4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности детского травматизма

Особенности детского травматизма

Повреждения. Понятие о травме. Особенности детского травматизма.

Повреждения (травма) — нарушения анатомической целости или функций органов (тканей) вследствие постороннего воздействия (любые виды энергии — механическая, физиче­ская и химическая и др., в т.ч. психическое воздействие).

Механические повреждения — нарушения анатомической целости или функций органов (тканей) вследствие воздействиякинетической энергии какого-либо предмета.

При возникновении повреждения принципиального значения не имеет, находится ли тело человека (или его часть) в покое, а движется травмирующий предмет, или наоборот. Характер и свойства повреждений определяются совокупностью факторов (видом предмета, его энергией, направлением и углом воздействия и т. д.). Основные механизмыобразования повреждений обычно — удар или сдавление. Встречаются и такие механизмы, как растяжение, разрыв, кручение и даже отрыв отдельных частей тела.

Травматизм совокупность однородных видов повреждений у отдельных групп людей, находящихся в аналогичных условиях труда или быта.

А. Производственный травматизм 1. Промышленный

Б. Непроизводственный травматизм 3. Бытовой

В. Транспортный травматизм 5. Автодорожный

Г. Военный травматизм 9. Военного времени:

а) боевая травма

б) не боевая травма

10. Мирного времени

Особенности детского травматизма

Среди всех травм первое место по частоте занимают травмы детей школьного возраста. Но чаще всего они травмируются не в школе, а на улице или дворе. В школе самыми травмоопасными участками являются лестничные пролеты, а также уроки труда и физкультуры. Из спортивных снарядов наиболее опасны «козел», канат, а также упражнения: кувырок, кульбит, березка (сдавливается 6 шейный позвонок), борьба (вывих локтевого сустава). Поэтому так важно каждому учителю знать особенность течения травм у детей и уметь оказывать первую помощь.

Большинство детей, особенно в раннем возрасте, отлича­ются большой подвижностью, однако детские игры и забавы иногда могут привести к серьезным травмам. Кроме того, дети нередко не осознают, что те или иные их действия могут при­чинить им вред, а порой, когда ребенок не понимает всей от­ветственности за свои поступки, его действия могут быть на­прямую направлены на причинение вреда.

Дети более чувствительны к боли, чем взрослые, поэтому у них травмы чаще осложняются развитием травматического шока. Шок у детей развивается быстро и в короткие сроки достигает большой глубины и протекает тяжелее. Но при этом даже глубокие нарушения в органах и системах в большинстве случаев обратимы, только необходимо вовремя и быстро оказать первую, а затем и квалифицированную врачебную помощь.

Особенности детского травматизма:

1. Дети могут скрывать полученные ими травмы, опасаясь
наказания за проступки. В результате они не получают необ­ходимой помощи, что приводит к ухудшению общего состоя­ния их здоровья.

2. Дети не могут правильно описать характер боли, опре­делить место ушиба или травмы, что существенно затрудняет оказание им первой и других видов медицинской помощи.

3. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, чем скелет взрослого человека. Это является причи­ной того, что детский скелет травмируется даже при неболь­ших нагрузках и повреждениях.

4. Вследствие повышенного темпа обмена веществ кости детей срастаются значительно быстрее, чем кости взрослого человека.

5. Травмы, перенесенные в детстве, могут повлечь за собой осложнения, которые проявляются в более старшем возрасте в виде различных заболеваний.

|следующая лекция ==>
Группы здоровья детей.|Классификация механических повреждений (травм).

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 1712 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Особенности детского травматизма и его профилактика
статья

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_16.pptx120.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Особенности детского травматизма и его профилактика Преподаватель : Назарова Мария Владимировна 2019 год

ИСТОРИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В РОССИИ В России, еще на заре Советской власти, когда создались крайне тяжелые условия жизни в стране, в феврале 1919 г. декретом Совета народных комиссаров был учрежден Совет защиты детей, призванный уберечь подрастающее поколение от голода, разрухи и болезней. В 1936 г. при Харьковском горисполкоме впервые создается комиссия по борьбе с детским травматизмом, а в 1947 г. в Москве состоялось Первое Всероссийское совещание ортопедов-травматологов, где обсуждалась проблема детского травматизма. При Ленинградском детском ортопедическом институте им. Г.И. Турнера был организован методический центр.

ИСТОРИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В РОССИИ В 1960 г. в Москве создается научно-методический центр ортопедии и травматологии при Главном управлении здравоохранения Мосгорисполкома, по данным которого в 1970 г. детский травматизм составлял уже 20% от травматизма всего населения Москвы. С 1972 г. при Министерстве здравоохранения СССР действует Всесоюзная межведомственная комиссия по борьбе с детским травматизмом, а с 1983 г. — Всесоюзный научно-организационный центр по профилактике бытового и детского травматизма при Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова . За последние годы работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Тем не менее уровень детского травматизма в стране, особенно в крупных городах, продолжает оставаться высоким.

ТРАВМАТИЗМ Травматизм — повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды. Слово «травма» переводится как «рана». Детский травматизм — одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей, медработников и педагогов . Травмы детей можно классифицировать: по возрастному принципу грудной возраст — 3,5% от 1 до 3 лет — 9,5% от 3 до 7 лет — 22% от 7 до 15 лет — 65%

По характеру повреждений сотрясения мозга — 35% переломы — 46% прочие — 19%.

ПРИЧИНЫ ТРАВМ: Падение – 35% Удар о дверь – 21% Столкновение – 14% Другое – 30%

ПРИЧИНЫ ТРАВМ плохая ориентировка детей в окружающих условиях; недисциплинированное поведение во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.

ТРАВМАОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ в процессе подвижных игр («Салочки», «Прятки», «Жмурки», бег наперегонки, спрыгивания и т.д.); в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов); при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах; во время игр на проезжей части.

Существуют объективные причины детского травматизма: подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию ); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).

Субъективные причины детского травматизма: неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАВМ ПО ВИДАМ падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись); падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша); ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож); ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества); ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька); обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду); укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые); отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища); повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы); ушибы от избытка движения (об угол, о дверь, столкновения друг с другом); занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Например: Во время приема пищи предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами. В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения — уступить, пропустить, предупредить и т.д. В помещении, на участке детского сада , во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними.

ТРЕБОВАНИЯ Оборудование и материалы максимально безопасны Например : В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами. Необходимо производить ежеденевный осмотр участка и т.д Работа детского сада с семьей Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки. Оформление предметно-развивающей среды Например: «Уголок по профилактике травматизма»

УГОЛОК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей Заведующий и медицинский персонал дошкольного учреждения осуществляют контроль и руководство работой по предупреждению травматизма у детей. Заведующий несет ответственность за обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей каждой возрастной группы в помещении и на участке, воспитание навыков безопасного поведения детей в окружающей обстановке, повышение роли семьи в деле охраны жизни и здоровья детей, а также организует учет и регистрацию всех несчастных случаев с детьми во вверенном ему дошкольном учреждении.

Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей Также важно следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок; «упадешь!» «ударишься!». Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать: « Смотри под ноги», «Будь внимателен!» Формировать у ребенка чувство ответственности за свои действия Развивать ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики Правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост гармоничное физическое и психомоторное развитие.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Важную роль играют физические упражнения, направленные на развитие координации движений детей. Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение . От нее зависит каждое движение человека. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Ребенок учится координировать свои действия вплоть до 16-18 летнего возраста, когда прекращается рост.

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА недопущение безнадзорного пребывания детей на улице и около водоемов, организации полезных форм досуга, физкультурно-оздоровительной работы; активное проведение санитарно-просветительной работы среди родителей и педагогов по ознакомлению их с причинами повреждений, разъяснения анатомо-физиологических особенностей ребенка, воспитание безопасного образа жизни, повышения культуры поведения в быту, на улице, в образовательном учреждении и в общественных местах; проведение мероприятий административными и хозяйственными органами, учреждениями и организациями по благоустройству территорий и жилых зданий, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА В дошкольных учреждениях для предупреждения детского травматизма и несчастных случаев дети всегда должны находиться в поле зрения взрослых, не оставаться одни ни в помещении, ни во время прогулок. Вся мебель и оборудование участка должны быть устойчивы и закреплены. Электроприборы – недосягаемы для детей. На территории ДОУ должны быть надежно закрыты сточные люки, не должно быть углублений в земле, наполненных водой. Летом скашивается трава, зимой – очищается от снега, льда, убираются сосульки.

ВЫВОД: Таким образом, детский травматизм — прогрессирующая социальная проблема . Рост детского травматизма объясняется быстрым индустриальным развитием страны, научно-технической революцией, связанной нарастающей концентрацией машинной техники в быту и на улицах, перенаселением городов . Главная задача педагогов и родителей- предупреждение детского травматизма.

Детский травматизм и его профилактика

Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах. Слово « травма» (переводится как рана) повреждение в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды.

Детский травматизм — одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей. Чаще травмы возникают дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления и отравления.

Наиболее опасны три вида травм: бытовые, транспортные и утопление.

Чаще травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Травмы у мальчиков бывают чаще(73,3%) , чем у девочек. Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше трех лет. От травм и несчастных случаев умирает больше детей, чем от детских инфекций. В России ежегодно от транспортных наездов погибает около 10000 детей, тонет до 3500 детей в год. Ежегодно обращаются в травматические пункты свыше 500000 детей с различными травмами. В возникновении повреждений имеют значение анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и психическое развитие, недостаточность житейских навыков.

Чаще смертельные исходы (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе. 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15 % — двигательную заторможенность.

1.Беспечность взрослых — когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых произошло 98,7% автотравм.

В 78,9% случаев дети получали травмы дома.

2.Халатность взрослых — невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.

3.Недисциплинированность детей ( более25% случаев).

4. Несчастные случаи — непредвиденные события, когда никто не виноват(2%).

5.Убийства (4,5%)-чаще страдают дети до года.

6.Самоубийства(5%)-чаще подростки 10-15 лет.

7.Прочие причины(10% случаев)

Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70-75%. Бытовые травмы снижаются в школьном возрасте. Уличный нетранспортный травматизм обусловлен несоблюдением детьми правил дорожного движения. Уличная транспортная травма является самой тяжелой.

Школьный травматизм: среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Обусловлены, в основном, нарушением правил поведения. Несчастные случаи во время физкультуры связаны часто с недостаточной организацией «страховки» во время выполнения спортивных упражнений.

Существует еще одна классификация по характеру повреждений: Утопления и другие виды асфиксий;

Травмы от воздействия температурных факторов(ожоги, обморожения);

Отравления (лекарства из аптечки);

Повреждение электрическим током;

Прочие (укусы животных, инородные тела, жестокость)

Профилактика детского травматизма

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 –х направлениях:

1. Устранение травмоопасных ситуаций;

2.Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему правила техники безопасности.

Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.

— находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;

— ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку;

— на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком — вас могут вытолкнуть под колеса;

— при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

Как уберечь детей от ожогов?

— нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;

— ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках из- под пищевых продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;

Важно помнить правила поведения на воде:

— дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм на педагогов, на учителей физкультуры, труда, именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.

Статья на тему:»Особенности детского травматизма»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Тема: Особенности детского травматизма и оказание первой помощи .

1.Виды детского травматизма.

2. Особенности и виды закрытых повреждений; доврачебная помощь.

3. Виды открытых повреждений; оказание первой помощи.

1. Виды детского травматизма.

У детей часто встречаются повреждения. Во время занятий, игр, прогулок на свежем воздухе ребенок может получить травму, подвергнутся укусам насекомых, змей, животных, влияниям высоких или низких температур. Во всех случаях работники детских учреждений (воспитатель, заведующий) должны уметь быстро оказать ребенку первую помощь. Различные виды повреждений, встречающиеся у взрослых, наблюдаются и у детей. Кроме того, существуют некоторые формы повреждений, свойственные только детскому возрасту. При возникновении несчастного случая взрослые должны сохранять полное самообладание, подходить к ребенку спокойно, уверенно, чтобы он не нервничал. Первую помощь следует оказывать быстро, ловко, не нанося пострадавшему лишних болевых ощущений. В зависимости от характера повреждения бывают: механические (при падении, ударе), физические (при воздействии высокой или низкой температуры: ожоги, обморожения, действие электрического тока, проникающей радиации и т. п.), химические (при воздействии на ткани разных химических веществ — кислот, щелочей, отравляющих веществ и пр.).

Различают закрытые и открытые повреждения. К первым относятся повреждения, при которых тканей, растяжения связок, большинство вывихов и переломов. Открытые повреждения связаны с нарушением целостности наружных покровов раны, открытые вывихи и переломы, ожоги и другие.

2.Особенности и виды закрытых повреждений; доврачебная помощь.

Ушибом называется закрытое механическое повреждение тканей или органов без видимого нарушения их анатомической целостности. Это одно из самых частых повреждений у детей. По мере роста ребенка увеличивается его интерес к окружающему, он хочет все посмотреть, а потому нередко падает и ушибается. При сильных ушибах, особенно при падении с высоты, могут произойти повреждения внутренних органов, черепа, таза, грудной клетки и др.

Первая помощь: Лечение при ушибе должно быть направлено на уменьшение кровоизлияния в ткани, снятие болей. Следует обеспечить полный покой ушибленной части тела, а если это конечность, то придать ей возвышенное положение. На поврежденную поверхность необходимо положить пузырь или полиэтиленовый пакет со льдом поверх давящей повязки.

При сильном ушибе после всех указанных срочных мер надо обратиться к врачу, чтобы не пропустить более серьезное повреждение, например перелом.

При ушибе головы, может произойти сотрясение мозга (микроскопическ ие изменения в структуре нервных клеток), при котором наблюдаются потеря сознания, рвота, нарушения памяти. Не всегда все эти признаки проявляются одновременно. Первыми симптомами сотрясения мозга могут быть сонливость, вялость, тошнота. При первом появлении этих признаков пострадавшему необходимо создать полный покой, придать его телу горизонтальное положение (при высоком положении головы может появиться или усилиться рвота), на голову положить холод, к ногам грелку. Затем больного надо срочно доставить в больницу. По дороге необходимо внимательно следить, чтобы при рвоте пострадавший не захлебнулся рвотными массами.

При ушибе головы, иногда без сотрясения мозга, внутри черепа может разорваться кровеносный сосуд и излившаяся кровь постепенно начинает сдавливать мозг. В таких случаях ребенок, будучи вначале в хорошем состоянии, внезапно, иногда через несколько часов после травмы, теряет сознание, у него начинаются судороги. Тогда только активное лечение, включая операцию, может спасти жизнь ребенка.

Растяжение связок и сухожилий возникает при резких движениях, неудачных прыжках, неловких поворотах. У детей встречается очень часто. Чаще всего наблюдается растяжение связочного аппарата голеностопного сустава. При падениях на вытянутую кисть может возникнуть растяжение лучезапястного сустава. Реже встречаются растяжения локтевого и коленного суставов. При растяжении возникают болезненность, припухлость, ограничение движений в суставе, через два-три дня может выявиться кровоподтек. Первая помощь заключается в наложении на поврежденное место тугой давящей повязки из бинта или мягкой ткани. Повязка способствует остановке кровотечения и обеспечивает неподвижность сустава. Ноге придают высокое положение. Поверх повязки кладут пузырь со льдом или снегом. В легких случаях выздоровление наступает через 7- 10 дней. Если болезненность и ограничение движений продолжаются, ребенка следует показать хирургу.

Вывих. В некоторых случаях может произойти не только растяжение, но и надрыв или разрыв связок и суставной сумки со стойким смещением концов костей, входящих в тот или иной сустав. Такое повреждение называют вывихом. В таких случаях возникают резкая, усиливающаяся при малейшей попытке движения боль в суставе, изменение его очертаний, опухоль и кровоподтеки, ненормальное положение поврежденной руки или ноги, которое исправлять неспециалисту нельзя. До отправления пострадавшего на пункт медицинской помощи необходимо как можно скорее обеспечить неподвижность поврежденной конечности, так как усиливающийся с каждой минутой отек сустава затруднит вправление костей.

При вывихе суставов руки ее подвешивают на косынке; с вывихом суставов ног пострадавшего укладывают на носилки с мягкой подстилкой, на которых его доставляют к врачу, обложив поврежденную ногу мягкими подушками или одеждой.

Переломом называется полное или частичное нарушение целостности кости. Если при переломе кости кожные покровы остались целыми, его называют закрытым; если наряду с переломом кости имеется рана, перелом называют открытым. Открытый перелом опаснее, так наблюдаются резкая боль, усиливающаяся при малейшем движении, подвижность кости в том месте, где нет сустава, изменение внешней формы сломанной конечности (наличие ненормальных выступов, искривлений, западаний). Необходимо, прежде всего, обеспечить полный покой сломанной конечности. Это предупредит еще большее смещение костей, которые могут поранить окружающие ткани (мышцы, сосуды, нервы) и вызвать еще большую боль у пострадавшего.

Для обеспечения сломанной конечности (руке, ноге) неподвижности применяют шины. Изготавливаются шины из дерева или проволоки, размеры и форма которых соответствует разным частям рук и ног. В срочных случаях можно воспользоваться палкой, зонтом, пучком прутьев или прибинтовать сломанную руку к грудной клетке, ногу — к здоровой ноге. Под шину обязательно надо положить вату, марлю, какое-либо белье или ткань, только после этого можно прибинтовать сломанную конечность. Чтобы обеспечить неподвижность конечности, шина должна захватывать два сустава выше и ниже перелома. Так, при переломе костейголени шину кладут от стопы до половины бедра, захватив голеностопный и коленный суставы. При переломе предплечья шина должна захватывать лучезапястный и локтевой суставы. Для предупреждения отека прибинтовывать шину к поврежденной руке надо от пальцев кверху.

3.Виды открытых повреждений; оказание первой помощи.

Раной называется повреждение, при котором нарушается целостность кожи или слизистых оболочек, а иногда и глубжележащих тканей. Все раны, даже самые незначительные, ранения (б-24 ч) микроорганизмы находятся в основном на поверхности раны. Они еще не проявляют своих болезнетворных свойств, поэтому при любом повреждении кожного покрова или слизистых оболочек надо срочно принять все возможные меры, чтобы устранить или хотя бы ослабить вредное влияние

организм. С этой целью применяют химические вещества -йод (5%-ной, спирт (чистый и разведенный), марганцовокислый калий 1: 1000, перекись водорода 3 %-раствор, бриллиантовый зеленый, 1 %-ный спиртовой раствор и др.). Все эти средства, а также индивидуальные пакеты, жгуты, ватно-марлевые бинты для шин, складные шины, пипетки, нашатырный спирт. Работники детских учреждений и родители должны обращать внимание на каждое незначительное повреждение на теле ребенка и принимать срочные меры лечения.

Царапины, ссадины, неглубокие порезы, которые не сопровождаются кровотечением, достаточно обработать йодом или другим обеззараживающим средством и перевязать стерильным бинтом. Если кожные покровы не нарушены, а имеют лишь покраснение или пузырь (отслойка эпителия, под которым скопилась жидкость), вскрывать его не надо. При более или менее крупной ране дезинфицирующим раствором обрабатывают лишь края раны, а затем на нее накладывают стерильную повязку. Основное правило, которое надо соблюдать при обработке раны, — это не касаться раны руками, на которых всегда имеются микроорганизмы.

Нельзя промывать рану водой. Инородные тела, внедрившиеся глубоко в ткань, извлекать без помощи врача не следует, так как это может усилить кровотечение. В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальное, венозное и капиллярное. Артериальное кровотечение наиболее опасно, так как возникает при повреждения крупных артерий. Для него характерны пульсирующая струя крови и ее алый цвет. Венозное кровотечение является следствием повреждения более или менее крупных вен. Кровь темно-красного цвета вытекает из раны равномерной струей. Капиллярное кровотечение следствие повреждения мельчайших сосудов. При капиллярном кровотечении кровь сочится каплями. Кровотечение останавливается самопроизвольно в первые минуты после ранения, так как в просвете поврежденных сосудов в результате свертывания крови образуются кровянистые сгустки (тромбы). Если кровотечение не останавливается, надо наложить давящую повязку.

Сильное артериальное кровотечение можно остановить прижатием соответствующей артерии выше раны, наложением выше места ранения кровоостанавливающего жгута. Накладывают жгут следующим образом: часть конечности, где будет лежать жгут, обертывают полотенцем или несколькими слоями бинта, в случае их отсутствия жгут можно накладывать поверх одежды. Затем поврежденную конечность приподнимают, жгут растягивают, делают 2-3 оборота вокруг конечности с целью сдавить мягкие ткани и закрепляют его конец. Держать жгут можно не более 1- 1,5 ч; время наложения его необходимо точно указать в документе, сопровождающем ребенка в лечебное заведение.

Если нет жгута, остановить артериальное кровотечение можно, сдавливая артериальный сосуд выше места ранения. Сдавливать артерию надо четырьмя пальцами в местах, где она лежит рядом с костью, к которой ее можно прижать. Остановку венозного кровотечения осуществляют поднятием раненой конечности вверх и наложением давящей повязки. Носовое кровотечение можно остановить прижатием пальцами крыльев носа. После остановки кровотечения ребенок в течение 1 ч не должен сморкаться, кашлять. Если все указанные меры не остановят кровотечения, ребенка следует доставить в медицинское учреждение.

Практическое занятие: «Практикум по оказанию доврачебной помощи при закрытых повреждениях»

Детский травматизм, классификация, профилактика.

Термин “травма” означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторялись в определенной группе населения, называются травматизмом. Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.

Детский травматизм представляет собой большую социальную проблему, в значительной степени определяющую демографические показатели общества и их перспективу. Достаточно сказать, что в структуре смертности у детей в возрасте с 1 года до 15 лет травмы и несчастные случаи составляют в последние годы 59 %. Трагичность ситуации усугубляется тем, что от травм погибают практически здоровые дети.

В зависимости от возрастной группы травматизм разделяется на:

· грудной (с момента рождения до 1 года);

· преддошкольный (от 1 г. до 3 лет.);

· дошкольный (от 3 до 7лет);

· школьный (от 7 до 16лет).

На первом году жизни у ребенка быстро развивается нервная система, формируются нервные рефлексы, и потому влияние окружающей среды отражается на работе коры головного мозга. В это время ребенок старается познать окружающий мир и с большим любопытством знакомится со всем новым, что окружает его. Ребенок пытается каждую вещь постичь прикосновением с помощью рук и, конечно же, языка. Поэтому в дыхательные пути младенцев часто попадают посторонние предметы, нередко наблюдаются ожоги пищевода и органов дыхания. Дети грудного возраста находятся под наблюдением взрослых, поэтому виновниками несчастного случая с грудным ребёнком являются взрослые.

Профилактическая работа среди взрослых должна быть поставлена так, чтобы организация ухода за ребенком полностью исключала возможность получения повреждений.

У детей от 1 до 3 лет быстро развивается опорно-двигательный аппарат, малыши учатся ходить, бегать, прыгать, пытаются усовершенствовать ловкость всех видов движений. В этом возрасте чаще всего возникают травмы, связанные с падением ребенка и нарушением функции костно-мышечной системы. Причиной этих повреждений являются резкое натяжение, подтягивание за руку в вертикальном направлении, резкое выдергивание за руку ребенка из лужи, грязи и при падениях. Старшие должны знать этот механизм травмы и по возможности поднимать ребенка без резких рывков.

Необходимо систематически проводить разъяснительную работу с обслуживающим персоналом, родителями и детьми.

В дошкольном возрасте появляются новые интересы, формируется свое “я”. Любознательность детей в этом возрасте беспредельна, а с отсутствием необходимого жизненного опыта и навыков, неумение реально оценить опасность, стремление быстро все сделать нередко приводят к несчастным случаям.

Работа родителей по предупреждению травматизма должна быть направлена на: устранение травмоопасных ситуаций; систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

В школьном возрасте резко возрастает количество травм. Нередко дети начинают проводить опыты с различными взрывоопасными и легковоспламеняющимися веществами. Желая показать свою ловкость и силу перед окружающими, они пренебрегают страховкой при выполнении упражнений на спортивных снарядах.

Подростки в своих действиях пытаются подражать старшим, «совершают» героические поступки, которые бы свидетельствовали об их храбрости. Недостаточно правильная оценка своих поступков, самоуверенность и хвастовство приводят к опасным для здоровья действиям.
По месту возникновения травматизм разделяют на: бытовой, транспортный, школьный, спортивный. Также есть уличный, огнестрельный, сельскохозяйственный, производственный, несчастный случай на воде, удушение и отравление.
Чаще всего встречается бытовой травматизм — это повреждения, которые дети получили дома: в квартире, во дворе или в саду. Повреждения при этом самые разнообразные, но опаснейшие из них это ожоги пламенем, химическими веществами и падение с высоты.
Причины бытового травматизма разнообразны, и значительную роль при этом играет недостаточный присмотр взрослых.

Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:

ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;
падение с кровати, окна, стола и ступенек;
удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);
отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.);
поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.
Падение — распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если: не разрешать детям лазить в опасных местах; устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.
В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, а особенно качели. Если ребенок упал с качели, он должен прижаться к земле и подальше отползти, чтобы избежать дополнительного удара.
Добровольный прыжок с качели никогда не заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого касания с грунтом наблюдается: перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов.
Порезы. Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу.
Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.
Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.
Ожоги. Ожогов можно избежать, если:

— держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
— устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
— держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
— прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Принципы предотвращения бытового травматизма разнообразны, но главным и самым надежным из них является постоянное беспокойство взрослых о безопасности детей дома. Старшие систематически должны воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, особенно при обращении с огнем и опасными приборами. Нужно предостерегать детей от озорства на балконах, лестницах, деревьях. Вместе с тем родители ни в коем случае не должны запрещать детям играть в подвижные игры, сковывать их непрерывными запретами и ограничениями: все нужно делать умеренно, чтобы не оскорбить и не унизить ребенка. С малышами нужно быть постоянно настороже, устранять с их пути опасные предметы. Старшим детям нужно постоянно обьяснять о той опасности, которую несут в себе необдуманные поступки, доказывать ошибочность их представлений о героизме. Помогут родителям в этом удачно подобранная литература, кинофильмы, телепередачи.

В профилактике детского травматизма большую роль играют учителя, воспитатели, работники городских и районных санитарно-эпидемических станций, жилищных управлений, сельских советов, милиции. Они осуществляют постоянный присмотр за состоянием территории жилищных массивов, школьных и дошкольных заведений, за соблюдением правил безопасности при проведении ремонтных и строительных работ.

Уличный травматизм по своему характеру очень близок к бытовому. Это повреждения, которые испытывают на улице. Главными причинами уличного травматизма являются недоработки работников ЖЭСов, строительных организаций и др. Это неисправные балконы, неогражденные канавы, отворенные люки и тому подобное. Зимой особенно опасны большие сосульки, которые свисают с крыш домов, во время гололеда; не посыпанные песком или солью тротуары. Поэтому работникам ЖЭСов, органов милиции, санэпидемстанции нужно быть особенно требовательными и соблюдать правила безопасности. Лучше принять меры пресечения, предупредить возможные трагедии.
Транспортный травматизм. Наивысший процент смертности после полученных травм от автомашин, автобусов, троллейбусов, поездов и других видов транспорта. И опять же, главными причинами является отсутствие присмотра за детьми на улице, по пути в ДДУ, к школе, а также в часы досуга. Приводит к этому незнание детьми правил уличного движения, нарушение правил пользования транспортом. Чрезвычайно опасно кататься детям на велосипедах, мопедах, мотороллерах, скутерах, если они не сдали соответствующих экзаменов на права вождения.

Взрослым ни на мгновение нельзя забывать, что дети склонны подражать им. Если ребенок видит, что старшие нарушают правила уличного движения, легкомысленно относятся к общепринятым рекомендациям, то от ребенка напрасно требовать чего-то другого, потому что ребенок прежде всего берет пример с взрослых.

Лишь совместные усилия родителей, учителей, воспитателей, работников общественных организаций смогут обеспечить позитивный эффект в борьбе с транспортным травматизмом. Учить правила уличного движения дети должны с преддошкольного возраста, а также дошкольного, то есть в яслях, и детских садах. Формы работы могут быть самые разнообразные: прогулки, экскурсии по городу, беседы, игры и др. Во время прогулок и экскурсий воспитатель обращает внимание детей на интенсивность уличного движения и поведение на улице. Дошкольников и младших школьников необходимо приучать ходить только по тротуарам с правой стороны, обращать внимание на сигнал “берегись автомобиля”. В тех местах, где нет тротуаров, двигаться нужно по левой стороне улицы навстречу транспорту.
Спортивный травматизм.Физкультура и спорт является могучим средством укрепления организма и физического развития детей, но это только при умелых и правильно организованных занятиях спортом. Но, к величайшему сожалению, детских спортивных заведений пока еще недостаточное количество и к тому же, не все родители понимают их пользу, считая, что ребенок может заниматься спортом и без тренера. Поэтому многие дети играют в футбол, хоккей, ездят на велосипедах без старших опытных товарищей. Или выбирают места, не совсем пригодные для игр, а часто и опасные: реки, загроможденные дворы, глубокие водоемы, пустыри.

При неорганизованном занятии спортом случается больше всего спортивных повреждений. Поэтому родители должны как можно раньше вовлекать ребенка в занятия в спортивных добровольных обществах, на стадионах. Этим они не только закалят ребенка, но и уберегут от страшной опасности.

Водный травматизм. Среди смертности от травматизма утопление занимает одно из первых мест. Это может произойти как летом, так и зимой.

Главной причиной утопления является неумение плавать, незнание особенностей водоемов, при прыжках в воду большую опасность приносят подводные скалы, камни. Зимой дети тонут, проваливаясь под лед при катании на коньках, или переходя через водоемы.
Взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов.
Дети могут утонуть менее, чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды, в т.ч. – в ванной.
Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра с водой.
Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста. Дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых.
Основное правило для родителей: ребенок должен чувствовать любовь и внимание окружающих, быть под пристальным (но не надоедливым) контролем!

Переломы костей у детей, виды и признаки,

Особенности детского травматизма

Травмы глаз у детей имеют ряд отличительных особенностей, и их выделяют в отдельную группу. По возрасту принято различать следующие группы: 1—3 года; 4—7 лет; 8—12 лет и старше 12 лет. В 60—80-е годы травмы глаз чаще всего диагностировали в младшем школьном возрасте у детей 8—12 лет, составляя, по данным А. В. Хватовой, до 46 % детской травмы [Бушеева Э. М.]. В связи с этим ряд офтальмологов даже предлагали называть детскую травму «школьной» [Тарасова Л. Н., Носаль Т. С.]. В общей структуре глазного травматизма доля детской травмы составляет 10—20 %.

Однако в последние годы зафиксирован рост детского глазного травматизма: например, по данным Уральского ИУВ с 1984 по 1993 г. [Винькова Г. А., Носаль Т. С.], удельный вес детских травм в общей структуре глазного травматизма региона вырос с 21,4 до 27,6 %. Наряду с этим отмечают «омоложение» детских травм — лидирующей возрастной группой становятся дошкольники 4—7 лет. По данным Т. А. Хайвинбо и соавт., на эту группу приходится до 43 % детской глазной травмы. Это можно объяснить сокращением числа детей, посещающих детские дошкольные учреждения, и безнадзорностью этих детей дома в результате общего ухудшения материального положения населения.

В раннем детском возрасте (до 2 лет включительно) травматизм связан с ознакомлением детей с предметами домашнего обихода, самообучением пользования вилкой, ножницами и т. д. Дети в возрасте 3—4 лет ведут более активный образ жизни. Для них характерны повреждения при падении и ударах о различные предметы. Более старшие дети, в возрасте 5—6 лет, травмируются о сломанные игрушки, палки, ветки, наносят повреждения глаз друг другу, бросая различные предметы.

Начиная с 3 лет выявляют половые различия в травматизме, обусловленные «мужской агрессивностью», что подтверждается результатами исследований, проведенных кафедрой глазных болезней Казанского медицинского университета в 1995—1997 гг. [Бушеева Э. М.].

В более старшем возрасте травмы глаз связаны с играми. Ранящими предметами служат рогатки, луки, стрелы, «ножички», «китайский пистолет», а также взрывы бутылок с карбидом, лампочек, различных горючих и взрывчатых веществ. В этом же возрасте появляются взрывные травмы от различных боеприпасов (патроны, гранаты, взрывпакеты). Нередки повреждения глаз при неорганизованных занятиях спортом, играх на стройках и свалках. При этом половые различия в частоте глазных травм увеличиваются в 7—8 раз.

Для детского травматизма характерна «сезонность»: наибольшее число травм дети получают в весеннее и летнее время.

Резкий всплеск травматизма регистрируют в мае (в конце учебного года) и начале школьных каникул. Дети в это время чаще всего предоставлены сами себе, контроль со стороны школы отсутствует, а контроль со стороны родителей нередко должным образом не налажен.

По характеру повреждения детская травма чаще всего контузионная (до 60 %), однако удельный вес проникающих ранений превышает 1/3 от общего числа травм. При этом изменился характер ранящего предмета. Если раньше это были стекло, палка, выстрелы из рогатки, то в настоящее время чаще всего происходят ранения иглами одноразовых шприцев, стрелами с наконечниками из игл, проволокой, гвоздем, стеклом, ножом или другими предметами. По данным разных авторов, резко увеличилось (в 3—10 раз) количество огнестрельных ранений глаз. Это объясняется в первую очередь бесконтрольным распространением пневматического и газового оружия и его доступностью для детей.

При этом травма глаза бывает комбинированной: проникающее или контузионное ранение глазного яблока с выраженным термохимическим ожогом. Резко увеличилось количество тяжелых травм, составляющих при детской травме более 1/3 случаев. Это намного выше, чем при обычной бытовой или производственной травме.

Для сравнения в США, согласно исследованиям, проведенным в штате Массачусетс в 1988 г., только 8 % обследованных горожан с травмой глаза были детьми до 15 лет [Schein et al.], однако, как и в нашей стране, детские травмы в США являются наиболее тяжелыми. В 36 % случаев отмечали гифему, в 25 % — проникающие ранения глазного яблока. В группе тяжелых травматических повреждений глаз дети составили более 1/3 пациентов. В нашей стране различия в удельном веседетского травматизма в общей структуре травм глаза можно объяснить большей безнадзорностью детей, особенно во внеучебное время.

Травматические повреждения у детей в возрасте до 3 лет имеют некоторые специфические особенности. Вследствие мягкости костной ткани, нежности других тканей незначительные воздействия ранящих агентов могут вызвать очень тяжелые повреждения. Сбор анамнеза и осмотр таких детей крайне сложны, особенно при нанесении травмы родителями или близкими родственниками. К сожалению, об этом часто забывают офтальмологи.

За рубежом с 50-х годов XX в. для характеристики травмы детей в возрасте до 3 лет введен термин «синдром избитого ребенка». Подобный ребенок чаще всего выглядит неопрятно, нередко голоден. Обычно он напуган, мало разговаривает. Имеет кровоподтеки на теле в разных стадиях заживления. Характерно, что при пребывании в стационаре новых кровоподтеков и нарушений не образуется. При обследовании у ребенка обнаруживают переломы и повреждения мягких тканей различной степени тяжести. История, представленная родителями, не соответствует тяжести повреждений, однако, как правило, их наносят или родители, или старшие дети.

Часто это случается в припадке гнева из-за раздражения на поведение маленького ребенка: он постоянно плачет, не желает принимать пищу, создает массу неудобств членам семьи, не желающим понять специфику его психологии. Старшие дети могут избивать младших из ревности. Яркой иллюстрацией этому является библейский Каин, убивший своего младшего брата Авеля.

Обычно выясняется, что ребенок и раньше находился на стационарном лечении в различных медицинских учреждениях. У 1/2 подобных детей обнаруживают повреждения глаз: чаще всего ретинальные и витреальные кровоизлияния, офтальмологические проявления — отек век и тканей орбиты, а также выраженный хемоз.

При прямой контузионной травме глазного яблока обычно наблюдают вывих или подвывих хрусталика, травматический мидриаз, кровоизлияния в переднюю камеру, стекловидное тело, сетчатку, разрывы сетчатки и хориоидеи, реже свежую отслойку сетчатки, переломы костей черепа и орбиты, признаки субдуральной гематомы. При этом у 50 % детей на глазном дне выявляют перивенозные геморрагии в сетчатку, а также обширные преретинальные кровоизлияния. В редких случаях возможны и более тяжелые повреждения.

Часто офтальмолог является первым врачом, осматривающим подобного ребенка. Задача врача — правильно оценить общее состояние и срочно госпитализировать с учетом основного повреждения и обязательным лечением офтальмолога при травматических повреждениях глаз. При выявлении ребенка с подобным синдромом необходимо поставить в известность администрацию лечебного учреждения, а также правоохранительные органы.

У детей старшего возраста травма глаза может быть получена на производстве: производственная практика школьников, обучение в профессионально-технических училищах. В этих случаях необходимо особенно тщательно оформить документацию, так как нельзя исключить возможность судебного разбирательства обстоятельств получения травмы и ее последствий.

Необходимо помнить, что дети нередко утаивают обстоятельства травмы и характер травмирующего агента из-за боязни наказания своих товарищей. В связи с этим сбор анамнеза, а желательно и осмотр лучше проводить без сопровождающих ребенка родителей, родственников и друзей. Это особенно важно при проникающих ранениях глаза с подозрением на наличие внутриглазных инородных тел. Правдивый анамнез позволяет выяснить возможную природу внутриглазных осколков и соответственно повлиять на выбор тактики лечения.

В качестве примера приводим следующее клиническое наблюдение профессора Р. А. Гундоровой, представленное в ее книге. На консультацию обратилась девочка 12 лет с диагнозом: атрофия зрительного нерва левого глаза. Острота зрения при обращении была равна нулю. Зрение стало снижаться после падения с велосипеда, произошедшего 8 мес назад. При осмотре каких-либо грубых повреждений глаза не обнаружено. Выявлен маленький рубчик длиной около 2 мм под левой бровью с наружной стороны. Диск зрительного нерва белый, атрофичный. Слева имелось незначительное расширение входа в канал зрительного нерва со стороны орбиты, выявленное при рентгенографии. При всестороннем обследовании (рентгенография, эхография, компьютерная томография) инородные тела, какие-либо новообразования орбиты и основания черепа были исключены.

В результате доверительной беседы с ребенком «с глазу на глаз» были уточнены некоторые обстоятельства травмы. Оказалась, что девочка ехала на велосипеде по автомобильной дороге, что категорически запрещали ей родители. Увидев встречный автомобиль, она испугалась и при попытке остановиться свернула на обочину и въехала в заросли придорожных кустов, где и упала с велосипеда. При падении она поцарапала лицо ветками кустарника. Обстоятельства травмы позволили заподозрить наличие в орбите небольшого деревянного инородного тела, фиксированного в костном канале зрительного нерва. Диагностическая орбитотомия подтвердила диагноз. Из костного канала зрительного нерва была удалена веточка растения диаметром 2 мм и длиной 7 мм с заостренным концом.

Читать еще:  Особенности в технике проведения у детей
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector