1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности лечебной гимнастики

Особенности применения лечебной гимнастики

После назначения курса упражнений врач показывает больному, как их правильно выполнять, а также подробно объясняет их содержание. Немаловажным условием эффективности терапии является создание максимально спокойной и благоприятной обстановки, отсутствие посторонних раздражителей.

Перед началом занятий необходимо расслабить мышцы и научиться правильно дышать.

При занятиях лечебной гимнастикой недопустимо усугубление болевых ощущений. Это связано с тем, что боль приводит к спазму и невозможности правильно выполнять упражнения, а также вызывает психоэмоциональный дискомфорт, который сводит к минимуму терапевтический эффект. Все занятия выполняются строго по схеме, расписанной лечащим врачом. Обычно на каждом этапе терапии (вводный, основной, завершающий) составляется определенный график выполнения упражнений.

Область применения ЛФК

Лечебная физкультура, наряду с мануальной терапией, может выступать как самостоятельный метод лечения широкого спектра заболеваний, так и применяться в комплексе с другими терапевтическими средствами. Весьма эффективна ЛФК при лечении таких заболеваний, как паралич, искривления позвоночника, парезы. Физические упражнения незаменимы во время восстановительного периода после переломов и других травм.

Помимо травматологии, хирургии и ортопедии, можно выделить такие ключевые направления использования лечебной физкультуры, как акушерство и педиатрия, клиника внутренних заболеваний, гинекология, психиатрия, офтальмология, неврология, нейрохирургия, фтизиатрия и онкология.

Средства, формы и методики ЛФК

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах…

Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава — это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор — средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

Схема построения урока по ЛФК.

Урок ЛФК отличается от общеобразовательного урока физкультуры тем, что он несет коррекционную направленность. Содержание его обуславливается задачами программного материала по ЛФК для детей со зрительной патологией. Урок ЛФК состоит из трех частей: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть занимает 1/6 — 1/8, основная — 3/4 и заключительная -1/8 часть общего времени урока.

Вводная часть представляет собой постепенную подготовку организма к предстоящей физиологической нагрузке.

При этом предусматриваются следующие задачи:

  • 1) организация группы, концентрация внимания;
  • 2) воспитание сознательного отношения к принятию правильного положения тела;
  • 3) создание эмоционального настроя на занятие;
  • 4) умеренное воздействие на сердечнососудистую и дыхательную системы; умеренная стимуляция обмена веществ;
  • 5) прямое или косвенное воздействие на те недостатки, которые преобладают у ученика;
  • 6) оптимальный выбор исходного положения для основной части урока. Можно использовать методы разностороннего влияния на организм. Ходьба простая и усложненная (с остановками, изменением направления), упражнения, способствующие повышению обменных процессов (бег с изменением темпа); общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами; танцевальные упражнения; простейшие упражнения в равновесии и координации движений; сочетание упражнений на дыхание и расслабление; упражнения на формирование правильной осанки; на формирование пространственных представлений.

Цель основной части — изменение величины физиологической нагрузки на организм. В этой части урока решаются следующие основные задачи:

  • 1) освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой;
  • 2) ликвидация недостатков физического развития с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. В положении лежа, сидя или стоя выполнять упражнения: для мышц живота и спины, улучшающие дыхательную функцию; в лазании и перелезании; в равновесии; тактильная работа у гимнастической стенки; для профилактики плоскостопия; на расслабление; для укрепления мышц глаз; для нормализации подвижности позвоночника (само-вытяжение и смешанные висы); для развития мелкой моторики руки. Используются адаптированные подвижные игры и сюжетно-ролевые игры с корригирующей направленностью.

В заключительной части предусматривается снижение физиологической нагрузки, нормализация деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, введение облегченного исходного положения. Снятие утомления, закрепление сформированных в основной части урока навыков, переход к дальнейшему включению учащихся в режим дня. Эти задания выполняются путем упражнений на внимание, для глаз, на расслабление, дыхательных, ритмических и танцевальных, ходьбой в медленном темпе, играми малой.

Урок должен быть эмоционально насыщен. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Необходимо менять тембр звука: громко, тихо, мягко, строго, учитывая психическое состояние учащихся, их быструю утомляемость.

Особенности массажа и лечебной гимнастики.

При плоскостопии и плоско-вальгусной установке стоп массаж проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребенка. Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног), области ягодиц, ноги массируются по специальной методике.

Итак, ребенок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик.

Массаж спины: поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям к подмышкам. Растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание.

Пояснично-крестцовая область: поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны.

Ягодичная область: поглаживание в круговом или х-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание, тонизирующие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), снова поглаживание.

Задняя поверхность ноги: общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, легкие ударные приемы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание.

Массаж голени (задней поверхности) более дифференцированный, т. к. состояние мышц при плоско-вальгусной установке стопы различно. После общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу. По наружной ее части (латеральной головке) выполняется легкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание. Широко применяются расслабляющие приемы: поглаживание, потряхивание, растяжение. На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приемы: энергичное растирание тыльной поверхности согнутых пальцев, интенсивное разминание, легкие ударные приемы (поколачивание пальцами, рубление).

При массаже стопы ей придают положение легкой супинации (поворота подошвой внутрь). Подошву поглаживают и интенсивно растирают. Внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват. После того, как проведен массаж задней поверхности одной ноги, переходят к массажу другой.

Следующее исходное положение: ребенок лежит на спине, под коленями у него валик. Проводится общее поглаживание ноги.

Передняя поверхность бедра: поглаживание, растирание, мягкое разминание, потряхивание, снова поглаживание от колена вверх и кнаружи.

Передняя поверхность голени: поглаживание от стопы до колена, растирание, разминание, снова поглаживание.

Область голеностопного сустава: поглаживание и растирание вокруг лодыжек, и более интенсивно – вокруг внутренней лодыжки.

Массаж тыльной поверхности стопы проводится одной рукой, другая удерживает стопу в положении легкой супинации. Здесь используются приемы поглаживания, граблеобразного растирания (растирание расставленными пальцами по межкостным промежуткам). Можно дополнительно промассировать внутренний край стопы, особенно область I пальца. Затем массируется передняя поверхность другой ноги.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени: укрепляет ослабленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая тонус и кровоснабжение мышц, связок и костей стопы, массаж способствует улучшению их питания и, следовательно, нормальному развитию и росту нижних конечностей.

Эффективность массажа возрастает, если на его фоне проводить корригирующие упражнения. Для начала движения в стопах выполняться с помощью массажиста.

— Супинация стопы (поворот стопы подошвой внутрь).

— Тыльное сгибание стопы.

— Подошвенное сгибание стопы.

— Удержание подошвами игрушки.

— Супинация обеих стоп, захват и удержание подошвами небольшой округлой игрушки (кегли, мячика и т. п.).

Лечебная гимнастика

Лечебная гимнастика проводится несколько раз в день, босиком или в тонких носочках, по 2 – 3 упражнения. Особое внимание следует уделять навыку правильной установки стоп при стоянии и ходьбе. Ребенок, начиная ходить, широко расставляет ноги, увеличивая таким образом площадь опоры. Это нормально, но к 2 – 3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга.

С целью лечения плоско-вальгусной установки стоп и воспитания правильного навыка ходьбы применяются:

— Ходьба но «узкой дорожке». В качестве «узкой дорожки» можно использовать любую неширокую (10 – 15 см) доску, полосу на ковре, можно нарисовать ее мелом и т. д. Предложите ребенку пройти по такой дорожке, не выходя за ее пределы.

— Ходьба на наружных краях стоп («Мишка косолапый»).

— Ходьба по двускатной ребристой доске.

— Ходьба по различным рельефным поверхностям очень полезна для профилактики и лечения плоскостопия. С этой целью можно использовать рифленые коврики, насыпать песок в полотняный мешок или в большую коробку.

— Захват мелких предметов пальцами ног развивает мелкие мышцы стопы, увеличивает подвижность и ловкость пальцев. Это упражнение можно делать сидя или стоя. Предложите ребенку «поймать» мелкий предмет (карандаш, палочку) и удержать его некоторое время.

— Собирание платочка пальцами ног напоминает предыдущее упражнение, только в этом случае ребенок захватывает и собирает ткань.

— Сидение в позе по-турецки прекрасно корригирует неправильное положение стоп. Постарайтесь, чтобы эта поза стала у вашего ребенка любимой.

— Вставание из позы по-турецки. Помогайте ребенку вставать, поддерживая его за руки. При стоянии стопы должны быть крест-на-крест, меняйте их поочередно, так, чтобы впереди была то правая, то левая стопа. Иногда требуется удерживать стопы.

— Приседание на полную стопу. При выполнении этого упражнения следите, чтобы стопы плотно стояли на полу всей своей поверхностью и были расположены параллельно. Можно помогать ребенку, поддерживая его под мышки или за руки.

— Вставание на носки. Это упражнение можно объединить с предыдущим в игру «стань большим» — ребенок встает на носочки и тянется вверх руками, «стань маленьким» — ребенок приседает на полную стопу.

Очень полезны для профилактики и лечения дефектов стоп лазание по шведской стенке или ходьба по лесенке, лежащей на полу. Для детей с плоско-вальгусной установкой стоп очень полезно плавание и упражнение в воде: эти процедуры улучшают общее состояние ребенка, т. к. несут эффект закаливания, улучшения обмена веществ, укрепления опорно-двигательного аппарата. Упражнения в ходьбе по дну ванны по рифленому коврику, подпрыгивание на нем стимулируют чувствительные детские стопы. Вода снимает излишнюю нагрузку на ноги, делая упражнения более легкими и приятными для ребенка.

Ортопедическое лечение может проводиться только по рекомендации врача-ортопеда. Самостоятельно заказывать индивидуальные ортопедические стельки, а тем более покупать нельзя. Ортопедическая обувь и стельки не лечат, а только предупреждают дальнейшую деформацию стоп. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы. Поэтому необходимо в любом случае проводить массаж и лечебную гимнастику.

Читать еще:  Особенности лечения подошвенного апоневроза

Обувь для ребенка с плоско-вальгусными стопами подбирается особенно тщательно. Она должна быть устойчивой, иметь высокий жесткий задник, удерживающий пятку в правильном положении. Лучше носить ботиночки, фиксирующие голеностопный сустав. Обувь должна точно соответствовать размеру стопы стоящего ребенка и быть на 0,5 – 1 см длиннее его самого длинного пальца. Маленький каблучок — обязательная деталь хорошей обуви, он должен быть широким и устойчивым.

Детям с деформацией стоп нельзя носить валенки, резиновые сапоги, мягкие тапки, сандалии без задника. Ни в коем случае нельзя донашивать чужую обувь, какой бы хорошей она ни казалась. Плохо подобранная обувь является наибольшим злом для нежных ножек ребенка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10291 — | 7617 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

2. Понятие лечебной физической культуры. Особенности метода лфк, принципы, средства и формы лфк

Лечебная физическая культура (ЛФК) – метод, использующий средства физической культуры, прежде всего физические упражнения, с целью лечения и реабилитации больных, восстановления здоровья и профилактики заболеваний.

Применять физические упражнения с лечебной целью в России стали в XVI–XVII вв., часто в комплексе с простейшими физиотерапевтическими процедурами. В разработке теоретических и практических аспектов ЛФК значительную роль сыграли такие известные ученые и клиницисты, как С.Г. Забелин, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов, П.Ф. Лесгафт и др. На развитие современной лечебной физкультуры наибольшее влияние оказали З.П. Соловьев, Н.А. Семашко, В.Н. Мошков, В.В. Гориневский, И.М. Саркизов-Серазини, В.К. Добровольский, В.А. Епифанов и многие другие. Благодаря их усилиям лечебная физкультура в странах СНГ сформировалась в самостоятельную дисциплину и стала неотъемлемой частью комплексного лечения и реабилитации больных. Ее сегодня широко применяют не только во всех лечебно-профилактических учреждениях, санаториях и профилакториях, но и на дому.

Особенности метода ЛФК.

Наиболее характерной особенностью метода ЛФК является использование физических упражнений, требующее активного участия больного в лечебно-восстановительном процессе. Сознательное и активное участие больных в выполнении упражнений способствует мобилизации резервных возможностей организма, совершенствованию условнорефлекторной деятельности.

Биологической основой ЛФК является движение – важнейший естественно-биологический стимулятор организма, который стал первейшей потребностью современного человека. Движение, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствует повышению общей работоспособности и устойчивости организма. Поэтому ЛФК считают наиболее адекватным и физиологичным лечебным методом.

ЛФК – метод неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения являются неспецифическими раздражителями, вызывающими системную приспособительную реакцию организма. В ее формировании активное участие принимают все звенья нервной системы и эндокринные органы. Целенаправленный выбор физических упражнений позволяет изменять как общую реакцию больного, так и местные ее проявления.

ЛФК следует рассматривать как метод функциональной терапии. Регулярное и дозированное применение физических упражнений стимулирует, тренирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм к возрастающим нагрузкам, приводит к функциональной адаптации больного.

ЛФК – метод восстановительной терапии. В процессе применения обоснованной, соответствующей медицинским показаниям физической дозированной тренировки происходят последовательно двигательная реактивация, затем рекомпенсация и реадаптация, благодаря чему и достигается восстановительный эффект.

ЛФК принято считать и методом поддерживающей терапии, что определяет использование ее на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также в пожилом возрасте. Физические упражнения способны при наличии стойкого патологического фона поддерживать и развивать компенсаторные и приспособительные процессы в организме. Дозированная физическая активность повышает защитные силы организма, вызывает развитие охранительных реакций. Это чрезвычайно важно при таких заболеваниях, как инфаркт миокарда, пневмосклероз, пороки сердца, эмфизема, инсульт со стойкими двигательными нарушениями и др. При поддерживающей терапии ЛФК используется преимущественно в домашних условиях и не в виде курса, а на протяжении всей жизни и применяется самостоятельно.

Физическая культура является также частью профилактического направления отечественной медицины. Дозированная тренировка стимулирует нервную систему, укрепляет и совершенствует функции респираторно-кардиальной системы, активизирует обменные процессы, способствует развитию повышенной работоспособности, повышает устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам, что весьма важно для профилактики как заболеваний, так и их обострений.

Безусловно, восстановительный, поддерживающий и профилактический эффекты физических упражнений тесно переплетаются, их невозможно разграничить. Это еще раз подчеркивает такие особенности ЛФК, как универсальность и многоплановость действия.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки больных физическими упражнениями. Тренировка в ЛФК пронизывает весь ход лечебно-профилактического применения физических упражнений. Систематическую и дозированную тренировку больного рассматривают как средство общего оздоровления организма, улучшения функций органов, нарушенных патологическим процессом, развития и закрепления двигательных навыков и волевых качеств. В ЛФК различают общую и специальную тренировку. Общая тренировка – общеукрепляющее и оздоровительное воздействие физических упражнений на весь организм. Специальная тренировка призвана развивать функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой.

Важными особенностями ЛФК являются также: отсутствие отрицательных эффектов и побочного действия при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий; возможность длительного применения дозированных физических упражнений как в лечебно-оздоровительных учреждениях, так и на дому.

Дозированная физическая тренировка приводит к наилучшим терапевтическим результатам при соблюдении некоторых общих принципов.

1. Системность воздействия, основанная на определенном подборе физических упражнений и последовательности их применения (выбор исходных положений, чередование и вид упражнений, методика их применения, дозировка и др.).

2. Индивидуализация физических упражнений в зависимости от стадии и особенностей заболевания, возраста, пола и состояния больного.

3. Регулярность воздействия, т. к. только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие и совершенствование функциональных возможностей организма.

4. Длительность применения физических упражнений, ибо восстановление нарушенных функций организма возможно лишь при их длительном и систематическом использовании.

5. Нарастание физической нагрузки в течение как отдельной процедуры, так и лечебного курса; увеличение дозировки упражнений должно быть постепенным.

6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений; обычно рекомендуется каждый раз 10–15% упражнений обновлять.

7. Умеренность воздействия физических упражнений, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная физическая нагрузка более полезна и эффективна, чем усиленная и концентрированная.

8. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки – физические упражнения чередуют с отдыхом в зависимости от состояния больного.

9. Использование физических упражнений в комплексе с другими лечебными воздействиями (массаж, музыкотерапия, климатотерапия, водные процедуры, физикотерапия и др.).

Основным средством ЛФК являются физические упражнения. Они делятся на три основных вида: гимнастические упражнения, упражнения спортивно-прикладного типа, игры.

1. Гимнастические упражнения представляют собой наиболее обширную группу и оказывают действие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы. Они подразделяются на основе четырех признаков: анатомического, активности выполнения, видового признака, использования предметов и снарядов.

По анатомическому признаку гимнастические упражнения делятся на упражнения для: а) мелких мышечных групп (кисть, предплечье, лицо); б) средних мышечных групп (шея, руки, голени, таз); в) крупных мышечных групп (ноги, корпус).

Такое деление вызвано тем, что величина физической нагрузки зависит от количества мышечной массы.

По признаку активности выполнения упражнения делятся на активные и пассивные. В ЛФК предпочтение отдается активным упражнениям, которые, в свою очередь, подразделяются на облегченные (в воде, на скользящей поверхности), свободные (без силового компонента), с усилением (волевым, отягощением, сопротивлением и др.), на расслабление и растяжение мышц. Пассивные упражнения делятся на выполняемые медперсоналом и пассивное расслабление мышц. К пассивным упражнениям относится и массаж.

По видовому признаку (характеру) упражнения делятся на: а) дыхательные; б) порядковые; в) подготовительные или вводные; г) корригирующие; д) на координацию движения; е) упражнения в метании и ловле; ж) на равновесие; з) в сопротивлении; и) висы и упоры; к) подскоки и прыжки; л) ритмопластические движения.

По признаку использования предметов и снарядов упражнения делятся: а) без предметов и снарядов; б) с предметами и снарядами (палки, гантели, булавы, мячи надувные и набивные, эспандеры и др.); в) на снарядах (гимнастическая стенка, скамья, бревно и др.). Сюда же относятся упражнения на механотерапевтических аппаратах и тренажерах, которые особенно активно используются с оздоровительными и реабилитационными целями.

2. Спортивно-прикладные упражнения включают: а) ходьбу; б) бег; в) плавание; г) лазание и ползание; д) катание на лыжах, коньках, в лодке, на велосипеде и др.; е) стрельбу из лука, метание гранаты; ж) упражнения трудовые в рамках трудотерапии.

3. Игры в ЛФК подразделяются в порядке возрастания нагрузки на четыре группы: 1) на месте; 2) малоподвижные; 3) подвижные; 4) спортивные и их элементы (крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис, баскетбол и др.).

Хорошим дополнением средств ЛФК являются естественные факторы природы, в той или иной форме присутствующие при выполнении физических упражнений. К числу таких факторов следует отнести солнце, воздух и воду. Наиболее полно их действие на организм вместе с ЛФК реализуется на курортах, в санаториях, профилакториях и домах отдыха. Здесь движение, солнце, воздух и вода выступают как мощный лечебно-оздоровительный комплекс.

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая зарядка (гигиеническая гимнастика); лечебная гимнастика; физические упражнения в воде; прогулки; ближний туризм, оздоровительный бег, спортивные упражнения и игровые занятия.

Основные противопоказания к ЛФК: тяжелое состояние больного, не позволяющее установить контакт с ним; нарушение психики с выраженным возбуждением; острый период заболевания и его прогрессирующее течение; нарастание сердечно-сосудистой недостаточности; тяжелые нарушения ритма сердца (тахикардия свыше 100 уд/мин, брадикардия менее 50 уд/мин, частые приступы экстрасистолии, атриовентрикулярная блокада II–III ст. и др.); частые гипо- или гипертонические кризы; сильный болевой синдром; кровотечение или его угроза; резкое увеличение СОЭ и выраженный лейкоцитоз; высокая температура тела; артериальное давление выше 220/120 мм рт. ст. или ниже 90/50 мм рт. ст.; злокачественные новообразования (до радикального лечения); необратимые прогрессирующие заболевания.

При использовании ЛФК нужно учитывать также ограничивающие факторы (отклонения в физическом и психическом развитии, сопутствующие заболевания, осложнения) и факторы риска (остеопороз, неокрепшая костная мозоль и др.).

Занятия по лечебной физкультуре могут проводиться в палатах, квартире, специально оборудованных залах и кабинетах, а также на свежем воздухе. При занятиях ЛФК в помещении должна быть достаточная освещенность, хорошая вентиляция, температура воздуха 18–20 °С. При проведении занятий на воздухе оборудуются площадки для игр, дорожки для дозированной ходьбы и бега с наличием скамеек для отдыха. Хорошо также иметь трассы для терренкура.

Важным условием эффективного действия физических упражнений является выполнение занимающимся указаний врача ЛФК или инструктора-методиста как при занятиях под их наблюдением, так и при самостоятельных занятиях. Одежда у занимающихся ЛФК должна быть свободной, не стеснять движений, обладать хорошей воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, соответствовать сезону и метеусловиям (при занятиях на открытом воздухе). Обувь также должна быть легкой и удобной, хорошо амортизирующей.

Обязательным условием рационального использования средств и методов физической культуры для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, творческого долголетия является медицинский контроль. Его основными задачами считаются организация и проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий с целью оценки состояния здоровья и функциональных возможностей лиц, занимающихся ЛФК, а также определение оптимального режима их занятий с учетом возраста, пола, конституции, характера заболевания и исходного уровня физической подготовки.

Детская Лечебная Физическая Культура

Адекватная физическая активность — неотъемлемое условие, необходимое для правильного развития организма. ЛФК может использоваться как для коррекции уже проявившихся отклонений, так и для их профилактики.

При многих заболеваниях комплекс, подобранный с учетом особенностей конкретного организма, при регулярном выполнении оказывает лечебный эффект, не уступающий результатам медикаментозного воздействия. А при проблемах с опорно-двигательным аппаратом порой является единственным средством, способным привести к полному восстановлению.

Плюсы от занятий ЛФК

Выполнение комплекса ЛФК, составленного грамотным специалистом, позволяет:

  • сформировать осанку;
  • развить мышечный корсет спины;
  • обеспечить нормальное развитие суставов и костей;
  • устранить асимметрию тела, вызванную сколиозом;
  • скорректировать плоскостопие;
  • нормализовать работу эндокринной и иммунной систем организма, повысить выносливость.
Читать еще:  Особенности болевого симптома

Благодаря адекватной физической нагрузке улучшается кровоток, нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшается координация и равновесие. Помимо укрепления организма, занятия позволяют ребенку освоить навыки правильного дыхания, научиться контролировать различные мышцы.

Врачи отмечают, что ребенок, регулярно занимающийся физической культурой, имеет более стабильное психоэмоциональное состояние, легче адаптируется в школе, менее подвержен проявлениям аллергии и вирусным респираторным заболеваниям. Благодаря укреплению мышц и связок уменьшается риск получения растяжений и аналогичных травм при падениях. Активизация кровотока вследствие физической нагрузки улучшает питание тканей и предотвращает развитие дегенеративных заболеваний.

Особенности детской ЛФК

При проведении занятий с детьми следует принять во внимание ряд факторов:

  • возраст;
  • уровень развития мелкой моторики;
  • психическое состояние;
  • общее физическое состояние.

Продолжительность выполнения комплекса детского ЛФК должна варьироваться в пределах от 20 до 50 минут в зависимости от состояния ребенка. Занятия рекомендуется проводить со специалистом, поскольку родителям может быть трудно правильно дозировать физическую нагрузку.

Врачи отмечают, что в возрасте от 12 до 17 месяцев и в период от 5 до 6 лет занятия ЛФК в профилактических целях наиболее важны. Они помогут предотвратить отклонения в развитии скелета и суставов и выработать правильную осанку.

Начинать занятия с ребенком можно уже в месяц. В этом возрасте основные цели, которые преследует ЛФК, рекомендуемая здоровым детям, сводятся к нормализации режима сна и бодрствования, работы ЖКТ, развитию рефлексов. Обязательно выполнение лечебных комплексов для младенцев, имеющих такие патологии, как:

  • кривошея;
  • плоскостопие или косолапость;
  • ДЦП.

Без соответствующей возрасту физической нагрузки невозможно формирование здорового организма. Необходимо начать уделять внимание развитию ребенка с самого детства, не дожидаясь проявления отклонений.

Противопоказания

Абсолютными противопоказаниями к назначению ЛФК считаются следующие состояния:

  • острые заболевания;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • нарушения сердечного ритма;
  • кровотечения;
  • злокачественные образования.

Если ребенок заболел, у него наблюдается жар и общее недомогание, занятия следует отложить до момента выздоровления.

Разновидности упражнений

Упражнение, применяемые в ЛФК, делятся на 2 типа:

  • предназначенные для укрепления организма в целом и повышения выносливости;
  • нацеленные на проработку определенной зоны, например, формирование мышечного корсета спины при сколиозе.

При другой классификации выделяют динамические, в зависимости от возраста ребенка, представляющие собой активные или пассивные движения, а также статические упражнения, сводящиеся к принятию определенной позы и удержанию ее в течение установленного времени.

В дополнение различают следующие виды движений:

  • дыхательные;
  • рефлекторные;
  • координационные;
  • растягивающие;
  • расслабляющие;
  • коррегирующие.

Многие специалисты относят к ЛФК не только комплекс, направленный на коррекцию какого-либо недостатка, но и обычные активные игры или занятия спортом. Так, бег на коньках и лыжах помогает развивать мышцы голени и стопы и предотвращает формирование плоскостопия.

Правила при занятиях ЛФК

Желаемый лечебный эффект от ЛФК может быть достигнут только при условии соблюдения ряда правил:

  • постепенное повышение нагрузки, позволяющее исключить переутомление;
  • отсутствие боли при движениях;
  • проведение занятий в проветренном помещении при температуре не выше 22 ºС;
  • занятия должны быть регулярными и последовательными, выполнение упражнений от случая к случаю не даст результата;
  • разминка и заминка должны являться неотъемлемыми частями занятия;
  • приступать к выполнению комплекса можно спустя минимум 45 минут после еды.

Перед тем как приступать к детскому массажу и занятиям ЛФК с ребенком, необходимо посетить с ним врача, способного грамотно оценить его состояние и порекомендовать наиболее подходящий для коррекции комплекс. Различные типы искривлений позвоночника требуют разных терапевтических подходов и упражнений, направленных на разные группы мышц.

Важно наблюдать за действием, которое оказывает на ребенка выполнение предложенной программы, если занятия приводят к переутомлению или вызывают дискомфорт, необходимо пересмотреть программу тренировок.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки у детей

Основная задача упражнений, назначаемых при сколиозе, – укрепление мышц спины. Программа для занятий должна быть подобрана врачом, специализирующимся в этой области. Приведенный далее комплекс носит рекомендательный и ознакомительный характер:

  • установка правильного положения тела;
  • ходьба с сохранением осанки — 1 мин;
  • ходьба полной стопой с поднятыми руками, на носках с разведенными в стороны руками, на пятках с опущенными руками — по 40 сек. каждой разновидности упражнения;
  • поочередно поднимать выпрямленные руки над головой — до 12 раз;
  • попеременные наклоны корпуса в стороны — 10 повторов;
  • стоя, прижавшись пятками, ягодицами и лопатками к стене, подтягивание к животу согнутой ноги — по 5 раз для каждой;
  • из исходного положения, описанного в предыдущем пункте, выполнять подъем выпрямленной ноги до параллели с полом — по 5 раз;
  • приседания с вытягиванием рук вперед, в исходном положении руки на поясе, пятки вместе, носки смотрят в стороны — до 15 раз;
  • подъем вверх гимнастической палки с одновременным отведением выпрямленной ноги назад — до 6 повторов;
  • подъем палки с пола вверх на вытянутых руках с последующим опусканием — до 10 раз;
  • лечь на спину и вытянуть руки за голову, напрягая мышцы спины, медленно сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах — до 8 повторов;
  • по очереди поднимать выпрямленные ноги — до 6 раз;
  • прогибать спину, опираясь на пол пятками и локтями — 4 подхода;
  • лежа на животе поднять ноги и грудную клетку, задержаться в этом положении на несколько секунд — до 8 раз;
  • стоя на четвереньках, попеременно прогибать и округлять спину — до 12 раз;
  • поднимать большой мяч, удерживая его на вытянутых руках — до 10 повторений;
  • выполнять упражнение «Ласточка» — до 5 повторов;
  • ходить, высоко поднимая колени — до 3 минут, затем обычная ходьба с плавным замедлением темпа.

При выполнении упражнений обязательно нужно сохранять правильную осанку. Занятия ЛФК при детском сколиозе не только способны предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания, но и могут полностью устранить его проявления.

Упражнения при плоскостопии

Цель комплекса ЛФК при плоскостопии — развитие мышц и связочного аппарата голени и стопы. Основной упор в данном случае делается на ходьбу. Рекомендована следующая последовательность упражнений:

  • разминка;
  • ходьба на носках;
  • ходьба на наружном крае стопы;
  • ходьба с поджатыми пальцами;
  • удержание мелких предметов с помощью пальцев стопы;
  • ходьба по гимнастическому бревну.

Особенности упражнений для детей разных возрастных категорий

Если речь идет о младенцах, начинать и завершать занятия рекомендовано поглаживаниями, желательно не забывать про них и между подходами. При работе с маленькими детьми должны активно использоваться рефлекторные упражнения. К ним относятся такие приемы, как:

  • действия, вызывающие ответное движение пальцев ребенка: нажатие на подошву у основания пальцев и поглаживание наружной стороны стопы по направлению к пятке;
  • действия, приводящие к выпрямлению позвоночника: проведение пальцами вдоль столба по направлению к голове позвоночника;
  • стимуляция ползания.

Для тех, кто старше 3 месяцев, в комплекс добавляют пассивные движения, а именно:

  • сгибание и разгибание рук и ног;
  • скрещивание и разведение рук;
  • перевороты на живот и обратно;
  • поощрение ребенка тянуться за игрушкой.

Важно: все комплексы упражнений должны выполняться только после консультации с педиатром, неврологом и ортопедом. Несмотря на кажущуюся легкость и незначительность, неграмотное воздействие может навредить ребенку.

Активные упражнения включаются, когда ребенок начинает учиться стоять и ходить. До 1,5 лет рекомендованы индивидуальные занятия. Для детей старшее желательны групповые программы.

Занятия с детьми школьного возраста и старше должны включать в себя дыхательные и расслабляющие упражнения. Обязательно наличие игровых моментов, повышающих заинтересованность.

Количество упражнений и число повторов каждого из них во многом зависит от возраста ребенка. Так, составляя программу занятий, важно помнить, что дети младшего возраста, несмотря на свою высокую активность, быстро утомляются, поэтому не смогут выполнять зарядку длительное время. Для школьников младших классов рекомендованы занятия максимальной продолжительности, а подросткам следует подбирать более сложные, но и более короткие комплексы.

Комплекс лечебной физкультуры — упражнения, польза при заболеваниях позвоночника и суставов

От профессиональных занятий физкультурой лечебная гимнастика отличается тем, что ее упражнения не настолько интенсивны и направлены на реабилитацию больного. Она помогает развить выносливость, повысить силу, закалить организм. Это важно для выздоровления и ведения правильного образа жизни в будущем. Преимуществом лечебной физкультуры, или ЛФК, является отсутствие побочных эффектов. Оздоровительная гимнастика, наоборот, восстанавливает пострадавший орган.

Что такое лечебная гимнастика

Это физическая нагрузка, состоящая из комплекса упражнений, направленных на восстановление состояния здоровья взрослого или ребенка с неврологическими, кардиологическими, ревматологическими, травматологическими и другими проблемами. Лечебная физкультура необходима для избавления от болей, увеличения двигательной активности и улучшения координаций движений. Помимо реабилитации, используется в медицине для восстановления эмоционального и психического состояния, а также в качестве профилактики многих заболеваний.

Особенности

Основным отличием гимнастики является статичность упражнений. Они выполняются медленно, чтобы под напряжением достичь нужного оздоровительного эффекта. Упражнения имеют точечный характер, т.е. направлены на восстановление жизнедеятельности определенного органа. При серьезном заболевании гимнастика проводится под контролем инструктора ЛФК в специальном кабинете. Для некоторых упражнений может использоваться спортивный инвентарь: доски для вытяжения, кушетки, скамейки для пресса, фитбол.

Что является основным терапевтическим методом ЛФК

Главными методами ЛФК выступают специально подобранные физические упражнения, с помощью которых лечат определенное заболевание. По сути, это основная задача оздоровительной программы. Наименование конкретной методики ЛФК включает патологическое состояние или заболевание, при котором она показана. Артроз тазобедренного сустава, например, рекомендуют лечить утренней гимнастикой.

Показания

Средства и формы ЛФК

Под средством ЛФК понимают действующие лечебные факторы, которые используются для реабилитации больного. В этот список входят:

  • ходьба;
  • гимнастика в воде;
  • плавание;
  • занятия на тренажерах;
  • восхождения;
  • щадящая акробатика.

Форма лечебной физкультуры – это тип организации тренировок, в рамках которой осуществляются методы и применяются средства ЛФК. Они используются не по одному, а в комплексе для достижения большего эффекта. Основными формами лечебной физкультуры выступают:

  • гидрокинезитерапия;
  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • спортивно-прикладные упражнения;
  • ближний туризм;
  • подвижные и спортивные игры;
  • производственная гимнастика;
  • прогулки;
  • оздоровительный бег;
  • трудотерапия;
  • обучение бытовым навыкам и ходьбе;
  • терренкур;

Виды лечебной гимнастики

Упражнения гимнастики разделяются на виды по разным критериям. По методу проведения они могут быть индивидуальными или групповыми, а по степени активности – пассивными и активными. В первом случае, при выполнении больной практически не испытывает напряжения, а сами движения выполняются инструктором. Активные движения могут делаться самим пациентом. По другим критериям выделяются следующие виды гимнастики:

  1. Статические и динамические. Первые заключаются в удерживании положения в течение определенного количества времени. Динамические – предполагают выполнение ряда движений.
  2. На растяжку и расслабление. Они помогают снять утомление с мышц.
  3. Дыхательные. Показаны при заболеваниях в органах дыхания. Такие упражнения благотворно влияют на все ткани и системы. Одной из известных систем дыхательной гимнастики является комплекс, разработанный певицей А.Н. Стрельниковой.
  4. Корригирующие – их задачей является коррекция нарушений осанки и оздоровление позвоночника.

Комплексы ЛФК при различных заболеваниях

Определенная система упражнений зависит от того, какое заболевание у пациента и что требуется восстановить. Гимнастика должна задействовать тот орган, который является причиной патологического состояния и неприятных ощущений. Лечение часто проводят с включением разных форм и средств лечебной физкультуры. Например, при остеохондрозе поясничного, грудного или шейного отдела позвоночника показана утренняя и производственная гимнастика.

При остеохондрозе позвоночника

Упор при лечении остеохондроза позвоночника делают на укрепление всего мышечного корсета спины. В этом помогут всего несколько простых, но эффективных упражнений из гимнастики доктора Бубновского:

  1. Лежа спиной кверху, ладони положить сбоку на бедра. Далее верхнюю часть тела приподнять и стараться удерживать несколько секунд. Сделать пять раз.
  2. Повторить предыдущее движение, но уже с руками на затылке, а затем с разведенными в стороны (по 5 р.).
  3. Далее в том же положении стараться поднимать ноги как можно выше, зафиксировав при этом в верхней точке (8 р.).
  4. Выполнить предыдущий пункт, но наверху ступни развести, а затем свести обратно.

При грыже позвоночника

Даже в острый период при грыже межпозвоночных дисков можно выполнять несколько несложных движений. Комплекс поможет уменьшить интенсивность болей и улучшить состояние. Сами движения не вызывают никаких неприятных ощущений. Если они возникли, то стоит обратиться за консультацией к врачу, а до этого времени прекратить занятия. При хорошем самочувствии можно выполнять следующие нагрузки:

  1. Лечь на спину, ноги выпрямить. Далее одновременно прижать подбородок к груди, а носки потянуть на себя (до 10 повторений).
  2. Встать на четвереньки и походить так примерно 3-4 минуты.
  3. В том же положении постараться вытянуть одновременно правую руку и левую ногу, задержав их на пару секунд, а затем все то же, но для противоположных конечностей (по десятку раз для каждой ноги).
  4. Опять на четвереньках выгнуть спину, а коленом дотянуться до головы. Повторить то же на другую ногу 8-10 раз.
Читать еще:  Особенности лечения метотрексатом

При сколиозе

Гимнастика полезна при искривленной осанке. Она помогает в некоторой степени выпрямить позвоночник и не дать ему еще больше деформироваться. Комплекс лечебной гимнастики стоит выполнять ежедневно, используя медленный темп. Задержка же в крайнем положении не должна быть слишком продолжительной. По окончании стоит просто полежать на ватном валике около четверти часа. Сам комплекс упражнений ЛФК следующий:

  1. Лечь на спину, руки завести за затылок. Далее на вдохе разводить локти по сторонам, а на выдохе – сводить обратно. 10-12 раз.­
  2. В той же исходной позиции попеременно делать сгибание/разгибание ног, прижимая их к животу (повторить до 12 раз).
  3. Лечь на живот, одну руку разместить на затылке, а другую – на грудную клетку на выгнутой стороне искривления. Далее на вдохе разогнуть туловище, а на выдохе – принять исходную позу. Повторить до двух десятков раз.

Для суставов

Чтобы избавиться от боли и вернуть суставам подвижность, можно регулярно выполнять комплекс. Наряду с правильным питанием, упражнения постепенно восстанавливают их функцию и не дают запустить состояние. Движения должны быть плавными. В перерывах можно даже помассировать суставы для лучшего кровообращения зоны. Комплекс включает упражнения для определенных суставов.

  1. Для локтей. Плечи расслабить, руки сжать в кулак, затем вращать предплечьями в разные стороны – от себя и на себя по пять повторений.
  2. Плечевые суставы. Руки выпрямить, вращать ими несколько раз вперед и назад одновременно или вразнобой.
  3. Тазобедренные суставы. Руки поместить на пояс, затем вращать бедрами в одну и другую стороны, стараясь задействовать только таз (по пять раз в каждую сторону).
  4. Колени. Слегка согнуть ноги, руки положить на бедра чуть выше коленных суставов. Совершать круговые движения коленями 8-10 раз.

При геморрое

Назначением физкультуры при внутреннем или внешнем геморрое является возвращение мышечного тонуса анальному сфинктеру и активизация кровотока в этой области. Это избавляет от запоров и устраняет венозный застой. Выполнять можно следующие упражнения:

  1. Ножницы. Принять положение лежа на спине, ноги приподнять до угла примерно 45 градусов. Далее развести конечности, а затем свести крест-накрест, выполняя движения по типу ножниц (начинать с 20 секунд, постепенно увеличивая).
  2. Приподнимание. Оставаться в том же положении, из него приподнять таз, задержать на пару секунд, опуститься. Сделать до 8 повторов.­
  3. Хождение на ягодицах. Сесть на пол, ноги вытянуть. Напрячь мышцы одной ягодицы, переместить ее вперед, повторить то же со второй. «Идти» сначала вперед, а затем тем же способом назад (10 + 10 движений).

При простатите

Для профилактики и улучшения состояния при простатите тоже помогает «ходьба на ягодицах». Из других простых упражнений вы можете выполнять следующие движения:

  1. Встать прямо, а на выдохе вынести одну ногу вперед, сгибая колено до угла в 90 градусов, чтобы бедро оказалось параллельным полу. Далее ногу отвести назад, сохраняя в колене все тот же угол. 8 повторов.­
  2. Лечь животом вниз, руки вытянуть вдоль туловища. Ноги слегка оторвать от пола, после чего выполнять ими скрещивающие движения, как при классических «ножницах». До 10 раз.
  3. Лежа на животе, ноги поднять и выполнять ими круговые движения подобно езде на велосипеде (не больше5 минут).

Дыхательная гимнастика при ВСД

Уменьшить проявление симптомов при ВСД (вегето-сосудистой дистонии) помогает дыхательная гимнастика. Ее упражнения очень простые и доступны каждому. Начинать стоит с небольшой нагрузки, а потом постепенно ее увеличивать. Они выполняются так:

  1. Ритмичное дыхание. Выполнять его нужно носом, вдыхая в обычном темпе воздух. Затем можно усложнить упражнение, делая вдох рывками, считая до трех. Выдох должен быть через рот.
  2. Грудное дыхание. Руки необходимо положить на талию. Далее максимально вдохнуть через нос, расширить грудь, после чего выдохнуть из себя весь воздух.
  3. Дыхание в бумажные пакет. Подходит при сильных приступах вегето-сосудистой дистонии. Для выполнения бумажный пакет плотно прижимают к носу и щекам, после чего в течение 2 минут ритмично дышат в него. Продолжают до прекращения приступа.

ЛФК при неврологических заболеваниях

Комплексное лечение неврологических заболеваний тоже не обходится без лечебной физкультуры. Регулярное выполнение специальных программ важно для ускорения восстановительных процессов. Техника их следующая:

  1. Начать с ходьбы по кругу в течение 1-2 минут, меняя периодически направление.
  2. Далее выполнить то же, но уже идти поочередно на носках и на пятках.
  3. Встать прямо, руки вытянуть вдоль тела, расслабиться. Затем попеременно поднимать правую и левую руки вверх со скоростью примерно 60-120 раз в минуту.
  4. Ноги расставить на ширину плеч. Руки вытянуть вперед, сжимать пальцы со скоростью до 120 раз в минуту.
  5. Ноги поставить чуть уже, на вдохе сделать приседание, на выдохе подняться. Сделать еще 4-5 повторений.
  6. Встать на носочки, затем опуститься на пятки, сделать еще 5-6 раз.

Послеоперационная гимнастика

Нельзя составить универсальный комплекс лечебных упражнений, который подходил бы после любой операции. Комплекс определяется врачом в зависимости от органа, подвергшегося хирургическому вмешательству. В целом, после операции показано делать упражнения, которые больной должен был освоить еще до процедуры. Начинать занятия лечебной физкультурой разрешается примерно спустя 1-2 часа после того, как пациент отойдет от наркоза. Они включают:

  1. Упражнения, помогающие обучить больного правильному дыханию.
  2. Режим легкой гимнастики, упражнения которой задействуют мелкие мышцы, продолжительностью 3-5 минут и частотой 3-4 раза в день.
  3. Более интенсивную двигательную активность со 2 дня после операции, представленную лечебными упражнениями, которые определяются исходя из заболевания.

Противопоказания

Не во всех случаях физические нагрузки являются полезными. Выполнение упражнений строго запрещается при наличии:

  • признаков обострения заболеваний;
  • повышенной температуры;
  • беременности у женщин или недавно перенесенной операции – по показаниям;
  • заболеваний легких и сердца;
  • кровотечений;
  • онкологических заболеваний;
  • тяжелых психических расстройств;
  • тромбозов;
  • интоксикации, инфекционных и воспалительных процессов.

Лечебная физкультура при реабилитации суставов

В нашей клинике вы можете пройти курс ЛФК под руководством опытных и высококвалифицированных врачей-реабилитологов и специалистов по реабилитации.

Получить подробную информацию и записаться на консультацию можно по телефонам: 295-50-65, 295-50-82, 906-46-84.

Главная цель лечебной гимнастики — максимально эффективное и быстрое возвращение пациента к активному полноценному образу жизни.

ЛФК (лечебная физкультура) – это реабилитационная методика, позволяющая в кратчайшие сроки возвращаться в форму после оперативных вмешательств и травм, а также являющаяся эффективным средством профилактики, предупреждающим возникновение различных заболеваний. Благодаря оптимально составленному курсу ЛФК человек может значительным образом повысить качество жизни. Вариативность и количество занятий, степень нагрузок выбираются доктором в соответствии с индивидуальными особенностями организма и поставленными задачами. Довольно часто гимнастику совмещают с физиотерапией и другими методами реабилитации — к примеру, с миостимуляцией, массажем, мануальной терапией, использованием тренажёров.

Основными задачами лечебной гимнастики являются:

  • Снятие болезненных ощущений в мышцах, костях и связках;
  • Улучшение подвижности;
  • Снижение потребности в проведении операций;
  • Улучшение кровообращения;
  • Оптимизация доставки питательных веществ к органам и тканям.

Подробнее о некоторых методах физиотерапии, которые используются в нашей клинике, можно прочитать – здесь…

Особенности проведения лечебной физкультуры.

Лечебная физкультура – это комплекс дозированных нагрузок, которые пациент должен выполнять вместе с правильно отработанным дыханием. ЛФК – это не просто гимнастика, это медицинская техника, которая направлена на ликвидацию заболеваний, реабилитацию после операций и на скорейшее выздоровление. Достаточно часто метод применяется при проблемах с позвоночником и опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой, при патологиях внутренних органов. При разработке курса доктор учитывает возможности пациента, вид болезни или травмы. Проводить упражнения можно как в стационаре под руководством специалиста, так и дома (но только после тщательного инструктажа и при условии точного выполнения предписаний).

Таким образом, есть три основных способа выполнения занятий:

  • В индивидуальном порядке – требуется после травм и сложных операций, а также в случаях, когда больной ограничен в возможности двигаться;
  • В группах – при условии, что у пациентов одна и та же патология;
  • Самостоятельно – когда восстановление подходит к концу, и больной уже ознакомился со всеми необходимыми движениями, техникой их выполнения, и может совершать их без помощи врача.

В каких случаях назначают ЛФК?

Показаний для назначения существует немало. В частности, данный курс реабилитации назначается специалистами следующих медицинских направлений:

  • Ортопедии – при нарушениях работы суставов, плоскостопии и патологиях стопы;
  • Травматологии – требуется после переломов, повреждениях двигательного аппарата, суставов, при воспалениях и обнаружении хронических болезней;
  • Неврологии – может помочь при наличии грыж, депрессиях, при остеохондрозе;
  • Кардиологии;
  • Пульмонологии и других областей медицины и реабилитации.

Кроме того, лечебная гимнастика является отличным помощником при патологических отклонениях в развитии в детском возрасте. Из всех указанных направлений наиболее часто оздоровительную физкультуру применяют в травматологии.

ЛФК назначается на следующих этапах восстановления:

Иммобилизация.

Данная стадия затрагивает период после травмы и/или операции, когда происходит наиболее активное сращивание костных тканей, заживляются раны и так далее. Этот процесс может длиться от месяца до трёх – в зависимости от тяжести полученных повреждений. Гимнастика, проводимая на этом этапе, имеет своей целью вернуть тонус организму, а также восстановить обменные и питательные процессы, сердечно-сосудистые и дыхательные функции. Также благодаря гимнастике нормализуются лимфо- и кровообращение. Проводятся занятия статично, в большинстве своём делается упор на дыхательные упражнения и на равновесие (что помогает привести в норму и вестибулярный аппарат).

Фаза постиммобилизации.

Следующая стадия, на которой осуществляется подготовка к самостоятельной ходьбе, улучшению показателей. Помимо этого, целью мероприятия является увеличение выносливости и мышечного тонуса. Иногда врачи включают в перечень упражнений стандартные работы с уроков труда – шлифовку, производство элементарных предметов.

Реабилитация.

Завершающий этап, на котором и происходит возвращение в спортивную (в случае, если травмировался спортсмен) форму, а также появляется возможность жить прежней жизнью. ЛФК при реабилитации становится заметно труднее и продолжительнее – она представлена и ходьбой, и плаванием, и выполнением физических упражнений. Исполнение строго контролируется врачом – от этого зависит скорость выздоровления и эффективность осуществляемых процедур. После завершения курса реабилитации в клинике, лечебная физкультура может выполняться самостоятельно, но только при строгом соблюдении всех рекомендаций врача-реабилитолога.

Отдельные цели, достигаемые при назначении лечебной физкультуры:

  • Ускорение консолидации;
  • Улучшение трофики в повреждённом месте;
  • Гипертрофия мышечной системы;
  • Увеличение подвижности суставов;
  • Формирование необходимых компенсаций и многое другое.

Как подбирается курс упражнений.

Специалист может подбирать упражнения, исходя из самых разных факторов:

  • Возможная степень активности (зависит от фазы выздоровления);
  • Местонахождение повреждения (различные варианты подборок предусмотрены для разных частей тела);
  • Направленность и цели (исходя из этих факторов могут назначаться как совсем простые, так и более трудные движения);
  • Навыки, которые желает развить клиент (если занятия применяются в профилактических целях).

Стоит отметить, что, если травмирована одна конечность, для второй также подбираются специальные занятия – это необходимо для укрепления трофики и для сохранения навыков координации. Кроме того, упражнения на вторую руку или ногу, выполняемые в правильном режиме, позволят сформировать эффективное лимфообращение, кровоток, активизируют процессы репарации. Иногда лечебная физкультура предполагает использование отягощающих и других спортивных снарядов.

Стоимость.

В данном разделе представлен частичный список цен на восстановительные программы, включающие лечебную гимнастику и кинезиотерапию.

Послеоперационный комплекс реабилитации (кинезиотерапия, физиотерапия, механотерапия, мануальная терапия/массаж/лимфодренаж)

Наименование услугиЦена, руб.
Консультация специалиста по реабилитации1 500
1 сеанс3 800
16 сеансов (скидка — 5%)57 760
26 сеансов (скидка — 10%)88 920

Лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, манипуляции

Индивидуальное занятие кинезиотерапией (ЛФК, функциональная реабилитация, Kinesis station, RedCord)3 400

Внимание! Цены представлены для ознакомления и не являются публичной офертой!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector