правильно ухаживать за полостью рта у детей раннего возраста

  • За зубами нужно начинать ухаживать с самого прорезывания. Чистку удобнее проводить, когда ребенок лежит, а над головой висит игрушка. Так он отвлечется от того, что вы делаете что-то странное у него во рту, не будет капризничать.
  • После каждого приема пищи поите ребенка водой. Если он просит пить в течение дня, наливайте ему кипяченую воду, сведите питье соков, лимонадов, других сладких напитков к минимуму. Это провоцирует образование кислой среды во рту, которая и является основной причиной зубных заболеваний.
  • Когда ребенок уже в состоянии чистить зубы сам, покупайте ему щетки с мягкой щетиной, детские зубные пасты.
  • Реже балуйте малыша сладкой едой — причиной кариеса у детей. Она создает кислую среду, застревает, формирует налет. Все шоколадки, пончики, печенье легко заменяются фруктами или сухофруктами (желательно без сахара), кисломолочными продуктами — йогуртами.

Не лишними будут регулярные посещения стоматолога для общего осмотра – хотя бы раз в полгода.

Возможности современного лечения

Есть много методов вылечить детский кариес, выбор зависит от возраста пациента и степени патологии.

Терапия зубов без сверления

Серебрение

  • Это старый, самый известный способ лечения кариеса молочных зубов, постепенно теряющий популярность из-за окрашивания эмали в черный цвет после процедуры. Оно держится долго и стойко, поэтому подходит только для малышей от 3 лет.

Фторирование

  • Укрепление эмали специальным раствором, готовящимся индивидуально. Действенный безболезненный метод имеет один минус – периодическое повторения процедуры. Для полноценного лечения кариеса у детей фторировать зубы надо дважды в год. При попытке домашнего непрофессионального лечения есть вероятность отравиться фторсодержащим раствором.
Читать еще:  Особенности протекания артрита пальцев рук у детей

Воздушно-абразивная обработка

  • Название технологии говорит за себя: это вычищение поверхностных повреждений абразивными частицами, направленными сильным воздушным потоком. Способ безболезненный, не требует анестезии, воздушно-абразивная обработка защищает от микротрещин на эмали.

Описанные способы подходят для лечения начальных стадий. При образовании полостей стоматологи лечат другими способами:

Лечение кариозных полостей

Озонирование
  • Газообразным озоном, направленным на пораженные области, уничтожаются вредные микробы, провоцирующие развитие патологии.
  • Процедура недолгая (до 20 секунд), совершенно безболезненная.
Лазерное лечение
  • Точечная обработка поврежденных частей зуба, воздействие идет только на пораженные ткани.
  • Обработка лазером происходит с использованием специального раствора, который «холодит» и имеет анестезирующее действие.
  • Лазерная обработка эффективна для лечения заболевания первой и средней стадий.
Инфильтрация
  • Технология предполагает обработку поврежденной части гелем, размягчающим инфицированные области.
  • Затем воздушным потоком эти поврежденные ткани вычищаются из полостей и заполняются жидкой пломбой.
С использованием бормашины
  • Классический способ лечения запущенных стадий.
  • С ее помощью стоматолог вычищает из полостей инфицированные ткани.
  • После очистки пустые области заполняются пломбой.

Кариес постоянных зубов

Протекает и лечится, как и у взрослых.

На неглубоких степенях развития применяют методы озонирования, реминерализациии и воздушно-абразивной обработки. Основной – пломбирование с бормашиной.

При кариесе коренных зубов не рекомендуют лечение серебрением, так как избавиться от появившейся в результате черноты будет невозможно.

Виды кариеса у детей

Циркулярный. Распространяется по всей десне, постепенно углубляясь в дентин, провоцируя разрушение пульпы. Со временем эмаль становится тоньше, коронка начинает отпадать. Циркулярный вид характерен тем, что он возникает не на одном зубе – он распространяется множественно.

Апроксимальный – появляется на нескольких зубах практически в одно время. Поражения межзубных областей также относятся к апроксимальному типу.

Ретроградный – разрушение начинается с мягких тканей со стороны пульпы, переходя на дентин.

Фиссурный – его название пошло от частей зубов, наиболее уязвимых перед инфекционными бактериями, — фиссуров. Это углубления на поверхностях боковых, жевательных зубов и внутренних частях передних. В них скапливаются кусочки еды, которые образуют налет и вызывают появление кариеса. Фиссурный – самый распространенный у детей вид.

Стадии детского кариеса

  1. Первая стадия – возникновение кариозного пятна на эмали. Это поверхностная степень, не доставляющая никаких болевых ощущений. Лучше лечить заболевание на этой стадии, так как заражение не успело проникнуть в более глубокие слои эмали и дентина.
  2. Вторая (поверхностная) стадия – поражает эмаль, не достигая дентина.
  3. Средний кариес достигает дентина. Появляются болевые ощущения во время принятия резко холодной или горячей пищи, на эмали образуются полости.
  4. Глубокая стадия. При этой степени поражения поврежден весь зуб полностью, появляется неприятный запах изо рта, ребенку больно разговаривать. Высокая вероятность образования пульпита. Переходит в последнюю стадию – кариес корня.

Диагностика

  1. Популярнейший и простой способ выявления патологии – окрашивание поврежденной части эмали. Не подходит для выявления фиссурного типа.
  2. Электродонтодиагностика. Раздражение пульпы электрическим током для выявления ее порога чувствительности. Метод эффективный, но имеет ряд серьезных недостатков.
    1. Невозможность обнаружить начальную область кариеса и детали его осложнения.
    2. Электродонтодианостика — очень болезненный способ.
  3. Лазерная флюоресценция. Деминерализация смыкающихся частей челюсти и наблюдение за реакцией прибора. Способ эффективен при диагностике кариеса в глубоко находящихся областях полости рта (фиссурный).
  4. Количественная световая флюоресценция. Прибором, излучающим импульсный поток голубого света, диагностируются повреждённые части зуба. Они светятся красным светом, в то время как здоровые – голубым.

Плюсы и недостатки разных видов диагностики

Лечение начального, среднего, глубокого кариеса, пломбирование

  • Лечение на начальных этапах патологии проводится фторированием и реминерализацией.
  • Патология в средней стадии распространения поддается лечению методом озонирования, воздушно-абразивной обработкой с пломбированием, лазерным препарированием.
  • Глубокий кариес с пульпитом лучится исключительно при помощи бормашины, способной вычистить инфицированные ткани на любой глубине дентина.

Лечение зубов под наркозом

При лечении начальных стадий наркоз и местная анестезия бессмысленны – стандартное время процедур не превышает 10-20 минут, и сами процедуры практически безболезненны.

В тяжелых случаях, когда неизбежно использование бормашины, а процесс занимает до нескольких часов, временное обезболивание необходимо.

Местная анестезия

  • Местная анестезия бывает двух типов – с уколом или без, научно говоря – инфильтрационная или аппликационная.
    • Анестезию без укола используют для обезболивания поверхностных частей челюсти, но здесь есть вероятность того, что ребёнок может проглотить обезболивающий препарат.
    • Для детей анестезия инфильтрационная наиболее оптимальна.

Наркоз

Распространенный страх — наркоз может вызвать психические отклонения у ребенка. Это возможно только в двух случаях – сильном уровне стресса у малыша, который боится всего, что связано с кабинетом дантиста, или уже развившиеся хронические заболевания. В других случаях бояться совсем нечего.

Анализы перед лечением зубов у детей под наркозом

  • Анализы крови: общий, биохимический, на уровень сахара;
  • Общий анализ мочи;
  • Электрокардиография.

Осложнения и последствия

Осложнения могут возникать при длительном игнорировании проблемы. Нелеченный кариес в глубокой стадии вызывает пульпит. Это воспаление зубного нерва, повреждает зачаток коренного зуба, отличается крайней болезненностью. В итоге, после выпадения молочных зубов, с высокой вероятностью, развиваются такие патологии и заболевания:

  • Неправильный прикус;
  • Образование кисты;
  • Стоматит;
  • Молочница во рту;
  • Остеомиелит;
  • Абсцесс.

Профилактика кариеса у ребенка среднего и старшего возраста

Кислая среда – область, в которой активно развиваются инфекции. Для формирования нормальной среды во рту старайтесь минимизировать количество сладких напитков – лимонады, соки, сладкие чаи, кофе и сильно углеводистую пищу. Заменяйте все это сухофруктами, кисломолочными напитками.

Самое главное – приучайте ребенка к регулярной и тщательной гигиене полости рта с самого раннего детства.

Как выбрать детскую стоматологическую клинику

В первое посещение посмотрите на общение врача с ребенком – от знакомства доктора с маленьким пациентом зависит, как малыш будет относиться к здоровью зубов в будущем.

Поищите отзывы в интернете, поспрашивайте знакомых. Не ставьте квалификацию и профессионализм человека на первое место, игнорируя его человеческие качества. Вам нужно, чтобы врач был именно детским стоматологом – то есть умел общаться с детьми. Бывает, что опытный специалист совершенно недружелюбен и нечуток. Такой человек только усилит страх перед лечением.

Выбирая клинику, оцените оборудование помещений, изучите прайс-лист услуг. Будет плюсом, если клиника располагает детским уголком, где ребенок может расслабиться перед процедурой.

Лечение зубов у детей

Очевидно, что лечение зубов у детей должно проходить не так, как у взрослых. Дело здесь как в клинических нюансах, так и в психологии. В раннем возрасте нужен особый подход, ведь именно на приеме у стоматолога дети часто получают психологические травмы, которые сказываются на их дальнейшей жизни. О том, какие технологии и методики применяются для лечения детей различных возрастов, рассказывает Startsmile.

Содержание статьи

Лечение зубов у детей: вчера и сегодня

Еще каких-нибудь 15—20 лет назад найти для ребенка специализированную клинику или профильного специалиста было довольно непростым делом, особенно в небольших провинциальных городах. Часто лечить детей приходилось в государственных учреждениях, где порой не обеспечивалось даже минимального комфорта, отчего многие дети в дальнейшем страдали стоматофобией. Сегодня ситуация кардинально изменилась: появилось множество частных клиник детской или семейной стоматологии высокого класса, в которых обеспечивается достойный уровень лечения и сервиса. Главной проблемой на сегодняшний день остается достаточно низкая информационная осведомленность пациентов, из-за чего многие дети не получают своевременного лечения и имеют всевозможные осложнения.

К примеру, многие родители всерьез считают, что лечить молочные зубы необязательно, ведь они в любом случае выпадут, поэтому часто в стоматологическом кресле ребенок оказывается уже тогда, когда спасти зуб не представляется возможным. Разумеется, такой подход в корне неверен. Под молочными располагаются зачатки коренных зубов, поэтому ранняя утрата временных зубок или обширные инфекции грозят целым рядом осложнений: от нарушения развития постоянных зубов до серьезных зубочелюстных аномалий. Резюме здесь очевидно: следить за стоматологическим здоровьем и своевременно устранять проблемы нужно с самого раннего возраста. Разумеется, лечение зубов у детей разных возрастных групп имеет свои особенности, поэтому давайте более подробно остановимся на конкретных нюансах.

Особенности лечения молочных зубов

Первые зубы у ребенка появляются, как правило, еще до достижения годовалого возраста, а в три года малыш уже становится счастливым обладателем полного комплекта молочных зубов (всего их 20 штук). Учитывая анатомию и структуру молочных зубов, лечение маленьких детей имеет свои особенности. Эмаль временных зубов тоньше, а соединительная ткань более рыхлая, поэтому они гораздо более восприимчивы к влиянию бактерий и внешней среды. Ниже описаны методы лечения зубов у детей в возрасте от года до пяти лет.

Лечение зубов детей в год

В момент прорезывания зубов (особенно первых резцов) часто припухают десны, может даже повыситься температура, поэтому ребенок испытывает дискомфорт и стресс. В таком случае врач может выписать препараты и гели для смягчения неприятных ощущений. В этот момент также важно выбрать средства гигиены (щетки, напальчники и специальную зубную пасту).

Лечение зубов ребенку в 2 года

В 2 года у ребенка прорезывается большая часть молочных зубов, и именно в этом возрасте часто появляются первые признаки кариеса. На начальных стадиях болезни на зубы наносятся различные препараты, которые останавливают его распространение. Для этой же цели может проводиться их фторирование.

Лечение зубов ребенку в 3 года

В 3 года обычно прорезываются все молочные зубы. В это время у ребенка часто просыпается тяга к сладкой пище и напиткам, поэтому кариозные поражения — не редкость. В этом возрасте проводится щадящее лечение кариеса временных зубов у детей без применения бормашины. Однако, если кариозные поражения у ребенка обширные и множественные, используется седация или общее обезболивание. Часто делается герметизация фиссур (бороздок на жевательных зубах).

Лечение зубов ребенку в 4 года и в 5 лет

По достижении 4—5 лет у детей возрастает риск возникновения пульпита (особенно при отсутствии своевременного лечения). Здесь очень важно сохранить корневую часть пульпы, поэтому стоматологи обычно проводят частичное удаление. Впрочем, в запущенных случаях проводится удаление всего зуба, что крайне нежелательно. Идеальный вариант — когда к пяти годам у ребенка полностью сохранились все молочные зубы.

В возрасте до 5—6 лет ребенку сложно самостоятельно проводить качественную гигиену, а проблемы с зубами в эти годы не всегда сопровождаются сильными болевыми ощущениями. Родителям важно регулярно водить ребенка к врачу (как минимум раз в 4—6 месяцев), а также самостоятельно наблюдать за его гигиеной и правильно составлять рацион питания. Если вы заметите на зубах черные полости или потемнение эмали, немедленно обращайтесь к специалисту.

Лечение постоянных зубов у детей

Лечение постоянных зубов у детей уже напоминает «взрослую» схему, однако и здесь есть свои нюансы. Во-первых, в приоритете остаются манипуляции без использования бормашины, в частности так называемая инфильтрация (обработка зубов специальным полимерным составом), озонотерапия и прочие щадящие методики, которые возможны только на этапе «белого пятна» — в начале развития кариеса. Это работает на первичных стадиях кариеса молочных зубов, однако в случае глубоких и обширных поражений без бормашины уже не обойтись. Как правило, при лечении детских коренных зубов используются композитные или стеклоиономерные пломбы, которые считаются относительно недорогими и безопасными. Многие специалисты рекомендуют проведение герметизации фиссур коренных жевательных зубов, поскольку именно в этом отделе наиболее часто образуется кариес. В частности, лечение шестого зуба у детей может требоваться гораздо реже, если соблюдать необходимые профилактические меры. Самый негативный сценарий — когда приходится проводить удаление зуба. В таком случае изготавливается съемный протез, который ребенку придется носить достаточно длительное время, поскольку имплантацию можно проводить только после наступления 20 лет, когда челюсти уже будут сформированы.

Методики обезболивания Описание
Местная анестезияМестная анестезия разделяется на два подтипа: с введением препаратов посредством инъекции (инфильтрационная анестезия) и без использования иглы и шприца (аппликационная). Обезболивающие при лечении зубов детям до пяти лет почти всегда вводятся вторым способом: это различные гели или аэрозоли, которыми обрабатывается область вмешательства. Если ребенок достиг четырех лет (именно тогда рекомендовано применение ультракаина, артикаина и анестетиков на его основе) и не боится уколов, возможно применение инфильтрационной анестезии.
СедацияСедация — наиболее безопасная и комфортная технология, одна из самых распространенных и востребованных методик обезболивания в детской стоматологии. При помощи маски подается смесь закиси азота и кислорода, что снимает тревожность и расслабляет ребенка. Седация с использованием пропофола — это медикаментозный сон, где препарат вводится внутривенно, применяют его для пациентов старше 15 лет.
Общий наркозНаркоз при лечении зубов у детей применяется реже остальных методик. Под общим наркозом лечат сложные клинические случаи, когда необходимо масштабное и длительное лечение в течение одного сеанса. Кроме того, общий наркоз проводится детям, имеющим психические и неврологические проблемы. Ингаляционный наркоз проходит с использованием смеси севорана и кислорода, также с применением маски, что тоже можно отнести к категории медикаментозного сна. При использовании всех видов общей анестезии применяется инъекция с обезболиванием перед лечением.
Читать еще:  Особенности домашнего лечения

Анестезия при лечении зубов у детей

Обезболивание детям при лечении зубов проводится по тем же технологиям, что и взрослым, но только в меньших дозировках препаратов. Ввиду того, что большинство детей боится уколов, врачи часто применяют альтернативные способы. Сегодня активно используется несколько методик, которые выбираются в зависимости от клинического случая и психологических особенностей ребенка. Каждая из таких методик позволяет проводить лечение зубов детям без боли.

После лечения зуба температура у детей может повыситься на 1—1,5 градуса. Если она не приходит в норму в течение нескольких дней, нужно проконсультироваться с врачом, который может назначить соответствующие препараты. Ни в коем случае не давайте ребенку антибиотики и сильные жаропонижающие без одобрения специалиста.

Как выбрать клинику для лечения детей

Лечение зубов у детей в Москве предлагают целый ряд семейных и детских стоматологий, поэтому качество услуг и сервис в столице в виду конкуренции достаточно высокие. То же самое можно сказать и про многие другие крупные города, где также открываются специализированные стоматологии. Выбор клиники и врача важен не только с клинической точки зрения, но и с точки зрения психологического здоровья ребенка. Лучшая детская клиника — та, которая не похожа на больницу, поэтому именно атмосфера выходит на первый план. Тематический дизайн, оформленная детская зона, игровая форма лечения, присутствие в штате не только профильных стоматологов, но и психологов — опции, наличие которых говорит о том, что клиника имеет отработанную концепцию, а не просто предлагает список услуг. Как бы то ни было, прежде чем вести своего ребенка на прием, нужно собрать максимум информации из доступных источников (сайт клиники, независимые источники в интернете, отзывы пациентов), а также по возможности лично пообщаться с врачом или администратором.

Сколько стоит лечение зубов детям в Москве?

Стоимость лечения детских зубов складывается из нескольких составляющих. Во-первых, оценивается сам клинический случай. В частности, при серьезных разрушениях зуба и кариозных поражениях необходимо более глубокое и комплексное лечение. Многое зависит и от технологии лечения, применяемых материалов, а также от уровня самой клиники (чем выше ее статус — тем выше цены). Ниже представлена таблица, в которой мы указали стоимость различных услуг по лечению молочных и коренных зубов.

Особенности лечения детей с расщелиной губы и неба, осложненной небно-глоточной недостаточностью

А. А. Мамедов
д. м. н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова

О. В. Дудник
к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова

Т. В. Тимощенко
к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова

А. Б. Макленнан
к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова

Л. А. Мазурина
ассистент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова

А. В. Зубков
аспирант кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова

А. И. Калинина
аспирант кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова

Ю. В. Стебелева
аспирант кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова

После проведения первичной уранопластики у детей с расщелиной губы и неба (РГН) очень часто возникают осложнения в виде частичного или полного расхождения тканей небно-глоточного кольца. Эти факторы влияют на развитие дефектов речи, порой неустранимых логопедами. По оценкам, от 20 % до 30 % детей с РГН имеют небно-глоточную недостаточность, что приводит к нарушению функции речи, несмотря на проведенную хирургическую операцию [9, с. 40].

Обтураторы для лечения небно-глоточной недостаточности (НГН) стали применяться еще 30 лет назад в тех случаях, когда оперативное вмешательство было невозможным, или в случаях, когда нельзя было точно предсказать улучшение качества речи после операции. Аппаратное устройство для лечения НГН в какой-то степени может быть альтернативой хирургии [13, с. 41], однако операции по устранению НГН у пациентов, носивших обтураторы, имеют некоторые преимущества. Также известно, что часть пациентов не нуждались в устранении НГН после аппаратурного лечения [3, с. 1639], другие же должны были продолжить хирургическое лечение [11, с. 12-22].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема коррекции и лечения НГН является актуальной на данный момент. По нашему мнению, все варианты хирургического устранения НГН, поддержанные ортодонтическими речевыми аппаратами [2, с. 104], могут оказаться эффективными, так же как и междисциплинарный подход.

Повышение эффективности хирургического лечения у детей с расщелиной губы и неба за счет предварительной ортодонтической коррекции с применением речевых обтураторов.

Материал и методы

На основании проведенного нами исследования представлены результаты клинических наблюдений ортодонтической консервативной помощи 80 детям с РГН различной степени (полная расщелина губы и неба, расщелина неба) от четырех до шестнадцати лет, с последующим изучением и обобщением непосредственных и ближайших результатов лечения.

Клиническое обследование проводилось по общепринятой схеме. Было обследовано 80 детей с врожденной челюстно-лицевой патологией. Из них для консервативного ортодонтического лечения с использованием речевого обтуратора выбрано 40 человек. Контрольную группу (35 чел.) составили дети с РГН после первичной уранопластики, имеющие нарушения речи, в работе с которыми не использовался речевой аппарат. Пациенты распределялись по принятой в клинике клинико-анатомической классификации ВРГН.

Результаты исследования

Проведенные нами исследования показывают, что применение речевых аппаратов позволило совместно с логопедом улучшить качество речи почти сразу после фиксации речевого аппарата в 80 % случаев (32 пациента). Однако в дальнейшем логопедическое обучение проходило под контролем и наблюдением смежных специалистов — ортодонта, врача-эндоскописта и врача лучевой диагностики. Это было необходимо для коррекции речевого аппарата. В 20 % случаев (8 пациентов), а именно пациентам старше 12 лет, требовалась продолжительная логопедическая работа по улучшению качества речи.

Успешное использование речевых аппаратов должно осуществляться с периодической коррекцией и под постоянным наблюдением хирурга, стоматолога-терапевта, ортодонта, логопеда — специалистов, готовых работать вместе с родителями и детьми. Окончательная цель междисциплинарного подхода — освободить пациентов с НГН от их обтураторов или, по крайней мере, обеспечить наименьший объем хирургического вмешательства [12, с. 281].

Фиброфарингоскоп прекрасно помогает определению необходимости коррекции дистального конца обтуратора, если пациент толерантен [7]. Благодаря эндоскопу можно видеть и корригировать речевой аппарат, наблюдать утечку воздуха и небно-глоточное смыкание [5, 6].

Для функционального восстановления нарушений речи рекомендовано к применению небно-глоточное протезирование с использованием речевого аппарата [4, с. 18]. К сожалению, такое протезирование у нас в стране не получило распространения. Это перспективное направление, по-видимому, нам еще предстоит развивать. По нашему мнению, длительное использование речевого аппарата не всегда может привести к восстановлению речи, особенно если пациенты от 12 лет и старше. Однако размер, форма, положение и длительность ношения обтуратора должны определяться по ходу постоянного комплексного обследования пациента с НГН по индивидуальной программе. Экспертная оценка должна быть дана результатам логопедического, эндоскопического, электродиагностического и других видов исследования функции НГК. И все же следует заметить, что обтуратор является инородным телом полости рта — выполнив свою функцию, он должен быть удален, а ткани структур НГК восстановлены в анатомо-функциональном сфинктере оперативным путем.

Очевидно, любая комбинация вышеупомянутых способов возможна, как выбор оптимального лечения. Встает единственный вопрос: нельзя ли использовать более простые способы устранения НГН? Как добиться хороших результатов восстановления речи, укрепить здоровье пациента и обеспечить ему надежность исходов реабилитации?

Нам кажется, что всегда должна быть альтернатива и возможность выбора способов лечения, особенно у пациентов старшего возраста, с тяжелыми, обширными дефектами мягкого неба, с небно-глоточной недостаточностью. Важно правильно и конструктивно осуществить выбор хирургического и восстановительного пособия, предложить его больному комплексно, с учетом современных стандартов помощи и качества их исполнения.

Выводы

Исходя из имеющихся данных, можно сделать выводы о том, что системный подход к проблеме восстановления речи позволяет:

  • дифференцированно выбрать оптимальные способы лечения с использованием новых технологических приемов;
  • решить задачу реабилитации на основе использования данных эндоскопической диагностики, позволяющей определить, какая из структур НГК наименее подвижна и в какой степени она принимает участие в механизме смыкания, являющейся главным компонентом восстановления речи;
  • определить показания к использованию того или иного способа в зависимости от степени участия в механизме смыкания каждой из структур и всего НГК в целом.

Применение хирургических способов должно быть основано на междисциплинарном подходе к методам обследования функции НГК кольца до, во время и после лечения (спектрального анализа речи, электродиагностики мышечных структур НГК и др.), позволяющих с наибольшей точностью выбрать способ устранения НГН с учетом локализации патологического процесса (в НЗ, одной БСГ, обеих БСГ, всех структурах НГК), что в конечном итоге позволяет решить задачу реабилитации и добиться восстановления нормальной речи [1, с. 80]. При невозможности оказания хирургической помощи предлагается способ применения ортодонтических речевых аппаратов, направленных на разработку мышц и структур небно-глоточного кольца, предотвращения утечки воздуха через нос во время спонтанной речи.

Мамедов Адиль Аскерович, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Россия, Москва

Mamedov Ad.A., MD, Head of the Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics, Sechenov University, Russia, Moscow

Дудник Олеся Викторовна, к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Россия, Москва

Dudnik O.V., Candidate of Medical Science, associate professor of Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics, Sechenov University, Russia, Moscow

Тимощенко Татьяна Валерьевна, к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Россия, Москва

Timoschenko T.V., Candidate of Medical Science, associate professor of Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics, Sechenov University, Russia, Moscow

Макленнан Анастасия Бенедиктовна, к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Россия, Москва

Maclennan A.B., Candidate of Medical Science, associate professor of Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics, Sechenov University, Russia, Moscow

Мазурина Лина Адильевна, ассистент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Россия, Москва

Mazurina L.Ad., assistant of Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics, Sechenov University, Russia, Moscow

Зубков Артем Владимирович, аспирант кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Россия, Москва

Zubkov A.V., postgraduate, Sechenov University, Russia, Moscow

Калинина Анна Игоревна, аспирант кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Россия, Москва

Kalinina A.I., postgraduate, Sechenov University, Russia, Moscow

Стебелева Юлия Валерьевна, аспирант кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Россия, Москва

Stebeleva J. V., postgraduate, Sechenov University, Russia, Moscow

Завгородняя Екатерина Алексеевна, студентка ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Россия, Москва

Zavgorodnya E.A., student, Sechenov University, Russia, Moscow

Москва, ул. Трубецкая, 8/2

Тел.: +7 (926) 090-03-62

Features of treatment of children with cleft lip and palate, complicated by рalatine-pharyngeal insufficiency, in the system of interdisciplinary approach

Особенности лечения детей с расщелиной губы и неба, осложненной небно-глоточной недостаточностью в системе междисциплинарного подхода

Аннотация. Целью данного исследования явилось повышение эффективности хирургического лечения у детей с расщелиной губы и неба за счет предварительной ортодонтической коррекции с применением речевых обтураторов. Представлены результаты клинических наблюдений ортодонтической консервативной помощи 80 детям с РГН различной степени (полная расщелина губы и неба, расщелина неба) от четырех до шестнадцати лет с последующим изучением и обобщением непосредственных и ближайших результатов лечения. Применение хирургических способов должно быть основано на междисциплинарном подходе к методам обследования функции НГК кольца до, во время и после лечения, позволяющих с наибольшей точностью выбрать способ устранения НГН с учетом локализации патологического процесса.

Annotation. The aim of this study was to increase the effectiveness of surgical treatment in children with cleft lip and palate, through pre-orthodontic correction using speech obturators. The results of clinical observations of orthodontic conservative care for 80 children with different degrees of RGN (full cleft lip and palate, cleft palate) from four to sixteen years, followed by the study and generalization of immediate and immediate results of treatment. The use of surgical methods should be based on an interdisciplinary approach to the methods of examination of the ring COG function before, during and after treatment, allowing to choose the most accurate way to eliminate the COG, taking into account the localization of the pathological process.

Ключевые слова: расщелина губы и неба; речевые обтураторы; междисциплинарный подход; ортодонтическая коррекция.

Key word: cleft lip and palate; speech obturators; interdisciplinary approach; orthodontic correction.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector